Виды административно-правовых норм по функциональному назначению

Понятие, особенности и виды административно-правовых норм в механизме административно-правового регулирования

Виды административно-правовых норм по функциональному назначению

Схема административно-правового регулирования общественных отношениях включает в себя следующих два момента:

  1. нормы административно-правового характера;
  2. отношения административно-правового характера, а также защиту подобных отношений в тех случаях, когда поведение субъектов административно-правовых отношений имеют достаточно деформированное правосознание.

Административно-правовая норма

Определение 1

Как и любая другая норма, административно-правовая норма выглядит как строго установленное, либо санкционированное страной правило поведения, которое распространяется на нечеткий круг субъектов, и рассчитанное на многоразовое применение. Похожесть административно-правовых норм с нормами отраслей самого права объясняется тем, что административное право это одна из базовых отраслей права в РФ.

Нормы, которые его составляют, обычно, отвечают всем общим теоретическим характеристикам и критериям с точки зрения их социальной и политической сущности и роли в обществе. Вместе с общностью, имеют место и иные особенности административно-правовых норм, если сравнивать их с нормами различных других отраслей права.

Особенности административно-правовых норм

Главной особенностью является то, что вышеуказанные нормы имеют собственный предмет регулирования, именно в тех отношениях в обществе, которые те же правоведческие нормы и регулируют.

Императивный характер административно-правовых норм

К особенностям, которые выделяют нормы, можно отнести императивный (повелительный) характер. Именно последний факт отличает их от гражданско-правовых норм, где отражаются и закрепляются равные позиции, а также проявляется полная независимость воли участников регулируемых отношений.

Императивный характер административно-правового регулирования, вовсе не всегда связан с приведением в действие государственных полномочий субъектом исполнительной власти.

Также, повелительный характер административно-правовых норм зачастую проявляет себя в предоставлении гражданам абсолютного права запрашивать от государственных структур власти должное поведение и образ действия, относительно конкретного гражданина.

Особенности структуры административно-правовых норм

Также, своеобразные особенности присутствуют и в самой системе административно-правовых норм. Как и абсолютно все другие правовые нормы, данные имеют гипотезу и строгую диспозицию. При этом, они часто вовсе не содержат санкции как логичные последствия ее несоблюдения.

Замечание 1

К слову, санкции представляют собой обязательный элемент системы любой нормы права. Без наличия санкции правоведческая норма попросту не может существовать.

Все санкции, грубо говоря, вынесены за все рамки содержания нормы и строго предусмотрены в иных административных актах права.

Пример 1

Примером вышеуказанного случая является предусмотрение санкций в законодательстве о строгой дисциплинарной и административной ответственности.

Опиши задание

Виды правовых норм

Согласно своих характеристик и содержания, административно-правовые нормы могут быть следующими:

  • обязывающие;
  • запрещающие;
  • наделяющие полномочиями;
  • поощрительные.

Замечание 2

Стоить учитывать тот факт, что большинство норм являются напрямую предписывающими обязанным субъектам на постоянной основе регулярно совершать четкие положительные организационные действия.

К таким нормам относятся:

  • нормы, которые имеют отношение к компетенции государственных органов и лиц, служащих там;
  • нормы, которые вмещают сведения о порядке формирования органов;
  • нормы, которые работают с порядком обращения граждан.

Помимо всех вышеперечисленных, существуют и запрещающие нормы. Их задача устанавливать недопустимые действия. Последние подразумевают нормы нормы, которые регулируют составы административных правонарушений и базовые догмы разрешительного механизма.

Существует также категория уполномочивающих нормы. К ним относят виды норм, которые предоставляют ряд определенных прав и обязанностей органам, должностным лицам, а также конкретным гражданам. Использовать такие полномочия они могут по своему желанию.

Замечание 3

К слову, вышеуказанные лица, вправе и отказаться от реализации таких норм. К последним относятся нормы, которые влекут за собой возможность те, либо иные действия в плане управления по усмотрению субъекта.

Последние устанавливают строгие границы полномочий. Особой категорией уполномочивающих норм, как правило, считают поощрительные нормы. Они наделяют полномочиями конкретных субъектов на то, чтобы применять различные меры поощрения.

Базовыми характеристиками для абсолютно всех административно-правовых норм является их большое количество. А также огромное число и разнообразность форм их групп, структурности и кодификации.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/administrativnoe-pravo/ponjatie-osobennosti-i-vidy-administrativno-pravov/

Классификация административно-правовых норм. Что такое административно-правовые нормы

Виды административно-правовых норм по функциональному назначению

Нормы административного права играют немаловажную роль в системе российского права, так как упорядочивают широкий круг разнообразных общественных отношений. Рассмотрим, какое значение они имеют и их классификацию.

Что такое административно-правовые нормы

Нормы административного права — это строго установленное и государством в лице уполномоченных органов, общеобязательные правила должного и возможного поведение, распространяющиеся на нечёткий круг субъектов, направленные на длительное применение, защищённые от посягательств принудительной силой государства.

Значение административно-правовой нормы заключается в следующем:

  • Регулируют процесс функционирования исполнительной ветви власти, устанавливая её правовой статус и компетенцию, процесс создания и ликвидации.
  • Нормы права определяют правовое положение предприятий, учреждений, организовывают взаимодействие с исполнительными органами. Закрепляют порядок регистрации юридических лиц, предоставления ими бухгалтерской отчётности государственным органам.
  • Определяют субъективные права и юридические обязанности граждан, устанавливают определённые гарантии их соблюдения.
  • Регулируют порядок подбора кадров, прохождения аттестации, разработки положений, должностных инструкций органами внутренних дел, госорганами.
  • Нормы административного права регулируют правоотношения в области защиты прав граждан, внешней среды и природопользования, предпринимательской деятельности, воинской службы.
  • Определяет, какие деяния подпадают под правонарушение, назначает меры правовой ответственности, регламентирует порядок рассмотрения по таким делам.

Не будь административных норм, не соблюдались бы точные требования законности действий участников правоотношений: государственных служащих, трудовых коллективов, граждан и юридических лиц

Какие классификации административно-правовых норм существуют

Классифицировать административно-процессуальные нормы можно по следующим основаниям:

По содержанию:

  • Материальные правовые нормы-это нормы, непосредственно устанавливающие объём права и содержание обязанностей, а также ответственность конкретных участников правоотношений. Например, в законе об общественных объединениях, говорится, что участниками могут быть граждане и юридические лица, выразившие поддержку идеям, этого объединения, участвующие без какого-либо оформления.
  • Процессуальные правовые нормы — определяют порядок, методы реализации норм материального права. Например, согласно КоАП потерпевший имеет право, знакомится с материалами дела, представлять доказательства, пользоваться юридической помощью представителя.

По методу воздействия на поведение субъектов:

  • Обязывающие — повелевают совершать только те действия, которые прямо указаны в законе. Например, работники полиции обязаны использовать в своей деятельности современные информационные системы.
  • Запрещающие — предусматривают запрет на осуществление тех или иных действий. Так, водителю запрещается управлять транспортным средством в нетрезвом состоянии.
  • Дозволительные — предусматривает несколько вариантов поведения, но окончательный выбор делает лицо на своё усмотрение. Так, в жилой зоне пешеходам разрешается передвигаться как по тротуарам, так и по проезжей части. Кроме того, в Конституции РФ закреплено, что каждый может свободно выбирать язык для общения, обучения и воспитания.
  • Стимулирующие — обеспечивают должное поведение участников правоотношений, посредством предоставления материальных, оздоровительных, моральных благ. Например, сотруднику полиции имеющему звание «Почётный сотрудник органов внутренних дел РФ» выплачивается ежемесячная надбавка, предоставляется право на бесплатное протезирование зубов, санаторно-курортное лечение.
  • Рекомендательные — предоставляют возможность самостоятельно принять решение по выполнению предписания. Например, велосипедистам и владельцам мопедов при движении в тёмное время суток, и при ограниченной видимости, рекомендуется иметь с собой светоотражающие элементы, обеспечивающие видимость иным средствам передвижения.

По действию во времени

  • Срочные — вводимые в действие на определённый срок, период. Например, вводится Постановлением администрации г.Ижевска N 462 временное ограничение с 10 апреля по 10 мая 2020 года на движение транспортного средства предельная масса, которого составляет 6 тонн. В связи с тем, что снижается несущая способность дорог.
  • Бессрочные — действуют от того времени пока в них не внесут официально изменения либо отменят, специализированные органы соответствующим распоряжением. Например, положения Конституции РФ.

По форме предписания

  • Императивные — это нормы, выражающиеся в строго категорических предписаниях, действующие независимо от желания субъектов. Например, сотруднику полиции запрещено подстрекать, склонять, побуждать к совершению противоправных действий.
  • Диспозитивные — это правила поведения, указанные в законе, с допускаемой возможностью формирования другой формы поведения. Так, в административном процессуальном кодексе сказано, что стороны по своему усмотрению, могут заключить мировое соглашение.

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

Источник: https://vidotip.com/jurisprudencija/klassifikacija-administrativno-pravovyh-norm/

Понятие административно-правовой нормы. Особенности её содержания и структуры

Виды административно-правовых норм по функциональному назначению

Норма административного права представляет собой правило, определенную меру должного поведения, установленную государством и охраняемую государственными средствами.

Норма права по своему юридическому значению есть определенное правило поведения, соблюдение которого гарантируется различного рода организационными, разъяснительными и стимулирующими средствами, а также применением в отношении тех, кто их не соблюдает, мер правового принуждения (дисциплинарная, административная, материальная, уголовная ответственность).

Подобные качества в полной мере присущи административно-правовым нормам. Ими определяются основные параметры государственно-управленческой деятельности и возникающих в ее процессе управленческих отношений (например, правовой статус гражданина, субъектов исполнительной власти).

Функции административно-правовых норм:

  1. регулятивная – определение вариантов должного, т.е. соответствующего интересам правового государства, поведения всех лиц и организаций, действующих непосредственно в сфере государственного управления;
  2. охранительная – обеспечение упорядоченности организации и функционирования как всей системы исполнительной власти (государственного управления), так и ее отдельных звеньев, рационального их взаимодействия;
  3. защитная – обеспечение в сфере государственного управления реализации и защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций; обеспечение эффективной реализации конституционного назначения механизма исполнительной власти, т.е. исполнения, проведения в жизнь требований федеральных законов и законов субъектов РФ.

Особенности содержания и структуры административно-правовых норм

Особенности административно-правовых норм:

  • подзаконность устанавливаемых субъектами исполнительной власти административно-правовых норм;
  • на них падает основная нагрузка по реализации общих норм закона в процессе их применения в рамках функционирования механизма исполнительной власти.

По своему характеру и содержанию административно-правовые нормы могут быть:

  1. обязывающими;
  2. запрещающими;
  3. уполномочивающими;
  4. поощрительными.

Большинство административно-правовых норм являются прямо предписывающими обязанным субъектам постоянно и регулярно совершать определенные позитивные организационные действия (нормы о компетенции государственных органов и их служащих, нормы о порядке формирования органов, о порядке работы с обращениями граждан и др.).

Много в административном праве и запрещающих норм, которые устанавливают недопустимые действия (нормы, устанавливающие составы административных правонарушений, правила разрешительной системы и т.д.).

К уполномочивающим административно-правовым нормам относятся нормы, предоставляющие определенные права и полномочия органам, должностным лицам и гражданам, которые они могут использовать по своему желанию и усмотрению, а могут и отказаться от их реализации (нормы, предусматривающие возможность осуществлять те или иные управленческие действия по усмотрению субъекта, устанавливающие пределы полномочий, нормы о праве граждан на жалобы и заявления и др.).

Особой разновидностью уполномочивающих норм можно считать и поощрительные нормы, уполномочивающие соответствующих субъектов на применение различных мер поощрения.

Общими особенностями для всей совокупности административно-правовых норм являются:

  • огромное количество (по сравнению с нормами других отраслей права);
  • разнообразие форм их группировки, систематизации и кодификации.

Административно правовые нормы: понятие и виды

Виды административно-правовых норм по функциональному назначению

Административно правовые нормы: понятие и виды

Административно правовые нормы: понятие и виды

Административная отрасль права сама по себе довольно непроста. Требуется понимать не только те отношения, которые она регулирует, но также и специфику административно правовых норм. Непонимание этих вещей может привести к путанице отраслей права, и правоотношений, что чревато ошибкой на экзамене.

Понятие

Существует несколько подходов в определению понятия «административно-правовые нормы». Профессор М.И. Еропкин понимает по ними правила поведения, установленные или санкционированные государством в лице его компетентных органов для регулирования общественных отношений в сфере госуправления. 

Профессор А.П. Коренев эти нормы определяет как установленные государством правила поведения в целях регулирования конкретных общественных отношений в сфере государственного управления.

Общим в этих определениях, как и в других то, что под ними понимаются установленные государством правила поведения, требуемые к исполнению соответствующими государственными инстанциями для регулирования государственного управления.

Особенностью этих норм является то, что они:

  • Создаются государством для нужд государственного управления;
  • Содержат правила поведения практически всех субъектов правоотношений;
  • Регламентируют деятельность государственных органов власти и государственных служащих.

Еще очень важная особенность в том, что эти нормы являются инфраструктурой для реализации остальных отраслей права. К примеру, нужно вам обратиться в полицию.

Существует порядок обращения, которые входит в административную отрасль права. Хотите вы обратиться в суд? То же самое — существует регламент.

Таким образом под сферу их действия попадает большинство юридических фактов. Кстати детальнее о них читайте тут.

Эти нормы действуют с того самого момента, когда вы вышли из дома. Сели в транспорт? Существуют правила поведения в транспорте, за нарушение которых предусмотрены административные штрафы. Зашли в магазин? Существуют правила отпуска разных категорий товаров. Если продавец, к примеру, продает алкоголь или сигареты несовершеннолетним — возникает административный штраф — причем не малый.

Поэтому очень важный момент: административные законы регулируют отношения между государством и личностью. Но административные правоотношения возникают только когда вы нарушаете нормы этого права. До тех пор пока вы законопослушный гражданин: вас не коснется ни административный штраф, ни другие наказания.

Виды административно-правовых норм

Один из самых значимых критериев деления этих норм на виды — их содержание. Выделяют следующие виды:

Обязывающие (императивные) — то есть субъект обязан совершить некоторые законом установленные действия. Например, соблюдать законодательство, или в каком-то случае обратиться в государственные инстанции.

К примеру, должностная инструкция работника полиции подразумевает, что в случае его обращения к гражданину, он должен представиться: показать удостоверение, назвать свое имя и звание.

Или к примеру, в США полицейские обязаны при аресте подозреваемого зачитать ему его права — права Миранды.

Запрещающие — эти нормы запрещают какие-либо действия субъектов. К примеру, в России всем государственным служащим запрещено высказывать критические замечания как в адрес государства, так и в адрес высокопоставленных государственных служащих.

Уполномочивающие — эти правила дают возможность представителям различных государственных органах действовать в пределах своих обязанностей, либо воздержаться от действий, когда они выходят за рамки полномочий. Однако мне кажется, что в нашей стране любой субъект, у кого есть хоть капля власти начинает вносить свои порядки, отчего страдают обычные граждане.

К примеру, в одной инстанции у тебя примут паспорт, даже если он немного потрепанный, а в другой будут требовать его замены (паспорта), хотя когда просишь назвать норму, по которой действует данный чиновник — он ее не может назвать. В итоге приходится вызывать полицию…

Пресекательные — те, которые не допускают какого-то варианта действий. Между тем, большинство их в разбираемой отрасли права имеют такой характер.

Ведь мы уже разобрали, что эта отрасль права включается тогда, когда вы нарушаете что-то, какой-то запрет.

Запретов же великое множество: нельзя вырубать лес без разрешения, охотится без него же, препятствовать работе транспорта, не платить за проезд, не соблюдать правилам дорожного движения.

Структура норм этой отрасли та же самая, что и в остальных отраслях. О ней вы можете почитать здесь. Ставьте лайки, подписывайтесь на новости сайта!

С уважением, Андрей Пучков

Кстати, скоро я проведу отличный вебинар «Как подготовиться к ЕГЭ 2021 по обществу на “сотку”», на котором расставлю все точки над i в плане подготовки к ЕГЭ 2021 по обществознанию на 90+ баллов!

Чтобы принять участие, щелкни по кнопочке и зарегистрируйся:

Источник: https://ege59.ru/2017/02/18/administrativno-pravovye-normy-ponyatie-i-vidy/

Вопросы адвокату
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: