Ответственность хозяина утилизированного автомобиля за ДТП

Содержание
  1. Ответственность владельца транспортного средства
  2. Административная ответственность владельца транспортного средства
  3. Гражданская ответственность владельца транспортного средства
  4. Уголовная ответственность владельца транспортного средства
  5. ДТП: за рулем был не собственник – почему он должен возмещать ущерб (решение ВС)
  6. Предыстория дела, попавшего в суд, такова
  7. Решение Верховного суда: почему платить должен и собственник автомобиля, попавшего в ДТП?
  8. Какой вывод можно сделать из следующего примера?
  9. Ответственность владельца ТС при ДТП
  10. Уголовная ответственность владельца ТС при ДТП
  11. Административная ответственность владельца ТС при ДТП
  12. Гражданская ответственность владельца ТС при ДТП
  13. Возраст наступления гражданской ответственности при ДТП
  14. В каких случаях владелец тс освобождается от гражданской ответственности
  15. Солидарная ответственность виновника ДТП и собственника автомобиля
  16. Кто возмещает ущерб при ДТП?
  17. Как взыскать одновременно ущерб с водителя и собственника при ДТП?
  18. Что делать если во дворе стоит брошенная машина?
  19. Какие машины можно признать брошенными?
  20. Куда сообщать, чтобы убрали бесхозный автохлам
  21. Порядок эвакуации брошенного автомобиля
  22. Пример заявления
  23. Смотрите, какая тема — Можно ли и как восстановить учёт утилизированного автомобиля?
  24. Что значит утилизированный автомобиль по закону 2020 года?
  25. Можно ли восстановить сегодня?
  26. Где это можно сделать?
  27. Как поставить на учёт? Инструкция
  28. Документы
  29. Порядок регистрации
  30. Можно ли записаться через Госуслуги?
  31. Можно ли сохранить номера, которые были утилизированы с автомобилем?
  32. Отказ в восстановлении
  33. Купили или продали утилизированный автомобиль – можно восстановить без хозяина?
  34. Как проверить авто на утилизацию, чем грозит покупка утилизированной машины
  35. Что значит «машина утилизирована»
  36. Почему утилизируют авто с пробегом
  37. Почему утилизируют новые автомобили
  38. Можно ли купить утилизированный автомобиль
  39. Как восстановить документы, если машина в утиле
  40. Что делать, если машина утилизирована, но при покупке вы не знали об этом
  41. Первый вариант
  42. Второй вариант
  43. Третий вариант
  44. Можно ли ездить на утилизированной машине
  45. Как проверить авто на утилизацию
  46. Обратиться в ГИБДД
  47. Воспользоваться сервисом онлайн-проверки «Автокод»

Ответственность владельца транспортного средства

Ответственность хозяина утилизированного автомобиля за ДТП

Автомобиль представляет угрозу как для пешеходов, так и для других автолюбителей, потому что по неосторожности или злому умыслу водителя он может причинять существенный вред имуществу, а что хуже – здоровью человека. Нельзя быть несведущим в вопросе ответственности, возлагаемой на владельца транспортного средства, являясь им или только рассматривая вариант приобретения автомобиля.

Владелец авто – это не обязательно тот человек, кто его купил или получил в дар (т.е. является его собственником), им может быть и доверенное лицо, а также человек, пользующийся автомобилем на правах аренды. То есть, им может быть любой гражданин, который получил право на управление автомобилем и это подтверждено законодательством.

Не являться лицом, владеющим автомобилем, может человек исполняющий трудовую/служебную обязанность за рулем, но только если в договоре с собственником автотранспорта отражен соответствующий пункт.

Привлечение виновника к ответу производится после фиксации инспектором ГИБДД нарушения и зависит от степени серьезности правонарушения:

  • Административное – придется понести наказание за причинение легкой/средней тяжести вреда здоровью.
  • Гражданское – материальное возмещение ущерба имущества.
  • Уголовное – вследствие причинения тяжких повреждений здоровью или гибели потерпевшего, мерой наказания может послужить тюремное заключение.

Административная ответственность владельца транспортного средства

За нарушения, которые предусмотрены в КоАП, автолюбители привлекаются к административному ответу.

Самыми распространенными видами нарушений являются следующие нарушения ПДД: превышение скоростного режима, езда по встречной полосе и т.п.

Также к административному наказанию привлекают за езду без полиса ОСАГО (налагается штраф: 500-800 рублей). Иметь обязательный страховой полис – в интересах каждого автолюбителя.

Если у вас угнали автотранспорт, а злоумышленник стал виновником ДТП, то наказание за причиненный вред понесет лицо, противоправно завладевшее транспортным средством.

Хозяин машины будет освобожден от возмещения ущерба, но придется доказать непричастность к случившемуся (угону с последующими правонарушениями).

Сделать это непросто, когда причастное к преступлению лицо является родственником или знакомым, либо же угонщик скрылся с места преступления (потребуется алиби).

Случаи краж автомобилей в наше время не редкость. Необходимо заранее застраховывать свою машину, что поможет избавиться от многих проблем.

Административный суд РФ применяет меры наказаний, которые зависят от серьезности правонарушения: предупреждение, штраф, лишение права управления. Реже применяются усиленные меры: изъятие мигалок, звуковых сигналов, шашек такси.

За езду в пьяном виде без документов или вождение авто после лишения прав, налагается арест до 15-ти суток.

В случае неоплаты штрафа, по истечению установленного срока (до 2-х месяцев и 10 дней), автолюбителю накладывают запрет на выезд за границу.

Гражданская ответственность владельца транспортного средства

Субъект привлекается к гражданской ответственности в том случае, если он, будучи владельцем транспортного средства, в результате нарушения ПДД, причинил ущерб имуществу потерпевшего лица.

Не исключен случай, когда ущерб возмещает не только тот, кто был за рулем в момент ДТП, но и собственник автотранспорта.

Если автомобиль виновника служебный, то наказание за проступок водителя возлагается на организацию, предоставившую авто в пользование.

Статья 15 ГК РФ гласит, что хозяин пострадавшего имущества вправе требовать возмещения: расходы на ремонт и/или восстановление товарного вида, также возмещение неполученных из-за ущерба доходов (упущенной выгоды). Поэтому мерой наказания выступает материальная компенсация хозяином и/или водителем пострадавшему лицу, если последнее не понесло тяжких повреждений здоровья.

Согласно договору ОСАГО, страхование покрывает убытки для возмещения ущерба потерпевшему, только если сумма ущерба не превышает указанную в полисе сумму.

Освобождаются от возмещения за нанесенный вред хозяева авто, если ДТП произошло из-за чрезвычайных ситуаций природного характера: извержение вулкана, сход селей и т.п. Также, если гражданский суд установил, что ДТП возникло по умыслу потерпевшего, то обвинение с хозяина авто снимается.

Уголовная ответственность владельца транспортного средства

Наступает, если нарушение ПДД повлекло за собой гибель человека или причинен тяжкий вред его здоровью (отказ работы органов речи, слуха, зрения, расстройство психики и т.д.). В таких случаях, страхователь не будет спасен компанией-страховщиком.

В том случае, если экспертиза покажет, что человек находившийся за рулем машины не пытался предотвратить ДТП, тюремного заключения вряд ли удастся миновать.

Стоит заметить, что в случае, если в результате аварии серьезно пострадали люди, предстанет в суде тот, кто был за рулем в момент происшествия, – это существенная разница между гражданской ответственностью, где компенсацию пострадавшему оказывает хозяин авто, например, организация, а не водитель.

Если вы или ваш знакомый попал в такую ситуацию, то помочь выйти из сложного положения может только опытный адвокат, который примется за дело чем раньше, тем лучше. Но все равно нет никакой гарантии на успешный исход дела.

Источник: https://www.Sravni.ru/osago/info/otvetstvennost-vladelca-transportnogo-sredstva/

ДТП: за рулем был не собственник – почему он должен возмещать ущерб (решение ВС)

Ответственность хозяина утилизированного автомобиля за ДТП

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации от 18.05.2020 N 78-КГ20-18

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации рассмотрела на открытом судебном заседании кассационную жалобу по иску о компенсации морального вреда, причиненного автомобилем.

Решение ВС касается сложившейся судебной практики относительно владельцев автомобилей, которые передают управление транспортным средством людям, не имеющим водительского удостоверения и которые не внесены в полис ОСАГО.

Такие нарушители нередко попадают в серьезные ДТП, бывает, и скрываются с места дорожной аварии.

Но кто должен выплачивать ущерб за содеянное? Только ли тот, кто находился за рулем в момент аварии? Как подтвердил Верховный суд, это не так, поскольку платить за ущерб, причиненный таким водителем в случае ДТП, придется собственнику автомобиля.

Он также несет обоюдную (она делится пополам) или солидарную ответственность (устанавливается как процентное соотношение степени ответственности), то есть будет выплачивать ущерб из своего кармана. Потому что нельзя доверять управление безответственным гражданам.

Предыстория дела, попавшего в суд, такова

фото: DJ Damien / flickr.com

В начале осени 2016 года в Санкт-Петербурге произошло ДТП. Некий гражданин Республики Молдовы, двигаясь на автомобиле задним ходом, совершил наезд на человека – мать истицы. Женщина от полученных травм скончалась на месте ДТП.

Было возбуждено уголовное дело, предусмотренное частью 3 статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации (Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, Правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека).

Однако главный виновник дела скрылся от органов предварительного следствия и был объявлен в федеральный розыск. Кстати, именно в ходе предварительного следствия выяснилось, что данный гражданин использовал поддельное водительское удостоверение на право управления транспортным средством на имя Федорова Алексея Юрьевича.

Дочь погибшей следственными органами была признана потерпевшей.

Также следствием было установлено, что собственником автомобиля является не скрывшийся от органов житель республики, а женщина, передавшая несколькими годами ранее автомобиль в пользование.

Учитывая эти обстоятельства, истец попросила суд взыскать компенсацию морального вреда в размере 1 000 000 рублей и расходы на оплату государственной пошлины в сумме 13 200 рублей.

В ходе расследования уголовного дела владелица автомобиля заявила, что передала его гражданину соседнего государства во временное пользование с последующим возможным выкупом им машины. Однако гражданин за автомашину денег не отдал, и она осталась в собственности у женщины.

Суды первой и апелляционной инстанций пришли к такому выводу: поскольку владелица автомобиля не была за рулем, то она не должна отвечать за последствия аварии.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность по возмещению вреда вследствие дорожно-транспортного происшествия возлагается на лицо, владеющее источником повышенной опасности в момент причинения вреда.

С такими выводами не согласился Верховный суд.

Более того, суды нижестоящих инстанций даже не изучили, на каком основании были переданы документы и ключи на автомобиль. А также суды не рассматривали ответственность за передачу управления источником повышенной опасности неизвестному лицу и не устанавливали степень вины водителя и собственника автомобиля. Хотя в подобных делах это требование закона.

Суд должен определить, насколько безответственность собственника автомобиля, а также беспечность его доверенного лица повлияли на создание опасной или угрожающей жизни ситуации. Это основание для распределения доли возмещения морального вреда.

«Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке судебных постановлений», – говорится в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации от 18.05.2020 N 78-КГ20-18.

Решение Верховного суда: почему платить должен и собственник автомобиля, попавшего в ДТП?

«В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства», – говорится в определении Судебной коллегии по гражданским делам ВС.

При рассмотрении дела и вынесении решения Судебная коллегия по гражданским делам также руководствовалась статьями 390.14, 390.15, 390.16 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации от 18.05.2020 N 78-КГ20-18 

В итоге ВС отменил решение судов двух инстанций и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Какой вывод можно сделать из следующего примера?

  1. Смотрите, кому вы передаете в управление машину.

    Собственникам ТС стоит внимательно проверять наличие у таких граждан права управления и страхового полиса ОСАГО;

  2. Нельзя продавать автомобиль (особенно иностранцам) по доверенности;
  3. При продаже проводить операции через договор купли-продажи с рассрочкой платежа. И после заключения такой сделки стоит обратиться в ГИБДД и сообщить о переходе права собственности.

Обложка: 1GAI.ru

Источник: https://1gai.ru/autonews/525356-dtp-za-rulem-byl-ne-sobstvennik-pochemu-on-dolzhen-vozmeschat-uscherb-reshenie-vs.html

Ответственность владельца ТС при ДТП

Ответственность хозяина утилизированного автомобиля за ДТП

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) – деяние, обладающее признаками правонарушения/преступления, совершенное с участием транспортных средств, по причине которого был причинен вред жизни и здоровью потерпевших и (или) нанесен материальный ущерб имуществу участников происшествия.

В случае нарушения правил дорожного движения (ПДД), обусловленного эксплуатацией транспортного средства (ТС), предусмотрена уголовная, административная, гражданская ответственность (в зависимости от причиненных последствий). Какие виды наказания предусматривает каждая из них и при каких обстоятельствах будет рассказано в нашем материале.

Уголовная ответственность владельца ТС при ДТП

За причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека при управлении ТС, действующим уголовным законодательством предусмотрен комплекс мер воздействия на виновника инцидента.

Преступления в области нарушения ПДД и эксплуатации транспортных средств предусмотрены ст. 264 и ст. 264.1 Уголовного Кодекса РФ (далее – УК РФ). На основании ст.

63 УК РФ применительно к преступлениям, связанным с ТС, отягчающими (усугубляющими положение виновного лица) обстоятельствами являются:

  • управление ТС в пьяном виде;
  • ДТП повлекло смерть двух и более человек;
  • виновник ранее уже нарушал ПДД, ему было назначено административное наказание.

Если деяние совершено умышленно, преступление будет квалифицироваться как убийство (ст. 105 УК РФ) либо как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ) в зависимости от характера последствий.

Уголовное преследование при дорожно-транспортном происшествии предусмотрено в отношении водителя, а не собственника автомобиля, если это разные лица. По принципу вины (ст.

5 УК РФ) субъектом преступления выступает исключительно лицо, фактически управлявшее ТС и совершившее, к примеру, наезд на пешехода, даже если виновник ДТП не является собственником транспортного средства. Юридическое лицо субъектом общественно-опасного деяния выступать не может.

Административная ответственность владельца ТС при ДТП

В КоАП РФ нарушениям ПДД и участию в ДТП посвящена отдельная 12 глава. Объективной стороной правонарушения является причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью (ст. 12.24 КоАП РФ). Кратковременность расстройства здоровья, неопасное для жизни длительное расстройство здоровья в качестве степени причинения вреда устанавливается на основе проведенной медицинской экспертизы.

https://www.youtube.com/watch?v=Up2zfPYeba8

По общим нормам административного законодательства санкции за дорожно-транспортное происшествие несет лицо, в отношении которого будет доказана его вина (ст. 1.5 КоАП РФ). Виновным будет признан водитель автомобиля, ведь именно он находился за рулем ТС и по причине его действия/бездействия наступили последствия.

Собственник автоматически понесет административное наказание в соответствии с положениями ст. 2.6.1. КоАП РФ, если фиксация происшествия произведена с помощью автоматической фото-, видеозаписи.

Исключение: при ДТП в случае обжалования постановления о совершении административного правонарушения, собственник может представить достаточные и относимые к делу доказательства, что управляло ТС иное лицо, которые суд примет во внимание.

Ошибочно мнение, что достаточно предоставить договор купли-продажи автомобиля в суде, чтобы доказать непричастность собственника к правонарушению, зафиксированному в автоматическом режиме.

Стоит помнить, что договор купли-продажи не является свидетельством смены хозяина ТС, если не произведена перерегистрация в подразделениях ГИБДД. Если вы продали автомобиль, но в течение 10 установленных законодательством дней новый собственник не подал документы на регистрацию, обязанность по снятию с него переходит на вас.

Административным законодательством наказание в отношении юридического лица (организации) при совершении дорожно-транспортного происшествия не предусмотрено.

Гражданская ответственность владельца ТС при ДТП

Гражданская ответственность выражается в виде возмещения материального и морального ущерба, понесенного вследствие совершенного ДТП, в отношении потерпевшего. ГК РФ относит использование автомобиля к видам деятельности, создающим повышенную опасность для окружающих (ст. 1079 ГК РФ).

Владелец автотранспорта обязан возместить причиненный вред, если не докажет наличие обстоятельств, исключающих его ответственность.

Гражданская ответственность предусматривается и в отношении юридического лица, если оно на законных основаниях владеет источником повышенной опасности, которое приняло участие в ДТП.

Особенностью указанной нормы является то, что владельцем может быть признан субъект правоотношений, владеющий автомобилем на законном основании, включая право аренды, наличие доверенности или в силу распоряжения на управление ТС. Таким образом, законным владельцем на момент совершения происшествия может быть признано иное от указанного в паспорте транспортного средства лицо (не собственник).

Возраст наступления гражданской ответственности при ДТП

Гражданская ответственность наступает с 14-летнего возраста. Если вред нанесен малолетним лицом, не достигшим 14 лет, ответственность за него должны понести его законные представители, в первую очередь – родители (ст. 1073 ГК РФ).

С 14 лет несовершеннолетнее лицо несет ответственность в рамках возмещения вреда на общих основаниях (ст.1074 ГК РФ). Исключение – отсутствие доходов или имущества, необходимых для возмещения вреда.В таком случае ответственность возлагается на законных представителей.

Основанием освобождения законных представителей от ответственности выступают доказательства отсутствия их вины в допущении подобного правонарушения.

В каких случаях владелец тс освобождается от гражданской ответственности

Владелец освобождается от обязанности по возмещению вреда в случаях, прямо указанных в ст. 1079 ГК РФ:

  • непреодолимая сила – форс-мажор – наличие чрезвычайных и неотвратимых обстоятельств. Фактически наличие обстоятельств непреодолимой силы прекращает правоотношения;
  • умысел потерпевшего – противоправное поведение потерпевшего, который предвидит и допускает наступление неблагоприятных для него обстоятельств;
  • транспортное средство до наступления последствий ДТП выбыло из владения владельца (автомобиль был угнан) – владелец должен доказать, что ТС выбыло из владения без его вины.

Солидарная ответственность виновника ДТП и собственника автомобиля

Солидарная ответственность виновника и собственника, возникающая вследствие ДТП, представляет собой нетипичный вариант гражданско-правовой ответственности группы лиц в классическом толковании. В привычном понимании солидарность в ответственности наделяет понесшую ущерб сторону правом выбора, к кому предъявлять иск: к кому-то одному из участников либо ко всем одновременно.

Норма ст.1079 ГК РФ прямо указывает на первостепенную вину непосредственно водителя ТС в момент совершения ДТП. Исключение составляет ситуация, когда источник повышенной опасности выбыл из владения собственника при наличии его вины. Если вина будет доказана, на собственника будет возложена ответственность в долевом порядке, то есть будет зависеть от степени его вины.

Классический вариант солидарной ответственности наступает в случае ДТП с участием нескольких ТС, владельцы которых и понесут групповую ответственность (п. 3 ст. 1079 ГК РФ).

В случае, когда виновник ДТП погиб, когда за рулем находился несовершеннолетний, когда за рулем был арендатор автомобиля или сотрудник организации, если водитель скрылся с места ДТП, солидарная ответственность в отношении собственника будет иметь место только в случае признания судом его вины.

Кто возмещает ущерб при ДТП?

Норма ст. 1079 ГК РФ предусматривает императивный выбор между лицами, которые несут гражданскую ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности:

  • возмещение ущерба при ДТП с владельца на праве собственности: если именно он был за рулем ТС либо частично при наличии вины в допущении к управлению третьего лица.
  • с водителя – владельца на праве хозяйственного ведения или иного вещного права: если именно он был за рулем ТС.
  • с водителя – лица, пользующегося ТС на законных основаниях в момент совершения ДТП, перечень которых в силу ст. 1079 ГК РФ не является исчерпывающим.

Помимо собственника и водителя, потерпевший вправе запросить возмещение в рамках Федерального закона “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” от 25.04.2002 № 40-ФЗ, если водитель был вписан в полис ОСАГО.

Настоящим законом предусмотрен вариант прямого обращения потерпевшего к страховщику согласно статье 14.1 Закона об ОСАГО. Отсутствие виновного лица в страховом полисе позволяет сделать вывод только о возможном неправомерном пользовании транспортом.

Вину собственника и долю, подлежащую возмещению, определит суд.

Таким образом, необходимо еще раз отметить, что общее основание взыскания ущерба с собственника – это наличие вины.

При распределении ответственности судебная практика исходит из принципа виновности, в первую очередь – водителя, находившегося за рулем автомобиля в момент аварии.

Если судом будет установлено, что собственник предполагал и допускал владение автомобиля без правовых оснований на это, собственник будет возмещать ущерб в части, соразмерной своей вине.

Как взыскать одновременно ущерб с водителя и собственника при ДТП?

Необходимо доказать наличие вины собственника, представить доказательства причинно-следственной связи между действиями водителя и собственника (знал/предполагал/допускал). Ответственность хозяина авто при ДТП ограничивается только степенью его вины.

Если у вас возникли трудности в связи с ДТП и вы не знаете, как обратиться за страховым возмещением, или вас волнует вопрос “можно ли привлечь виновного водителя к материальной или иной ответственности?”, обратитесь к нашим специалистам, заполнив форму обратной связи, и мы свяжемся с вами в кратчайшие сроки.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует.

Получить бесплатную консультацию

Источник: https://dtp24.com/otvetstvennost-voditelya/otvetstvennost-vladelca-ts-pri-dtp/

Что делать если во дворе стоит брошенная машина?

Ответственность хозяина утилизированного автомобиля за ДТП
Брошенные во дворах транспортные средства – проблема любого крупного города. Выявлять такие автомобили должны участковые, но у полиции времени на это обычно не хватает. Управляющим компаниям нужно приложить немало усилий, чтобы очистить дворовую территорию от бесхозного транспорта.

В статье мы расскажем о том, какие машины считаются брошенными, а также кто и в каком порядке занимается их эвакуацией.

Годами стоящие на дворовой территории бесхозные машины занимают полезную площадь и мешают благоустройству. Помимо неудобств брошенные автомобили создают еще и дополнительную опасность: детские травмы, возгорания с порчей стоящего рядом транспорта и так далее.

Число машин в России за 20 лет выросло в 2,5 раза и продолжает увеличиваться, поэтому проблема сохраняется.

Бросают владельцы обычно старые или серьезно поврежденные автомобили. Новые машины иногда тоже оказываются бесхозными, и с ними ситуация сложнее.

Такое авто может простоять на одном месте несколько лет и сохранить презентабельный внешний вид. Заставить ответственные службы убрать машину в этом случае будет труднее.

Здесь нужно опираться на нормативные акты, в которых указаны условия для признания транспорта брошенным и порядок его вывоза.

Читайте подробную инструкцию в справочной системе «Управление МКД»

Какие машины можно признать брошенными?

Брошенным автомобиль будет считаться в том случае, если он стоит на общественной территории – на участке рядом с МКД или на проезжей части. На частной земле машина может находится в любом состоянии, это касается только ее владельца. Исключение составляют случаи, когда и к частной территории предъявляются определенные правила, касающиеся городского благоустройства.

Автомобиль признается бесхозным в нескольких случаях:

  •  собственник отсутствует или он отказался от машины;
  •  авто сильно повреждено в ДТП и восстановление его невозможно;
  •  автомобиль разукомплектован – у него нет колес, стекол, дверей и прочих крупных кузовных деталей;
  •  отсутствуют государственные номера.

Состояние машины становится второстепенным в том случае, если у нее сохраняются госномера. В такой ситуации она остается чьей-то собственностью. Право на ее перемещение есть только у самого владельца. Вывоз автомобиля кем-то посторонним будет считаться изъятием имущества, а оно проводится только по решению суда. Об этом говорит статья 35 Конституции РФ.

Если владелец машины известен или может быть найден, то самостоятельных действий с автомобилем предпринимать не следует. Это расценивается как хищение транспортного средства. У владельца появляется право возбудить уголовное дело по статье 166 УК РФ.

Куда сообщать, чтобы убрали бесхозный автохлам

Прежде чем куда-то обращаться, чтобы убрали брошенный во дворе автомобиль, нужно попытаться найти его владельца.

Если он известен, то представителям управляющей организации следует попробовать поговорить с ним.

Собственник вполне может согласиться с тем, что ржавую (частично разобранную, не подлежащую восстановлению) машину следует убрать. В таком случае владельцу нужно обратиться в ГИБДД и снять авто с учета.

Поиск хозяина машины организуется разными способами:

  •  опрос соседей;
  •  расклеивание объявлений на подъездах с просьбой к владельцу пообщаться с представителями управляющей организации;
  •  размещение объявления на самом автомобиле.

Чтобы убедить хозяина машины действовать решительнее, следует напомнить ему о необходимости платить транспортный налог. Если автомобиль на учете не стоит, то и начислений не будет.

Следующее действие владельца – отправка машины на авторазбор или на свалку. При отсутствии ценных комплектующих остается только второй вариант. Чтобы у собственника не возникло лишних расходов, следует помочь ему с организацией вывоза автохлама на пункт приема металлолома. Заработать на этом вряд ли удастся, но расходы на эвакуатор окупятся.

Практика работы УК показывает, что добровольно убирать брошенные автомобили соглашаются немногие владельцы. Тратить время и средства на это люди не хотят, а наказание за захламление дворовой территории очевидным не кажется.

Если просьба убрать автохлам проигнорирована, то у управляющей организации или объединившихся жильцов есть право обратиться в суд. Попытка урегулировать проблему в досудебном порядке будет вашим преимуществом в последующем разбирательстве.

Подачу искового требования сопровождают доказательствами:

  •  фотографиями;
  •  видеосъемкой брошенной машины и окружающего пространства;
  •  свидетельскими показаниями жителей дома.

Судебное предписание стимулирует владельца машины намного серьезнее реагировать на просьбы управляющей организации.

Решения суда многие тоже игнорируют, поэтому ожидать каких-то шагов от собственников можно годами. В таком случае действовать следует так, будто хозяина у автомобиля нет.

Наличие судебного решения позволяет выполнять с машиной необходимые действия без учета мнения ее владельца.

У некоторых жителей или представителей управляющих компаний появляется желание забрать брошенный автомобиль себе. Делать этого не следует, так как законодательство не позволяет присваивать чужие вещи, даже если он потеряны или забыты.

Любой найденный на улице предмет необходимо передать в полицию, и та попытается вернуть его владельцу. Оставление вещи у себя чревато возбуждением дела о хищении.

Это касается и небольших предметов (кошельки, сумки, телефоны), и кажущихся бесхозными автомобилей.

Вывоз брошенного транспорта осуществляется в соответствии с законом, для этого привлекаются различные контролирующие органы.

Основная трудность – отсутствие единого нормативного документа, который оговаривал бы порядок работы с бесхозными машинами на всей территории страны. Вместо этого на уровне каждого региона определяются собственные правила.

Этот документ в первую очередь и требуется отыскать. Чаще всего речь идет о постановлении регионального правительства.

Самостоятельный поиск необходимого нормативного акта с описанием порядка эвакуации брошенных машин не всегда оказывается успешным. Для решения задачи управляющей организации рекомендуется обратиться в местную администрацию с соответствующим запросом.

Ключевой момент в нем – существует ли в регионе документ, которым регламентируется вопрос вывоза автохлама с придомовых территорий. При его наличии УК просит указать наименование, номер и дату публикации.

При обнаружении такого документа дальнейшая работа ведется в соответствии с ним.

В Москве вывоз брошенных автомобилей описывается в постановлении столичного правительства № 569-ПП от 23.09.2014. В документе закреплено понятие БРТС – брошенное разукомплектованное транспортное средство. Если машина признается таковой, то ее разрешается эвакуировать без учета мнения владельца.

Обратиться с жалобой на бесхозное транспортное средство можно в:

  •  районную управу;
  •  окружную префектуру;
  •  инженерную службу (ГУИС).

Порядок эвакуации брошенного автомобиля

Опишем общую схему эвакуации брошенной машины.

1. В местную администрацию подается заявление о том, что во дворе стоит бесхозный автомобиль. При этом указывается место нахождения машины, ее государственный номер, марка и модель, цвет, прочие признаки.

В заявлении отмечается также и период, на протяжении которого не производится эксплуатации транспортного средства. Полезным приложением будет фотография машины – она поможет сотрудникам быстрее отыскать объект.

2. В администрации формируется специальная комиссия. Она выезжает на место и определяет, действительно ли автомобиль брошен.

3. Хозяина машины уведомляют о необходимости убрать ее.

4. При отсутствии реакции со стороны владельца транспортное средство вывозится принудительно, и место освобождается.

Управляющая организация непосредственно участвует при выполнении только первого пункта. Ее задача – правильно составить заявление. Форма у него свободная. В заявлении должны быть имеющиеся сведения о машине и ее владельце, подробное описание нарушения, а также просьба провести проверку и вывезти автохлам.

Пример заявления

Рядом с первым подъездом дома № 10а по ул. Краснознаменская в г. Щелково стоит брошенный автомобиль (ВАЗ-2103, госномер К234УЕ77, цвет зеленый). Машина не эксплуатируется более 2 лет. Прошу обследовать указанный автомобиль и вывезти его на специализированную стоянку.

О результатах проверки прошу сообщить по телефону: (указывается номер).

Заявление подписывается ответственным представителем управляющей организации. На нем ставится дата подачи. Остается дождаться итогов проверки.

Брошенный автомобиль вывозится не ранее чем через 20 дней после подачи заявления.

ИСТОЧНИК: https://www.gkh.ru/article/102636-chto-delat-esli-vo-dvore-stoit-broshennaya-mashina

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/59ce088d9b403c8aa4ae8005/chto-delat-esli-vo-dvore-stoit-broshennaia-mashina-5c6152152fcc4300af3e95fb

Смотрите, какая тема — Можно ли и как восстановить учёт утилизированного автомобиля?

Ответственность хозяина утилизированного автомобиля за ДТП

Если автомобиль утилизирован, то это ещё не значит, что его можно разобрать на запчасти или попросту выбросить, а возобновить регистрацию невозможно.

Впрочем, такая ситуация вполне логична, так как сам термин “утилизация” подразумевает уничтожение транспортного средства, которое физически вернуть на дорогу нельзя.

Но можно ли формально по закону восстановить утилизированную машину – как поставить её на учёт в ГИБДД, если фактически она целая, а затем продать, а также купить такое авто? Всё это в подробностях мы и выясним ниже.

Что значит утилизированный автомобиль по закону 2020 года?

В законодательстве об учёте транспортных средств и нашего с вами вопроса обсуждения произошли 2 важных изменения, которые полностью обновили и ответ на главный вопрос.

  1. В середине 2017 года изменился Приказ №605 о предоставлении соответствующей госуслуги, в результате теперь требуется справка об утилизации. Таким образом, если до изменений автомобиль, мотоцикл или иной вид транспортного средства можно было утилизировать постфактум: сначала снять с учёта ГИБДД, а затем уничтожить, то по новому закону, машину сначала необходимо сдать в металлолом, получив справку об утилизации, и только на основании этого документа её снимут с регистрации. И восстановить по закону такой утилизированный автомобиль нельзя по той простой причине, что фактически из него уже сделано что-то иное как из вторсырья металла.
  2. В конце 2018 года вступил в законную силу Приказ №399 о порядке регистрации автомобилей, который по-новому предписывает порядок восстановления и постановки на учёт таких машин. И, именно он даёт ответ на вопрос, можно ли восстановить документы автомобиля после утилизации вместе с его госномерами, в том числе без хозяина.

Можно ли восстановить сегодня?

Да. Можно. Как мы указали выше, новый Приказ №399 даёт возможность восстановить учёт машины, если она снята с регистрации на основании утилизации, но фактически так и осталась целёхонькой и функционирующей.

Речь идёт о пункте 18 нового закона, который говорит следующее:

18. Регистрация транспортного средства после её прекращения производится:

  • в отношении фактически не утилизированного транспортного средства, регистрация которого прекращена в связи с утилизацией, на основании подтверждения учётных данных по месту последней регистрации транспортного средства (при наличии сведений о ранее выданном ПТС, электронного паспорта);

Зачем же ввели этот пункт после изменений, если предполагается, что машина фактически выброшена в металлолом?! А затем, что законодатели предусмотрели тонкость в том, что у автолюбителя на учёт может появиться желание поставить автомобиль, который был снят до вступления в силу обязательности справки об утилизации.

То есть машину могли снять с регистрации как утиль, но фактически хранят в гараже. И вот в ГИБДД приняли решение, что такие транспортные средства имеют право на дальнейшую жизнь на дорогах России.

Где это можно сделать?

Как видно из цитаты Приказа, сделать это можно по хранящимся в  базе ГИБДД данным о машине – в архиве. При этом, есть 2 варианта такого архива: бумажный и электронный. Из последнего автомобиль может быть удалён по самым разным причинам, а вот из первого – бумажного – документы никуда не могут исчезнуть в течение многих лет.

Что всё это значит? А означает 2 возможных варианта, куда обращаться с нашим вопросом:

  • восстановить утилизированную машину в любом регистрационном подразделении ГИБДД, если данные о ней сохранились в электронной базе,
  • поставить заново на учёт в ГАИ такой автомобиль только в том подразделении, где он был снят с учёта, если документы остались только в бумажном виде. Так как учётные данные, указанные в цитате законодательства, можно подтвердить только там.

К сожалению, заранее узнать, остались ли данные на ваш ТС в электронном виде, достоверно нельзя. Можно проверить ТС на официальном сайте ГИБДД, введя его VIN номер в сервисе проверки истории регистрации.

  • если в результате покажет информацию об утилизации авто, то, значит, эти данные есть в электронном виде (и подтянуты сайтом из электронной базы данных),
  • если же выдаст информацию о невозможности выполнить поиск по указанному вин-номеру, то, значит, машины в базе нет, есть только документы на неё.

Но и эти данные недостоверны, так как сайт и без того ошибается часто. Поэтому лучше сразу обратиться в то МРЭО Госавтоинспекции, где машина была подана на утиль.

Как поставить на учёт? Инструкция

Здесь также могут быть 2 варианта результата – банально успешная регистрация авто или же отказ.

Последний бывает по самым разным основаниям, часто незаконным. Поэтому нужно готовиться (на крайний случай) к обращению в суд.

Дело в том, что при обращении в ГАИ по сложным вопросам, к коим относится и восстановление утилизированной машины, очень часто сотрудники вместо попытки решения предпочитают не тратить свои нервы и не рисковать лишний раз, а отказать в восстановлении, причём, избегая всеми способами письменной формы такого отказа.

А вот по положительному решению суда ГИБДД уже обязаны будут произвести регистрацию утилизированного ТС, так как это их обязывает сделать тот же Приказ в том же пункте.

Документы

Постановка на учёт автомобиля в утиле ничем не отличается по шагам от регистрации нового, кроме набора документов. Из них, прежде всего, необходимо оформить страховку ОСАГО на машину, без неё не зарегистрируют машину. И после регистрации нужно будет снова обратиться в страховую компанию, чтобы вписать полученные госномера.

Далее нужно оплатить следующие госпошлины:

  • 2000 рублей за получение новых номеров,
  • 500 рублей за выдачу нового свидетельства о регистрации,
  • 800 рублей за восстановление утилизированного ПТС.

Из документов понадобятся следующие:

  • ваш паспорт,
  • квитанции об оплате госпошлин,
  • заявление о постановке на учёт,
  • справка о снятии с учёта, выданная ранее (не всегда),
  • договор купли-продажи (не всегда).

Иногда инспектор МРЭО также требует справку о снятии с учёта, выданную при соответствующей процедуре ранее, а также правоустанавливающий документ – договор купли-продажи, который подтверждает, что вы собственник авто. Нельзя утверждать, что такие требования незаконны, так как сам регламент процедуры нигде в законодательстве 2020 года не прописан.

Заявление можно заполнить по рекомендуемому ГИБДД образцу либо самостоятельно, так как образец этот рекомендуемый, а не обязательный для использования. И, кроме того, в нём вы не найдёте госуслугу регистрации машины в утиле, нужно будет вписать самостоятельно.

Порядок регистрации

Итак, он достаточно прост:

  1. С указанными выше документами приезжаете в то регистрационное отделение ГИБДД, где снимали машину с учёта по утилизации.
  2. Записываетесь в очередь в терминале.
  3. Подаете документы и следуете на осмотр автомобиля на площадке на соответствие его технического состояния и комплектности допускам ПДД и Техрегламента.
  4. После успешного прохождения осмотра получаете отметку о приёме документов и ждете результата оказания услуги либо ожидаете результата оказания услуги на месте в виде выдачи восстановленного дубликата ПТС, нового СТС и госномеров.

Можно ли записаться через Госуслуги?

К сожалению, госуслуги о восстановлении утилизированной машины на портале нет.

Можно ли сохранить номера, которые были утилизированы с автомобилем?

Да. Но только в том случае, если вы сдавали госномера на временное хранение в ГИБДД, и не прошёл срок в 1 год после утилизации. Так как именно такой период ГРЗ хранятся, не более.

Если эти условия выполнены, то в заявлении вам нужно указать о выдаче государственного регзнака, который хранится в ГАИ.

Отказ в восстановлении

Как мы уже говорили, если вам отказали в восстановлении авто в утилизации, то нужно знать причины такого отказа:

  • если причина связан с какими-либо документами, их отсутствием или автомобиль не прошёл осмотр, то это отдельная тема для выяснения,
  • если же вам указали, что нельзя восстановить утилизированную машину по какой-то иной причине, то здесь необходимо получить письменный мотивированный отказ – его в МРЭО ГИБДД обязаны дать в ответ на письменное заявление, которое вы подали на 3 этапе по списку выше.

Если мотивировку письменно также предоставлять отказываются, то можно и нужно снимать на видео. Это поможет при обжаловании решения инспектора в суде. Чаще всего на этом этапе сотрудник оставляет процедуру в силе и принимает документы на восстановление.

Если отказали в любом случае, остаётся только подавать в суд. На данном этапе никаких законодательных запретов в 2020 году нет, если отказ, действительно, ничем не мотивирован или мотивирован незаконной отсылкой.

Купили или продали утилизированный автомобиль – можно восстановить без хозяина?

А это уже зависит от цели покупателя. Очень часто такие машины берут на запчасти или на иные цели, а не восстанавливать их регистрацию и ездить по дорогам.

Если же покупатель планирует восстановить утилизированное авто, то это плохая идея.

Причина здесь вновь кроется в сложившейся в 2020 году практике – в ГИБДД очень часто отказывают в постановке на учёт машин в утиле, ссылаясь на то, что это уполномочен сделать только тот, кто подал заявление на снятие с регистрации в связи с этим. Поэтому фактически восстановить авто в утиле без хозяина зачастую невозможно.

Логика инспектора здесь, как правило, однозначна – в МРЭО остались только бумажные документы, а дата последней регистрации значится на прошлом владельце. И неизвестно, на каком основании продавец передал покупателю утилизированное транспортное средство.

Почему это незаконо, понять очень просто: основание передачи авто – это, как правило, договор купли-продажи. И восстанавливать регистрацию ТС вправе текущий собственник автомобиля без прежнего хозяина, независимо от того, кто его снимал с учёта. Иного просто не предусматривает закон.

Источник: https://AutoTonkosti.ru/q/mozhno-li-i-kak-vosstanovit-uchyot-utilizirovannogo-avtomobilya

Как проверить авто на утилизацию, чем грозит покупка утилизированной машины

Ответственность хозяина утилизированного автомобиля за ДТП

Как проверить машину на утилизацию перед покупкой? Можно ли восстановить документы на утилизированный автомобиль? Как уберечься от мошенников и что делать, если купил автомобиль в утиле? Об этом рассказывает «Автокод».

Что значит «машина утилизирована»

Процесс утилизации подразумевает переработку подержанного автомобиля. При этом кузов освобождается от всех комплектующих из пластика и резины.

Снимаются двигатель, электропроводка, стекла, колеса, приборы и т.д. Сам кузов измельчается в шредере, прессуется и отправляется на переплавку.

Процесс трудоемкий, однако многие промышленные предприятия охотно покупают вторичное сырье, так как оно гораздо дешевле.

Машина утилизирована означает, что она снята с учета и юридически больше не существует. Часто случается, что документы на машину утилизированы, а сам автомобиль продолжает ездить или даже продается. Правда при покупке такого авто у нового владельца возникают проблемы с регистрацией машины.

О том, как проверить авто на утиль по гос. номеру или VIN, мы расскажем ниже.

Почему утилизируют авто с пробегом

Причины утилизации авто могут быть разными. Машину сдают на переработку, если она:

  • выработала свой ресурс и не используется;
  • пришла в негодность после аварии;
  • хозяин претендует на получение дотации от государства при покупке нового автомобиля.

Не удивляйтесь, но в утиль могут попасть и машины, на которых, как говорится, еще и «муха не сидела».

Почему утилизируют новые автомобили

Происходит это по двум причинам:

    • Новая машина пострадала при перевозке к месту продажи. Груз обычно застрахован, поэтому страховая компания выплатит дилеру денежную компенсацию. В свою очередь дилер обязан отправить «под пресс» пусть и новое, но уже поврежденное авто.
    • Новая машина попала к покупателю, однако оказалась с серьезным браком, который в ходе эксплуатации послужил причиной возникновения какой-либо чрезвычайной ситуации (аварии, возгоранию и т. п.). Такой автомобиль подлежит замене на аналогичный. Бракованное транспортное средство утилизируется, а дилер получает компенсацию от страховой компании или производителя.

Пробить машину на утилизацию в режиме онлайн по гос. номеру или VIN!

Можно ли купить утилизированный автомобиль

«Позвольте! — скажет кто-то из читателей. – Как такое возможно? Ведь утилизированные машины разбираются и перерабатываются!». Не так все просто!

В соответствии с Приказом МВД РФ №1001 от 24 ноября 2008 г. восстановление регистрации сданного в утиль автомобиля невозможно. Но это относится лишь к тем машинам, которые оказались на пунктах переработки. Если авто туда не попало, поставить его на учет вполне возможно.

Поэтому полученная в ГИБДД справка вовсе не означает, что машина в скором времени окажется в пункте приема. Многие владельцы получают данный документ только для того, чтобы не платить налоги за транспортное средство, которое ими не используется.

А некоторые при этом пытаются еще и заработать на его продаже.

Если вы сознательно хотели приобрести утилизированную машину (цены на подобные авто обычно в полтора-два раза ниже средних по рынку) – по-большому счету ничего страшного в такой покупке нет. Главное – знать, как зарегистрировать утилизированный автомобиль. 

Как восстановить документы, если машина в утиле

Для подачи заявления на регистрацию транспортного средства необходимо обратиться в ГИБДД, имея на руках следующие документы:

  • справку об утилизации;
  • доверенность от хозяина в письменной форме (к нотариусу ходить необязательно);
  • ксерокопии паспортов (своего и продавца);
  • страховку;
  • талон ТО.

После проверки представленных бумаг, вам выдадут заявления (его естественно нужно заполнить) и платежку на 3,3 тыс. руб.

Далее необходимо оплатить госпошлину и, приложив полученную в банке квитанцию к остальным документам, вновь посетить ГИБДД для получения ПТС и свидетельства о регистрации. При удачном стечении обстоятельств можно уложиться в 1-2 дня.

Затем составляется стандартный ДКП (договор купли-продажи), и вы – полноценный хозяин законно зарегистрированного авто.

Что делать, если машина утилизирована, но при покупке вы не знали об этом

Чтобы избежать проблем, лучше заранее проверить авто по базе ГИБДД на утилизацию. Если утилизированная машина уже куплена, существует несколько способов «разрулить» ситуацию.

Первый вариант

Отыскать владельца и потребовать от него восстановить регистрацию. Недостаток времени у бывшего владельца – не аргумент. Пусть выписывает на вас генеральную доверенность. А далее порядок действий такой же, как было описано в предыдущем разделе статьи.

Второй вариант

Применим в том случае, когда хозяин машины заявит, мол, я не я, и хата не моя, и откажется что-либо делать для восстановления регистрации машины. При наличии договора купли-продажи на продавца можно смело подавать в суд.

Статья 451 ГК РФ предусматривает, что грубое нарушение правил ДКП может служить основанием для расторжения сделки и возврата денежных средств.

Ваш иск скорее всего будет удовлетворен, однако судебные разбирательства могут занять немало времени.

Третий вариант

Если самостоятельно найти старого хозяина не удалось, обращайтесь в ГИБДД с заявлением о розыске владельца машины. При этом можно, например, указать, что авто просто найдено вами посреди дороги. Если собственника найдут, примените один из двух описанных выше способов.

Можно ли ездить на утилизированной машине

Специального наказания за передвижение на утилизированном авто в КоАП РФ не предусмотрено. Однако по ряду причин такая езда может обойтись в кругленькую сумму. В том числе, в соответствии со ст.

12 Кодекса об административных правонарушениях передвижение на незарегистрированной машине обойдется в 500 руб. Повторное нарушение увеличит штраф до 5 тыс. руб. Также сотрудники ГИБДД будут иметь полное право отправить машину на штрафстоянку.

Там она будет пребывать до устранения нарушений (то есть пока вы ее не зарегистрируете).

Как проверить авто на утилизацию

Осуществить проверку можно, например, следующими двумя способами.

Обратиться в ГИБДД

Для проверки машины потребуется предъявить ПТС, паспортные данные продавца и покупателя, а также номер государственного регистрационного знака.

Воспользоваться сервисом онлайн-проверки «Автокод»

Достаточно ввести в форму поиска госномер транспортного средства или vin-код. Проверка авто на утилизацию займет не более 5 минут. Также вы получите сведения о пробеге, количестве собственников, наличии штрафов, ДТП, ограничений и другую информацию о машине.

Если вы профессиональный продавец авто, воспользуйтесь сервисом безлимитных проверок авто «Автокод Профи». «Автокод Профи» позволяет оперативно проверять большое количество машин, добавлять комментарии к отчетам, создавать свои списки ликвидных ТС, быстро сравнивать варианты и хранить данные об автомобилях в упорядоченном виде.

Пробить машину на утилизацию прямо сейчас!

Еще больше информации о том, как проверить машину, вы можете узнать из нашей бесплатной книги «Секреты безопасной покупки подержанного автомобиля».

Источник: https://avtocod.ru/kak-proverit-mashinu-na-util-i-chem-grozit-pokupka-utilizirovannogo-avto

Вопросы адвокату
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: