Существенные условия государственного контракта, заключенного по 44-ФЗ

Содержание
  1. Можно ли менять существенные условия контракта по 44-ФЗ?
  2. Изменение условий на основании Закона № 44-ФЗ
  3. Изменение на основании контракта
  4. Ответственность
  5. Существенные условия контракта по 44-ФЗ
  6. Существенные положения в зависимости от вида контракта
  7. Как изменить существенные положения договора по 44-ФЗ
  8. Этапы заключения контракта по 44-ФЗ: все по порядку
  9. Что представляет собой государственный контракт по 44-ФЗ
  10. Что заказчик должен включить в контракт по 44-ФЗ
  11. Этапы заключения контракта по 44-ФЗ после проведения аукциона
  12. Этапы заключения контракта по 44-ФЗ с единственным поставщиком
  13. Обязательные условия и процесс заключения контракта | Контур.Закупки
  14. Обязательные условия контракта
  15. Ответственность заказчика и поставщика за нарушение положений госконтракта
  16. Условия об оплате
  17. Приемка результатов контракта
  18. Прочие обязательные условия
  19. Условие на усмотрение: односторонний отказ
  20. Прочие необязательные условия
  21. Неотъемлемые части контракта
  22. Порядок заключения контракта
  23. Конкурс
  24. Электронный аукцион
  25. Запрос котировок
  26. Если поставщик отказался подписывать контракт

Можно ли менять существенные условия контракта по 44-ФЗ?

Существенные условия государственного контракта, заключенного по 44-ФЗ

По общему правилу изменение существенных условий контракта не допускается. Но существует два специальных правила, которые при необходимости все же позволяют это сделать. В статье рассмотрим: в чем они состоят, какие из правил являются наиболее распространенными и как они применяются на практике

Правило № 1: основанием для изменения или расторжения договора является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа ( п. 1 ст. 451 ГК РФ). Это общая норма, которая подходит для любого договора, в том числе, контракта, заключенного в рамках Закона № 44-ФЗ.

Пример 1

30 октября 2014 года между заказчиком и подрядчиком был заключен муниципальный контракт на выполнение работ. Срок окончания выполнения работ установлен 60 календарных дней с начала выполнения работ и не позднее 30 декабря 2014 года. 4 февраля 2015 года, опираясь на п. 1 ст.

451 ГК РФ, стороны подписали дополнительное соглашение к контракту, в соответствии с которым его действие с 19 ноября 2014 года приостанавливалось, и срок действия продлялся до 31.12.2015. Поводом для этого послужило резкое ухудшение погодных условий.

При этом подрядчик не мог располагать к моменту заключения контракта такими сведениями.

Прокуратура провела проверку и решила, что данное допсоглашение является недействительным. По ее мнению, правовых оснований для изменения контракта в сложившейся ситуации у сторон не было. Суд с этим не согласился и встал на сторону участников контракта.

Судьи пояснили, что погодные условия ноября 2014 года не соответствовали возможности выполнения работ. Такие погодные условия угрожали годности и прочности выполняемой работы.

 Поэтому работы на объекте приостанавливались до наступления положительных температур (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11.04.2016 № Ф06-6869/2016).

Изменение условий на основании Закона № 44-ФЗ

Правило № 2: содержится в ст. 95 Закона № 44-ФЗ и включает в себя 7 случаев, когда стороны контракта по соглашению между собой вправе изменить существенные условия контракта при его исполнении.

1. Если возможность изменения условий контракта была заранее прописана в документации о закупке и контракте (при закупке у единственного поставщика контрактом):

а) при снижении цены контракта без изменения количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

б) если по предложению заказчика предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги увеличиваются или уменьшаются не более чем на 10%.

Это самое распространенное основание для изменения контракта.

Пример 1

Стороны подписали дополнительное соглашение о внесении в контракт изменения — увеличении общей цены договора на 10%. Служба контроля округа сочла это нарушением и даже привлекла заказчика к административной ответственности по ч.

 5 ст. 7.32 КоАП РФ в виде штрафа в размере 1 000 000 рублей. Данное решение проверяющие мотивировали тем, что заказчик  изменил условия договора, повлекшие дополнительное расходование бюджетных средств в размере более 900 000 рублей.

Заказчик подал в суд, который счел, что в действиях заказчика нет нарушения, так как цена договора была изменена в пределах 10% от первоначальной цены контракта.

Необходимость выполнения дополнительных работ согласована с заказчиком и указанные работы выполнены подрядчиком, что соответствует условиям, установленным пп. «б» п. 1 ч. 1 ст.

95 Закона № 44-ФЗ (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.02.2017 № Ф04-7084/2017).

Пример 2

На практике очень распространена ситуация, которую иллюстрирует следующий пример, — когда подрядчик выполняет дополнительные работы без предварительного подписания допсоглашения к договору, на сумму, превышающую 10% от цены контракта. А затем требует от заказчика их оплатить. Бесполезно. Без внесения изменений в контракт правовые основания оплачивать эти работы у заказчика отсутствуют.

Так, стороны заключили муниципальный контракт на выполнение работ по строительству объекта.

Подрядчик, указав, что проектная документация не соответствует сметной документации, выполнены дополнительные работы, не учтенные контрактом, что увеличило срок контракта и его стоимость, направил заказчику предложение об изменении условий контракта путем заключения дополнительных соглашений о продлении срока выполнения работ и увеличении цены примерно на 15%.

Заказчик согласился подписать только соглашение об увеличении цены на 10%. Несмотря на это, подрядчик выполнил больший объем работ и обратился в суд с требованием к заказчику об их оплате.

Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе

Подробнее о курсах

Суд отказал, так как подрядчик не мог не знать, что работы выполняются им при отсутствии обязательства.

Доказательств того, что выполнение этих работ не терпело отлагательства, деятельность подрядчика была направлена на защиту охраняемого публичного интереса, и не имеется претензий со стороны заказчика по объему и качеству выполненных работ, подрядчик не представил (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.04.2017 № Ф01-1334/2017).

С аналогичными случаями можно ознакомиться в Постановлениях Арбитражного суда Дальневосточного округа от 07.12.2016 № Ф03-5719/2016, Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.11.2016 № Ф04-4859/2016, Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.12.2016 № Ф07-11988/2016.

2. В случаях, предусмотренных п. 6 ст. 161 БК РФ, при уменьшении ранее доведенных до заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом заказчик в ходе исполнения контракта должен согласовать новые условия контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги.

Пример 3

В августе 2014 года учреждение заключило госконтракт на реконструкцию автомобильной дороги со сроком до 31.10.2014. Однако в связи с затянувшейся процедурой размещения госзаказа, учреждение направило в Управление проектирования и строительства автодорог письмо о переносе ввода объекта в эксплуатацию на 2015 год и о рассмотрении новой разбивки бюджетных инвестиций.

Управление уменьшило лимиты бюджетных обязательств на 2014 год по этому объекту и уточнило госзадание на выполнение работ. Таким образом, произошло уменьшение средств, выделенных на финансирование в 2014 году расходов по заключенному контракту. Ссылаясь на это обстоятельство, заказчик заключил допсоглашение о переносе срока выполнения работ на 31.10.2015.

По результатам ревизии Росфиннадзора учреждению было выставлено представление об устранении нарушений. Однако суд признал действия заказчика обоснованным, а предписание  незаконным (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16.03.2017 № Ф02-7880/2016).

3. Изменение в соответствии с законодательством регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги.

Пример 4

В условиях договора энергоснабжения может быть прописано, что цена договора составляет определенную сумму по регулируемым ценам и определенную сумму по нерегулируемым ценам.

При этом в части цены по нерегулируемым ценам она является твердой и определяется на весь срок исполнения договора, а в части цены по регулируемым ценам может меняться в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Возражения против такого условия не принимаются (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.01.2017 № Ф04-5855/2016).

4. В случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за рубежом. В этом случае цену контракта можно увеличить или уменьшить по медицинским показаниям. Такую возможность необходимо заранее прописать в контракте

5. На основании решения Правительства РФ, если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем 3 года контракта составляет либо превышает размер цены, установленные Правительством РФ (10 млрд. рублей). А исполнение контракта по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно.

6. На основании решения высшего исполнительного органа власти субъекта РФ, если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта на срок не менее чем 3 года контракта составляет или превышает размер цены, установленные Правительством РФ (1 млрд. рублей), и его исполнение по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно.

7. На основании решения местной администрации, если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее 1 года контракта составляет или превышает размер цены, установленные Правительством РФ (500 млн рублей), и его исполнение по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно.

Изменение на основании контракта

Все возможные основания для изменения существенных условий контракта приведены в законодательстве — ГК РФ и Законе № 44-ФЗ. Других оснований в контракте быть не может.

Пример 1

В контракт было включено условие, обязывающее подрядчика заключать дополнительное соглашение об уменьшении цены контракта, а именно: «В случае, когда в результате приемки выполненных работ их стоимость оказалась меньше, чем учитывалась при определении цены контракта, Стороны обязуются заключить дополнительное соглашение об уменьшении цены контракта». 

ФАС признала это условие незаконным. Основание — Законом № 44-ФЗ определены случаи, при которых допускается изменение существенных условий контракта. Внесение таких изменений допускается только по соглашению сторон.

Таким образом, приведенное условие противоречит требованиям Закона № 44-ФЗ (Решение ФАС России от 21.04.2016 по делу N ВП-188/16). Заказчик обжаловал это решение, но безуспешно (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.04.

2017 № 09АП-4661/2017).

Бесплатные вебинары по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Участие в закупках. Изменения. Эксперты-практики в Школе электронных торгов

Посмотреть расписание

Ответственность

Изменение условий контракта по основаниям, не указанным в Законе № 44-ФЗ, влечет штраф (ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ):

  • на должностных лиц — в размере 20 000 рублей;
  • на юридических лиц — 200 000 рублей.

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/92

Существенные условия контракта по 44-ФЗ

Существенные условия государственного контракта, заключенного по 44-ФЗ

Существенные условия государственного контракта по 44-ФЗ — это положения, которые обязательно включают в договор по требованию закона. Без них соглашение считается недействительным. А за утвержденный проект госконтракта с нарушениями или без обязательных условий оштрафуют на 3000 рублей по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП.

В ч. 13 ст. 34 прописано, что такое существенные условия контракта по 44 ФЗ — это одновременно общие обязательные условия договора по Гражданского кодексу для того или иного договора и специальные, которые прописаны в 44-ФЗ. По контрактному законодательству, в проекте контракта отражают такие обязательные условия контракта по 44 ФЗ:

  1. Порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика при закупке с неопределенным объемом.
  2. Цена контракта и итоговая цена каждого этапа, устанавливаемая пропорционально снижению НМЦК (максимального значения цены контракта) участником закупки, с которым заключается контракт (если контракт исполняется поэтапно).
  3. Ответственность заказчика и поставщика.
  4. Порядок и сроки оплаты товара, работы, услуги. Если госконтракт заключают с участником закупки, к которому применены антидемпинговые меры, аванс не выплачивается. Срок оплаты составляет не более 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке по ч. 7 ст. 94 44-ФЗ. Исключение — закупки с ограничениями для субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций по ч. 8 ст. 30 44-ФЗ и ситуации, когда иной срок оплаты устанавливает Правительство для обеспечения обороноспособности и безопасности государства или он определен в специальных нормах.
  5. Порядок и сроки приемки заказчиком товаров, работ, услуг и порядок и сроки оформления результатов такой приемки.
  6. Уменьшение суммы, которая подлежит уплате, на размер обязательных платежей (включая налоги, сборы), связанных с оплатой контракта, если их в бюджеты бюджетной системы уплачивает заказчик. Например, если поставщик — физлицо, заказчик выступает в роли налогового агента и уменьшает цену госконтракта на налог на доход физических лиц (НДФЛ).
  7. Обеспечение исполнения контракта (сроках возврата обеспечения, если победитель перечислил деньги, в т. ч. его части, и т. п.), за исключением ряда случаев, которые указаны в ч. 27 ст. 34 и ч. 1 ст. 96 44-ФЗ.
  8. Порядок и срок предоставления поставщиком обеспечения гарантийных обязательств (если установили такое требование).
  9. Предоставление нового обеспечения исполнения контракта, если у банка, который предоставил банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, отозвали лицензию на проведение банковских операций. Срок его предоставления — один месяц со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика о необходимости предоставить новое обеспечение. За каждый день просрочки исполнения этого обязательства начисляются пени в размере, определенном ч. 7 ст. 34 44-ФЗ. Размер такого обеспечения уменьшают в порядке и случаях, которые установлены ч. 7 – 7.3 ст. 96 44-ФЗ.
  10. Источник финансирования.

В 2020 году заказчики — получатели средств федерального бюджета в случаях, которые указаны в Федеральном законе № 459-ФЗ от 29.11.2018, включают в госконтракт существенное положение о казначейском сопровождении целевых средств, а в ряде случаев и о казначейском обеспечении обязательств.

Существенные положения в зависимости от вида контракта

Собрали в таблицу, что является существенными условиями контракта по 44 ФЗ в рамках тендеров на поставку, оказание услуг, выполнение работ.

Существенные условия в проекте госконтракта на поставку товара Существенные условия в проекте госконтракта на выполнение работ Существенные условия в проекте госконтракта на оказание услуг
  1. Требования к качественным, техническим и функциональным характеристикам товара.
  2. Условие о соответствии товара изображению, если требование об этом установлено в документации.
  3. Требования к состоянию товара (новый или бывший в употреблении, в ремонте).
  4. Указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств, а если его нет — на химические, группировочные наименования, если госконтракт заключается на поставку лекарств.
  5. Требования к гарантии, гарантийному обслуживанию и сроку действия. В закупках машин и оборудования такие требования предъявляются в обязательном порядке, и устанавливается обеспечение гарантийных обязательств.
  6. Сведения о количестве и месте доставки товара.
  7. Информация о сроке поставки товара.
  8. Порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика при закупке с неопределенным объемом.
  1. Требования к качественным, техническим и функциональным характеристикам работ.
  2. Если закупаете строительные работы по п. 8 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ, когда документация по требованиям этой нормы включает проектную документацию, не переносите в госконтракт информацию о качественных, функциональных, экологических характеристиках объекта закупки.
  3. Место выполнения работы.
  4. Срок завершения работы.
  1. Требования к качественным, техническим и функциональным характеристикам услуг.
  2. Место оказания услуг.
  3. График оказания услуг.

Большая часть госконтрактов состоит из существенных условий. Вот пример, как заполняют раздел о предмете договора:

Как изменить существенные положения договора по 44-ФЗ

Закон о контрактной системе позволяет изменить то, что относится к существенным условиям контракта по 44 ФЗ, но в строго определенных случаях. Помните, что изменяют существенные положения только на этапе исполнения, а не заключения договора. Случаи, когда их меняют, прописаны в ст. 95 44-ФЗ. В госконтракте корректируют:

  1. Снижение цены без изменения объемов.
  2. Увеличение или уменьшение количества товара, работ, услуг не более чем на 10%.
  3. Изменение регулируемых цен (тарифов) согласно актам РФ.
  4. Изменение по медицинским показаниям перечня услуг, которые связаны с лечением гражданина РФ за пределами территории РФ.
  5. Улучшение качественных, технических и функциональных характеристик товара.
  6. Другие основания, которые указаны в ст. 95 44-ФЗ.

Факт изменений существенных положений фиксируют в дополнительном соглашении. Подробнее об изменении существенных условий читайте в статье «Как подписать дополнительное соглашение к госконтракту».

А существенные условия контракта, не подлежащие изменению по 44-ФЗ, — это те положения, для изменения которых нет правовых оснований. Например:

Источник: https://goskontract.ru/kontrakt/sushchestvennyye-usloviya-kontrakta-po-44fz

Этапы заключения контракта по 44-ФЗ: все по порядку

Существенные условия государственного контракта, заключенного по 44-ФЗ

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Что представляет собой государственный контракт по 44-ФЗ
  • Что заказчик должен включить в контракт по 44-ФЗ
  • Этапы заключения контракта по 44-ФЗ после проведения аукциона
  • Этапы заключения контракта по 44-ФЗ с единственным поставщиком

Каковы этапы заключения контракта по 44-ФЗ? Тут все строго регламентировано. С одной стороны, это облегчает взаимодействие контрагентов, так как работать по плану всегда легче. С другой – малейшее нарушение правил грозит определенными санкциями.

Как бы то ни было, работа по 44-ФЗ имеет свои нюансы. К примеру, порядок заключения контракта с единственным поставщиком несколько отличается от того, который прописан при взаимодействии с победителем электронного аукциона. Поэтому, чтобы избежать досадных ошибок, необходимо тщательно изучить все положения соответствующего закона.

Что представляет собой государственный контракт по 44-ФЗ

Сделки, заключаемые между хозяйствующими субъектами в сфере государственных закупок, регулируются положениями 44-ФЗ и оформляются документом, который называется государственный контракт. Дело в том, что одной из сторон сделки выступает государственный заказчик, приобретающий товары, услуги и работы для собственных нужд.

В качестве государственных заказчиков могут выступать органы власти, а также казенные учреждения федерального, регионального и местного уровней. Соответственно, они представляют интересы государства, регионов или муниципалитетов.

Второй стороной, которая заключает контракт по 44-ФЗ, выступают любые юридические (кроме представителей офшоров) и физические лица, а также частные предприниматели. Некоторым категориям субъектов в соответствии с законом предоставляется ряд преференций при заключении контрактов. В частности, на льготы могут рассчитывать предприятия малого и среднего бизнеса.

Государственный контракт – это гражданско-правовой договор, отличие которого от обычного договора состоит в наличии некоторых регламентированных законом 44-ФЗ положений по причине того, что одним из контрагентов выступает государственный заказчик.

Выделим конкретные элементы государственного контракта, которые не включаются в обычный договор:

  1. Первым этапом при заключении государственного контракта по 44-ФЗ является конкурсная процедура выбора исполнителя. Этот договор может быть оформлен иногда и без проведения тендера – в случаях, регламентированных вышеуказанным нормативным актом. Закон не запрещает организовывать конкурсные процедуры хозяйствующим субъектам, заключающим сделки вне сферы государственных закупок. Подобный механизм помогает предприятиям снижать затраты, но на практике он используется редко, обычно сделки заключаются путем предоставления одной стороной оферты и ее акцепта контрагентом.
  2. При заключении контракта по 44-ФЗ сроки всех этапов четко расписаны, тогда как в рамках обычного договора стороны устанавливают сроки по собственному желанию.
  3. Гражданский кодекс РФ определяет такое понятие, как существенные условия договора. Применительно к госзакупке они также актуальны, но в перечень вводятся дополнительные положения на основании 44-ФЗ.
  4. Статьей 34 44-ФЗ предусматривается обязательное включение в текст госконтракта пунктов об ответственности сторон за нарушение условий договора, причем данные положения нельзя изменять. При заключении простого договора субъекты вправе сами определить степень ответственности или могут руководствоваться положениями Гражданского кодекса РФ.
  5. Заключая обычное соглашение, стороны договариваются по всем вопросам, в том числе по существенным, а также имеют право в дальнейшем менять условия, составляя дополнительное соглашение. Положения госконтракта изменению не подлежат. Немногочисленные случаи, являющиеся исключением, перечислены в ст. 95 44-ФЗ.
  6. 44-ФЗ допускает оформление протоколов разногласий при заключении госконтрактов при наличии следующих обстоятельств:
  • положения проекта госконтракта не совпадают с информацией, содержащейся в конкурсной документации;
  • условия госконтракта расходятся с предложением потенциального исполнителя, изложенным им в заявке.

Закон не содержит никаких указаний относительно урегулирования разногласий при составлении обычных договоров.

Государственный контракт может быть заключен на любой срок, зависящий от объекта закупки и условий исполнения. Стороны обязаны выполнить все взятые на себя обязательства. Поэтому, даже если срок по договору истек, он будет действовать до тех пор, пока все условия не окажутся выполненными.

После заключения госконтракта по 44-ФЗ наступает стадия его исполнения, состоящая из нескольких этапов, которые также регулируются положениями закона:

  • Заказчик принимает товар или работу и проводит экспертизу, подтверждающую надлежащее качество объекта закупки.
  • Заказчик подтверждает поставку товара или выполнение работ (услуг) и оплачивает их.
  • Если в ходе исполнения контракта возникает необходимость изменения его положений или расторжения, то эти процедуры проводятся в соответствии с нормами ст. 95 44-ФЗ.

Одним из этапов исполнения госконтракта по 44-ФЗ является экспертиза предоставленных исполнителем товаров, работ или услуг. Для этого привлекаются экспертные компании или независимые специалисты, результатом работы которых становится экспертное заключение. Эта информация должна быть опубликована в ЕИС и открыта всем заинтересованным.

Что заказчик должен включить в контракт по 44-ФЗ

Заказчик, инициирующий торги, оформляет документацию, в состав которой должен входить и проект контракта.

Таким образом все участники конкурса до начала процедуры имеют возможность получить информацию по условиям закупки, за исключением тех моментов, которые определяются при выборе конкретного исполнителя.

Контракт в том числе содержит пункты, касающиеся ответственности сторон, порядка и сроков расчетов, обеспечения исполнения договора, регламента приемки товара и работы, а также прочих существенных условий.

Следующим этапом заключения контракта по 44-ФЗ является уточнение его положений на основании информации, касающейся победителя торгов. А именно в проект вносятся стоимость сделки, реквизиты поставщика, конкретизируется объект закупки.

Любой госконтракт, таким образом, должен содержать следующие положения:

1. Стоимость сделки

Поставщик имеет право заложить в цену поставки все связанные с исполнением госконтракта затраты. Это не только стоимость товара, но и расходы на его упаковку, доставку, включая погрузо-разгрузочные работы и таможенные пошлины. Но заказчик не должен оплачивать прочие издержки поставщика.

2. Приемка товара и выполненных работ

Регламент передачи поставщиком товара и работ подробно прописывается в договоре: в какие сроки и в каком порядке осуществляются мероприятия, действия сторон, ответственные лица и их контакты. Сама процедура часто бывает довольно сложной, поэтому в тексте договора следует предусмотреть уведомление о готовности к приемке.

Приемка товара и выполненных работ фиксирует факт исполнения обязательств поставщика по контракту, поэтому оформляется отдельным документом. Можно использовать общепринятые формы актов приемки товаров и актов выполненных работ.

3. Регламент расчетов между сторонами

Оплата поставки – важный этап исполнения госконтракта по 44-ФЗ. После того как подписан акт приемки товаров или услуг (работ), заказчик обязан перечислить деньги поставщику, принадлежащему к СМП, в течение 15 рабочих дней, а прочим категориям предприятий – в течение 30 дней. Весь порядок расчетов – сроки, авансы, этапы оплаты – подробно описывается в тексте договора.

4. Обеспечение госконтракта

Госконтракт должен содержать всю информацию об обеспечении: в каком виде оно вносится (денежный перевод на счет заказчика или предоставление банковской гарантии – на усмотрение исполнителя), в каком порядке и в какой период должно быть возвращено исполнителю.

5. Срок действия госконтракта

Проект контракта должен содержать информацию об общем сроке его действия, а также о продолжительности этапов исполнения. При этом надо учитывать, что стороны несут ответственность за неисполнение обязательств даже после окончания срока действия договора. Это условие должно непременно содержаться в тексте (Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042). 

6. Внесение корректировок и расторжение госконтракта

При заключении таких договоров внесение изменений допускается лишь по обстоятельствам, предусмотренным 44-ФЗ. Если закупка небольшая по сумме и срокам, а также несложна по процедуре, то заказчик может не включать это положение в содержание контракта. Также на усмотрение заказчика вписывается пункт, касающийся возможности расторжения договора в одностороннем порядке.

7. Условия контракта

Этапы заключения контракта по 44-ФЗ после проведения аукциона

При проведении государственных закупок предприятия обычно прибегают к тендеру, по итогам которого с победителем подписывается договор. Этапы заключения контракта строго регламентированы 44-ФЗ, в связи с этим их временные рамки должны быть в точности соблюдены.

Рассмотрим порядок заключения контракта по 44-ФЗ через электронный аукцион (в соответствии со ст. 83.2 44-ФЗ):

  1. Выбирается наиболее выгодное предложение из поступивших заявок, подавший его субъект объявляется выигравшим конкурс.
  2. Оформляется итоговый протокол закупки и публикуется в ЕИС.
  3. Через 5 дней после размещения протокола заказчик публикует в ЕИС проект госконтракта. Предварительно участники тендера уже имели возможность ознакомиться с этим договором, так как он содержится в конкурсной документации (ч. 2 ст. 50 44-ФЗ). Но на этом этапе текст дополняется информацией, имеющей непосредственное отношение к победителю торгов и связанных с ним условиях закупки: стоимость госконтракта, описание объекта, данные о поставщике.
  4. Победитель тендера в течение 5 дней после даты публикации должен ознакомиться с содержанием договора и подписать его, если согласен со всеми положениями. Подписание происходит при помощи ЭЦП на электронной площадке, где в дальнейшем публикуется текст контракта. Если же исполнитель желает внести какие-либо правки в договор, то он оформляет и размещает в системе протокол разногласий. 
  5. После публикации подписанного исполнителем договора у заказчика есть три рабочих дня, чтобы поставить свои подписи на документе. Отреагировать на протокол разногласий он также должен в течение 3 дней – изменить содержание контракта либо отказаться. Во втором случае в адрес потенциального исполнителя должен быть направлен письменный мотивированный отказ. Если же в текст госконтракта вносятся изменения на основании протокола разногласий, то исполнителю после публикации второго варианта дается три дня на ознакомление с ним, подписание и размещение в системе.

Последним этапом заключения контракта по 44-ФЗ является его подписание заказчиком. Именно этот момент становится датой начала действия договора.

Если выигравшее тендер лицо не подписало контракт вовремя, то оно признается уклонившимся от исполнения обязательств. За это действие предусмотрены соответствующие санкции.

Этапы заключения контракта по 44-ФЗ с единственным поставщиком

Заключение контракта с единственным поставщиком по 44-ФЗ также подчиняется строгому регламенту, прописанному в законе. Сама процедура значительно проще, чем при конкурсном отборе. Закупка осуществляется в следующем порядке:

  1. Подготовка. На этом этапе заказчик формирует план-график, в котором указываются все закупки у одного поставщика. Также составляется документация, в которой содержится информация об условиях закупки и приводится обоснование необходимости заключения госконтракта с одним поставщиком без использования конкурентной процедуры.
  2. Определение поставщика, с которым будет заключен договор. Закон 44-ФЗ не содержит никаких указаний по поводу того, каким образом должен выбираться исполнитель. Заказчик действует на свое усмотрение по процедуре, принятой в организации.
  3. Направление оферты поставщику. Заказчик излагает в своем предложении желаемые условия сделки. Предложение оформляется письменно в соответствии с правилами делового оборота.
  4. Составление проекта контракта. На этом этапе заказчик формирует документ, включая в него все условия сделки: стоимость контракта с обоснованием, сроки исполнения, обеспечение (на усмотрение заказчика) и прочую существенную информацию. Проект направляется поставщику для ознакомления.
  5. Публикация сведений по закупке в Единой информационной системе. По факту заключения госконтракта в системе размещается извещение о проведении закупки. Сделать это надо как минимум за 5 дней до начала работ по договору. Если проводится внеплановая закупка, информация о которой отсутствует в плане-графике, то сначала потребуется внести изменения в план-график. И только после этого минимум через 3 дня можно публиковать извещение в ЕИС. 
  6. Внесение информации по каждому из этапов в ЕИС. На основании этих сведений в дальнейшем формируется итоговый отчет о закупке и исполнении контракта.
  7. Последний этап заключения контракта по 44-ФЗ – непосредственное его подписание. Эта процедура проходит также в соответствии с требованиями закона.
  8. Публикация текста договора в ЕИС.
  9. Заключительным этапом закупки является приемка объекта заказчиком. По результатам составляется итоговый отчет, отражающий данные обо всех стадиях сделки, и размещается в системе.

Предприятия, осуществляющие государственные закупки любого уровня, обязаны направлять информацию в соответствующий контролирующий орган о фактах заключения контрактов по 44-ФЗ и об итогах закупок.

Источник: https://cett.biz/poleznaya-informaciya/statii/etapy-zaklyucheniya-kontrakta-po-44-fz/

Обязательные условия и процесс заключения контракта | Контур.Закупки

Существенные условия государственного контракта, заключенного по 44-ФЗ

Заключение государственного контракта регулируется законом о госзакупках и гражданским законодательством. Эти нормы требуют, чтобы определенные условия включались в госконтракт в обязательном порядке. Другие же условия заказчик может добавлять на свое усмотрение.

Обязательные условия контракта

К обязательным условиям контракта, которые вносятся в него на этапе формирования проекта, относятся следующие:

  1. Условия о неизменности цены, за исключением случаев, когда применяется ориентировочное значение цены или формула ее расчета. Это предусмотрено для агентских услуг, услуг по оценке недвижимости и обязательному страхованию.
  2. Условия об ответственности сторон за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей по контракту.
  3. Условия, которые касаются оплаты предмета закупки — порядок, форма и срок оплаты, положения об авансе.
  4. Условия о приемке результатов исполнения контракта — порядок и срок ее проведения.
  5. Условия об обеспечении исполнения контракта — его размер, способ, срок предоставления, порядок возврата.

Обратите внимание! Если заказчик предусматривает в контракте возможность его одностороннего расторжения, то эти условия также должны быть отражены в контракте.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Ответственность заказчика и поставщика за нарушение положений госконтракта

За нарушение сроков исполнения содержащихся в контракте обязательств устанавливается ответственность в виде пени.

Начисляются они с первого дня просрочки в размере 1/300 действующей ключевой ставки, установленной Центральным Банком РФ, которая применяется к денежной стоимости обязательств, не выполненных в срок.

Например, если заказчик оплатил в установленный срок не всю сумму, то указанный коэффициент применяется к неоплаченной сумме.

Все прочие нарушения условий контракта, не связанные с просрочкой, в том числе его неисполнение, наказываются штрафами. Суммы штрафов фиксированы и зависят от НМЦ контракта. Например, если заказчик ненадлежащим образом исполнил обязательства по контракту, к нему применяется следующий штраф:

  • 2,5% при НМЦК менее 3 млн рублей,
  • 2% при НМЦК 3–50 млн рублей,
  • 1,5% при НМЦК 50–100 млн рублей,
  • 0,5% при НМЦК более 100 млн рублей.

Условия об оплате

Каждый контракт обязан включать информацию о том, каким образом будет осуществляться его оплата.

В контракте должны быть определены момент исполнения заказчиком обязательств по оплате, срок, порядок оплаты, а также форма расчетов.

Гражданский кодекс предусматривает четыре варианта оплаты: предварительная, частично предварительная, оплата по частям за каждый этап работы или партию товара, а также единовременная оплата после исполнения контракта.

Что касается срока оплаты, то он должен быть четко прописан и не может зависеть от получения заказчиком финансирования.

Приемка результатов контракта

Кроме того, в соответствии с частью 13 статьи 34 закона 44-ФЗ, необходимо сформулировать в контракте условия приемки поставленного товара или результата выполненных работ, оказанных услуг.

При этом в контракте необходимо указать форму основного и дополнительных документов о приемке, сроки их формирования и подписания.

Также в контракт необходимо добавить критерии, по которым будет оцениваться, соответствуют ли товары (работы, услуги) установленным законом и контрактом требованиям.

Составляя условия о приемке результатов контракта, рекомендуем руководствоваться Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ, ГОСТами, СНиПами, инструкциями, стандартами и другими нормативными документами.

Прочие обязательные условия

Также в контракт должны быть включены условия о сроках исполнения, о предоставлении обеспечения и его возврате. Последнее условие формируется на основании положений части 1 статьи 96 Закона № 44-ФЗ.

Что касается сроков, то в соответствии со статьями 190-194 Гражданского кодекса, это может быть фиксированная дата, период (например, 1 год), интервал (например, 1–15 число каждого месяца) либо срок действия (например, в течение 2-х месяцев с момента оплаты).

Условие на усмотрение: односторонний отказ

Если заказчик желает включить в контракт возможность одностороннего отказа от исполнения контракта, то его условия необходимо включить в документацию и проект контракта. В противном случае сделать это будет невозможно. Более подробно об условиях одностороннего расторжения читайте в этом материале.

Прочие необязательные условия

Контракт содержит и иные условия, как существенные, так и нет. К существенным относится описание предмета контракта — его характеристики, параметры, свойства. Кроме того, в контракт могут быть включены:

  • условия о гарантии;
  • условия эксплуатации, в том числе эксплуатационные расходы;
  • условия о том, что поставщик обязан осуществить монтаж и наладку, а также обучить персонал работе с установленным оборудованием;
  • условия о месте и сроках отдельных этапов исполнения контракта;
  • иные условия, не противоречащие законодательству.

Неотъемлемые части контракта

Зачастую возможность исполнить обязательство зависит от информации, которая содержится в иных документах: спецификациях, актах, инструкциях, технических заданиях, лицензиях, специальных перечнях, документах, подтверждающих характеристики объектов и так далее. В таком случае эти документы становятся неотъемлемой частью контракта, и в его тексте необходимо сделать на них соответствующее указание.

Порядок заключения контракта

На первом этапе составляется проект контракта, который является частью закупочной документации. В него включаются все обязательные и дополнительные условия.

Когда процедура закупки состоялась и победитель определен, контракт дополняется новыми условиями — наименованием и реквизитами исполнителя, ценой и предметом контракта.

Затем он направляется поставщику, и тот, внеся обеспечение, подписывает его. В зависимости от типа закупки, этот процесс имеет свои особенности.

Конкурс

Конкурс дает заказчику определенные преимущества:

  • при выборе поставщика учитывать не только наилучшую цену, но и прочие условия;
  • всесторонне ознакомиться с предложениями и возможностями участников закупки;
  • закупать технологически сложную продукцию, специализированные и высококвалифицированные работы и услуги.

Контракт по результатам конкурса заключается не ранее чем через 10 дней и не позже чем через 20 дней от даты размещения в ЕИС итогового протокола закупки.

Электронный аукцион

Закупка товаров, работ и услуг, определенных в перечне из распоряжения Правительства № 471-р, должна производиться строго в форме электронного аукциона. Основной особенностью аукциона является участие посредника — электронной площадки (ЭТП). Преимущества этого вида закупки для заказчика таковы:

  • возможность получить наилучшую цену;
  • отсутствие необходимости организовывать закупку, поскольку эта функция возложена на ЭТП
  • малое количество ограничений на проведение аукциона.

В течение 5 дней с даты размещения итогового протокола заказчик размещает в ЕИС проект контракта. Победитель знакомится с ним, и в течение следующих 5 дней подписывает его электронной подписью и размещает в ЕИС вместе с подтверждением оплаты обеспечения контракта.

Запрос котировок

Это способ закупки выгодно отличается простотой документации, типовыми условиями проведения, а также коротким сроком подготовки. Существенный минус — цена контракта не должна превышать 500 тыс. рублей.

Что касается срока подписания контракта, то он определяется заказчиком в извещении о закупке. Крайние сроки – не ранее 7 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола и не позже 20 дней с даты его подписания.

Если поставщик отказался подписывать контракт

Участник процедуры, который признан победителем, должен заключить контракт в обязательном порядке, иначе будет признан уклонившимся от этого со всеми вытекающими последствиями. Но если такое все же происходит, то заказчик должен предложить заключить контракт поставщику, занявшему второе место.

Прежде всего следует составить протокол о том, что первый участник уклонился от заключения контракта. При этом не имеет значения, по какой причине он это сделал.

В протоколе следует указать информацию о закупке, данные участника и ссылку на норму закона 44-ФЗ, в соответствии с которой он признан уклонившимся. В течение одного рабочего дня этот протокол следует разместить в ЕИС.

Информацию об этом участнике также следует передать в реестр недобросовестных поставщиков.

Предложение заключить контракт участнику, занявшему второе место, заказчик направляет в срок, непревышающий срок направления контракта победителю в зависимости от типа закупки. Поставщик имеет возможность выбрать, заключить контракт или отказаться от этого.

Если он согласен, то в установленный для данного типа закупки срок он передает заказчику подписанный экземпляр и подтверждение обеспечения контракта.

В случае отказа поставщик не признается уклонившимся от заключения контракта и, соответственно, негативных последствий для него этот факт не имеет.

Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/obyazatelnye-usloviya-i-process-zaklyucheniya-kontrakta/

Вопросы адвокату
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: