Полномочия прокурора при осуществлении прокурорского надзора

Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов

Полномочия прокурора при осуществлении прокурорского надзора

Для успешного осуществления прокурорского надзора за исполнением законов прокуроры наделены определенными правами и несут установленные законом обязанности.

Пол­номочия прокуроров при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов по их содержанию и целе­направленности с определенной долей условности подраз­деляются на две группы:

    1. направленные на своевременное выявле­ние нарушений законов и способствующих им обстоя­тельств (причин и условий) и установление виновных лиц. Эти полномочия закреплены (ч. 1 ст. 22 ФЗ “О прокуратуре РФ”);
    2. направленные на устранение выявлен­ных нарушений законов и способствующих им обстоя­тельств, а также на привлечение к ответственности лиц, ви­новных в нарушении закона.

Полномочия прокурора, направленные на своевременное выявле­ние нарушений законов и способствующих им обстоя­тельств (причин и условий) и установление виновных лиц

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

    1. по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, за исполнением законов которыми он осуществляет надзор, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона.  Для доступа на особо режим­ные (секретные) объекты прокурору необходимо иметь соответствующий допуск, дающий право работы с докумен­тами и иными материалами, содержащими сведения, отне­сенные к государственной или военной тайне, являющейся разновидностью государственной тайны;
    2. требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
    3. вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Следует иметь в виду, что закон не содержит каких-либо ограничений доступа прокурора к документам в зависимости от их содержания и степени открытости.

Прокурор имеет доступ ко всем документам и материалам с грифом «для служебного пользования», а также содержащих сведе­ния, составляющие коммерческую тайну, информацию ме­дицинского, интимного и иного характера, не подлежащую оглашению. Однако, обладая такими сведениями, прокурор не вправе разглашать их.

При разглашении сведений, со­держащих служебную, военную или государственную тай­ну, прокурор несет установленную законом ответственность наравне с другими должностными и иными лицами.

Хотя в ст.

22 ФЗ и говорится о том, что прокурор может требовать предоставления ему документов и материалов не только от руководителей, но и от других должностных лиц указанных органов, прокуроры предъявляют такое требование, как правило, к руководителям или лицам, их замещающим. Предъявление подобного требования к другим должност­ным лицам, минуя руководителя органа, явилось бы нару­шением правил субординации. При этом он может истребовать самые различные документы и материалы без каких-либо ограничений. Это могут быть:

    • пра­вовые акты, изданные органом;
    • материалы и акты проверок, ревизий, обследований;
    • разного рода разрешения и лицензии;
    • приходно-расходные документы;
    • справки;
    • статистические и другие отчеты и многие другие документы и материалы.

В соответствии со ст. 6 ФЗ статисти­ческая и иная информация, справки, их копии и иные доку­менты, необходимые при осуществлении возлрженных на органы прокуратуры функций, предоставляются по требова­нию прокурора и следователя безвозмездно.

Полномочие о выделении специалистов прокуроры чаще реализуют путем направления в адрес руководителя соответствующего орга­на письменного требования с просьбой направления в рас­поряжение прокурора того или иного специалиста.

Услуги, оказываемые прокурору специалистами, выделяемыми не­государственными органами (структурами), подлежат мате­риальному вознаграждению в виде выплаты гонораров. Прокуроры обращаются к помощи специалистов на разных стадиях надзорного про­цесса.

Наиболее часто специалисты привлекаются для учас­тия в проверках, проводимых прокурором. Главное назначе­ние специалиста как лица, обладающего специальными познаниями, дать обоснованные ответы (заключения) на вопросы, поставленные перед ним прокурором.

В качестве специалистов привлекаются работники самых различных профессий: инженеры, техники, экономисты, бухгалтеры, врачи, агрономы и другие, чаще занимающие должности го­сударственных инспекторов (контролеров).

Полномочие требования от руководителей органов, за исполнением законов которыми осуществляется прокурорский надзор, проведения проверок в связи с поступившими в орган про­куратуры материалами и обращениями ре­ализуется путем направления в адрес руководителей орга­нов письменного требования с просьбой проведения проверки и сообщении о ее результатах в прокуратуру. На выполнение требования прокурора о проведении проверки обычно дается не более 10 суток со дня его поступле­ния. Чаще проведение проверок поручается органам конт­роля и вышестоящим органам. На предприятиях, в учреждениях, в организациях проверки преимущественно должны проводиться органами контроля.

Требование от руководителей поднадзорных прокурору органов проведения ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных предприятий, учреждений и органи­заций реализуется чаще путем направления письменного требования и реже — путем вынесения моти­вированного постановления.

Прокуроры вправе также тре­бовать от соответствующих органов проведения ревизий и инвентаризаций в структурных подразделениях органа (це­хах, участках, отделах, лабораториях, службах). Требование о проведении экспертиз реализуется путем вынесения соот­ветствующих постановлений.

При вызове должностных лиц и граждан в прокуратуру или в иное место своего нахождения для истребования объяснений по поводу нарушения закона обычно прокуро­рами истребуются письменные объяснения. Объяс­нения приобщаются к материалам проверки.

Полномочия прокуроров, направленные на устранение выявлен­ных нарушений законов и способствующих им обстоя­тельств, а также на привлечение к ответственности лиц, ви­новных в нарушении закона

Данные полномочия закреплены в ст. 22-25 ФЗ “О прокуратуре РФ”. К ним отно­сятся следующие права прокуроров:

    1. возбуждать производство об административном правонарушении;
    2. требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности;
    3. предостерегать о недопустимости нарушения закона;
    4. освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;
    5. опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;
    6. вносить представление об устранении нарушений закона.

В ст. 6 ФЗ “О прокуратуре РФ” закреплено принципиально важное положение о том, что требования прокурора, вытека­ющие из его полномочий, подлежат безусловному исполне­нию в установленный срок.

Закреплено также, что неиспол­нение требований прокурора и следователя, вытекающих из их полномочий, а также уклонение от явки по их вызову вле­чет за собой установленную законом ответственность, как правило, административную.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 “О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 “О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 “О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)”

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 “О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов”

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/polnomochiya-prokurora-pri-osuschestvlenii-nadzora-za-ispolneniem-zakonov

Требование прокурора

Полномочия прокурора при осуществлении прокурорского надзора

› Служба

24.05.2019

Каждый гражданин Российской Федерации обладает определенными правами и свободами, прописанными в Конституции. Однако нередко данные права нарушаются на самых разных уровнях.

Если россиянин столкнулся с нарушениями закона в работе государственных структур, организаций, должностных лиц, он имеет право обратиться в главный надзорный орган России – прокуратуру, деятельность которой регулируется Федеральным законом №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», принятым 17 января 1992 года.

Что такое прокуратура?

Прокуратура в Российской Федерации включает в себя единую совокупность органов, главная задача которых состоит в том, чтобы от имени государства обеспечить соблюдение действующего законодательства, прав и свобод граждан, прописанных в Конституции.

Также прокуратура обязана обеспечивать законность и равенство, оберегать интересы государства и граждан.

В систему прокуратуры входят:

  • Генеральная прокуратура Российской Федерации;
  • городские, районные и иные территориальные отделы в регионах;
  • учебные и научные организации, осуществляющие подготовку прокуроров;
  • военная прокуратура;
  • узкоспециализированные отделы (например, транспортная, природоохранная прокуратура и т.д.);
  • собственные печатные издания.

Генпрокуратуру РФ возглавляет генеральный прокурор, назначаемый на 5 лет Советом Федерации по представлению Президента страны.

ВАЖНО! Прокуратура является самостоятельным органом, не относящимся ни к одной из существующих отраслей власти и ведущая свою деятельность вне зависимости от них.

Основные функции прокуратуры

Действуя от лица государства, прокуратура выполняет свои основные функции, к числу которых относятся:

  1. контроль соблюдения законодательных норм;
  2. надзор за действием федеральных ведомств и министерств, исполнительных, законодательных, контрольных органов, а также органов военного и самоуправления;
  3. контроль соблюдения гражданских прав на территории страны;
  4. надзор за деятельностью органов, осуществляющих розыскную деятельность, предварительное следствие и дознание;
  5. контроль соблюдения законов административными учреждениями и органами исполнения наказаний;
  6. разбор судебных постановлений, противоречащих закону;
  7. работа с письменными обращениями граждан, информирующими о фактах нарушения российского законодательства;
  8. уголовное преследование преступников, нарушивших закон;
  9. содействие в работе по подготовке международных договоров и иных правовых актов;
  10. контроль и организация работы органов, ответственных за борьбу с преступностью.

ВАЖНО! Прокуратура РФ осуществляет свою деятельность, не заменяя при этом иные государственные органы. Проверка исполнения законов производится исключительно на основании заявлений, поступивших от граждан и требующих участия прокурора.

Любое требование прокурора, предъявленное на основании Федерального закона «О прокуратуре РФ», подлежит обязательному исполнению в установленный для этого срок. В ходе проверки по требованию сотрудника прокуратуры организации и органы власти обязаны предоставить все документы, необходимые для осуществления надзора.

При этом прокурор не может требовать:

  • предъявления документов и материалов, не относящихся к предмету проведения прокурорской проверки;
  • предоставления информации, материалов и документов, переданных в прокуратуру во время ранее проведенной проверки или опубликованной в официальных средствах массовой информации (либо на официальном сайте организации или органа).

ВАЖНО! Уклонение от исполнения требований прокурора ведет к административной ответственности на основании статьи 17.7 КоАП РФ.

Полномочия

В полномочия прокурора входит комплекс возможностей и обязанностей, применяемых в процессе осуществления прокурорского надзора. Полный перечень полномочий описывает статья №22 ФЗ №2202-1, согласно которой все обязанности прокурора можно разделить на три основных группы:

  1. выявление преступлений против закона и причин, способствовавших их совершению;
  2. устранение нарушений законодательства;
  3. предупреждение и профилактика противозаконных действий.

При осуществлении возложенных на него полномочий, прокурор имеет право:

  • беспрепятственно входить на территории, принадлежащие поднадзорным органам;
  • получать доступ к материалам, необходимых для осуществления надзора (в том числе и к документам, содержащим государственную тайну или имеющим пометку «секретно» — при наличии специального доступа);
  • вызывать граждан и должностных лиц для проведения разъяснений о нарушении законодательных норм;
  • возбуждать производство об административном правонарушении и привлечь к ответственности лица, преступившие закон;
  • освобождать от ответственности лиц, незаконно подвергнутых задержанию по решению несудебных органов;
  • в судебном порядке опротестовывать акты, противоречащие закону;
  • вносить представления об устранении законодательных нарушений.

Прокурорский надзор

Прокурорский надзор является основным направлением деятельности прокуратуры и подразумевает предупреждение, пресечение и профилактику преступлений против закона, а также привлечение к ответственности и восстановление законных прав и свобод.

Федеральный закон №2202-1 «О прокуратуре» предусматривает следующие виды прокурорского надзора:

  1. 1. за соблюдением законодательных норм органами власти (министерствами, ведомствами и т.д.);
  2. 2. за соблюдением норм закона со стороны органов предварительного следствия и дознания;
  3. 3. за соблюдением гражданских прав и свобод человека, предусмотренных Конституцией РФ;
  4. 4. за соблюдением норм работы судебных приставов;
  5. 5. за соблюдением порядка работы органов, исполняющих наказание на основании судебного решения.

Прокурорский надзор является самостоятельным видом деятельности и осуществляется от имени Российской Федерации.

Акт прокурорского реагирования

Полномочия прокуратуры не распространяются на самостоятельное устранение выявленных нарушений законодательства. Также прокурор не имеет право применять какие-либо меры по отношению к лицам, преступившим закон.

Однако оставить без внимания выявленное нарушение сотрудник прокуратуры не имеет права. Он должен обратиться в соответствующие органы или к должностным лицам, обладающим определенными полномочиями.

Такое обращение оформляется с помощью акта прокурорского реагирования.

ВАЖНО! Акт прокурорского надзора является официальным документом, направляемым прокурором в адрес соответствующего органа или должностного лица. Документ содержит в себе информацию о выявленных законодательных нарушениях и предписания по их устранению.

Возможные виды прокурорского реагирования перечислены в статьях 23-25 ФЗ «О прокуратуре». К подобным документам относятся:

  • представление (составляется при нарушении прав и свобод гражданина и человека и отправляется в орган или должностному лицу для последующего устранения нарушений);
  • постановление (связано с нарушениями законодательства, которые влекут за собой административную или уголовную ответственность);
  • протест (составляется в отношении правовых документов, противоречащих закону, с требованием их исправления или отмены);
  • предостережение о недопустимости противозаконных действий (адресуется руководителям общественных организаций или должностным лицам, планируемая деятельность которых может быть связана с нарушением закона).

Еще одну разновидность актов прокурорского реагирования предусматривает Федеральный закон №171-ФЗ от 17 июля 2009 года.

Согласно данному документу, прокурор имеет право направить требование об изменении нормативного правового акта, если в нем присутствуют коррупционные намерения.

Требование может быть направлено в орган, организацию или должностному лицу, издавшему документ. Также прокурор имеет право обратиться в судебную инстанцию.

Требования и нормы прокурорской проверки

Нормы и правила проведения прокурорской проверки регламентируются Федеральным законом №294-ФЗ, принятым 26 декабря 2008 года. Данный документ предусматривает два вида проверок:

  1. плановая (с периодичностью не более одного раза в три года);
  2. внеплановая (при поступлении в прокуратуру информации из СМИ о допущенных фактах нанесения вреда жизни и здоровью людей, животным, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера).

ВАЖНО! Сводный план проведения плановых проверок ежегодно формируется Генпрокуратурой и публикуется на официальном сайте.

О проведении проверки руководители организаций и ведомств должны быть предварительно проинформированы. При этом информация может быть направлена в тот же день, когда планируется визит прокурора.

Срок проведения проверки не должен превышать 20 дней. Однако по решению прокурора он может быть продлен один раз и не более чем на 20 рабочих дней. Акт проверки предоставляется руководителю организации или органа в десятидневный срок.

Во время проведения проверки прокурор имеет право:

  • после предъявления удостоверения беспрепятственно перемещаться по всей территории организации;
  • требовать предъявления документов, относящихся к предмету проверки;
  • проводить беседы с ответственными лицами и специалистами на предмет проводимой проверки;
  • вызывать нужных лиц для предоставления объяснений.

ВАЖНО! Препятствие прокурору во время проведения проверки может стать причиной для уголовного преследования.

Деятельность прокуратуры всегда связана с защитой прав и свобод человека, осуществляется от имени государства и не зависит ни от одной из отраслей власти.

Однако принимать самостоятельные действия по устранению противозаконных действий прокуратура не имеет право, поэтому результатом ее деятельности являются акты прокурорского реагирования, направляемые полномочным органам или должностным лицам.

Требование прокурора Ссылка на основную публикацию

Политика конфиденциальности

Источник: https://vzapase.expert/sluzhba/trebovanie-prokurora

Вопросы адвокату
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: