Задача по правовому регулированию экономической деятельности

Правовое регулирование экономической деятельности: принципы, нормативно-правовые акты и законы

Задача по правовому регулированию экономической деятельности

В системе отечественного права не предусмотрена отрасль, обеспечивающая правовое регулирование экономической деятельности и складывающихся при ее осуществлении правоотношений. Эта функция реализуется через нормы разных юридических отраслей права.

Речь идет о гражданском, конституционном, трудовом, финансовом и пр. законодательствах. В совокупности нормы, имеющие отношение к правовому регулированию экономической деятельности, составляют предпринимательское право.

Далее в статье рассмотрим его особенности.

Общие сведения

Правовое регулирование в сфере экономической деятельности осуществляется совокупностью норм разных юридических отраслей. Важнейшее значение среди них имеют конституционные положения, обеспечивающие гарантии предпринимательству. В соответствии со ст. 34 Конституции, каждый субъект вправе свободно использовать свои способности и имущество для ведения деятельности, не запрещенной законом.

Ключевая роль в правовом регулировании экономической деятельности принадлежит нормам административного и гражданского права. Первые регламентируют порядок регистрации хозяйствующих субъектов, лицензирования и пр.

В число отношений, регулируемых гражданским законодательством, входят отношения собственности, договорные правоотношения. Их именуют еще горизонтальными, поскольку основываются они на равенстве сторон.

Кроме того, гражданское законодательство регламентирует статус хозяйствующих субъектов – юрлиц и индивидуальных предпринимателей (статья 2 ГК РФ).

Стоит сказать, что оно не применяется к имущественным правоотношениям, основанным на административном либо другом властном подчинении, в т. ч. налоговым и прочим финансовым, если другое не установлено федеральным законом. Соответствующее положение закреплено в п. 3 статьи 2 ГК РФ.

Основу его составляет гражданское право. Очевиден тот факт, что предпринимательская деятельность не может осуществляться в условиях давления, принуждения, административно-командного воздействия.

В противном случае экономика перестает быть инициативной, свободной, превращается в плановую.

В связи с этим диспозитивный метод, применяемый в рамках гражданского права, максимально соответствует характеру экономической деятельности.

Направления регулирования

Нормы гражданского права регламентируют:

  1. Организационно-правовые формы деятельности.
  2. Порядок образования юрлиц, прекращения их работы, признание их банкротами.
  3. Внутренние отношения в коммерческих компаниях.
  4. Отношения собственности и производных от них.
  5. Договорные отношения.
  6. Основания, формы, размеры имущественной ответственности хозяйствующих субъектов за нарушения, допущенные в ходе ведения предпринимательской деятельности.

Ключевые принципы

Применение положений нормативных правовых актов, издаваемых органами власти в сфере предпринимательства, должно обеспечивать условия для реализации хозяйствующими субъектами их возможностей и потенциала. При этом важно сохранять баланс интересов государства и бизнеса. Для этого применяются следующие принципы правового регулирования экономической деятельности:

  1. Свобода договора и предпринимательской деятельности.
  2. Юридическое равенство субъектов.
  3. Свобода конкуренции, ограничение деятельности монополистов.
  4. Законность ведения деятельности.

Правовое регулирование экономической деятельности, как выше говорилось, осуществляется положениями, закрепленными в ГК. Кодекс признается одним из ключевых актов, регламентирующих гражданский оборот.

Кроме него, правовое регулирование экономической деятельности (внешней в том числе) предпринимательства осуществляется и другими актами, содержащими нормы гражданского права.

К ним, в частности, относят федеральные законы, постановления Правительства, указы Президента, акты исполнительных структур власти (ведомств и министерств).

Необходимо сказать, что в РФ органы местного самоуправления и региональной власти не могут принимать акты, содержащие гражданско-правовые нормы. Это входит в исключительные полномочия федеральных структур.

Дополнительно

Кроме нормативно-правовых актов, в качестве источников гражданского права выступают обычаи оборота. Они представляют собой определенные правила поведения, сложившиеся в той или иной сфере деятельности, например, в банковском, страховом деле, морских перевозках и пр.

Публично-правовое регулирование

Оно направлено преимущественно на предупреждение негативных последствий, которые могут возникнуть в условиях свободного рынка, т. е. на правовое обеспечение экономической безопасности.

Соответствующими нормами регламентируются:

  1. Порядок госрегистрации хозяйствующих субъектов.
  2. Антимонопольная деятельность.
  3. Стандартизация, единство измерений, сертификация.
  4. Санкции за нарушения в экономической сфере.

Лицензирование

Для ведения некоторых видов деятельности хозяйствующему субъекту необходимо получить специальное разрешение. Лицензия выдается уполномоченным органом юрлицам и предпринимателям при соблюдении установленных нормами требований и условий.

Сфера лицензирования регламентируется административно-правовыми нормами. В качестве ключевого правового акта выступает ФЗ № 99.

Получение разрешения означает, что уполномоченные органы могут контролировать соблюдение хозяйствующим субъектом требований и условий, предусмотренных лицензией. При выявлении нарушений действие документа может быть приостановлено. Субъекту при этом отводится срок до полугода на их устранение. Если нарушения остались, то лицензия может быть аннулирована.

Активное участие в выявлении правонарушений принимает Управление экономической безопасности и противодействия коррупции. Подразделения этой структуры действуют во всех регионах России.

Антимонопольное регулирование

Есть мнение, что рыночная модель экономической деятельности в правовом регулировании вообще не нуждается, т. к. одним из неотъемлемых условий является свобода предпринимательства. Между тем это мнение ошибочно; практика показала несостоятельность этого подхода.

Как показывает опыт большинства стран, использующих рыночную модель, полная свобода предпринимательства всегда связана с разного рода злоупотреблениями: появлением некачественной продукции, услуг, в ряде случаев представляющих угрозу для здоровья или жизни потребителей, созданием мошеннических схем привлечения денег населения и пр.

В качестве одного из опасных последствий полной свободы на рынке выступает господство монополий. Эффективность экономической системы обеспечивается разными механизмами. Одним из важнейших является свободная конкуренция.

Противоположностью ей выступает монополия – господство хозяйствующего субъекта на рынке.

Благодаря доминирующему положению предприятия могут извлекать сверхприбыль, не заботясь при этом о качестве товара или услуги, эффективности производства и т. д.

В структуре органов власти присутствует несколько институтов, работа которых связана с выявлением нарушений антимонопольного законодательства. В первую очередь, это ФАС России. Антимонопольная служба тесно сотрудничает с Управлением экономической безопасности и противодействию коррупции, другими правоохранительными органами.

Сертификация и стандартизация

Все, что относится к правовому регулированию экономической деятельности, направлено на защиту здоровья и жизни потребителей, обеспечение качества и взаимозаменяемости продукции. Сертификация и стандартизация являются важнейшими инструментами достижения указанных целей.

Стандартизация представляет собой деятельность, связанную с установлением правил и базовых показателей, которым должен соответствовать товар, услуга или работа. Она необходима для повышения конкурентоспособности предприятий, достижения упорядоченности в производственной сфере.

Сертификация – процедура, связанная с подтверждением соответствия качества продукции требованиям, предусмотренным в технических регламентах, положениях стандартов, условиях договоров и пр.

Она может быть добровольной или обязательной. Формами обязательной сертификации является, например, принятие декларации о соответствии.

Такое подтверждение осуществляется в случаях, установленных в техническом регламенте.

Продажа товаров, предоставление услуг, выполнение работ, сертификация которых является обязательной, осуществляется исключительно при наличии сертификата соответствия.

Госорганы, уполномоченные контролировать соблюдение требований стандартов, в случае выявления нарушений могут применять к виновным административные меры, в т. ч. штрафа и запреты на реализацию товаров.

Экономика и управление

В процессе хозяйствования возникают самые разные правоотношения. Они не сводятся исключительно к взаимодействию потребителя и производителя. Важнейшее значение в рыночной системе имеет и управление экономикой. Оно представляет целенаправленное упорядочивающее воздействие на хозяйственную деятельность всех участников оборота.

Труд работников любого предприятия организуется для наиболее эффективного использования производственных средств и обеспечения собственнику высокого дохода. В данном случае видна прямая зависимость управления от собственности. В одних случаях владелец предприятия является его руководителем, в других – нанимает для этого специалистов.

Управление тесно связано с разделением труда и кооперацией. Эффективность руководства достигается за счет обеспечения согласованной и целенаправленной работы, четкого распределения функций между участниками производственного процесса.

Структура управления

Регулирование хозяйственной деятельностью осуществляется посредством комплекса мер и инструментов, согласованных друг с другом и научно обоснованных. Все эти методы, приемы, способы используются управленческим аппаратом – органами управления.

Координация и регулирование социально-экономических процессов осуществляется на федеральном, региональном и территориальном уровнях.

На региональные структуры власти и местные органы самоуправления в РФ возлагается ответственность за укрепление хозяйственных связей, стабилизацию экономики на местах.

На федеральном уровне функции управления осуществляют Правительство, Президент, министерства и ведомства, Счетная палата, Парламент.

Функции Правительства

В системе госрегулирования экономики Правительство является одним из ключевых субъектов управления. Этот орган обеспечивает контроль уровня занятости населения и платежного баланса, внедрение инновационных социально-экономических программ с целью перераспределения дохода и пр.

На правительственном уровне разрабатываются меры по контролю использования природных ресурсов, финансированию образовательных, продовольственных и других программ.

Ведомства и министерства

Эти звенья системы осуществляют оперативное управление в соответствующих экономических отраслях.

Министерства и ведомства получают статистические данные, результаты мониторингов производственных процессов, анализа рынка, потребительского спроса, предложения производителей.

На основании полученных сведений разрабатываются программы по оптимизации расходов, выявляются наиболее перспективные направления развития.

Инструменты регулирования

Кроме нормативно-правовых актов, в числе эффективных мер все больше приоритет отдается финансово-кредитным методам. Речь, в частности, о мерах налоговой, таможенной, амортизационной, кредитной, валютной политики.

В разных странах устанавливается определенное соотношение между разными формами и инструментами экономического регулирования. В зависимости от способа воздействия выделяют косвенные и прямые регуляторы. К числу последних относят методы и меры, жестко регламентирующие поведение участников оборота. Они выражены в форме законов, приказов, распоряжений, постановлений, судебных актов.

Косвенные регуляторы предполагают возможность выбора того или иного действия. К их числу, к примеру, можно отнести разные условия налогообложения, различные цены, ставки, тарифы, таможенные пошлины и т. д.

Прочие отрасли публично-правового регулирования

Охранительную функцию в сфере управления экономикой выполняет административное право. Его нормы закрепляют разнообразные санкции за нарушения в сфере предпринимательской деятельности в целом и за неисполнение предписаний в конкретных экономических отраслях.

На правонарушения, представляющие высокую общественную опасность, распространяют свое действие уголовные нормы.

Косвенное правовое регулирование осуществляется с помощью налогового законодательства. Несмотря на то что в НК не определены права и обязанности субъектов в предпринимательской сфере, Кодекс может оказать на участников правоотношений опосредованное влияние путем установления разных режимов обложения, льгот, ставок и пр.

Виды ответственности экономических субъектов

Самым строгим считается уголовное наказание. К ответственности по УК можно привлечь только физических лиц – руководителей, бухгалтеров, сотрудников, специалистов. Наказание вменяется только при условии доказанности вины. Основанием для привлечения к уголовной ответственности выступает совершение лицом деяния, имеющего признаки преступления.

Административные санкции могут быть вменены как гражданам, так и юрлицам. Основания и порядок привлечения к ответственности устанавливается в КоАП. Наиболее распространенным видом санкции является штраф. Одним из самых серьезных наказаний считается дисквалификация – лишение права вести определенный вид деятельности.

Ответственность по НК наступает за нарушение налоговых норм. Речь, к примеру, о несвоевременной сдаче декларации, неисполнении бюджетных обязательств, предоставлении недостоверных сведений в отчетности и пр. Налоговая ответственность заключается в возложении на субъекта денежного штрафа.

Гражданско-правовые меры применяются к лицам, нарушающим права других субъектов. Такой вид ответственности обеспечивает восстановление положения, существовавшего до нарушения прав. Так, лицо, чьи интересы были ущемлены, вправе требовать компенсацию вреда (в т. ч. морального). Кроме этого, в ГК предусмотрены санкции в виде пени, штрафов, неустойки к субъектам, нарушившим условия договора.

Источник: https://FB.ru/article/440816/pravovoe-regulirovanie-ekonomicheskoy-deyatelnosti-printsipyi-normativno-pravovyie-aktyi-i-zakonyi

Роль государства в экономической жизни общества

Задача по правовому регулированию экономической деятельности

Государство управляет многообразными процессами, происходящими во всех сферах общественной жизни. Экономика занимает среди них главенствующее положение: составляет основу развития общества и обуславливает все происходящие в нем изменения. Поэтому очень важна роль государства в регулировании экономики страны.

Цели, задачи, функции

Государственное регулирование экономики – система мер, осуществляемых соответствующими государственными органами и учреждениями для достижения намеченных целей и реализации поставленных задач. В главном усилия государства направлены на формирование благоприятных условий для поддержания экономического развития и социальной стабильности. Основные цели регулирования экономики:

  • повышение уровня и качества жизни граждан – важнейшими показателями являются продолжительность жизни и среднедушевой доход, условия труда и отдыха, обеспеченность граждан жильем, уровень социальной защищенности;
  • обеспечение занятости населения – создание новых рабочих мест, поддержка самозанятых, развитие общественных работ, организация подготовки и переподготовки кадров, информационная помощь безработным;
  • поддержание стабильного уровня цен – установление верхней и нижней границы цен, государственные закупки, регулирование налоговых ставок, снижение банковского процента;
  • достижение внешнеэкономического равновесия – повышение конкурентоспособности национального продукта, регулирование экспорта, импорта и международного движения факторов производства;
  • справедливое распределение доходов – осуществляется с помощью гибкой системыналогообложения и системы социальной поддержки.

Государственное регулирование экономики направлено на решение различных задач:

  • обеспечение устойчивых темпов экономического роста – увеличение доли отраслей, производящих товары в валовом региональном продукте, развитие малого предпринимательства;
  • сглаживание цикличности экономики – стимулирование производства во время кризиса и сдерживание во время подъема;
  • обеспечение национальных интересов в международных экономических отношениях – усиление конкурентных позиций страны в мире, поддержание стабильного валютного курса, регулирование внешней торговли;
  • поддержание удовлетворительного состояния окружающей среды – меры сохранения и восстановления природной среды, рациональное использование природных ресурсов, создание экологически безопасной обстановки в местах проживания, работы и отдыха людей.

Основные направления экономической деятельности государства выражаются в его функциях:

  • законотворческая деятельность – создание правовой базы для регулирования экономических отношений;
  • стабилизация экономики – применение комплексных мер для поддержания определенного уровня производства, минимизации безработицы, регулирования инфляции;
  • перераспределение ресурсов – поддержка общественно важных отраслей: сельского хозяйства, образования, здравоохранения, культуры, науки, оборонной промышленности;
  • перераспределение национального дохода – обеспечение социальной защиты и социальных гарантий: выплаты пенсий, пособий, установление МРОТ и потолков цен на товары первой необходимости.

Государственное регулирование экономики направлено на защиту прав и интересов государства, общества, граждан.

Структура

Государственное регулирование экономики – сложная, многоуровневая система. Ее элементами являются:

  • объекты – экономика в целом, ее отрасли, сферы, социально-экономические явления, процессы, ситуации;
  • субъекты – домохозяйства, предприятия, государство.

Существует несколько форм государственного регулирования экономики:

  1. Планирование – выбор и постановка целей, а также путей и способов их достижения. Планирование может быть 1) директивным, когда план приобретает силу закона; 2) индикативным, ориентированным на достижение определенных параметров (индикаторов) и имеющим рекомендательный характер; 3) стратегическим – определяющим цели экономического развития страны в долгосрочной перспективе.
  2. Прогнозирование – разработка прогноза на основе знания закономерностей общественного развития.
  3. Программирование – разработка программ для решения различных социально-экономических проблем. Программы могут быть национальными, региональными, чрезвычайными и целевыми, могут различаться сроками действия.
  4. Государственные закупки – обеспечивают устойчивый рынок сбыта и стимулируют производство в необходимых отраслях.
  5. Финансово-кредитное регулирование – включает в себя меры налоговой, денежной, кредитной, валютной, таможенной политики.
  6. Административное регулирование – разработка правил, нормативов, требований, установление твердых цен и объемов производства на определенные товары и услуги.
  7. Селективное финансирование – поддержка малорентабельных предприятий и отраслей, повышение уровня социально-экономического развития депрессивных регионов, структурная перестройка экономики.

Все используемые государством меры воздействия на экономику относятся к методам прямого либо косвенного регулирования. Методы прямого регулирования – жестко регламентируют поведение хозяйствующих субъектов, сводятся к административному воздействию на них. Таковыми являются:

  • законы, указы, постановления, судебные решения;
  • государственное субсидирование и инвестиции;
  • государственное предпринимательство.

Методы косвенного регулирования – заключаются в создании условий, при которых субъектам экономических отношений будет выгодно действовать в соответствии с экономическими целями государства. К ним относятся:

  • условия налогообложения;
  • нормы амортизации;
  • уровень цен;
  • размеры тарифов и пошлин.

Также методы государственного регулирования можно разделить на правовые, административные и экономические. Правовые – призваны обеспечить правовые условия функционирования и заключаются в установлении правил поведения участников экономических отношений.

Административные методы регулирования экономики основываются на силе власти и являются мерами государственного контроля. Различают меры разрешения, меры запрета и меры принуждения.

Экономические методы регулирования осуществляются путем воздействия на спрос, предложение, на факторы экономического роста, на структуру экономики. На практике большинство этих регуляторов используется в сочетании с другими.

Заключение

Экономика любой страны испытывает воздействие со стороны государства. Это связано с тем, что нерегулируемый рынок не в состоянии удовлетворить все потребности общества и обеспечить справедливое распределение дохода. Государство, взаимодействуя с рынком, сглаживает его недостатки и направляет деятельность его субъектов в заранее намеченное русло.

План ответа по теме «Роль государства в экономике»

1. Государство как субъект общественной жизни.

2. Понятие государственного регулирования экономики. Его цели:

  • повышение уровня и качества жизни граждан;
  • обеспечение занятости населения;
  • поддержание стабильного уровня цен;
  • достижение внешнеэкономического равновесия;
  • справедливое распределение доходов.

3. Задачи регулирования:

  • обеспечение устойчивых темпов экономического роста;
  • сглаживание цикличности экономики;
  • обеспечение национальных интересов в международных экономических отношениях;
  • поддержание удовлетворительного состояния окружающей среды.

4. Функции регулирования:

  • законотворчество;
  • стабилизация экономики;
  • перераспределение ресурсов;
  • перераспределение национального дохода.

5. Структура. Элементы:

6. Формы государственного регулирования экономики:

  1. Планирование.
  2. Прогнозирование.
  3. Программирование.
  4. Государственные закупки.
  5. Финансово-кредитное регулирование.
  6. Административное регулирование.
  7. Селективное финансирование.

7. Методы регулирования:

  • прямые;
  • косвенные;
  • правовые;
  • административные;
  • экономические.

8. Роль государства в экономике.

Источник: http://rrepetitor.ru/economics/rol-gosudarstva-v-ekonomicheskoj-zhizni-obshhestva/

Задачи по «Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности»

Задача по правовому регулированию экономической деятельности

    Тольяттинский государственный университет

    Заочное отделение 

    Юридический факультет 

    Кафедра «Предпринимательское и трудовое право» 

    Задачи   

    по дисциплине

    «Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности»    

    студентки: Бурмутаевой Натальи Валентиновны

    группа ЮРз-532 ВВО  

    Преподаватель: Чуклова Елена Валериевна, к.ю.н., доцент   

    Оценка____________________________________________________  

    Регистрационный номер_______ дата___________________________  

Тольятти, 2011

 По заключенному контракту одна из фирм ФРГ обязалась поставить российскому акционерному обществу установку по переработке кофе, а лизинговая компания ФРГ – финансировать эту поставку. Перевозку и монтаж оборудования должна была осуществлять австрийская фирма.

Вопросы юрисдикции при рассмотрении возможных споров и о применимом праве в контракте не оговаривались. Российское АО оказалось в затруднительном финансовом положении и вскоре после окончания монтажа отказалось от продолжения работ и контракта в целом.

   По решению российского арбитражного суда с российского АО взысканы денежные суммы для возмещения понесенных контрагентами убытков. Суд руководствовался при этом нормами пп. 1,2 и 5 ст.

166 Основ гражданского законодательства, соответствующими нормами ГК Австрии и ГГУ ФРГ, Общих условий экспортных поставок и монтажа машинного оборудования ЕЭК (Женева,1957 г.). Вопросы юрисдикции решались судом на основании норм АПК РФ. Какие источники международного частного права использовал суд при разрешении дела? Какова их иерархия?

Ответ

    При разрешении данного дела суд использовал следующие источники международного частного права:

  • Акты Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИСТРАЛ), в частности Конвенция ООН 1980 г. о договорах международной купли-продажи товаров;
  • Гаагская конференция. О сборе за границей доказательство по гражданским и торговым делам;
  • Конвенция 1988г. о международном финансовом лизинге;
  • Международный институт по унификации частного права (УНИДРУА), конвенция о лизинге;
  • Многосторонняя конвенция по вопросам иностранных инвестиций, о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами;
  • Международные транспортные конвенции

 Иерархия источников международного частного права такова.

 Иерархия действия правовых норм в МЧП аналогична схеме действия правовых норм в любой национальной отрасли права: юридическая сила правовых норм, включенных в законы, выше юридической силы подзаконных актов.

 Основным национальным источником международного частного права России является раздел VI ГК РФ, с 1 марта 2002 г. введенный в действие на территории Российской Федерации.

 Обычай как источник международного частного права признается большинством исследователей, которые при этом отмечают, что по удельному весу обычаи уступают место и международным договорам, и национально-правовым актам.

 Международный обычай является источником МЧП Российской Федерации в том случае, если он признается Российской Федерацией.

 Судебный прецедент во многих как отечественных, так и зарубежных учебных курсах рассматривается как самостоятельный вид источников МЧП. Под судебным прецедентом традиционно понимают решение суда, обязательное при рассмотрении другими судами дел аналогичного характера.

 Вопрос о включении судебного прецедента в число источников права вообще, в том числе и в число источников МЧП, является в российской науке дискуссионным.

ЗАДАЧА 13.

 

    Свердловская железная дорога приняла к перевозке партию груза. Место назначения – ст. Брно (Чехия). К месту назначения груз прибыл с опозданием на 30 дней. Кроме того, при сдаче груза получателю (чешскому юридическому лицу) было установлено, что часть его пропала.

Полагая, что просрочка доставки и утеря части груза произошли по вине российской железной дороги, грузополучатель обратился с иском к Свердловской железной дороге в Федеральный арбитражный суд Свердловской области.

Представитель ответчика указал в суде, что истец не использовал досудебные способы урегулирования спора, при передаче груза белорусской железной дороге коммерческий акт не составлялся, срок поставки не был нарушен, так как груз длительное время проходил таможенные проверку и оформление. Оцените доводы представителя ответчика и разрешите спор по существу.

ЗАДАЧА 24.

 

Гражданка Финляндии Ф., работавшая по трудовому контракту в РФ, была направлена в командировку в КНР, где заболела. Через месяц она была уволена за прогул.    В каком суде Ф. может опротестовать свое увольнение? Вправе ли она претендовать на выплату социальных пособий в связи с болезнью и в соответствии с правом какого государства?

Вопросы адвокату
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: