В чем суть правового режима внутренних вод?

Условия расположения, порядок использования и охраны внутренних морских вод

В чем суть правового режима внутренних вод?

Внутренние морские воды (сократим термин до аббревиатуры ВМВ) относятся к собственной территории государства.

Действующие юридические нормы определяют их как воды, расположенные между берегом и линией максимального отлива. То есть, это не всегда именно воды — во время отлива на этом месте находится суша.

Однако, к этой категории также приписаны более наполненные участки моря:

  1. Морские гавани и порты.
  2. Заливы, лиманы или бухты, если ширина между их начальными точками не превышает 24 навигационные мили.
  3. Площадь больших заливов, расстояние между краями которых больше 24 миль, но издавна относящихся к территории того или иного государства (примерами таких акваторий могут служить Гудзонов или Бристольский заливы).

Поскольку расстояние между границами отлива и прилива не всегда образуют какую-либо территорию, то основным составом внутренних вод можно считать именно площади заливов, портовых бухт.

Необходимо, чтобы соблюдалось главное условие — берега бухт, заливов, прочих образований должны находиться на территории одного государства.

Какой существует закон о них?

Базовым документом, актуальным для всех стран, является Конвенция ООН по морскому праву (ст.8). Основным документом, определяющим и устанавливающим правовой режим и прочие аспекты, связанные с ВМВ России, является Закон о государственной границе РФ.

Кроме этого, в отношении рассматриваемых объектов применим действующий Водный кодекс РФ. Еще есть Федеральный закон N 155-ФЗ, который непосредственно рассматривает, определяет все вопросы, имеющие отношение к внутренним водам РФ.

Все эти законы дают четкое понятие границ ВМВ, определяют возможность и порядок захода в них кораблей иностранных государств.

Правовой режим

Действующие законодательные акты (в частности, Федеральный закон №155 ФЗ) устанавливают, что правовой режим всех морских портов и прочих ВМВ определяется текущей ситуацией или условиями визита в них иностранных плавательных средств.

Морские порты всегда открыты для посещения иностранными судами, но заход в них производится только с разрешения руководства (капитана) порта.

Заход во ВМВ (исключая порты) производится вынужденно, при возникновении аварийной ситуации. При возникновении сложных или аварийных ситуаций, иностранные корабли могут зайти во внутренние морские воды и дождаться помощи, буксировки или эвакуации людей.

При этом, капитан зарубежного плавсредства должен сообщить о нахождении на территории РФ и указать координаты, тип и принадлежность судна и прочую важную информацию.

Предварительное разрешение требуется только для захода во ВМВ военных кораблей.

Как определяются границы в пределах государства?

Определение границ ВМВ производится разными способами:

  1. Для прямых участков побережья — это разница между линиями прилива и наибольшего отлива.
  2. Для заливов или бухт границы определяет прямая линия, соединяющая крайние точки между наиболее выдающимися в море участками берега во время наибольшего отлива. При этом, расстояние между ними не должно быть больше двойной ширины территориальных вод (24 морские мили).
  3. Заливы или бухты с шириной между крайними точками больше 24 морских миль также относятся к внутренним морским водам, если эти заливы исторически принадлежат РФ.
  4. Акватория портов, границей которой являются наиболее удаленные гидротехнические сооружения, имеющие прямое отношение к данному порту.

Положение прямых линий, служащих ориентирами для определения границ, сообщается правительствам всех стран и государств.

Вмв рф

К внутренним морским водам России относятся все портовые гавани, природные образования (бухты, заливы и т.п.). Сюда же относятся все заливы восточной части побережья России:

  • Анадырский,
  • Авачинская бухта,
  • залив Петра Великого,
  • Камчатский залив и т.д.

К ВМВ России также относятся:

  • воды Белого моря;
  • участок Кольского залива в Баренцевом море;
  • участки Финского залива на Балтике, области Куршского и Калиниградского залива;
  • заливы Японского моря;
  • бухты Охотского моря;
  • участки береговой линии Крыма и Черноморского побережья.

Эти области отнесены к категории ВМВ приказом ФСБ России № 531 от 30.10.2019 г.

Каковы последствия при их нарушении?

Нарушение ВМВ влечет за собой административные меры и конфискацию оборудования, техники и других средств. Если нарушение совершено военными подразделениями, происшедшее квалифицируется как акт агрессии.

В этом случае следует выяснение обстоятельств происшествия, а в критических ситуациях происходит ответ с помощью ВС России.

Заключение

Как правило, внутренние морские воды находятся в относительном отдалении от внешних границ РФ. Большинство случаев захода в них иностранных судов относятся к посещению акватории российских портов.

Нахождение в других участках побережья может быть вызвано аварийными ситуациями, о которых немедленно оповещаются власти РФ. Эти случаи квалифицируются законодательством как допустимые, поскольку они считаются форс мажорными обстоятельствами и не влекут за собой никаких юридических последствий.

Источник: https://o-vode.net/kakaya-byvaet/morskaya/vnutrennie

Правовой режим внутренних морских вод. Правовой режим порта

В чем суть правового режима внутренних вод?
     

Введение

Издавна пространства морей и океанов служат человечеству в качестве поприща разнообразной деятельности (мореплавания, добычи живых и неживых ресурсов моря, научных исследований и др.).

В процессе этой деятельности государства и международные организации вступают в отношения друг с другом, которые регулируются юридическими нормами, взаимосвязанными и составляющими в целом область международно-правового регулирований, называемую международным морским правом.

  Международное морское право является органической частью общего международного права: оно руководствуется предписаниями последнего о субъектах, источниках, принципах, праве международных договоров, ответственности и др.

, а также взаимосвязано и взаимодействует с другими его отраслями (международное воздушное право, космическое право и т.д.).

Разумеется, субъекты международного права при осуществлении своей деятельности в Мировом океане, затрагивающей права и обязанности других субъектов международного права, должны действовать не только в соответствии с нормами и принципами международного морского права, но также с нормами и принципами международного права в целом, включая Устав Организации Объединенных Наций, в интересах поддержания международного мира и безопасности, развития международного сотрудничества и взаимопонимания.            

  Международное морское право является одной из наиболее древних частей международного права, уходящей своими корнями в эпоху античного мира.

Но его кодификация впервые была осуществлена лишь в 1958 году в Женеве І  Конференцией ООН по морскому праву, которая одобрила четыре конвенции: о территориальном море и прилежащей зоне; об открытом море; о континентальном шельфе; о рыболовстве и охране живых ресурсов моря.

Эти конвенции и в настоящее время имеют силу для участвующих в них государств. Положения этих конвенций в той степени, в которой они декларируют общепризнанные нормы международного права, в частности международные обычаи, должны уважаться и другими государствами.

Но при этом надо иметь в виду, что вскоре после принятия Женевских конвенций по морскому праву 1958 года новые факторы исторического развития, в частности появление в начале 60-х годов большого числа независимых развивающихся государств, потребовавших создания нового морского права, отвечающего интересам этих государств, равно как возникновение в результате научно-технической революции новых возможностей освоения Мирового океана и его ресурсов, привели к глубоким изменениям международного морского права. Эти изменения и нашли отражение в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, которую подписали 157 государств, а также ЕЭС и от имени Намибии Совет ООН по Намибии.

  Некоторые подсчеты показывают, что в целом в Конвенции содержится примерно 1500 норм и положений, создающих конкретные обязательства для государств по их выполнению и соблюдению. Из этого числа сотни норм совершенно новых.

  Принятия такого рода норм привело к существенному изменению правового режима морских пространств, к установлению новых правоотношений между государствами при пользовании морями и океанами, их ресурсами.

  Новые нормы относятся как к режимам открытого моря, территориального моря, приливов, архипелажных  вод государств-архипелагов, исключительных экономических зон и континентального шельфа, режиму островов, замкнутых и полузамкнутых морей, так и к правам внутриконтинентальных государств на доступ к морю, мерам по предотвращению загрязнения морской среды и т.д.

  Особое место в Конвенции занимают нормы, направленные на регламентацию использования морских пространств.

Помимо указанных выше конвенций международное морское право включает значительное число других международных соглашений и международных обычаев, которые определяют правовой режим морских пространств. На правовом режиме внутренних вод я хочу подробнее остановиться в своей курсовой.               

     Глава 1. Международное морское право

    1.1 Понятие международного морского права

     Существует множество различных определений международного морского права. Выделим основные из них.

     В учебнике по международному праву, подготовленном под редакцией профессоров Колосова Ю. М. и Кузнецова В. И., под понятием международное морское право понимается совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения субъектов международного права, связанные с деятельностью по использованию Мирового океана1.

     По мнению Молодцова С. В.

, международное морское право является одной из старейших отраслей международного права и представляет собой совокупность международно-правовых принципов и норм, определяющих правовой режим морских пространств и регулирующих отношения между государствами, другими участниками правоотношений в связи с их деятельностью по использованию морей, океанов и их ресурсов2.

     Гуцуляк В. Н. считает, что международное морское право – это отрасль международного права, объектом которой является сравнительно большой комплекс однородных международных отношений в связи с использованием Мирового океана3

     1.2 Источники международного морского права

     Долгое время обычаи являлись единственным источником международного морского права.

Однако уже в 18-м столетии стали появляться договоры, которые касались, в частности, вопросов морской войны и морских пределов осуществления власти прибрежными государствами.

Только в 20-м столетии международное сообщество предпринимает успешные шаги, направленные на урегулирование международных отношений, связанных с многогранной деятельностью в Мировом океане, путем заключения многосторонних договоров.

     В 1958 году на Женевской конференции ООН по морскому праву на основе проектов статей, подготовленных Комиссией международного права ООН, были приняты четыре конвенции: о территориальном море и прилежащей зоне; об открытом море; о континентальном шельфе и о рыболовстве и об охране живых ресурсов открытого моря.

     Хотя концепции вступили в силу, однако их участниками являлось ограниченное число государств. По мнению новых, развивающихся государств, возникших в результате распада колониальной системы, эти конвенции не в полной мере учитывали их интересы.

Данное обстоятельство, а также появление в результате научно-технического прогресса новых видов морской деятельности и новых возможностей в освоении Мирового океана явились причиной созыва в декабре 1973 года 3-й Конференции ООН по морскому праву. Ее работа завершилась подписанием 10 декабря 1982 г.

всеобъемлющей Конвенции ООН по морскому праву (вступила в силу 16 ноября 1994 г.; Россия — участница с 26 февраля 1997 г.).

     Эта Конвенция характеризуется тем, что она, во-первых, включив многие положения Женевских конвенций 1958 года, тем самым подтвердила действовавшее международное морское право.

Во-вторых, эта Конвенция явилась результатом прогрессивного развития международного права, поскольку в ней содержатся новые институты международного морского права. Она имеет преимущественную силу между ее участниками перед Женевскими конвенциями по морскому праву 1958 года.

В то же время Женевские конвенции продолжают действовать между участниками этих Конвенций, не присоединившихся к Конвенции ООН 1982 года.

     Источниками международного морского права являются и другие договоры.

В качестве примера можно назвать Конвенцию по регулированию китобойного промысла 1946 года, Конвенцию о Международных правилах предупреждения столкновения судов в море 1972 года, Международную конвенцию об охране человеческой жизни на море 1974 года и Протокол к ней 1978 года, Конвенцию о грузовой марке 1966 года, Конвенцию по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года, Международную конвенцию по предотвращению загрязнения с судов 1973 года и Протокол к ней 1978 года, Международную конвенцию относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, 1969 года и Протокол к ней 1973 года и др. Ряд многосторонних договоров кодифицировал обычные нормы международного права. Для государств-неучастников многие положения таких договоров действуют в качестве обычных норм.

     Государства заключают и двусторонние договоры, касающиеся международного морского права. Наиболее распространенными из них являются договоры о морском судоходстве, в которых, в частности, имеются положения о доступе иностранных судов в порты и о правовом режиме таких судов в портах1.

     Определенную роль в международном морском праве играет национальное законодательство, поскольку различные нормативные акты государств содержат положения, направленные на имплементацию международно-правовых норм, касающихся режима морских пространств, либо устанавливают правила пользования определенными пространствами, например внутренними водами. В России к таким актам относятся Федеральные законы «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»1, ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»2, ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», Кодекс торгового мореплавания 1999 года. Кодекс торгового мореплавания содержит положения, касающиеся, в частности, таких вопросов, как понятие судна, правовой режим портов, права капитанов портов в отношении иностранных судов и т. д.           

Глава 2. Внутренние  воды – вид морских пространств

2.1 Классификация морских пространств

  Пространства морей и океанов на нашей планете с международно-правовой точки зрения подразделяются на:

  1) пространства, находящиеся под суверенитетом различных государств и составляющие территорию каждого из них;

  2) пространства, на которые не распространяется суверенитет ни одного из них.

  Принадлежность части Мирового океана к одному из указанных видов морских пространств определяет, таким образом, правовое положение, или правовой статус, этой части моря.

Правовой же статус какого-либо морского пространства оказывает большое воздействие на порядок установления и содержания правового режима, регулирующего деятельность в данном пространстве.

При этом, естественно, учитываются и иные обстоятельства, в частности значение соответствующего морского пространства для коммуникаций и различных видов сотрудничества между государствами.

  В состав территории страны, имеющей морское побережье, входят части моря, расположенные вдоль его берегов и именуемые внутренними морскими водами и территориальным морем (или территориальными водами — оба термина равнозначны). В состав территории государств, состоящих полностью из одного и более архипелагов, входят архипелажные воды, расположенные между островами внутри архипелага.

Внутренние морские воды, территориальное море и архипелажные воды — лишь небольшая часть Мирового, океана. Огромные пространства морей и океанов за их пределами не входят в состав территории и не подчинены суверенитету ни одного из государств, то есть имеют иной правовой статус.

Однако классификация морских пространств только на основании их правового статуса не носит исчерпывающего характера.

Как показывает практика, два, а иногда и более, морских пространства, имеющих одинаковый правовой статус, тем не менее имеют различные правовые режимы, которые регулируют в каждом из них соответствующую деятельность.

Правовой режим внутренних морских вод в некоторых важных аспектах отличается от правового режима территориального моря, а правовой режим архипелажных вод не совпадает с правовым режимом ни внутренних вод, ни территориального моря, хотя все эти три части морских вод считаются соответственно водами прибрежного государства, то есть имеют единообразный правовой статус. Еще более пеструю картину можно наблюдать в рамках морских пространств, не подпадающих под суверенитет ни одного из государств и находящихся за пределами территориальных вод. Они состоят из районов, отличающихся друг от друга специфическим правовым режимом (прилежащая зона, исключительная экономическая зона, континентальный шельф и т. д.).

Источник: https://www.stud24.ru/international-law/pravovoj-rezhim-vnutrennih-morskih-vod/234293-687023-page1.html

Внутренние морские воды: понятие, особенности, правовой режим

В чем суть правового режима внутренних вод?

Мы уже начали говорить о различных типах морских пространств, сегодня речь пойдет о внутренних морских водах. Они входят в состав внутренних вод государства, являются частью его территории, как и суша, особенно важно помнить, что они подчиняются его законам.

Понятие внутренних морских вод

Общее определение термина «внутренние морские воды» звучит следующим образом: это водное пространство, расположенное между исходными линиями и берегом государства и являющегося его частью.

Исходные линии, от которых отсчитываются морские пространства, бывают двух видов:

  • нормальные – совпадающие с линией наибольшего отлива, зафиксированной на официально опубликованных картах прибрежного государства. Эти линии используются в случаях, когда речь идет об обычном пологом береге;
  • прямые – их проводят путем соединения выступающих в море точек побережья, если оно неровное, извилистое, имеет много заливов и т.д.

В состав внутренних морских вод входят:

1.Воды портов, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки постоянных сооружений порта: причалов, гидротехнических сооружений и т.д.

К таким водам относится, прежде всего, акватория морского порта, т.е. то морское пространство, которое отделяют от других частей моря условные прямые линии, соединяющие самые дальние точки причалов или других сооружений, но только при условии, что они являются статически постоянными. Например, буй или временный рейд — таковыми не являются.

2.Воды заливов, бухт и лиманов, берега которых полностью принадлежат прибрежному государству, и ширина входа в которые не превышает 24 морских миль.

Согласно положениям Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., под заливом понимается хорошо очерченное углубление берега, вдающееся в сушу в такой мере — в соотношении к ширине входа в него, что содержит замкнутые сушей воды и образует нечто большее, чем простую извилину берега.

Углубление не признается заливом, если его площадь меньше площади полукруга, диаметром которого служит линия, пересекающая вход в это углубление. Если ширина входа в залив превышает 24 морские мили, то линия указанной длины проводится внутри таким образом, чтобы ею было отграничено большее водное пространство.

3.Исторические воды – заливы, бухты, лиманы с неограниченной шириной входа.

Основанием для включения «исторических» вод во внутренние служат три фактора: во-первых, если над этими водами прибрежное государство осуществляло суверенитет на протяжении длительного времени, и никто не может  доказать обратного; во-вторых, если эти воды имеют важное и особое экономическое, оборонное и стратегическое значение для данной страны; в-третьих, если имеет место молчаливое признание большинства государств.

Характерным примером «исторического» залива России является залив Петра Великого на Дальнем Востоке. Принадлежность залива Петра Великого (до линии, соединяющей устье реки Тюмень-Ула с мысом Поворотным) к национальным внутренним водам была подтверждена еще в 1901 г.

в Правилах морского рыбного промысла в территориальных водах Приамурского генерал-губернаторства и в соглашениях между Россией и Японией по вопросам рыболовства 1907, 1928 и 1944 гг. Границы внутренних вод бывшего СССР в заливе Петра Великого были уточнены в 1957 г.

в постановлении Совета Министров СССР5 , в котором указывалось, что плавание иностранных судов и полеты иностранных самолетов в водах залива Петра Великого и в воздушном пространстве возможны  над ними — только с разрешения компетентных властей СССР, кроме случаев захода иностранных судов в открытый для международного судоходства порт «Находка» и выхода из него.

«Историческими» объявлены заливы Бристольский, Форт-оф-Форт, Мори-Ферт, Консепшн, Шало (Великобритания), Гудзонов (Канада), Канкаль (Франция), Гесаликский, Делавэр, Монтерей, Чесапикский, Санта-Моника (США). Ширина входа в некоторые из таких заливов может быть весьма значительной.

Так, ширина входа в Бристольский залив достигает 100 миль. Государство вправе распространять режим внутренних вод и на «исторические» моря.

Например, воды Белого моря являются внутренними морскими водами Российской Федерации до линии, соединяющей Канин Нос и Святой Нос, расстояние между которыми составляет 82 морские мили.

4.Воды, расположенные в сторону берега от прямых исходных линий.

Если побережье является сильно изрезанным или извилистым, для отсчета морских пространств, как мы говорили выше, применяются прямые исходные линии. Все морское пространство, которое отсекается данными линиями и остается между ними и полосой берега, будет относиться к этой категории.

Правовой режим внутренних морских вод

Так как внутренние морские воды являются частью территории государства, то они находятся под полным его суверенитетом. Соответственно, на них распространяется административная, гражданская и уголовная юрисдикция страны, которой они принадлежат.

Это же касается и любого судна, которое находится во внутренних морских водах или в порту этого государства.

Исключение составляют только военные корабли и государственные суда, используемые в некоммерческих целях: даже во внутренних водах другого государства их они остаются частью территории страны, под флагом которой ходит судно.

Как правило, прибрежные государства стараются не осуществлять уголовную юрисдикцию в отношении иностранных морских судов. Тем не менее — этого невозможно избежать в случае, если:

  • преступление затрагивает безопасность прибрежного государства или его граждан;
  • преступление связано с незаконным оборотом наркотиков;
  • сам капитан судна или консул государства флага обратились за помощью к властям прибрежного государства.

Во время пребывания в иностранных портах все судна обязаны соблюдать законы и правила, а также распоряжения властей прибрежного государства, в том числе, по вопросам пограничного, таможенного, санитарного режимов, взыскания портовых сборов и т.п.

Следует отметить, что правовой режим, установленный во внутренних морских водах, охватывает не только права прибрежного государства в этих водах, но и права и обязанности иностранного судна во время его пребывания в таких водах.

 Такого рода корреспондирующий характер прав и обязанностей иностранного судна и прибрежного государства заключается в том, что судно и экипаж (во время его пребывания в порту) имеют право на защиту со стороны законов прибрежного государства и обязаны соблюдать эти законы.

Правовой режим морских портов регулируется законодательством прибрежного государства. Обычно он получает подробное отражение в специальных сводах правил, которые называются Обязательными постановлениями по порту.

На определение правового статуса внутренних морских вод наряду с законодательством прибрежного государства существенное влияние оказывают и международные договоры.

К числу наиболее важных из них можно отнести Конвенцию по облегчению международного морского судоходства 1965 г., Международные санитарные правила 1969 г., Международную конвенцию по охране человеческой жизни на море 1974 г., измененную и дополненную в 1978 г.

с последующими поправками (СОЛАС-74/78), Международную конвенцию по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ-73/78) и др.

В силу суверенитета над своими внутренними морскими водами каждое государство по собственному усмотрению объявляет те или иные порты открытыми для захода иностранных судов.

Государство гарантирует свободных заход в объявленные открытыми порты всем иностранным торговым суднам — независимо от их флага.

Для захода в морские порты иностранных военных кораблей требуется предварительное разрешение.

Должностным лицом, которое регулирует заход и выход судов в морской порт и отвечает за безопасность мореплавания в порту, является капитан морского порта. А перечень портов, открытых для захода иностранных судов, публикуется в специальном документе – в Извещениях мореплавателям.

Они издаются в виде отдельных выпусков, вся информация и навигационные карты регулярно обновляются, исправляются и дополняются. В Извещениях обязательно сообщается обо всех нововведениях в режиме плавания и о переизданиях карт.

Вынужденный заход во внутренние морские воды

Иногда на море происходят чрезвычайные ситуации, из-за которых иностранному судну необходимо срочно зайти в морской порт или на территорию внутренних морских вод государства. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года предусматривает такое право и содержит перечень обстоятельств, которые его реализуют. К ним относятся:

  • авария, стихийное бедствие или сильный шторм;
  • ледовые условия или ледоход;
  • доставка спасенных людей;
  • необходимость оказания медицинской помощи экипажу или пассажирам;
  • буксировка поврежденного иностранные судна и т.д.

В этих случаях капитаны судов  должны незамедлительно сообщить капитану порта и в дальнейшем действовать согласно его инструкциям.  По прекращении действия чрезвычайных обстоятельств — иностранные суда и военные корабли и яхты должны покинуть морской порт.

Источник: http://SailRoad.ru/article/vnutrennie-morskie-vody-ponyatie-osobennosti-pravovoj-rezhim

Вопросы адвокату
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: