Выбор способа определения поставщика

Содержание
  1. Обоснование выбора способа определения поставщика в конкурентных закупках
  2. Что влияет на способ выбора
  3. В бумажных процедурах
  4. В закрытых процедурах
  5. Электронный аукцион
  6. Электронный запрос котировок
  7. Электронный конкурс
  8. Электронный запрос предложений
  9. Определение поставщика по 44-ФЗ: нюансы процедуры
  10. Смысл процедуры определения поставщика по 44-ФЗ
  11. Особенности выбора способа определения поставщика по 44-ФЗ
  12. Последние изменения в законе касательно методов определения поставщика по 44-ФЗ
  13. 44-ФЗ: старые и новые способы определения поставщика | Контур.Закупки
  14. Какие теперь бывают закупки
  15. Конкурентные и неконкурентные процедуры
  16. Когда применяются закрытые процедуры
  17. Как выбрать
  18. Таблица. Способы определения поставщика по 44-ФЗ и их выбор
  19. Как выбрать способ закупки по 44‑ФЗ
  20. В каких случаях можно выбрать закупку у единственного поставщика
  21. Запрос котировок
  22. Открытый конкурс
  23. Конкурс с ограниченным участием
  24. Двухэтапный конкурс
  25. Закрытый конкурс
  26. Запрос предложений
  27. Способы определения поставщиков по 44-ФЗ
  28. Правила рассмотрения заявок
  29. Заключение контракта
  30. Когда открытый конкурс признается несостоявшимся
  31. Конкурс с ограниченным участием
  32. Конкурс в два этапа
  33. Когда электронный аукцион признается несостоявшимся
  34. Запрос предложений и ценовых котировок
  35. Закупка у единственного поставщика
  36. Закрытые формы закупок

Обоснование выбора способа определения поставщика в конкурентных закупках

Выбор способа определения поставщика

С началом нового отчётного периода каждый год заказчики наряду с публикацией в ЕИС закупочных планов и планов-графиков должны располагать там же и обоснование предполагаемого способа определения поставщика касательно любого заказа. И к этому обязывает ст.18 44-ФЗ.

В случае, когда заказчик предполагает подписать контракт с единственным поставщиком, здесь придётся не только обосновать данный выбор, но и доказать, что проведение закупки иным способом невозможно.

Поскольку заказчик самостоятельно определяет метод проведения госзакупки, ему при этом необходимо убедительно продемонстрировать основания, по которым выбрана та или иная процедура торгов и предусмотрен именно подобный способ выделения поставщика.

Это позволяет избежать коррупционных составляющих в планируемых закупочных торгах и обеспечивает конкурентный принцип их проведения.

Формальная сторона корректного обоснования выбора способа определения поставщика регламентируется ПП № 555 от 05.06.2015 г. В нём приводится бланк обоснования и обозначается порядок его заполнения. Здесь же, в документе, заказчику предписывается внести основания своего выбора поставщика в колонки 8 и 9 таблицы, которая сопровождает план-график.

Что влияет на способ выбора

Метод выбора поставщика напрямую корреспондируется с процессом осуществления заказа, который обязан быть сугубо обоснован и руководствоваться чёткими критериями.

Они выражаются в:

  • закупочном объекте, представляющем собой предмет контракта, и в существенных условиях, указанных в проекте договора;
  • начальной (максимальной) цене контракта (НМЦК);
  • длительности поставок товара, выполнения работ, оказания услуг;
  • стандартных критериях выявления победителя торгов;
  • положениях 44-ФЗ;
  • необходимости с 01.01.2020 г. осуществлять закупочные действия исключительно в электронной форме.

В бумажных процедурах

Закупочный процесс в бумажном варианте допускается лишь в случаях, связаанных с:

  • оказанием неотложной медицинской помощи;
  • обеспечением работы заказчика на иностранной территории;
  • устранением последствий природных, техногенных и чрезвычайных ситуаций;
  • оказания гуманитарной помощи;
  • закрытых процедур;
  • закупок у единственного поставщика;
  • заказов, обусловленных правительственным решением согласно списку, приведённому в п. 44 ст. 112 44-ФЗ.

В закрытых процедурах

Определение поставщиков посредством закрытых способов осуществляется в процессе закрытых:

  • конкурсов;
  • конкурсов с ограниченным участием;
  • двухэтапных конкурсов;
  • аукционов.

При этом законодательно предписывается приглашения принять участие в закрытых способах определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей направлять ограниченному кругу лиц, соответствующих требованиям 44-ФЗ.

Сами же эти методы применяются только при:

  • госзакупках, удовлетворяющих федеральные потребности, сведения о которых связаны с гостайной;
  • присутствии таких сведений в документации, сопровождающей закупки, или в контрактном проекте;
  • составлении договоров о страховании, транспортировке и охране ценностей Гохрана РФ;
  • приобретении услуг по обслуживанию и обеспечению деятельности судей и судебных приставов;
  • закупках, произведённых в интересах безопасности РФ.

Электронный аукцион

Аукционы в электронном виде, доминирующие в госзакупочной деятельности, проводятся на базе перечня заказов, который обозначен в правительственном Распоряжении № 471-р от 21.03.2016 г.

Кроме того, электронные аукционы могут проводиться, если установлен единственный критерий выявления победителя, который заключается в контрактной цене.

Поэтому присутствие закупочного объекта в правительственном перечне или предложение поставщика, содержащее минимальную цену, служит достаточным аргументом и делает обоснование способа определения поставщика в электронном аукционе легитимным.

Электронный запрос котировок

С 2020 г. заказчики получили возможность делать запросы котировок в электронном виде.

Но при этом заказы посредством запроса котировок за отчётный год не должны превышать 100 млн. руб. и 10% от совокупного годового объёма закупок.

Чтобы обосновать предлагаемый способ определения поставщика при электронном запросе котировок, следует обращать внимание:

  • включение или невключение закупочных объектов в список продукции, предназначенной для оказания гуманитарной помощи или устранения последствий ЧС;
  • присутствие объектов закупок в правительственном аукционном перечне при ограничении суммы на заказ;
  • НМЦК, которая должна быть установлена в рамках 500000 руб.

Электронный конкурс

В случае, когда закупочная комиссия заказчика при определении победителя ориентируется на оптимальные условия поставки и комплектации, а также на другие качественные показатели закупочных объектов, проводится тендер в виде открытого электронного конкурса. И именно эти критерии ложатся в основу обоснования способа выбора поставщика.

В ПП РФ № 99 от 04.02.2015 г. обозначены основания для проведения конкурсных торгов с ограниченным участием для закупочных объектов, отличающихся технической или технологической сложностью, носящих инновационный, высокотехнологический или специализированный характер.

При отсутствии у предмета закупки подобных свойств он не может быть допущен к торгам с ограниченным участием.

Двухэтапный электронный конкурс проводится, если:

  • осуществляются закупки научно-исследовательских разработок, проектов изысканий, исследований и экспериментов;
  • приобретаются инновационные и высокотехнологические товары;
  • заключается энергосервисный контракт;
  • приобретаются произведения искусства и литературы.

Также двухэтапный электронный конкурс проводится в случае необходимости обсуждения с целью спецификации потребительских качеств и технологических особенностей объекта заказа.

Электронный запрос предложений

44-ФЗ обозначает следующие основания для закупок посредством электронного запроса предложений:

  • в случае непризнания состоявшимися электронных конкурсных процедур или электронного аукциона;
  • в процессе покупки жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без родителей, у собственников жилья в виде физлиц;
  • при заказе спортинвентаря и оборудования для подготовки сборных по олимпийским и параолимпийским видам спорта;
  • в ходе приобретения лекарственных средств, назначенных врачебной комиссией;
  • при госзакупке услуг по защите интересов РФ в судебных органах зарубежных стран, международных судов и арбитраже;
  • во время закупки изделий народного промысла;
  • в процессе торгов, которые осуществляются после принятия заказчиком решения об одностороннем отказе исполнения контракта.

Соответствие исполнителей перечисленным условиям являются достаточным обоснованием выбранного способа определения поставщика, подрядчика, исполнителя.

Проведение госзакупочных процедур только с достаточным обоснованием выбранного способа определения поставщика не является прихотью или произволом законодателей. Без соблюдения этого правила невозможны честные, прозрачные и конкурентные торги, в которых заинтересовано подавляющее большинство заказчиков.

Источник: https://tendr.guru/44-fz/obosnovanie-vybora-sposoba-opredelenija-postavshhika-v-konkurentnyh-zakupkah

Определение поставщика по 44-ФЗ: нюансы процедуры

Выбор способа определения поставщика

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Смысл процедуры определения поставщика по 44-ФЗ
  • Основные способы определения поставщика согласно 44-ФЗ
  • Особенности выбора способа определения поставщика по 44-ФЗ
  • Последние изменения в законе касательно методов определения поставщика по 44-ФЗ

Существует несколько способов определения поставщика по 44-ФЗ: конкурс, аукцион, запрос предложения или котировок. Также заказчик имеет право заключить контракт с единственным поставщиком – в прописанных законом случаях.

При этом следует помнить, что каждый из методов имеет свою специфику, не зная которой правильно осуществить процедуру практически невозможно. Кроме того, несоблюдение определенных норм грозит санкциями со стороны государства.

Смысл процедуры определения поставщика по 44-ФЗ

Определение исполнителя представляет собой набор действий, производимых покупателем в соответствии с законом 44-ФЗ.

В данное понятие входит публикация извещения о запланированных торгах для обеспечения государственных нужд федерального или регионального масштаба, муниципальных нужд.

Также в зафиксированных законом случаях заказчик может направлять исполнителям приглашения для участия в процедуре определения поставщика по 44-ФЗ. Финальным этапом является подписание договора с подрядчиком.

В тексте закона содержится полное описание всех этапов проведения торгов, поэтому каждая из сторон соглашения должна полностью придерживаться его положений.

Процесс закупки состоит из следующих шагов:

  • публикация в ЕИС программы закупок и планов-графиков;
  • формирование, размещение документации по тендеру;
  • выбор исполнителя;
  • подписание договора;
  • приемка предоставленных поставщиком ТРУ;
  • публикация отчетности.

На данный момент к основным способам определения поставщика, подрядчика, исполнителя по 44-ФЗ принято относить: конкурсы (открытые, закрытые, проводимые в два этапа, предполагающие ограничения по количеству потенциальных поставщиков); открытые и закрытые аукционы; запросы предложений и котировок; закупки у единственного исполнителя. Далее остановимся на каждом из перечисленных подходов.

1. Открытый конкурс.

Этот способ считается основным при выборе подрядчика. Именно он должен применяться во всех ситуациях, когда закон не устанавливает другого обязательного формата. Требования к документации, правила, сроки предоставления бумаг, а также ряд других аспектов зафиксирован Правительством РФ.

Для проведения открытого конкурса заказчику нужно выложить сведения о нем в ЕИС, после чего можно начинать принимать заявки. Исполнитель получает возможность подать заявку, если он отвечает условиям мероприятий и успевает в зафиксированные сроки.

Закон позволяет покупателю вносить поправки в документацию по закупкам максимум за пять дней до последнего дня конкурса. Ни в коем случае не могут корректироваться сумма обеспечения и сам предмет закупки.

Пакет документов, который исполнитель должен предоставить вместе с заявкой, расширился. За счет этого удается добиться наибольшей экономической эффективности и безопасности проведения мероприятий с использованием конкурентных способов определения поставщиков по 44-ФЗ.

После рассмотрения предложений всех исполнителей информация вносится в протокол определения поставщика по 44-ФЗ.

2. Двухэтапный конкурс.

Данный формат позволяет уточнить существенные детали, критерии во время подготовки конкурсной документации. Первый этап предназначен для подачи поставщиками технических заявок – в них не фиксируется предлагаемая стоимость работ. На втором этапе исполнители подготавливают коммерческие заявки со всеми необходимыми сведениями.

Такие торги используются для определения поставщика по 44-ФЗ в таких сферах, как:

  • проектирование, архитектура, строительство;
  • научные изыскания;
  • электроэнергетика;
  • литература, искусство.

3. Конкурс с ограниченным участием.

Этот способ позволяет закупить ТРУ, отличающиеся сложными специфическими характеристиками, с которыми работает ограниченный круг фирм. Либо такой конкурс используется для реализации условий контракта:

  • связанного с культурным наследием;
  • на осуществление работ в музеях, других национальных объектах;
  • предполагающего обеспечение доступа к музейным библиотекам, архивам государственного значения.

Немаловажно, что конкурс с ограниченным участием позволяет покупателю выдвигать расширенный список требований к исполнителям.

4. Электронный аукцион.

В соответствии с актуальным законодательством в сфере закупок, открытый аукцион может проводиться только в электронном виде. Именно такой формат используется при организации торгов, включенных в правительственный перечень РФ.

5. Запрос предложений и ценовых котировок.

Данные виды торгов очень похожи друг на друга, основным сходством является необходимость размещения информации на портале ЕИС.

К ключевым отличиям между данными форматами стоит отнести тот факт, что при запросе котировок исполнители устанавливают свои цены, победителем становится тот, кто предложил самый выгодный по стоимости вариант.

А запрос предложений предполагает рассмотрение конкурсной комиссией всех положений заявок.

В этом случае договор заключается после того, как заказчик нашел вариант, который устраивает его по цене, срокам, техническим особенностям осуществления работ, прочим характеристикам.

6. Закупка у единственного исполнителя.

Она может использоваться, если:

  • Работы должны выполняться государственными органами исполнительной власти.
  • Торги проводятся организацией, осуществляющей деятельность в сфере культуры и образования. Тогда цена одного договора ограничивается 400 000 рублей, 50 % в год от общего числа проводимых тендеров или 20 000 000 рублей.
  • Осуществляется обязательная закупка услуг адвоката по ГК РФ.

При приобретении ТРУ у единственного поставщика заказчик должен документально подтвердить необходимость использования данного формата, в установленные сроки предоставить в соответствующие органы всю информацию по стоимости, обоснованию такого способа определения исполнителя, как закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ.

7. Закрытые формы тендеров.

Во время подобных торгов информация о проведении, сроках, цене, содержании соглашения передается только ограниченному кругу исполнителей. При условии, что последние имеют все возможности, чтобы оказать необходимые организатору торгов услуги.

Закрытые способы определения поставщика по 44-ФЗ могут использоваться в случаях, когда:

  • Сведения о восполняемых нуждах относятся к государственной тайне.
  • Закупаются услуги по страхованию, транспортировке, охране государственных ценностей, таких как редкие музейные коллекции, издания, драгоценные камни, металлы.
  • Приобретаются водительские/клининговые услуги для обеспечения деятельности судей, судебных приставов.
  • Торги проходят в рамках гособоронзаказа.

По закону 44-ФЗ к закрытым формам торгов относятся соответствующие конкурсы, аукционы, двухэтапные конкурсы, конкурсы с ограниченным участием исполнителей.

Особенности выбора способа определения поставщика по 44-ФЗ

Способ проведения торгов зависит от таких особенностей: предмет, условия соглашения, НМЦК, критерии выбора исполнителя условий контракта, пр.

Ошибка при выборе формата торгов чревата тем, что контролирующие органы просто аннулируют результаты процедуры определения поставщика по 44-ФЗ и всей закупки. Будьте заранее готовы к тому, что такое решение сложно оспорить.

Также должностное лицо ждет штраф до 30 тысяч рублей.

Если закон устанавливает, что в конкретной ситуации должен был проводиться конкурс либо аукцион, но заказчик решил использовать иной способ, штраф повышается до 50 тысяч рублей.

Иногда покупатель выбирает конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, в том числе закрытого типа, или закрытый аукцион в случаях, не предусмотренных законом. Тогда штраф также составляет 50 тысяч рублей. Аналогичное наказание предусмотрено за несоблюдение порядка согласования использования закрытых торгов с госорганом.

Существующие способы определения поставщика по 44-ФЗ и их особенности приведены в таблице:

СпособКогда используетсяОсобенности
КонкурсКогда выбор исполнителя должен быть осуществлен сразу по ряду критериевПриоритетный способ закупки, может проходить в закрытой/открытой форме, с ограниченным участием или состоять из двух этапов
Запрос предложенийСлучаи применения установлены ст. 83 закона 44-ФЗ: приобретение инвентаря для занятий спортом, медикаментов либо если повторно проведенный конкурс считается несостоявшимсяДоговор заключается с поставщиком, окончательное предложение которого больше всего отвечает пожеланиям покупателя
Запрос котировокПодрядчик выбирается только на основании цены контракта, НМЦК до 500 тысяч рублейКоличество закупок не может превышать 10 % от общего объема или 100 миллионов рублей
АукционПобедителем становится исполнитель, предложивший самую низкую цену. Аукционы обязательно проводятся при закупках товаров из перечня, зафиксированного Распоряжением Правительства РФ. В процессе торгов НМЦК постепенно снижается на шаг аукциона, когда исполнители заявляют о готовности выполнить работы по более низкой ценеПроходит в закрытой или открытой форме
Закупка у единственного поставщикаДопускается при закупках до 100 тысяч рублей, при приобретении услуг по лечению гражданина РФ за пределами страны, при закупке услуг субъектов естественных монополийВозможны два способа: заказчик предлагает исполнителю заключить договор или принимает предложенные участником условия соглашения

Последние изменения в законе касательно методов определения поставщика по 44-ФЗ

Закон 44-ФЗ претерпел серьезные поправки год назад. Так, добавлено несколько новых электронных способов определения исполнителя.

По своим названиям они похожи на использовавшиеся ранее, имеют аналогичные основания для использования. Разница часто кроется в правилах и сроках проведения электронных и бумажных процедур.

Также нельзя забывать, что с 2019 года по умолчанию организуются торги в электронном формате.

Все способы определения поставщика по 44-ФЗ можно разделить на группы на основании разных критериев. По форме проведения торги могут быть электронными, бумажными, по допуску участников – открытыми и закрытыми, конкурентными и неконкурентными по количеству исполнителей. Иными словами, все это уже знакомо заказчикам и не подверглось серьезным изменениям после внесения поправок.

Но нужно понимать, что ранее на ЭТП проходили только аукционы, тогда как сегодня большинство торгов должно осуществляться в электронном виде. Вот актуальный перечень электронных закупок:

Бумажные процедуры сохранились неизменными, но теперь заказчики могут использовать их только в некоторых ситуациях, как то:

Серьезные поправки не затронули сферу использования конкурентных или неконкурентных процедур. Под первыми понимаются все процедуры, тогда как ко вторым относится подписание договора с единственным исполнителем.

Но нужно понимать, что существуют жесткие ограничения: сумма контракта с единственным поставщиком не может превышать 100 тысяч рублей.

В качестве оснований для осуществления закупки в таком формате может использоваться заключение сделки с естественными монополиями (например, договор на обеспечение водой, электроэнергией, услугами связи и ряд прочих).

При определенных условиях организатор торгов должен сообщить в контролирующие органы о заключении контракта без использования конкурентного формата. В некоторых случаях ему придется обосновать свои действия.

Источник: https://cett.biz/poleznaya-informaciya/statii/opredelenie-postavshchika-po-44-fz/

44-ФЗ: старые и новые способы определения поставщика | Контур.Закупки

Выбор способа определения поставщика

Закон 44-ФЗ претерпел кардинальные изменения. Среди прочего, появилось несколько новых способов определения поставщика. Все они электронные.

Эти способы носят названия, схожие со знакомыми, и имеют те же основаня для применения. Однако важно помнить, что правила проведения и сроки у электронных и бумажных процедур зачастую разные.

И главное —  по умолчанию с 2019 года проводятся электронные процедуры.

Какие теперь бывают закупки

Можно поделить все способы определения поставщика по разным критериям. Например, по форме проведения — электронные и бумажные, по допуску поставщиков — открытые и закрытые, по количеству участников — конкурентные и неконкурентные.

В общем-то, все это было и раньше, в том числе деление процедур на электронные и бумажные. Однако в электронной форме проводились исключительно аукционы. Со следующего года все закупки будут проходить в электронной форме, поэтому появились новые виды процедур. И теперь список электронных закупок выглядит так:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

  1. Электронный аукцион.
  2. Конкурсы в электронной форме — открытый, с ограниченным участием, двухэтапный.
  3. Запрос котировок в электронной форме.
  4. Запрос предложений в электронной форме.
  5. Закрытые электронные процедуры (могут проводиться по решению Правительства) — закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион.

Бумажные процедуры — конкурсы и запросы — остались прежними. Однако начиная с 2019 года проводиться они будут лишь в определенных случаях:

  • когда закупка проводится за рубежом;
  • когда проводится запрос котировок, и объектом являются некоторые товары и услуги — продовольствие, средства медпомощи, лекарства, топливо, гуманитарная помощь или услуги по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
  • когда проводятся отдельные виды закрытых процедур;
  • когда контракт заключается с единственным поставщиком;
  • если закупка входит в список, утвержденный Правительством.

Конкурентные и неконкурентные процедуры

В этом смысле особых изменений не произошло. Все существующие типы процедур являются конкурентными, за исключением контракта с единственным поставщиком.

Но тут действуют жесткие ограничения из статьи 93 закона 44-ФЗ. Чаще всего с единственным поставщиком заключают контракты стоимостью до 100 000 рублей.

Кроме того, есть основания для закупки подобным способом у естественных монополий (вода, электроэнергии, услуги связи) и некоторые другие.

При определенных условиях заказчик должен уведомить контролирующие органы о заключении контракта в обход конкурентной процедуре. Иногда ему следует обосновать выбор такого способа.

Когда применяются закрытые процедуры

Для выбора закрытого типа процедуры существует несколько оснований:

  1. Объект закупки связан в гостайной.
  2. Данные о государственных нуждах составляют тайну.
  3. Объектом выступают услуги по страхованию, транспортировке либо охране государственных ценностей — редких музейных коллекций, изданий, драгоценных камней и металлов.
  4. Закупаются водительские либо клининговые услуги для судей, судебных приставов.
  5. Проводится закупка в рамках гособоронзаказа.

Как выбрать

При планировании закупок на следующий год нужно помнить о приоритетах. С 1 июля 2019 года по умолчанию нужно будет проводить одну из электронных процедур. Бумажные можно будет объявлять только при наличии указанных выше оснований.

Если НМЦК менее 500 млн рублей, а из критериев оценки важна только цена, можно провести запрос котировок в электронной форме. Если товар входит в аукционный перечень, объявляется аукцион. В отдельных случаях подойдет запрос предложений в электронной форме (например, при закупке медпрепаратов или спортивного инвентаря). Приоритетным же способом является электроггый конкурс.

Основные критерии выбора процедуры — в следующей таблице.

Таблица. Способы определения поставщика по 44-ФЗ и их выбор

СпособВ каких случаях применяетсяОсобенности
Конкурс(в электронной и бумажной форме)Если победителя нужно выбрать по нескольким критериямПриоритетный способ закупки. Может быть открытый, закрытый, с ограниченным участием, двухэтапный
Электронный аукционПри выборе победителя важна только цена. Заказчик обязан проводить аукционы при закупках из перечня распоряжения Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-рНМЦК снижается на шаг аукциона. Участники заявляют о своем намерении исполнитьдоговор по более низкой цене
Запроскотировок (в электронной и бумажной форме)Если победителя выбирают по одному критерию — цене договора, а НМЦК не превышает 500 тыс. рублейОбъем закупок путем запроса котировок не может быть больше 10% от общего и не долженпревышать 100 млн рублей
Запроспредложений (в электронной и бумажной форме)В установленных в ст. 83 44-ФЗ случаях (при закупках спортинвентаря, лекарственных препаратов, а также если повторно проведенный конкурс признали несостоявшимся)Победителем признается участник, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует требованиямзаказчика
Закупка уединственногопоставщика (в бумажной форме)По основаниям из статьи 93 закона 44-ФЗСпособы:
  • направить предложение заключить договор одномуучастнику;
  • принять предложение об условиях договора только от одногоучастника

Условий много, а ошибаться нельзя. В противном случае должностное лицо заказчика может быть оштрафовано по статье 7.29 КоАП на 30 000 рублей. Если же нужно было провести конкурс или аукцион, а был выбран иной способ закупки, то штраф составит 50 000 рублей.

Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/44-fz-starye-i-novye-sposoby-opredeleniya-postavshhika/

Как выбрать способ закупки по 44‑ФЗ

Выбор способа определения поставщика

В статье расскажем о наиболее популярных способах закупок и разберемся, какой способ выбрать в том или ином случае

Как показывает практика, часто применимыми и востребованными способами закупок являются:

  • электронный аукцион;
  • закупки у единственного поставщика;
  • запрос котировок;
  • открытый конкурс.

Кроме того, они наиболее прозрачные, конкурентные и выгодные для заказчика. В свою очередь, закрытые способы закупок, запрос предложений, конкурс с ограниченным участием или двухэтапный конкурс допустимы только в установленных для них случаях, если это не противоречит Закону № 44-ФЗ.

Однако при выборе способа закупок, заказчик должен ориентироваться не только на популярность и доступность того или иного способа, его преимущества или собственные пожелания, но также на ограничения и требования, обозначенные в Законе № 44-ФЗ.

Все указанные способы предъявляют определенные требования к заказчику и условиям контракта и используются в определенных случаях.

Обратите внимание, что за выбор неправомерного способа закупки предусмотрена административная ответственность.

В каких случаях можно выбрать закупку у единственного поставщика

Закупка у единственного поставщика наиболее удобна для заказчиков в том случае, если цена контракта незначительна. Заказчик может разово закупать у единственного поставщика любые товары, работы, услуги  на сумму не более 100 000 рублей. Правда, в п. 4 ч. 1 ст. 93 есть ряд условий и их не стоит игнорировать.

Основные достоинства процедуры закупки у единственного поставщика:

  • можно заключить контракт с известным заказчику поставщиком;
  • не нужно отвлекать значительные ресурсы на проведение процедуры заключения контракта;
  • минимальные риски нарушений при проведении процедуры закупки, не зависящие от заказчика, например, технический сбой на электронной площадке;
  • меньшая длительность и простота процедуры по сравнению с конкурентными способами определения поставщика.

Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе

Подробнее о курсах

В то же время, закупка у единственного поставщика имеет несколько недостатков:

  • высокий риск возникновения претензий со стороны проверяющих. в связи с тем, что данный способ закупки связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств и рисков сговора с поставщиком;
  • ограниченные возможности снизить цену контракта или обеспечить наилучшие условия его выполнения в связи с отсутствием конкурентных процедур выбора поставщика.

Перечень случаев, в которых заказчик может осуществлять закупки у единственного поставщика, содержится в ч. 1 ст. 93. В случаях, не указанных в перечне, закупать товары (работы, услуги) у единственного поставщика заказчик не имеет права.

Если заказчик не обязан использовать какой-либо конкретный способ, но закупка у единственного поставщика невозможна, тогда проводится открытый конкурс (ст. 48) или электронный аукцион (ст. 59). А в ряде случаев, можно провести запрос котировок (ч. 2 ст. 72) или запрос предложений (ч. 2 ст. 83).

Оксана Шипунова на вебинаре «Закупка у единственного поставщика: основания, порядок проведения, рекомендации» рассказала об особенностях закупки у единственного поставщика.

Запрос котировок

Запрос котировок — наиболее удобный для заказчика способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от вида товаров, работ, услуг, если необходимо оперативно провести небольшую по стоимости закупку.

Запрос котировок также проводится для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Ограничения проведения заказчиком запроса котировок содержатся в ч. 2 ст. 72. Но в некоторых случаях ограничения, наложенные п. 2 ст. 72 на размер НМЦ контракта, можно не учитывать (ст. 75 и ст. 76).

Запрос котировок не может проводиться в случаях, если заказчик обязан применять закрытые способы определения поставщика (ч. 1 ст. 84) или путем проведения конкурса с ограниченным участием (ст. 56). Других ограничений на проведение запроса котировок нет.

Основными достоинствами процедуры запроса котировок являются:

  • определение поставщика происходит быстрее по сравнению с электронным аукционом и конкурсом;
  • минимальные риски возникновения претензий, связанных с ошибками в ходе процедуры, благодаря ее доступности, малому объему документации и четкой регламентации проведения;
  • минимальные риски нарушений, не зависящих от заказчика, например, технический сбой на электронной площадке;
  • возможность использовать для оценки заявок помимо критерия цены контракта иные (нестоимостные) критерии (ч. 1,4 ст. 32).

Запрос котировок имеет ряд недостатков:

  • высокая вероятность проверки на предмет правомерности выбора данного способа определения поставщика связи с установлением в ч. 2 ст. 72 ограничений на проведение запроса котировок;
  • более широкая зона ответственности заказчика по сравнению с электронными способами определения поставщика (прием и регистрация заявок, обеспечение их сохранности и конфиденциальности, хранение документов);
  • высокие риски участия в запросе котировок недобросовестных участников закупки в связи с отсутствием возможности установить обеспечение заявки;
  • отсутствие возможности выделять лоты при осуществлении закупки.

Таким образом, запрос котировок рекомендуется проводить в случае закупок товаров, работ, услуг, незначительного объема и не относящихся категории сложных, не требующих повышенного внимания к качеству и высокой квалификации поставщика.

Запрос котировок по 44-ФЗ, правила участия и не только… – статья обо всех нюансах этой закупочной процедуры

Открытый конкурс

Проведение открытого конкурса позволяет:

  • получить больший объем сведений о потенциальных поставщиках, в частности, узнать не только предлагаемую цену, но также квалификацию поставщика, возможные гарантии и т.д.
  • часть функций по проведению открытого конкурса передать сторонней организации, что очень помогает при сложных закупках.

Открытый конкурс: его особенности, правила участия, этапы проведения – полезная статья не только для участников закупок, но и для заказчиков.

Конкурс с ограниченным участием

Проведение открытого конкурса с ограниченным участием возможно в конкретных случаях:

  • При закупке товаров, работ, услуг, осуществление которых является технологически сложным по причине их специфического характера, и реализация таких товаров, работ, услуг может быть выполнена исключительно специалистами, имеющими необходимый уровень квалификации и подготовки (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1089);
  • При выполнении работ:
    • Для сохранения объектов культурного наследия;
    • Для реставрации музейных коллекций Музейного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ и особо ценных и редких документов библиотечных фондов;
    • При которых необходим допуск подрядчика (исполнителя) к библиотечным, архивным и музейным учетным базам данных и системам безопасности.

Двухэтапный конкурс

Заказчик имеет право провести двухэтапный конкурс при одновременном соблюдении двух условий:

  1. конкурс проводится для заключения:
    • контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции;
    • энергосервисного контракта;
    • контракта на создание произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);
  2. для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки (ч. 2 ст. 57).

Закрытый конкурс

Закрытый конкурс считается достаточно длительной и сложной процедурой, поэтому он не популярен.

Закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются только в четырех случаях:

1. закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну;

2. закупок товаров, работ, услуг, составляющих государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке;

3. заключение контрактов:  

  • по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ,
  • по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций,
  • по страхованию редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение;

4. закупок услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов (ч. 2 ст. 84).

Запрос предложений

Главное достоинство запроса предложений — более  короткие сроки его проведения, чем конкурс. При этом, важным недостатком является невозможность отмены проведения и внесения изменений в извещение и документацию.

Организовать закупку путем проведения запроса предложений возможно:

  1. при закупке спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, для участия и подготовки спортивных сборных команд РФ в Олимпийских и Параолимпийских играх (п. 2 ч. 2 ст. 83);
  2. При заключении контракта с иностранной организацией для лечения граждан РФ за пределами РФ;
  3. При проведении закупки дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ, торговыми представительствами РФ и иными заказчиками для обеспечения своей деятельности за пределами РФ в случае, если цена контракта не превышает 15 000 000 рублей;
  4. При закупке товаров, работ, услуг в случае расторжения контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ;
  5. При закупке лекарственных препаратов по медицинским показаниям пациента (при наличии решения врачебной комиссии);
  6. После признания повторного конкурса, электронного аукциона несостоявшимися;
  7. При закупке изделий народных художественных промыслов с зарегистрированными образцами (в соответствии с Постановлением РФ от 18.01.2001 № 35);
  8. При закупке услуг по защите интересов РФ, осуществляемых за ее пределами с привлечением экспертов и адвокатов (в случае подачи исков к РФ в судебные органы иностранных государств, международные суды и арбитражи).

Организуйте закупки правильно с первого раза в новом сервисе Контур.Снаб для заказчиков по 44-ФЗ.

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/75

Способы определения поставщиков по 44-ФЗ

Выбор способа определения поставщика

Новый законодательно-нормативный акт – Федеральный Закон №44 «О контрактной системе» принес с собой не только множество важных перемен в системе государственных закупок РФ, но и большие изменения в терминологии. Таким образом, «размещение государственного заказа» сменилось формулировкой «определение поставщика».

Вместе с тем, суть самой процедуры реализации государственного контракта осталась прежней, поменялось лишь название и расширились возможности, то есть способов определения поставщиков стало куда больше, чем ранее.

На сегодняшний день, основными среди них являются:

Помимо расширения способов определения поставщика, ФЗ№44 вводит детальную регламентацию и подробно рассматривает каждый из них.

Правила рассмотрения заявок

По сравнению с прежним законом, ФЗ №44 сократил сроки рассмотрения и оценки конкурсных заявок с 30 до 20 дней. Единственный случай, в котором срок возможно продлить еще на десять дополнительных дней – это закупка товаров и услуг в сфере науки, культуры и искусства. Согласно нормам ФЗ-94, срок на рассмотрение заявок в этой сфере равнялся 60-ти дням, т.е. практически двум месяцам.

После того, как все заявки рассмотрены и оценены, формируется протокол, в который включается полная информация по проведенной работе.

Заключение контракта

Новый закон более четко обозначает сроки, в которые необходимо заключить контракт. Если ранее говорилось лишь о том, что он заключается не раньше, чем через десять дней, то теперь оказалась очерчена и другая граница – не ранее 10 и не позднее 20 дней.

Кроме того, согласно ФЗ-44, заказчик больше не имеет права принудить победителя к подписанию контракта. Единственное, что он может сделать в случае отказа исполнителя – это подать на возмещение ущерба.

Когда открытый конкурс признается несостоявшимся

В данном отношении законодательные изменения коснулись, прежде всего, оснований, на которых принимается решение о дальнейшем механизме проведения закупки. Предыдущий Федеральный Закон – №94 предоставлял заказчику право самостоятельно выбирать – осуществить ли закупку у единственного поставщика или провести тендер заново.

Согласно текущему ФЗ-44, именно причина, по которой конкурс не состоялся и обуславливает направление дальнейшей деятельности организатора.

Если на конкурс была подана только одна заявка и подавший ее участник полностью отвечает всем требованиям, то именно он становится единственным поставщиком.

А вот когда на конкурс совсем не поступило заявок, либо ни одна из них не оказалась соответствующей требованиям заказчика, то в такой ситуации тендер проводится заново.

В любом случае, свои действия каждый госзаказчик обязан производить только после их согласования с соответствующими контролирующими инстанциями.

Конкурс с ограниченным участием

3 ч. 56 ст. ФЗ №44 гласит, что конкурс с ограниченным участием проводится в случаях, когда речь идет о закупке товаров, работ или услуг, имеющих сложный специфический характер и поставляемых ограниченным числом компаний. Кроме того, данная форма применяется тогда, когда на конкурс выставляется контракт:

  • по отношению к объектам культурного наследия;
  • на проведение работ в музеях и других национальных объектах;
  • когда необходим доступ к музейным библиотекам и иным архивам государственной важности.

Помимо всего прочего, конкурс с ограниченным участием предоставляет заказчику возможность предъявления дополнительных требований к поставщикам.

Конкурс в два этапа

Двухэтапный конкурс – новая для практики российских госзакупок процедура. Его особенностью является повышенная возможность уточнения важных факторов, нюансов и критериев в ходе формирования конкурсной документации. На первом этапе подаются технические заявки, без обозначения цены, а вот те участники, которые проходят во второй этап уже составляют свои коммерческие.

Конкурс в два этапа проводится таких сферах, как:

  • проектирование, архитектура, строительство;
  • научные изыскания;
  • электроэнергетика;
  • литература и искусство.

Когда электронный аукцион признается несостоявшимся

В соответствии с Федеральным Законом «О контрактной службе» электронный аукцион признают несостоявшимся в следующих случаях:

  • предоставление одной – несоответствующей условиям – аукционной заявки;
  • в течение десяти минут с начала аукциона не было выдвинуто ни одного ценового предложения;
  • не подано ни одной аукционной заявки на участие;
  • аукционная комиссия вынесла решение, согласно которому все заявки с содержанием цены признаны несоответствующими требованиям, либо соответствующей признана только одна из них;
  • победитель аукциона отказался от подписания государственного контракта.

Запрос предложений и ценовых котировок

Если такая форма, как запрос ценовых котировок существовала ранее, то запрос предложений – это инновация, введенная после вступления ФЗ-44 в свои законные права.

Эти две формы имеют много схожего, в частности, это необходимость размещения информации в рамках единой информационной системы. В тоже время, между ними есть и ряд существенных основообразующих различий.

Запрос котировок предусматривает выставление участниками своих ценовых предложений, и побеждает тот, чья цена – ниже. Тогда как запрос предложений предполагает всестороннее рассмотрение и оценку заявок  со стороны конкурсной комиссии.

Контракт достается тому, кто выставил наиболее выгодное со всех сторон предложение, включая не только цену, но и сроки, технические параметры и многие другие основания.

Закупка у единственного поставщика

Согласно ФЗ-44, закупка у единственного поставщика является легитимной в случаях, когда:

  • цена контракта не превышает 100 тыс. руб., притом, что общее количество годовых закупок организации в данной форме не должно превышать 5% от общего числа, и не дороже 50 млн в год в общей сложности;
  • выполнение работ необходимо предпринять со стороны государственных органов исполнительной власти;
  • закупку проводят организации из сферы культуры и образования – цена контракта в данном случае не может превышать 400 тысяч рублей за один договор, 50% в год от общего количества тендеров и 20 млн. рублей в денежном эквиваленте;
  • закупка в целях получения услуг адвоката в обязательном порядке в соответствии с ГК РФ.

В любом случае заказчик, осуществляющий закупку у единственного поставщика, обязан подтвердить ее необходимость документально и своевременно предоставить всю информацию, касающуюся цены и ее обоснования, в соответствующие органы.

Закрытые формы закупок

Закрытые формы закупок – это такие, при которых информация, касающаяся самого факта, сроков, цены и содержания контракта сообщается ограниченному кругу поставщиков, причем таких, которые способны выполнить работы или поставки соответствующим образом.
В число закрытых форм закупок, в соответствии с 44-ФЗ, входят:

  • закрытые конкурсы;
  • закрытые аукционы;
  • закрытые конкурсы в два этапа;
  • закрытые конкурсы с ограничением участия.

Притом на проведение любой из этих форм должны быть законные основания:

  • федеральные потребности, связанные с понятием государственной тайны;
  • закупки в сфере страхования, перевозки и хранения драгоценных металлов, камней и музейных ценностей государства, в том числе, переданных во временное ведомство частных физических или юридических лиц;
  • уборка и услуги водителей для представителей судебной власти.

Хотите узнать еще больше о способах закупок? Примите участие в обучающих мероприятиях Учебного центра «Бико». Узнать даты ближайших семинаров и отправить на них заявку вы можете на сайте bicotender.ru прямо сейчас.

Материал является собственностью bicotender.ru. Любое использование статьи без указания источника – bicotender.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Источник: https://www.bicotender.ru/articles/sposoby-opredeleniya-postavshikov-po44fz.html

Вопросы адвокату
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: