Земельный участок расположен в границах третьего пояса санитарной охраны источника водоснабжения

Содержание
  1. Установление границ зоны санитарной охраны питьевого водоснабжения
  2. Зоны санитарной охраны питьевого водоснабжения
  3. Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения
  4. 2 хитрости чиновников с зонами санитарной охраны и как их обойти
  5. Кадастровая стоимость участка в зоне санитарной охраны должна быть ниже
  6. Липовая зона санитарной охраны источников водоснабжения. 
  7. Как устанавливаются ЗСО?
  8. Почему чиновники юридически не оформляют утверждение ЗСО?
  9. Зоны санитарной охраны ограничивают права на земельный участок
  10. Зоны санитарной охраны относятся к «сведениям» государственной тайны.
  11. Как использовать зоны сан охраны для своей выгоды?
  12. Как проверить законность утверждения ЗСО?
  13. Следующим шагом целесообразно проверить сайты органов региональной власти на предмет опубликованного приказа (постановления) об утверждении зон санитарной охраны
  14. Что можно сделать в такой ситуации?
  15. СанПиН 2.1.4.1110-02 Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, О введении в действие санитарных правил и норм
  16. Санитарные правила и нормативы СанПиН 2.1.4.1110-02. Зонысанитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевогоназначения
  17. I.Общие положения
  18. 2.1.Факторы, определяющие ЗСО

Установление границ зоны санитарной охраны питьевого водоснабжения

Земельный участок расположен в границах третьего пояса санитарной охраны источника водоснабжения

Правовой центр ДВА М готов предложить широкий спектр юридических услуг, связанных с установлением границ зоны санитарной охраны питьевого водоснабжения г. Москвы, приобретением участков и строительством в данной зоне.

Представление интересов в суде Подготовка юридических заключений
Представительство в уполномоченных органахВзаимодействие с проектировщиками и экспертами

По вопросам:

  • оценки обоснованности включения участка в зону санитарной охраны.
  • оспаривания в судебном порядке отнесения участка к зоне санитарной охраны питьевого водоснабжения г. Москвы.
  • судебных споров и прокурорских поверок по вопросам предоставления участков в ЗСО, их застройки и ведения на них различных видов деятельности.
  • обоснования правомерности размещения тех или иных категорий объектов в зоне санитарной охраны.
  • особых требований к строительству в зоне санитарной охраны.
  • судебного оспаривания сделок, по продаже или аренде участков в ЗСО (если покупатель или арендатор не знал о наличии данного ограничения).

Зоны санитарной охраны питьевого водоснабжения

Зона санитарной охраны (ЗСО) питьевого водоснабжения г. Москвы охватывает берега рек, каналов и водохранилищ, в значительной части Московской области и даже в отдельных районах Тверской и Смоленской. Для данных участков устанавливаются существенные ограничения как в части оборота, так и в осуществлении застройки и иного использования.

Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения

А именно к источникам водоснабжения г. Москвы отнесены:

  • река Москва выше по течению от города (в т.ч. Можайское водохранилище), её притоки и водохранилища на них (реки Истра, Руза и Озерна с одноимёнными водохранилищами, и др.);
  • Канал им. Москвы с водохранилищами на нем и притоками (Клязьма, Уча и др.).
  • Вазузская гидротехническая система (Верхнерузское водохранилище, реки Вазуза и Гжать, каналы).

То есть ЗСО устанавливается вокруг водоёмов, находящихся в «престижных» западных и северных районах Московской области. И охватывает земли на берегах водоёмов, а следовательно – привлекательные с точки зрения строительства жилья и объектов отдыха и т.д.

Причём на практике из-за имеющейся в данном вопросе неопределенности претензии контролирующих органов нередко предъявляются к уже построенным объектам при наличии зарегистрированных прав на землю и необходимого комплекта документов на строительство. А значит в тот момент, когда собственник уже понес соответствующие расходы.

Также в городах и селах на берегах рек (Звенигород, Руза и т.д.) имеется и большое количество объектов, существующих и даже сотни лет. Их собственники также рискуют в любой момент столкнуться с ограничениями, связанными с отнесением участков к ЗСО.

Определение границ ЗСО

Зона санитарной охраны состоит из двух поясов, первый из которых устанавливается в непосредственной близости от водозаборов и плотин гидроузлов. Наибольше практические проблемы связаны со вторым поясом ЗСО, которые, в отличие от первого, охватывает весьма значительные территории.

А именно, в соответствии с действующими санитарными правилами данный пояс устанавливается вдоль основных водотоков рек и каналов, на которых оборудованы водозаборы или гидроузлы, а также их притоков первого порядка (т.е. непосредственно впадающих в основной водоток). При этом:

  • верхняя граница ЗСО устанавливается выше по течению от водозабора или гидроузла на таком расстоянии, чтобы время пробега воды до гидроузла было не менее 5 суток;
  • боковые границы устанавливаются: – при равнинном рельефе местности – не менее 500 м от уреза воды; – при холмистом рельефе местности – по вершинам первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения.

В отдельных случаях суды также применяют помимо действующих санитарных правил акты советского периода по данному вопросу. Однако содержащееся в них описание границ ЗСО также не является конкретным – они указаны с точностью лишь до населенного пункта.

Санитарные правила предусматривают, что на основании вышеуказанных общих положений должен быть разработан проект зоны санитарной охраны, содержащий конкретные координаты её границ. Однако такой проект до настоящего времени не разработан, сроки его возможного утверждения не известны.

Даже если границы ЗСО отмечены на Генплане или ПЗЗ, эти документы в соответствующей части не имеют юридической силы, носят лишь справочный характер, поскольку установление границ ЗСО не относится к компетенции муниципалитетов.

В связи с этим, согласно сформировавшейся судебной практике, применяются непосредственно нормы санитарных правил.

Однако для практического применения данные нормы не слишком подходят. Так, чтобы определить вхождение конкретного земельного участка в ЗСО, необходимо:

  • рассчитать время пятидневного пробега воды до гидроузла (с учётом сезонных колебаний скорости течения). Единая методика для такого расчета отсутствует.
  • при холмистом рельефе местности (а установленного разграничения межу холмистыми и пологими берегами тоже нет!) – определить границу первого склона.

Соответственно, данные вопросы на практике разрешаются в рамках экспертизы.

В том числе судебная экспертиза назначается при спорах, предмет которых так или иначе сводится ко вхождению участка в границы ЗСО (дела об оспаривании предоставления участков, о выдаче ГПЗУ, разрешений на строительство и т.д.). К участию в таких судебных делах привлекается местная администрация и/или ГУП «МОСВОДОКАНАЛ».

В ряде случаев владельцу участка целесообразно действовать на опережение – самому инициировать соответствующий судебный спор. После его успешного разрешения вопрос о нахождении участка в ЗСО будет закрыт для всех контролирующих органов.

В иных случаях достаточно внесудебного заключения эксперта для предоставления в государственные или муниципальные органы.

При этом с учетом отсутствия утвержденных методик для расчёта скорости пробега воды, разграничения холмистых и пологих берегов и т.д. результат экспертизы во многом зависит от компетенции конкретного эксперта, применимых им методик и подходов.

Мы имеем опыт успешного представления интересов по делам о вхождении участка в границы ЗСО, по которым назначалась судебная экспертиза. Готовы предложить кандидатуры компетентных в данном вопросе экспертов для проведения судебной экспертизы или подготовки внесудебного заключения.

Так в ряде случаев, можно обосновать, что участок, расположенный ближе 500 м. к воде и с небольшим уклоном в сторону реки, находится всё же за границей первого склона (особенно если ближе к воде уклон боле крутой).

А применительно к участкам на берегах водохранилищ можно обосновать, что в связи с практически отсутствующим в них течением в ЗСО попадет лишь небольшая часть берегов водохранилища около самой плотины.

Иная категория судебных споров по данной проблематике – оспаривание договоров купли-продажи или аренды участков в случаях, когда покупатель ли арендатор узнал, что приобрел участок в ЗСО, о чем не был уведомлён до заключения сделки.

Ограничения для участков в ЗСО

Участки, расположенные в ЗСО источников питьевого водоснабжения, не могут предоставляться в частную собственность (данный запрет действует с 2007 г.). Соответственно, договор купли-продажи такого участка из государственной или муниципальной собственности в частную может быть оспорен. В данном случае применяются общие положения об исковой давности эстоппеле и т.д.

При этом если участок ранее уже предоставлен в частную собственность – его перепродажа от одного собственника к другому не ограничивается.

При этом участки в ЗСО, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться в аренду в общем порядке. В том числе допускается предоставление участков под капитальное строительство.

Действующие санитарные правила устанавливают ряд ограничений на строительство и хозяйственную деятельность в ЗСО.

В том числе:

  • в пределах 100м. от уреза воды запрещается размещение объектов ИЖС, дачных участков, капитальных объектов рекреационного назначения и др.;
  • устанавливаются ограничения на размещение ряда категорий потенциально опасных для источника водоснабжения производственных, складских и сельскохозяйственных объектов;
  • устанавливаются ограничения для организаций отдыха по количеству отдыхающих на гектар территории;
  • устанавливаются повышенные требования к системам канализации и очистке сточных вод. В том числе для объектов с центрованным водоснабжением является обязательным подключение к канализации (исключается применение автономных систем).

Таким образом, участки в ЗСО могут с рядом ограничений и дополнительных обременений, использоваться для дачной и коттеджной застройки размещения объектов отдыха и т.д. В то же время существенно снижается коммерческая привлекательность проектов на таких участках, что не всегда может быть компенсировано плюсами от красивого вида на воду.

Источник: https://www.2m.ru/uslugi/voprosy-gradostroitelnoj-deyatelnosti/zony-s-osobymi-usloviyami-ispolzovaniya-territorii/zona-sanitarnoj-ohrany-pitevogo-vodosnabzheniya-g-moskvy

2 хитрости чиновников с зонами санитарной охраны и как их обойти

Земельный участок расположен в границах третьего пояса санитарной охраны источника водоснабжения
материал обновлен 11 января 2020 года

Зона санитарной охраны водных объектов ограничивает в обороте земельные участки, которые в нее попали.

Участок, ограниченный в обороте не может передаваться в частную собственность[1].

Иными словами, владельцы участков в зоне санитарной охраны, НЕ могут:

  • выкупить землю в собственность, даже если на участке есть их недвижимость,
  • прирезать к своему участку прилегающую территорию,
  • другим способом получить участок в собственность.

Любые ограничения раздражают.

Однако у них есть и положительная сторона.

Например, более низкая кадастровая стоимость.

Кадастровая стоимость участка в зоне санитарной охраны должна быть ниже

Другими словами,  земля в зоне сан охраны дешевле, чем за пределами ЗСО.

Снижение кадастровой стоимости автоматически влечет уменьшение платы за землю.

Проще говоря, владельцы участков в зоне санитарной охраны должны платить меньший земельный налог или арендную плату.

Однако, некоторые региональные власти не хотят терять часть платежей за землю и начинают хитрить.

Рассмотрим 2 хитрости чиновников, а также способы, как владельцам участков обратить их себе на пользу.

Липовая зона санитарной охраны источников водоснабжения. 

Уловка состоит в том, что власти применяют режим зон санитарной охраны, но при этом юридически их не оформляют.

Разберемся в этой хитрости, чтобы понимать, как из этого извлечь выгоду.

Как устанавливаются ЗСО?

В отношении водных объектов (рек, озер, водохранилищ и т.д.), которые используются для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны[2].

Порядок установления ЗСО определяется законом.

Суть порядка[3] сводиться к 2-ум аспектам:

  • наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам;
  • утверждение таких зон органами исполнительной власти субъекта РФ.

Другими словами, зоны санитарной охраны водных объектов питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждаются органами региональной власти при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

Обратите внимание: ЗСО утверждаются не органами местного самоуправления, а органами исполнительной власти субъекта РФ, то есть региональной властью.

Для справки.

Как правило, зоны санитарной охраны в населенных пунктах включаются в Правила землепользования и застройки.

На этом основании, чиновники считают, что ЗСО установлены.

Однако, это лукавство, потому что Правила землепользования застройки принимают органы местного самоуправления.

А зоны сан. охраны утверждает региональная власть, а не местная.

Безусловно, муниципалитеты должны отражать в Правилах землепользования и застройки зоны санитарной охраны.

Но должны это делать на основании правовых актов министерств (управлений) региональных правительств или администраций.

Вывод: наличие в ПЗЗ сведений о зонах санитарной охраны не доказывает, что ЗСО установлены законно.

С этим разобрались, двигаемся дальше.

Почему чиновники юридически не оформляют утверждение ЗСО?

Наверняка, вы уже поняли, что дело в деньгах.

Не берусь со 100-процентной уверенностью утверждать, что дело именно в финансовой стороне вопроса.

Однако, анализ законодательства в этой области свидетельствует именно об этом.

Объясню подробнее.

Любые органы власти обязаны[4] направлять в Росреестр документы и сведения, в случае принятия решений об установлении зоны с особыми условиями использования территорий.

Для сведения.

Зона санитарной охраны является одним из видов[5] зон с особыми условиями использования территорий.

Иными словами, в случае принятия региональной властью решения об утверждении ЗСО, данное решение и сведения из него должны быть переданы в Росреестр.

Решение передается в Росреестр в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

При этом, Росреестр, получив такое решение, вносит в ЕГРН сведения об ограничении земельного участка в виде зоны санитарной охраны.

Идем дальше.

Одним из ценообразующих[6] факторов, который учитывается при определении кадастровой стоимости, является наличие обременений (ограничений), зарегистрированных в ЕГРН.

Зоны санитарной охраны ограничивают права на земельный участок

Я не очень разбираюсь в методике расчета кадастровой стоимости.

Но что-то мне подсказывает, что ограничение не может увеличивать стоимость участка.

Наоборот, должно её  уменьшать.

Таким образом, юридическое оформление региональной властью решения об установлении зоны санитарной охраны приведёт к появдению в ЕГРН информации об ограничении земельных участков, попавших в ЗСО.

Чтобы эта информация не появилась в ЕГРН и не учитывалась при определении кадастровой стоимости, чиновники просто не оформляют решение в виде правового акта (приказа, постановления и т.д.).

С их точки зрения, всё до безобразия просто: нет документа об утверждении ЗСО, следовательно, нет записи в ЕГРН об ограничении участков.

Как следствие, нет факторов, снижающих кадастровую стоимость земли.

При этом, в государственных информационных системах (ГИС) и Правилах землепользования застройки (ПЗЗ) сведения о зонах санитарной охраны, каким-то волшебным образом появляются.

А поскольку сведения о зонах содержаться в ГИС и ПЗЗ, то чиновники направо и налево «лепят» отказы:

  • в выкупе земельных участков из аренды под объектами ИЖС и другой недвижимостью,
  • отказы в перераспределении (прирезке) участков,
  • отказы по другим процедурам, предусматривающим передачу участков в частную собственность граждан и организаций.

Согласитесь, хитрый подход: плата за землю не снижается, но ограничение на практике применяется. Очень «удобно».

Что с этим делать и как использовать с выгодой для себя, расскажу ниже.

А пока рассмотрим 2-ую хитрость, к которой прибегают власти.

Зоны санитарной охраны относятся к «сведениям» государственной тайны.

Иногда органы власти могут идти на такую уловку.

Сообщают, что нормативный акт об утверждении (установлении границ) зоны санитарной охраны принят, но не опубликован, потому что якобы сведения о ЗСО относятся к сведениям государственной тайны.

Подобные утверждения не имеют ничего общего с действительностью, потому что ни Указом[7] Президента РФ, ни законом[8], зоны санитарной охраны не отнесены к сведениям государственной тайны.

Как использовать зоны сан охраны для своей выгоды?

Должен предупредить о следующем: у меня нет информации, что абсолютно во всех регионах РФ власти применяют вышеописанные хитрости с зонами санитарной охраны.

По этой причине, целесообразно предварительно проверить: хитрят ли власти в вашем регионе с установлением зон санитарной охраны или действуют законно.

Как проверить законность утверждения ЗСО?

Проверку следует начать с получения выписки из ЕГРН.

Обратите внимание.

Изначально исходим из того, что земельный участок расположен поблизости от водоема и/или уже был получен отказ по причине наличия зоны санитарной охраны.

Получить выписку можно в Росреестре или через онлайн сервис.

В полученном документе нас интересует строка – «Особые отметки».

Если в этой строке отсутствуют сведения о зоне санитарной охраны, то это может означать одно из 2-х:

  • зона не устанавливалась, и соответственно нет правовых оснований передавать сведения в Росреестр,
  • зона фактически установлена, но власти не передали сведения в Росреестр.

В первом случае, когда ЗСО не устанавливалась, то есть вы не испытываете никаких ограничений в виде отказов в выкупе участка, прирезке дополнительной земли и т.д.,  следует вывод, что все законно.

Во втором случае, когда зона фактически установлена, то есть вам отказали в выкупе участка, в прирезке земли или в ином способе получения участка в собственность по причине наличия ЗСО, то данное обстоятельство 1-ый признак того, что власти хитрят в этом вопросе.

Следующим шагом целесообразно проверить сайты органов региональной власти на предмет опубликованного приказа (постановления) об утверждении зон санитарной охраны

Особое внимание уделите сайту министерства (управления) ЖКХ вашего региона, потому что чаще всего утверждение ЗСО передают в компетенцию данного органа.

Проверку сайта можно проводить следующим образом.

В разделе «Поиск по сайту» вводите поочередно следующие запросы:

  • зона санитарной охраны,
  • утверждение зоны санитарной охраны,
  • ЗСО,

полученные результаты проверяйте на наличие правовых актов об утверждении ЗСО.

Не лишним будет направить письменный запрос на имя главы региона (губернатору) с просьбой сообщить – утверждался ли проект либо границы зоны санитарной охраны.

Примерный вариант запроса может быть таким.

Правительство Тьмутараканской области

Губернатору Пыжикову Соломону Альбертовичу

от

Иванова Ивана Ивановича,

проживающего: Тьмутараканская область,

Беспросветный район,

с. Прощайнадежденское,  ул. Пустая дом 5.

 Уважаемый Соломон Альбертович!

           Прошу сообщить, утверждались ли проект и/или границы зоны санитарной охраны для с. Прощайнадежденское.

            В случае, если зоны санитарной охраны утверждались, прошу сообщить:

  • номер, дату и наименование нормативного правового акта, которым были утверждены зоны санитарной охраны,
  • источник официальной публикации указанного нормативного правового акта, в том числе, наименование источника, номер и дата периодического издания официальной публикации.

Кроме этого, прошу сообщить, по какой причине сведения об утвержденных зонах санитарной охраны до сих пор в порядке межведомственного информационного взаимодействия не переданы в Росреестр.

 Дата. подпись.

Результаты проведенной проверки могут быть разными.

Но условно их можно свести к 2 знаменателям:

  1. зоны фактически установлены и есть нормативный акт региональной власти об установлении зон.
    Данный акт официально опубликован, вступил в силу и с полным текстом можно ознакомиться, чтобы проверить в самом ли деле ваш участок находится в пределах ЗСО.
  2. зоны фактически установлены, но нет нормативного акта об их установлении.
    Чиновники могут говорить, что такой акт есть, но найти его не возможно. Текст нигде не опубликован.

Второй вариант уже более убедительно свидетельствует о том, что власти хитрят в вопросе юридического оформления зон санитарной охраны.

Что можно сделать в такой ситуации?

Ответ во многом зависит от ваших целей.

Первый вариант.

Если вы хотели выкупить участок либо прирезать прилегающую землю или иным способом перевести участок в частную собственность, но получили отказ по причине наличия зоны санитарной охраны, то можно обжаловать данный отказ в суде.

Основание для обжалование — зона санитарной охраны не была утверждена в установленном законом порядке.

По данному вопросу есть положительная судебная[9] практика, которую следует использовать, чтобы обжаловать отказ и добиться перевода земли в собственность.

Обжалование осуществляется в порядке административного судопроизводства, на основании статей[10] Кодекса административного судопроизводства.

Важно учитывать, что срок на подачу административного иска составляет 3 месяца с момента получения отказа.

Если вы пропустили 3-х месячный срок, то это не страшно, потому что можно снова обратиться в орган, который вам выдал отказ, с повторным заявлением.

На данное заявление вы получите новый отказ, который будет датирован новой датой, и его вы сможете обжаловать, не пропустив 3-месячный срок.

Второй вариант.

Требовать снижения кадастровой стоимости, с целью уменьшить плату за земельный участок, если такая плата зависит от размера кадастровой стоимости.

Мне не приходилось реализовывать на практике данный вариант.

Но для его практической реализации я бы действовал по следующему алгоритму.

  • направил в региональную прокуратуру заявление о проведении проверки законности фактического установления зоны санитарной охраны, без принятого в законном порядке нормативного акта органа исполнительной власти субъекта РФ.
  • оценил бы перспективы снижения кадастровой стоимости, установленной без учета фактически существующего ограничения в виде зоны санитарной охраны.

Судебный или иной конфликт с органами власти не имеет заведомо положительного исхода.

Тем не менее, позволять «дурить» себя, не самый лучший выбор.

Желаю хорошего дня и успешного обхода зон санитарной охраны.

Источник: https://paruslex.ru/zona-sanitarnoy-ohrani/

СанПиН 2.1.4.1110-02 Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, О введении в действие санитарных правил и норм

Земельный участок расположен в границах третьего пояса санитарной охраны источника водоснабжения

(с изменениями на 25 сентября 2014 года)

____________________________________________________________________
Вдокументе учтено:
Апелляционное определение Верховного СудаРоссийской Федерации от 25 сентября 2014 года N АПЛ14-393.
____________________________________________________________________

На основании Федеральногозакона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ “Осанитарно-эпидемиологическом благополучии населения” и “Положенияо государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании”,утвержденного постановлениемПравительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года N554,

постановляю:

Ввести в действиесанитарные правила и нормативы “Зоны санитарной охраны источниковводоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН2.1.4.1110-02”, утвержденные Главным государственным санитарнымврачом Российской Федерации 26 февраля 2002 года, с 1 июня 2002года.

Г.Онищенко

Зарегистрированов Министерстве юстицииРоссийской Федерации

24 апреля 2002 года,

регистрационный N 3399

Санитарные правила и нормативы СанПиН 2.1.4.1110-02. Зонысанитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевогоназначения

УТВЕРЖДЕНО
Главным государственнымсанитарным
врачом РоссийскойФедерации
26 февраля 2002 года

Дата введения – с 1 июня 2002 года

(с изменениями на 25 сентября 2014 года)

I.Общие положения

1.1. Санитарные правила инормы (СанПиН) “Зоны санитарной охраны источников водоснабжения иводопроводов питьевого назначения” разработаны на основанииФедеральногозакона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ “Осанитарно-эпидемиологическом благополучии населения” (Собраниезаконодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.

1650),постановленияПравительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года N 554,утвердившего Положениео государственной санитарно-эпидемиологической службе РоссийскойФедерации и Положениео государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании(Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31,ст.3295).

1.2. Настоящие СанПиНопределяют санитарно-эпидемиологические требования к организации иэксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения иводопроводов питьевого назначения.

1.3. Соблюдениесанитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальныхпредпринимателей и юридических лиц.

1.4. ЗСО организуются навсех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности,подающих воду как из поверхностных, так и из подземныхисточников.

Основной целью создания иобеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязненияисточников водоснабжения и водопроводных сооружений, а такжетерриторий, на которых они расположены.

1.5. ЗСО организуются всоставе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включаеттерриторию расположения водозаборов, площадок всех водопроводныхсооружений и водопроводящего канала. Его назначение – защита меставодозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленногозагрязнения и повреждения.

Второй и третий пояса (поясаограничений) включают территорию, предназначенную дляпредупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Санитарная охранаводоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.

Вкаждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитнойполосы, соответственно их назначению, устанавливается специальныйрежим и определяется комплекс мероприятий, направленных напредупреждение ухудшения качества воды.

1.6. Организации ЗСОдолжна предшествовать разработка ее проекта, в которыйвключается:

а) определение границзоны и составляющих ее поясов;

б) план мероприятий поулучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждениюзагрязнения источника;

в) правила и режимхозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

При разработке проектаЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение оЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данноговодопровода.

1.7. Определение границЗСО и разработка комплекса необходимых организационных,технических, гигиенических и противоэпидемических мероприятийнаходятся в зависимости от вида источников водоснабжения (подземныхили поверхностных), проектируемых или используемых для питьевоговодоснабжения, от степени их естественной защищенности и возможногомикробного или химического загрязнения.

1.8. На водопроводах сподрусловым водозабором ЗСО следует организовывать, как дляповерхностного источника водоснабжения.

На водопроводах сискусственным пополнением подземных вод ЗСО организуется как дляповерхностного источника (относительно водозабора дляинфильтрационных бассейнов), так и для подземного источника (длязащиты инфильтрационных бассейнов и эксплуатационных скважин).

1.9. Принципиальноерешение о возможности организации ЗСО принимается на стадии проектарайонной планировки или генерального плана, когда выбираетсяисточник водоснабжения.

В генеральных планах застройки населенныхмест зоны санитарной охраны источников водоснабжения указываются насхеме планировочных ограничений.

При выборе источникахозяйственно-питьевого водоснабжения для отдельного объектавозможность организации ЗСО должна определяться на стадии выбораплощадки для строительства водозабора.

1.10.

Насанитарно-эпидемиологическое заключение выбора в центргосударственного санитарно-эпидемиологического надзора заказчикпредставляет материалы, характеризующие источник водоснабжения, втом числе ориентировочные границы ЗСО и возможные источникизагрязнения. Объем материалов определен в приложении 1.

Акт о выборе площадки(трассы) подписывается при наличии положительногосанитарно-эпидемиологического заключения центра государственногосанитарно-эпидемиологического надзора.

1.11. Проект ЗСО долженбыть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабженияи разрабатываться одновременно с последним. Для действующихводопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны,проект ЗСО разрабатывается специально.

1.12. В состав проектаЗСО должны входить текстовая часть, картографический материал,перечень предусмотренных мероприятий, согласованный сземлепользователями, сроками их исполнения и исполнителями.

1.12.1. Текстовая частьдолжна содержать:

а) характеристикусанитарного состояния источников водоснабжения;

б) анализы качества водыв объеме, предусмотренном действующими санитарными нормами иправилами;

в) гидрологические данные(основные параметры и их динамика во времени) – при поверхностномисточнике водоснабжения или гидрогеологические данные – приподземном источнике;

г) данные,характеризующие взаимовлияние подземного источника и поверхностноговодоема при наличии гидравлической связи между ними;

д) данные о перспективахстроительства в районе расположения источникахозяйственно-питьевого водоснабжения, в том числе жилых,промышленных и сельскохозяйственных объектов;

е) определение границпервого, второго и третьего поясов ЗСО с соответствующимобоснованием и перечень мероприятий с указанием сроков выполнения иответственных организаций, индивидуальных предпринимателей, сопределением источников финансирования;

ж) правила и режимхозяйственного использования территорий, входящих в зону санитарнойохраны всех поясов.

1.12.2. Картографическийматериал должен быть представлен в следующем объеме:

а) ситуационный план спроектируемыми границами второго и третьего поясов ЗСО и нанесениеммест водозаборов и площадок водопроводных сооружений, источникаводоснабжения и бассейна его питания (с притоками) в масштабе – приповерхностном источнике водоснабжения – 1:50000 – 1:100000, приподземном – 1:10000 – 1:25000;

б) гидрологическиепрофили по характерным направлениям в пределах области питанияводозабора – при подземном источнике водоснабжения;

в) план первого пояса ЗСОв масштабе 1:500 – 1:1000;

г) план второго итретьего поясов ЗСО в масштабе 1:10000 – 1:25000 – при подземномводоисточнике и в масштабе 1:25000 – 1:50000 – при поверхностномводоисточнике с нанесением всех расположенных на данной территорииобъектов.

1.13. Проект ЗСО с планоммероприятий должен иметь заключение центра государственногосанитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованныхорганизаций, после чего утверждается в установленном порядке.

1.14.

Установленныеграницы ЗСО и составляющих ее поясов могут быть пересмотрены вслучае возникших или предстоящих изменений эксплуатации источниковводоснабжения (в том числе производительности водозаборов подземныхвод) или местных санитарных условий по заключению организаций,указанных в п.1.13 настоящих СанПиН. Проектирование и утверждениеновых границ ЗСО должны производиться в том же порядке, что ипервоначальных.

1.15. Санитарныемероприятия должны выполняться:

а) в пределах первогопояса ЗСО – органами коммунального хозяйства или другимивладельцами водопроводов;

б) в пределах второго итретьего поясов ЗСО – владельцами объектов, оказывающих (илимогущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источниковводоснабжения.

1.16. Государственныйсанитарно-эпидемиологический надзор на территории ЗСОосуществляется органами и учреждениями государственнойсанитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации путемразработки и контроля за проведением гигиенических ипротивоэпидемических мероприятий, согласования водоохранныхмероприятий и контроля качества воды источника.

1.17. Отсутствиеутвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождениявладельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных вграницах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а такжеграждан от выполнения требований, предъявляемых настоящимиСанПиН.

2.1.Факторы, определяющие ЗСО

2.1.1. Дальностьраспространения загрязнения зависит от:

вида источникаводоснабжения (поверхностный или подземный);

характера загрязнения(микробное или химическое);

степени естественнойзащищенности от поверхностного загрязнения (для подземногоисточника);

гидрогеологических илигидрологических условий.

Источник: http://docs.cntd.ru/document/901816579

Вопросы адвокату
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: