Вопрос по системе образования

Содержание
  1. Проблемы системы школьного образования – основные проблемы современных российских школ
  2. Проблема 2. Гонка за показателями
  3. Проблема 3. Бюрократия
  4. Проблема 4. Разный уровень подготовки учеников
  5. Проблема 5. Низкая эффективность занятий
  6. Проблема 6. Большие домашние задания
  7. Проблема 7. Плохая подготовка молодых учителей
  8. Проблема 8. Устаревшие методы работы
  9. Проблема 9. Отсутствие подготовки к ОГЭ и ЕГЭ
  10. Проблема 10. Внеурочная нагрузка
  11. 10 важных изменений в системе образования в 2020 году
  12. 1. При поступлении в 1-й класс в 2020 году приоритет получат те дети, чьи сестры и братья уже обучаются в выбранной школе.
  13. 2. С 2020 года начинается тестирование онлайн поступления в вузы через портал гос. услуги.
  14. 3. Новые школьные стандарты.
  15. 4. С 2020 года экспертные заключения по проверке учебников будут выдаваться на 5 лет, так же эксперты будут отвечать за учебники
  16. 5. Новые задачи для школьников.
  17. 6. ВПР. Расписание всероссийских проверочных работ сделают плавающим.
  18. 7. Госэкзамены перейдут на более серьезный уровень.
  19. Утвержденное расписание ЕГЭ на 2020 год:
  20. 8. Для школьников утвердят новую форму.
  21. 9. Для учителей появится обязанность проходить повышение квалификации по новейшей единой модели
  22. 10. Программа “Земский учитель”
  23. Что не так с современным образованием в России? Выделяем основные проблемы
  24. В чем главная проблема российского образования?
  25. Нехватка квалифицированных преподавательских кадров
  26. Сложности с цифровизацией академической среды
  27. Баланс между гибкостью учебных программ и единым подходом к требованиям и условиям обучения
  28. 10 факторов, влияющих на качество среднего образования
  29. Университеты России: погрешности системы высшего образования в нашей стране
  30. Пути решения проблем современной образовательной системы
  31. Эксперты назвали главные проблемы российского образования
  32. Средняя школа
  33. Высшая школа

Проблемы системы школьного образования – основные проблемы современных российских школ

Вопрос по системе образования

Первая проблема современного образования — большинство образовательных программ предполагает равное изучение гуманитарных, точных и естественных наук. Интересы и склонности конкретного ребёнка не учитываются. Каждый предметник считает свою дисциплину главной и старается загрузить учеников по максимуму.

Возможность выбрать какой-либо профиль обычно есть только у старшеклассников, и то не во всех школах. Дети тратят время на ненавистные и ненужные предметы — это существенный недостаток современного школьного образования.

Семейная форма обучения позволяет сфокусироваться на профильных дисциплинах. Например, ученица «Фоксфорда» Есения Прокопьева занимается академическим вокалом и хочет связать жизнь с искусством, поэтому больше внимания уделяет гуманитарному профилю.

Читать целиком интервью с Есенией Прокопьевой →

«В обычной школе приходилось тратить большую часть дня на предметы, которые мне не пригодятся, — физику, химию, информатику. Онлайн-школа позволяет заниматься любимым делом. В “Фоксфорде” я могу сосредоточиться на дисциплинах, которые мне необходимы, — это русский язык, литература, история и английский язык. Ненужные предметы изучаю по минимуму, лишь для аттестации».

Проблема 2. Гонка за показателями

У каждой школы свой рейтинг. Чем он выше, тем у образовательной организации больше преференций. складывается из многих показателей, в частности «среднего балла» учащихся и результатов ЕГЭ. Из этого вытекает следующая проблема общеобразовательных школ.

Зачастую оценки не коррелируют с реальными знаниями. Более того, у многих школьников отметки порождают комплексы и становятся причиной для буллинга и других проблем обучения в школе. Вот что говорит о пятибалльной системе ученица 8 класса «Фоксфорда» Софья Голова.

Читать целиком интервью с Софьей Головой →

«В обычной школе о тебе судят по оценкам. С двоечником никто не хочет общаться. В четвёртом классе у нас была отличница.

Всякий раз, когда меня вызывали к доске, и я получала “четыре” или “три”, я думала, что опозорилась, потому что училась хуже неё. Я бы отменила оценки — они только настроение портят и нас портят.

Без оценок если задание не даётся сразу, думаешь “Ну буду стараться лучше”, а с оценкой — “Всё, я тупой!”».

Проблема 3. Бюрократия

Формализм пронизывает все сферы школьной жизни — от ведения электронных журналов до пресловутых «четыре клетки вниз две вправо». Ребёнка с первого класса приучают к правилу «Без бумажки ты букашка» и заставляют соблюдать десятки никому не нужных правил, порождая все новые проблемы в области образования.

Наталья Фукс перевела дочь на семейное обучение, чтобы избавить её от давления системы школьного образования. Обучение в онлайн-школе «Фоксфорда» стало для них путешествием на машине времени.

‍Читать целиком интервью с Натальей и Лией Фукс →

«Качество образования гораздо выше по сравнению с обычной школой. Лии сейчас явно не хватает школьных знаний, приходится догугливать. Причём замечу, что училась Лийка всегда хорошо. Это именно разница в глубине материала. Безумно нравятся преподаватели.

Молодые (в основном), весёлые, позитивные, увлечённые, а не измотанные люди! КПД семейного обучения отличается от школьного в десятки раз. Ни одной минуты не тратится на ерунду вроде “Куда сел?!”, “Перестань болтать!”, “А голову ты дома не забыл?”, “Где журнал?”.

Никаких снижений оценок за почерк, зачёркивания, клеточки и отступы».  

Проблема 4. Разный уровень подготовки учеников

Одни родители сами готовят детей к школе, другие полагают, что это зона ответственности педагогов. Одни дети в три года читают и считают, другие в семь едва складывают слоги и цифры. А потом 30–40 абсолютно разных ребят собираются в одном классе.

Неудивительно, что появляются лидеры и отстающие, и это тоже своего рода проблема современной школы. Классическая школьная система, в отличие от домашней школы, не учитывает интересы ни тех ни других. Быстро схватывающие материал ребята скучают на уроках, а те, кому нужен особый подход, находятся в постоянном стрессе.

Оба ребёнка Ксении Ярыш перешли в «Домашнюю школу Фоксфорда», потому что в государственном лицее не учитывали их индивидуальные особенности — такая проблема обучения есть и в обычных школах, и в гимназиях и лицеях.

Читать целиком интервью с Ксенией Ярыш →

«У сына всё пошло не так с первого дня. Что называется, не вписался. Возник конфликт с преподавателем по математике: Саше было трудно решать задачи в быстром темпе и давящей атмосфере (дома он с ними справлялся легко и быстро). В конце третьей четверти сын вовсе отказался решать математику, так как учительница сказала, что у него всё равно ничего не получится».

Проблема 5. Низкая эффективность занятий

Классический школьный урок длится 45 минут. Из них 10–15 уходит на организационные вопросы (все ли на месте, кто дежурный и так далее), ещё 10–15 на проверку и разъяснение домашнего задания. На подачу нового материала остаётся 15–20 минут, при условии, что класс спокойный и никто из учеников не саботирует. Такой режим негативно сказывается на качестве школьного образования.

Елена Янышина перешла в «Домашнюю школу Фоксфорда» потому, что каждый урок в её прежней школе походил на зоопарк. Дети стояли на ушах, а учителя вместо того, чтобы объяснять материал, пытались их успокоить. Получать знания в такой обстановке стало проблемой, и Лена решила попробовать онлайн-школу.

Читать целиком интервью с Еленой Янышиной →

«В “Фоксфорде” я чувствую себя более ответственной. Сама встаю утром, сама сажусь за уроки, сама делаю ДЗ или читаю учебник. Никто тебя не заставляет: либо учишься, либо нет — это твой выбор».

Проблема 6. Большие домашние задания

Всё, что не успели пройти на уроке, переходит в работу на дом.

По СанПину на выполнение домашних заданий в младшей школе должно уходить 1,5-2 часа, в 6 классе — 2,5, в 9-м — 3,5 часа. Реальные цифры гораздо больше.

Домашняя работа зачастую настолько объёмна, что за уроками приходится засиживаться допоздна. Особенно если ребёнок несамостоятелен и ждёт, когда мама с папой придут с работы и помогут с заданиями.

Эта актуальная проблема современного образования беспокоит многих родителей. 

Семейное образование приучает детей к самостоятельности. Особенно быстро учатся распоряжаться своим временем экстерны. Ученик «Фоксфорда» Василий Полторацкий в этом году заканчивает 11 класс, хотя по возрасту должен быть только в 8-м.

Читать целиком интервью с Василием Полторацким →

«За год экстерната я полностью освоился в самообразовании и начал получать удовольствие от обучения дома. Долой подъёмы в шесть утра и часовые поездки в метро с двумя пересадками! Главное преимущество экстерната в гибком графике. Если сегодня сделал мало, завтра наверстаешь».

Проблема 7. Плохая подготовка молодых учителей

Слабая заинтересованность в результатах обучения проявляется как у молодых, так и у опытных педагогов. Это общая проблема современной системы школьного образования в России.

Первым чтобы получать достойную зарплату, приходится брать больше часов, классное руководство и репетиторство. Качество обучения при этом оставляет желать лучшего. Учителям некогда готовиться к урокам, большая нагрузка неизбежно приводит к физическому и эмоциональному выгоранию.

Очень точно об этой проблеме в системе образования высказалась мама выпускницы «Домашней школы Фоксфорда» Ирина Фомичёва. К слову, сама в прошлом педагог.

‍Читать целиком интервью с Ириной Фомичёвой →

«В школе много случайных людей. Сначала они случайно оказываются в педагогическом институте (он часто становится запасным аэродромом для не добравших баллы в топ-вузы), потом также случайно начинают преподавать.

Учитель — это призвание. Но его труд должен оплачиваться достойно. Иначе огонь в глазах быстро погаснет. Молодые педагоги тонут в отчётах и методичках. Канцелярщина и рутина убивают интерес к предмету, не оставляют времени для саморазвития. Добавьте к этому отсутствие материальных стимулов, и вы поймёте, почему на типичных школьных уроках скучно так, что зубы сводит».

Проблема 8. Устаревшие методы работы

Педагоги в возрасте зачастую не могут приспособиться к электронному документообороту, а главное — они не понимают ценностей поколения Z. Поэтому ходят на работу, лишь бы «доработать до пенсии», и порой открыто демонстрируют свою неудовлетворённость жизнью. А ведь таких учителей большинство, и их подход, безусловно, является недостатком современного образования.

В семье ученика «Домашней школы Фоксфорда» Тимофея Кожина решение о переходе на семейное обучение созрело внезапно. Мама опасалась, что сыну отобьют охоту учиться.

Читать целиком интервью Дарьи Горбачевой →

«Несмотря на гордое звание лицея, Тим часто сталкивался с враждебным отношением преподавателей. Сыну не нравился формальный подход к объяснению материала, а учителям — его стремление изучить темы глубоко, забегать вперёд. И мы ушли».

Проблема 9. Отсутствие подготовки к ОГЭ и ЕГЭ

Подготовка к основному и единому государственным экзаменам идёт вразрез с повседневной учебной деятельностью школ. ОГЭ и ЕГЭ — форматные экзамены.

Недостаточно разбираться в предмете, от учеников требуются довольно специфические умения: правильно интерпретировать задания, писать ответы в строгом соответствии с критериями оценивания, грамотно заполнять бланки.

Основная проблема обучения в школе состоит в том, что на уроках этому не учат — приходится нанимать репетиторов или посещать подготовительные курсы.

В «Домашней школе Фоксфорда» подготовка к ОГЭ и ЕГЭ является частью индивидуальной программы учеников. Например, девятиклассник Вячеслав Костюшко вносит занятия по подготовке к ОГЭ в свой ежедневный план и постепенно просматривает.

‍Читать целиком интервью с Вячеславом Костюшко →

«Главное — не бояться и быть честным с собой при подготовке. ОГЭ — это не монстр, а обычная контрольная, только в особом формате. Если посещал занятия и не читерил, всё будет хорошо».

Проблема 10. Внеурочная нагрузка

Современная общеобразовательная школа не выполняет воспитательной функции — только образовательную, но в обязательном порядке должна организовывать внеурочную деятельность обучающихся.  

Добровольно-принудительное посещение дополнительных занятий, классных часов, чаепитий и концертов не нравится большинству детей и родителей. Особенно когда у ребёнка есть свои кружки и секции по интересам. И для многих учеников эта проблема в образовании является актуальной.

Дети на семейном обучении отнюдь не страдают от отсутствия социализации. Напротив, свободного времени становится больше. Так, ученик «Домашней школы Фоксфорда» Степан Павловских с трёх лет занимался хореографией, тхэквондо и художкой. А когда пошёл в школу, про кружки пришлось практически забыть — не хватало времени.

‍Читать целиком интервью со Степаном Павловских →

«В “Домашней школе Фоксфорда” действительно хорошее расписание. Занятия начинаются в 10:00 или 11:00, в четверг и воскресенье полностью свободные дни, а в субботу всего один урок. Это позволило мне вернуться в художку, а также записаться на самбо и в бассейн. В планах ещё заняться каллиграфией и скорочтением».                                                                 

                                                                                       _________

Традиционная школьная система имеется массу проблем и недостатков и нуждается в реформировании. Это факт. Недаром разработан новый национальный проект «Образование», который планируется реализовать к 2024 году.

Избавиться от недостатков массовой школы можно уже сейчас. Закажите обратный звонок или заполните форму бесплатной консультации — специалист «Фоксфорда» свяжется с вами и проконсультирует по вопросам семейного и дистанционного обучения.

Источник: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/flaws-traditional-school

10 важных изменений в системе образования в 2020 году

Вопрос по системе образования

Прошедший учебный 2018/2019 год был годом важных решений для всей образовательной системы.

2020 год – ознаменовался готовящейся отменой бакалавриата в педагогических вузах, нерешенным вопросом по поводу “отмены права поступления в пять вузов“, спорах об отмене ЕГЭ и волнениями в учительской среде по поводу ухудшающихся условий труда и его оплаты.

Ответом на это стало объявление министром просвещения о новой системе расчета заработных плат для учителей.

К сожалению, не успело это заявление покинуть стены министерского кабинета, а критики этого заявления уже обозвали его “популистским” и не имеющим реального практического решения.

Пока министры и учителя спорят друг с другом, ознакомимся с новыми правилами в образовательной сфере на 2020 год.

1. При поступлении в 1-й класс в 2020 году приоритет получат те дети, чьи сестры и братья уже обучаются в выбранной школе.

Остальное все остается неизменным. Запись детей в 1-й класс возможна как при личном посещении, так и при подаче электронного заявления.

Все школы не позднее февраля должны открыть запись в первый класс. Где-то подать заявления можно в электронной форме, где-то — лично. Зачислить малыша должны в течение 7 дней после приема документов. Школа может отказать только при отсутствии в ней мест.

Поэтому сначала места дают ребятам, живущим на закрепленной за школой территории. Однако по недавно принятым поправкам в Семейный кодекс и ФЗ «Об образовании в РФ», преимущество при зачислении в начальную школу или садик получат еще и те дети, чьи братья и сестры уже учатся в этом образовательном учреждении.

Льгота будет касаться малышей из одной семьи, которые живут вместе.

2. С 2020 года начинается тестирование онлайн поступления в вузы через портал гос. услуги.

Теперь на оформление документов при поступлении понадобится примерно 60 минут, а не 3 дня, как было раньше.

В 2020 году Рособрнадзор планирует запустить сервис «Поступление в вузы онлайн». Он позволит искать и сравнивать вузы, образовательные программы.

Объективно оценить свои шансы на поступление, подавать документы в электронном виде.

Благодаря этому время, которое абитуриенты тратят на оформление документов и получение подтверждения их приема от вуза, должно сократиться до 1 часа.

3. Новые школьные стандарты.

Минпросвещения РФ подготовило изменения в учебный процесс. К примеру, теперь урок «технологии» включит в себя основы робототехники, изучение графических и мультимедийных редакторов, антивирусной защиты, и программирование. На предмете ОБЖ обучающиеся узнают о борьбе с терроризмом, мошеннических схемах в интернет пространстве и буллинге.

Новые школьные стандарты уже одобрены с доработками советом при Минпросвещения России.

В новом документе четко прописано: что и в каком классе должен изучать ученик. Здесь есть и теорема Пифагора, и «Слово о полку Игореве», и «золотое правило» механики, и т д. Но есть и новые любопытные вещи.

Например, на предмете «Технология» уже в начальной школе детей будут учить собирать и программировать роботов, работать с графическими и мультимедийными редакторами. На информатике ребят научат защищать информацию от компьютерных вирусов.

Работать на одном из языков программирования (Школьный Алгоритмический Язык, Паскаль, Python, Java, C, C#, C++). На ОБЖ школьники узнают про буллинг, мошенничество в интернете и терроризм.

4. С 2020 года экспертные заключения по проверке учебников будут выдаваться на 5 лет, так же эксперты будут отвечать за учебники

В министерстве просвещения разработан новый порядок экспертизы учебников. Положительное заключение любому изданию будет выдаваться всего на пять лет.

При этом эксперты будут нести персональную ответственность за любой учебник, которому они дали «добро» — их фамилия обязательно будет стоять на обороте титульного листа. Ошибок в учебниках должно стать меньше.

Тем более, что все они постепенно будут «заточены» под новые школьные стандарты.

5. Новые задачи для школьников.

На платформе «Российской электронной школы» появятся новые задачки, разработанные по методике PISA, — интерактивные, интересные для детей и направленные на умение применять свои знания.

6. ВПР. Расписание всероссийских проверочных работ сделают плавающим.

Это означает, что в 4 классе сдавать ВПР по русскому языку учащиеся будут с 30.03 по 3.04 по вторникам и четвергам, далее с 6.04 по 10.04. С 5 класса будет добавлены 2 предмета – история и биология, с 7 – языки, обществознание и биология. Так же для каждой школы теперь ВПР будут сформированы автоматически, повторных тестов больше не будет.

Всероссийские проверочные работы в школах будут проходить по-новому. В 2020 году впервые они вводятся в 8 классах. Расписание станет «плавающим». Еще одна «новинка»: у каждой школы появятся индивидуальные, автоматически сгенерированные комплекты заданий ВПР.

7. Госэкзамены перейдут на более серьезный уровень.

По информатике придется защитить презентацию, по химии и физике в билет включат лабораторный эксперимент и т.д.

ОГЭ

Экзамены для девятиклассников изменятся очень серьезно — они «переедут» на практические рельсы. То есть школьник должен будет показать, как он научился применять свои знания. Например, по информатике выпускникам могут предложить создать презентацию на компьютере.

В ОГЭ по химии и физике — реальные лабораторные эксперименты. К примеру, провести реальную химическую реакцию на основе записанного уравнения. В ОГЭ по русскому языку уменьшилось количество заданий — с 15 до 9.

Для изложения теперь могут предложить тексты разных жанров: путевые заметки, записки, очерк, рецензию, дневник.

На математике может попасться план садового участка — с гаражом, огородом и т.д. Эту схему нужно суметь «прочитать». А затем рассчитать, к примеру, сколько упаковок плитки понадобилось, чтобы вымостить ей все дорожки на участке…

Полный список предметов и изменений, примеры новых заданий ОГЭ есть на сайте Федерального института педагогических измерений.

ЕГЭ

Содержательно единый госэкзамен практически не изменится. А вот технологически станет более продвинутым. «Ловить» нарушителей на ЕГЭ в некоторых регионах теперь будет нейросеть — распознавать лица участников и смотреть, чтобы никто не пришел по поддельным паспортам. При подозрительных действиях, которые фиксируют камеры, «умная» программа будет подавать сигнал человеку-наблюдателю.

Есть небольшие отличия в расписании ЕГЭ-2020. В первый день ЕГЭ будет не два экзамена, как было раньше (география+литература), а три (добавилась информатика). Кроме того, раньше на одно обществознание выделялся целый день. А теперь этот предмет совместили в расписании с химией.

Утвержденное расписание ЕГЭ на 2020 год:

  • 25 мая (понедельник) — география, литература, информатика (ИКТ);
  • 28 мая (четверг) — русский язык;
  • 1 июня (понедельник) — ЕГЭ по математике. Базовый и профильный уровень сдаются в один день. Выбрать можно что-то одно;
  • 4 июня (четверг) — история, физика;
  • 8 июня (понедельник) — обществознание, химия;
  • 11 июня (четверг) — иностранные языки — письменная часть: английский, французский, немецкий, испанский, китайский. Плюс — биология;
  • 15 июня (понедельник) — иностранные языки — устная часть;
  • 16 июня (вторник) — иностранные языки — устная часть.

8. Для школьников утвердят новую форму.

В России разрабатывается национальный стандарт школьной формы. Речь, в первую очередь, идет о качестве одежды, в которой дети проводят до восьми часов в день, а то и больше. По задумке Минпромторга, уточнение требований поможет избежать «эффекта скафандра» из-за синтетической подкладки. По планам, национальный стандарт школьной формы может появиться как раз 2020 году.

9. Для учителей появится обязанность проходить повышение квалификации по новейшей единой модели

Министерство просвещения разрабатывает единую модель, по которой будут повышать квалификацию российские учителя.

Министр просвещешия О. Васильева отметила, что дополнительное профессиональное образование (ДПО) для педагогов нуждается в модернизации, оно должно стать персонифицированным с использованием современных форматов обучения и актуального содержания программ.

Всего будет пять блоков: в том числе предметный (что преподавать) — не менее 36 часов, методический (как преподавать) — минимум 18 часов, психолого-педагогический — не менее 36 часов, воспитательный — не менее 36 часов. И что самое интересное — обязательная стажировка — минимум 18 часов.

10. Программа “Земский учитель”

С января 2020 года работает программа «Земский учитель».

Проект получил название «Земский учитель» по аналогии с уже существующей программой «Земский доктор». Участникам программы предусматривается денежная выплата в размере 2 млн рублей на Дальнем Востоке и 1 млн рублей — в остальных регионах.

Всего на программу из федерального бюджета предусмотрено около 4 млрд рублей. Но за это придется отработать в школе, расположенной в сельской местности, поселке городского типа или городе с населением не более 50 тыс. человек, не менее 5 лет.

На сайте будет полный банк вакансий, списки школ, условия и зарплата. Учителя смогут подобрать на нем себе новую работу и подать заявку. Победители определятся до 15 мая. С 15 июня по 20 июля — с «земскими учителями» должен быть заключен трудовой договор. И до 1 декабря 2020 года все победители получат свои выплаты. Деньги можно будет тратить на что угодно.

Подробнее о программе «Земский учитель».

Источник: https://obrmos.ru/go/go_scool/news/go_go_scool_news_2020_ism.html

Что не так с современным образованием в России? Выделяем основные проблемы

Вопрос по системе образования

О теме образования в принципе можно рассуждать бесконечно, а в России – особенно. В нашей стране образование активно обсуждается (и часто осуждается) разными слоями общества, начиная от медийных лиц и заканчивая студентами отечественных вузов или родителями школьников, по вечерам вместе с ребенком склоненными над непонятными домашними заданиями на кухне.

Академическая система нашей страны действительно ведет учащихся к деградации? Не дает того, для чего создавалась – качественную базу практических и теоретических навыков? Или надежда сформировать надежную систему обучения есть, нужно только приложить усилия?

В чем главная проблема российского образования?

Мнений по этому поводу достаточно много – мы рассмотрим самые популярные точки зрения. Только в этом году на февральском заседании президиума Государственного совета и Совета при президенте по науке и образованию эксперты назвали ключевые проблемы, актуальные для сферы образования сегодня:

Нехватка квалифицированных преподавательских кадров

Подготовка квалифицированного преподавателя – приоритетная задача для сферы отечественного образования на протяжении многих лет. Однако за последние 10-15 лет количество педагогических вузов на территории страны сильно уменьшилось, что повлияло и на рост числа профессиональных кадров. Теперь государственным структурам предстоит вернуть систему педагогических вузов.

Сложности с цифровизацией академической среды

С одной стороны, сфера образования отстает от цифровой, учитывая активное развитие новых технологий. С другой – излишняя динамика технологического развития может повлиять на привычный процесс развития и воспитания учеников. Поэтому внедрять новые технологии необходимо последовательно.

Баланс между гибкостью учебных программ и единым подходом к требованиям и условиям обучения

Для этих целей был запущен национальный проект «Образование» указом Президента. Поскольку он реализуется финансовыми силами регионов, здесь тоже нет единой схемы проведения. Также идет активное обсуждение по введению федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)

Названные проблемы особенно характерны для среднего образования. По словам президента, этап школы должен стать сферой комплексного формирования личности у подрастающего поколения, поэтому нужно вернуть в образовательную систему разные аспекты воспитания личности

Что касается высшей школы, то здесь эксперты назвали актуальной проблему выстраивания взаимосвязи между средним и высшим образованием. Велика вероятность, что решением станет пересмотр системы выпускных экзаменов или введение отдельного этапа подготовки к поступлению в высшее учебное заведение.

Не менее важной проблемой один из экспертов собрания назвал существующую неравномерность распределения сильных университетов по территории России. Большинство ведущих вузов нашей страны находятся в столице, поэтому выпускники региональных школ вынуждены ехать поступать туда или выбирать другие крупные города для поступления, оставаясь там после выпуска для профессиональной деятельности.

10 факторов, влияющих на качество среднего образования

Мы назвали официальные причины не слишком успешно работающей системы образования на территории РФ. Теперь поговорим о причинах неофициального характера, которые актуальны не меньше – перечень основан на опросе родителей учащихся российских школ.

  • Недостаток программ профильного обучения

Основная часть программ средних школ направлена на изучение гуманитарных, технических или естественных наук. С учетом государственных учебных стандартов РФ сложно создать гибкую программу, учитывающую интересы каждого ребенка. Сами школьники считают такой формат выбора удобным, так как хотят с определенного класса делать упор на изучение дисциплин, необходимых в выбранной ими профессии.

  • Несоответствие показателей по оценкам и реальных знаний учеников

Вопрос рейтингов актуален среди школ по аналогии с вузами. Чем выше показатели академической успеваемости – тем больше преимуществ и бонусов учебное заведение может получить.

Однако такое условие часто приводит к простой погоне за баллами без получения фактических знаний и навыков.

А сам фактор оценки может повлиять на мотивацию учеников: двойки или тройки демотивируют школьников, хотя определенные знания они получают.

  • Чрезмерно формальный подход

Сегодня бюрократия затрагивает каждую сферу школьной жизни, хотя это не устраивает учеников и самих педагогов. Ведение электронных журналов, оформление полей в тетради, соблюдение различных правил уже с первого класса – эти формальности сказываются на качестве образования. При этом со своей задачей – контролировать и поддерживать порядок – не особо справляются.

  • Разный уровень подготовки учащихся

Актуальный вопрос, ведь дети приходят в школу из разных семей. Одни родители озадачены предварительной подготовкой ребенка к школе, а другие убеждены, что это «работа учителей».

Так в одном классе начальной школы на 25-30 человек оказываются дети, умеющие считать или читать, и те, с кем надо разучивать алфавит.

Классическая система среднего образования не настолько гибкая, чтобы учесть интересы двух категорий учащихся, и ребята, схватывающие материал быстрее, на уроках скучают.

А другие могут почувствовать себя недостаточно эрудированными, что приводит их к стрессу и демотивации. Грамотный учитель может свести такой дисбаланс к минимуму через подход к обеим группам учеников, однако таких виртуозов образования у нас очень мало (возвращаемся к причине отсутствия квалифицированных кадров).

  • Невысокая эффективность учебных занятий

По государственным стандартам один урок в школе проходит 45 минут: из них 10-15 обычно посвящается организационным вопросам, столько же – на проверку домашнего задания.

По нехитрым математическим вычислениям на подачу нового материала остается от силы 15 минут.

Расчеты приведены для класса спокойных учеников, где дополнительно не придется заниматься вопросами дисциплины – а это большая редкость в среднестатистической российской школе.

  • Громоздкие задания на дом

С учетом предыдущего пункта, тот материал, который учителя не успели объяснить детям на уроке, автоматически переходит на самостоятельное изучение дома.

Существует стандарт СанПина, где на выполнение домашнего задания выделяется 1,5-2 для начальной школы, по 2,5 часа – начиная с 6 класса, от 3,5 часов – для 9 класса или старше.

На деле времени уходит намного больше: часто домашние задания настолько объемные, что ученик сидит за уроками допоздна, иногда даже прибегая к помощи родителей. При этом детей никто не обучает распределению времени, поэтому они вынуждены справляться, как получается.

  • Недостаточно квалифицированная подготовка молодых педагогов

Незаинтересованность в высоких результатах своих учеников проскальзывает и у молодых учителей, и у опытных педагогов – это также одна из актуальных проблем российских школ. По словам учителей, отслеживание успеваемости и подготовка креативных заданий для повышения интереса школьников сильно затормаживается необходимыми формальными процедурами.

Заполнение журнала или другая отчетность, проверка домашних заданий – всё это занимает много времени. Молодые преподаватели с маленьким стажем вынуждены также брать руководство классом и репетиторство, и на прокачку педагогических навыков времени просто не остается.

При таком темпе работы учителя достаточно быстро подвергаются выгоранию – эмоциональному или физическому.

  • Устаревшие методики и учебные подходы

Введение электронного документооборота сильно взбаламутило учителей пожилого возраста. Им непросто найти подход к подрастающему поколению Z, интересы которого сосредоточены на жизни в интернете: социальные сети, игры, сериалы.

Многие взрослые педагоги, к сожалению, предпочитают просто отрабатывать часы до пенсии. Есть исключения, которые пробуют говорить с ребятами на их языке – ученики поддерживают и уважают это.

Однако больше всё-таки тех, кто недоволен наступившими изменениями и открыто демонстрирует это школьникам, проявляя профессиональную некомпетентность.

  • Отсутствие систематизированной подготовки к сдаче ОГЭ или ЕГЭ

Подготовка к обязательным экзаменам после 9 и 11 классов никак не интегрируется в повседневную учебную программу по разным предметам.

Чтобы успешно пройти тестовый экзамен, ученику недостаточно просто разбираться в предмете – ему еще нужно знать инструкцию по прохождению аттестации такого формата.

Правильная интерпретация заданий, указание ответов по форме, знание критериями оценки – все эти нюансы учителя классических средних школ не объясняют. Поэтому чтобы ученик сдал обязательный экзамен, родители вынуждены отправлять его к репетитору или на дополнительные курсы.

  • Внеучебная нагрузка школьников

Современная средняя школа не ставит своей задачей воспитательное обучение детей помимо академического.

При этом заведение обязано организовать внеклассную активность учеников: посещение разных секций, концертов, мероприятий развлекательно-социального характера (чаепития, классные часы) носит добровольно-принудительный характер, поэтому не приветствуются большинством учеников и родителями.

Это связано еще с тем, что семьи параллельно с основной школой отдают детей в секции дополнительного образования: музыкальную или художественную школу, на хоккей, разные единоборства, танцы и так далее.

Университеты России: погрешности системы высшего образования в нашей стране

Со средним образованием разобрались – переходим к проблемам высшего. Некоторые из перечисленных факторов также будут характерны для университетов, только на этапе высшей школы трудности по соблюдению высокого качества академических услуг выходят на другой уровень.

Изучив информацию нескольких источников, мы собрали причины, по которым высшее образование сегодня ощутимо уступает классическому советскому, в свое время эталонному:

  • Коррупция. Об этом явлении российской системы образования не будем говорить подробно. Сюда относится много разных случаев: от школьных взносов или поборов до хищения бюджетных средств или изготовления поддельных дипломов.
  • Неадаптированный переход на европейские стандарты. Попытка организовать структуру высшего образования по Болонской системе, как в зарубежных странах, без предварительной подготовки для нашей страны прошла не очень успешно. Программу специалитета урезали до 4-х лет, а новый учебный формат «магистратуры» до сих пор остается понятым не до конца: это полноценное второе высшее, даже если поменять специализацию, или в магистратуру можно только по тому направлению, где получена степень бакалавра?
  • Распад старой системы без создания новой. Этот пункт поясняет предыдущий – поскольку организация учебного процесса в России во многом опиралась на советскую, мы оказались не готовы к стремительным переменам глобального уровня. Индустриальное общество сменилось информационным, потребовав инноваций и современных технологий, а существующие учебные материалы потеряли актуальность.
  • Слабое финансирование. Вопрос часто поднимается, все учебные заведения учреждения нашей страны сталкиваются с ним. Существенной причиной некачественного образования как раз принято считать отсутствие необходимых средств для развития и введения обновлений.
  • Теоретическая, а не практическая направленность образования. Подготовка студентов как будущих специалистов сегодняшней системой обучения больше ориентирована на теоретическую базу, чем на практические навыки. Не каждый студент может сказать, что полученное образование помогло в работе – большинство получают профессиональные навыки уже на месте.
  • Отсутствие связи у разных уровней образования. Подход, который России стоит перенять у Запада, – взаимосвязь всех этапов обучения от дошкольной ступени до высшего образования. Чтобы один этап являлся подготовкой для другого: в старших классах это полноценная подготовка к ЕГЭ, а на дошкольном этапе – работа с детьми под чутким руководством профессиональных воспитателей.
  • Непродуманное законодательство в образовательной сфере. Государство периодически осуществляет попытки сформировать подходящие законы: обозначить социальные обязательства от лица государства, прописать четкие принципы лицензирования учебных заведений, усилить законы по контрольным процедурам и т.д.
  • Увеличение спроса на высшее образование. За последние 20-25 лет показатель существенно вырос. Престиж получения рабочих профессии снизился, как следствие – упал спрос на обучение в техникумах или ПТУ. С конца 90-х прослеживается тенденция по нехватке рабочих кадров с переизбытком работников интеллектуального труда.

Пути решения проблем современной образовательной системы

Проблемы с разной запущенностью присутствуют на любом уровне российской системы образования. Изменить это могут планомерные и последовательные меры — сегодня это стратегическая задача, решение которой важно для России.

  • Введение новых реформ, направленных на повышение уровня образованности российских граждан, увеличение числа квалифицированных кадров, улучшение качества образования до международного уровня
  • Смещение акцента с количества на качество: по данным Минобразования в России действует больше 2000 учебных заведений высшего образования, но только 20 считаются ведущим вузами с обучением высокого уровня
  • Есть смысл вернуться к схеме построения высшего образования, успешно реализованной в социалистическом прошлом нашей страны плюс дополнить ее актуальными академическими методами и современными технологиями, как в зарубежных странах
  • Восстановить высокий статус профессии преподавателя и педагога, чтобы будущие специалисты имели личную мотивацию делать свою работу качественно.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой канал!Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ иПОДПИСЫВАЙТЕСЬна Дзен канал.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/smapse/chto-ne-tak-s-sovremennym-obrazovaniem-v-rossii-vydeliaem-osnovnye-problemy-5edf86cbec666c66707564a7

Эксперты назвали главные проблемы российского образования

Вопрос по системе образования

https://sn.ria.ru/20200205/1564295666.html

Эксперты назвали главные проблемы российского образования

Нехватка квалифицированных педагогов, а также сложности и опасности, связанные с цифровизацией образовательной среды, – одни из главных проблем современной… РИА Новости, 05.02.2020

2020-02-05T18:58

2020-02-05T18:58

2020-02-05T23:16

социальный навигатор

сн_образование

образование – общество

общество

/html/head/meta[@name='og:title']/@content

/html/head/meta[@name='og:description']/@content

https://cdn24.img.ria.ru/images/155514/00/1555140053_0:160:3072:1888_1400x0_80_0_0_70519c160c416e2697e6dd8f7ee4744f.jpg

МОСКВА, 5 фев – РИА Новости. Нехватка квалифицированных педагогов, а также сложности и опасности, связанные с цифровизацией образовательной среды, – одни из главных проблем современной системы образования, рассказали эксперты, опрошенные РИА Новости накануне заседания президиума Госсовета и Совета при президенте по науке и образованию.

Ранее пресс-служба Кремля сообщила, что президент РФ Владимир Путин 6 февраля проведет совместное заседание президиума Госсовета и Совета при президенте по науке и образованию, которое будет посвящено повышению роли регионов в подготовке кадров для экономики и социальной сферы, а также реализации Стратегии научно-технологического развития государства.

Средняя школа”Есть проблема значительной дифференциации условий образования, и вследствие этого — образовательных результатов. Это начиная от второй-третьей смены (в школах), заканчивая скоростью интернета, квалификацией педагогических кадров”, — рассказал директор Центра анализа образовательных данных ФИРО РАНХиГС Евгений Малеванов.

Он также отметил, что есть проблема, с одной стороны, некоторого отставания образовательной среды от цифрового века, от бурного развития цифровых технологий, и в то же время “бурно развивающиеся цифровые технологии создают искажение в процессе развития и воспитания детей”.

“Одной из важнейших задач сегодня в системе образования является подготовка квалифицированного учителя, поэтому за последнее время предпринят целый ряд мер по совершенствованию педагогического образования.

За последние 10-15 лет фактически пошел процесс ликвидации региональных педагогических вузов.

Сегодня поставлена задача вернуть назад систему региональных педагогических вузов, потому что в регионах очень ощущается нехватка квалифицированных учителей”, — рассказал руководитель Всероссийского фонда образования, сопредседатель движения “Образование для всех” Сергей Комков.

Он также отметил, что сейчас решается вопрос о введении новых методов и форм образовательного процесса, использования компьютерных технологий. Однако, по мнению Комкова, здесь нужно быть чрезвычайно осторожными, “потому что никакое компьютерное образование не может заменить личность учителя”.

Также среди текущих проблем Малеванов назвал то, что никак не удается найти равновесие между вариативностью, гибкостью образовательных программ и едиными подходами, требованиями и условиями образования.

“Кроме того, очень серьезная проблема сегодня заключается в том, что не выполняются майские указы президента о реализации нацпроекта “Образование”, потому что нацпроект должен исполняться за счет региональных бюджетов, а регионы относят к этому чрезвычайно халатно”, — считает Комков.

По его мнению, крайне актуальна сейчас и проблема введения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), которые пока не утвердили и не приняли, вокруг них идут споры и обсуждения.

“Проект ФГОСов был отклонен даже вновь заступившим министром просвещения, против этого проекта выступила большая группа академиков Российской академии образования и наиболее известный из этой группы Александр Асмолов.

И с этой позиции он выступил и направил эту позицию президенту России”, — рассказал Комков.

Эксперт также отметил, что необходимо учесть и то, что было сказано президентом в послании Федеральному собранию — он “очень серьезно сделал замечание о том, что образование должно стать сферой комплексного формирования личности, подрастающего поколения, и поэтому в систему образования надо возвращать такое понятие, как воспитание личности”.

Высшая школаКомков добавил, что еще один важный момент — это выстраивание взаимосвязи между средним и высшим образованием. Он отметил, что в связи с этим нужно пересматривать систему выпускных экзаменов за курс средней школы.”И соответственно, предстоит серьезная работа по отбору в высшие учебные заведения.

С тем чтобы уже на базе средней школы начиналась предпрофессиональная подготовка, чтобы вузы выбирались не спонтанно… чтобы осознанно выпускники школы шли, уже понимая, что они должны выбрать именно ту специальность, по которой они будут не просто учиться, но и дальше продолжать свой жизненный путь”, — считает он.

Также среди актуальных для высшей школы проблем Комков назвал расширение вузовской автономии. По его мнению, вузами должно управлять вузовское сообщество, профессорско-преподавательский состав, а должность ректора должна быть выборной. Он также отметил, что необходимо, чтобы значительно расширялась научно-экспериментальная и лабораторная база всех вузов.”Это очень серьезное требование к современной системе высшего профессионального образования, чтобы обучающиеся в вузах студенты обладали не только набором теоретических знаний, но и практических навыков”, — добавил Комков.Малеванов же выделил среди проблем вузов диспропорцию в распределении вузов по территории России, и “вследствие этого – отток наиболее одаренных, наиболее образовательно успешных выпускников и сложности с возвращением в свои регионы после получения высшего образования”.

https://sn.ria.ru/20200203/1564179760.html

https://sn.ria.ru/20200130/1564034628.html

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2020

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://sn.ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdn23.img.ria.ru/images/155514/00/1555140053_171:0:2902:2048_1400x0_80_0_0_71844ff37306cb929c7020546671e53e.jpg

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

социальный навигатор, сн_образование, образование – общество, общество

МОСКВА, 5 фев – РИА Новости. Нехватка квалифицированных педагогов, а также сложности и опасности, связанные с цифровизацией образовательной среды, – одни из главных проблем современной системы образования, рассказали эксперты, опрошенные РИА Новости накануне заседания президиума Госсовета и Совета при президенте по науке и образованию.

Ранее пресс-служба Кремля сообщила, что президент РФ Владимир Путин 6 февраля проведет совместное заседание президиума Госсовета и Совета при президенте по науке и образованию, которое будет посвящено повышению роли регионов в подготовке кадров для экономики и социальной сферы, а также реализации Стратегии научно-технологического развития государства.

Средняя школа

“Есть проблема значительной дифференциации условий образования, и вследствие этого — образовательных результатов. Это начиная от второй-третьей смены (в школах), заканчивая скоростью интернета, квалификацией педагогических кадров”, — рассказал директор Центра анализа образовательных данных ФИРО РАНХиГС Евгений Малеванов.

Он также отметил, что есть проблема, с одной стороны, некоторого отставания образовательной среды от цифрового века, от бурного развития цифровых технологий, и в то же время “бурно развивающиеся цифровые технологии создают искажение в процессе развития и воспитания детей”.

“Одной из важнейших задач сегодня в системе образования является подготовка квалифицированного учителя, поэтому за последнее время предпринят целый ряд мер по совершенствованию педагогического образования.

За последние 10-15 лет фактически пошел процесс ликвидации региональных педагогических вузов.

Сегодня поставлена задача вернуть назад систему региональных педагогических вузов, потому что в регионах очень ощущается нехватка квалифицированных учителей”, — рассказал руководитель Всероссийского фонда образования, сопредседатель движения “Образование для всех” Сергей Комков.

Он также отметил, что сейчас решается вопрос о введении новых методов и форм образовательного процесса, использования компьютерных технологий. Однако, по мнению Комкова, здесь нужно быть чрезвычайно осторожными, “потому что никакое компьютерное образование не может заменить личность учителя”.

Также среди текущих проблем Малеванов назвал то, что никак не удается найти равновесие между вариативностью, гибкостью образовательных программ и едиными подходами, требованиями и условиями образования.

“Кроме того, очень серьезная проблема сегодня заключается в том, что не выполняются майские указы президента о реализации нацпроекта “Образование”, потому что нацпроект должен исполняться за счет региональных бюджетов, а регионы относят к этому чрезвычайно халатно”, — считает Комков.

По его мнению, крайне актуальна сейчас и проблема введения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), которые пока не утвердили и не приняли, вокруг них идут споры и обсуждения.

“Проект ФГОСов был отклонен даже вновь заступившим министром просвещения, против этого проекта выступила большая группа академиков Российской академии образования и наиболее известный из этой группы Александр Асмолов.

И с этой позиции он выступил и направил эту позицию президенту России”, — рассказал Комков.

Эксперт также отметил, что необходимо учесть и то, что было сказано президентом в послании Федеральному собранию — он “очень серьезно сделал замечание о том, что образование должно стать сферой комплексного формирования личности, подрастающего поколения, и поэтому в систему образования надо возвращать такое понятие, как воспитание личности”.

Высшая школа

Комков добавил, что еще один важный момент — это выстраивание взаимосвязи между средним и высшим образованием. Он отметил, что в связи с этим нужно пересматривать систему выпускных экзаменов за курс средней школы.

“И соответственно, предстоит серьезная работа по отбору в высшие учебные заведения. С тем чтобы уже на базе средней школы начиналась предпрофессиональная подготовка, чтобы вузы выбирались не спонтанно.

.. чтобы осознанно выпускники школы шли, уже понимая, что они должны выбрать именно ту специальность, по которой они будут не просто учиться, но и дальше продолжать свой жизненный путь”, — считает он.

Также среди актуальных для высшей школы проблем Комков назвал расширение вузовской автономии. По его мнению, вузами должно управлять вузовское сообщество, профессорско-преподавательский состав, а должность ректора должна быть выборной. Он также отметил, что необходимо, чтобы значительно расширялась научно-экспериментальная и лабораторная база всех вузов.

“Это очень серьезное требование к современной системе высшего профессионального образования, чтобы обучающиеся в вузах студенты обладали не только набором теоретических знаний, но и практических навыков”, — добавил Комков.

Малеванов же выделил среди проблем вузов диспропорцию в распределении вузов по территории России, и “вследствие этого – отток наиболее одаренных, наиболее образовательно успешных выпускников и сложности с возвращением в свои регионы после получения высшего образования”.

Источник: https://sn.ria.ru/20200205/1564295666.html

Вопросы адвокату
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: