Обладают ли республики в составе РФ международной правосубъектностью?

Международная правосубъектность

Обладают ли республики в составе РФ международной правосубъектностью?

Международная правосубъектность — это способность иметь международные права и обязанности, а также защищать свои права путем заявления международных претензий.

Необходимо заметить, что содержание понятия «международная правосубъектность» в нормах международного права не раскрывается; существуют лишь теоретические конструкции, характеризующие юридическую природу, основания и пределы международной правосубъектности.

Сам термин «международная правосубъектность» присущ не только научной терминологии, но и многим международно-правовым актам. В качестве примеров можно привести положение Декларации о принципах международного права о том, что «каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств», норму ст.

176 Конвенции ООН по морскому праву, согласно которой Орган по морскому дну «обладает международной правосубъектностью, которая может оказаться необходимой для осуществления его функций и достижения его целей», положение п. 1 ст.

4 Римского статута Международного уголовного суда: «Суд обладает международной правосубъектностью».

Можно выделить следующие элементы международной правосубъектности:

  • участие в процессе создания и применения норм международного права;
  • участие в работе международных конференций и членство в международных организациях;
  • право защищать свои права в международных органах.

Концепция международной правосубъектности

Согласно традиционной точке зрения суверенные государства имеют приоритет над всеми другими субъектами международного права и акторами международных отношений.

Этот примат наделяет государства полной международной правосубъектностью, в том плане, что они являются основным источником международных прав, обязанностей, привилегий и иммунитетов.

Негосударственные субъекты, такие как международные межправительственные организации, должны прямо или косвенно получить международную правосубъектность от государств на основании какого-либо правового инструмента, общего принципа права или нормы международного обычного права.

Государства в рамках современной международно-правовой системы являются «хранилищами легитимной власти над народами и территориями» и, следовательно, должны быть основным юридическим источником международной правосубъектности для всех негосударственных образований.

Неотъемлемым атрибутом государства, отсутствующим у всех остальных акторов международных отношений, является стабильное население, проживающее на определенной территории. Государственная власть исходит от народа и подотчетна ему за свои действия или ошибки управления.

Таким образом, по крайней мере теоретически, носителем суверенитета и автором международного правотворчества выступает в конечном итоге население конкретных географических территорий.

Фактическая и юридическая международная правосубъектность

Международная правосубъектность по своему происхождению подразделяется на фактическую (объективную) и юридическую (относительную):

  • Фактическая международная правосубъектность – это способность акторов ipso facto быть субъектом международного права, не обусловленная чьей-либо внешней волей и имеющая всеобъемлющий характер. Не существует норм, наделяющих субъекты международного права (суверенные государства, а также нации, борющиеся за свою независимость) фактической правосубъектностью; имеются лишь нормы, подтверждающие наличие у них правосубъектности с момента образования. Иными словами, в данном случае правосубъектность не зависит от чьей-либо воли и имеет по своей природе объективный характер.
  • Юридическая международная правосубъектность – это способность акторов быть участником ограниченного круга международных правоотношений, порожденная волеизъявлением государств, зафиксировавших свое решение в учредительном акте. Источником юридической правосубъектности для субъектов международного права (международные межправительственные организации) служат их учредительные документы. Такими документами для международных организаций являются их уставы, принимаемые государствами в форме международного договора. Объем и содержание юридической правосубъектности зависят от воли государств-учредителей и норм международного права.

Полная и ограниченная международная правосубъектность

В современной правовой доктрине различается полная и ограниченная международная правосубъектность.

Это различие хорошо отражено в Консультативном заключении 1949 года «Возмещение за увечья, понесенные на службе ООН», в котором Международный Суд заявил, что «субъекты права в любой правовой системе не обязательно идентичны по своему характеру или объему своих прав».

Согласно данному разграничению только государства обладают полной международной правосубъектностью, т. е. обладают всеми международными правами и подчиняются всем международно-правовым обязанностям.

Другие субъекты международного права обладают ограниченной правосубъектностью – их права и обязанности обусловлены учредительными актами, в соответствии с функциями, задачами и целями, установленными государствами-основателями. Следовательно, их международная правосубъектность ограниченна правами и обязанностями, предусмотренными учредительными документами, и не распространяется на другие сферы международного права.

Внутригосударственная и международная правосубъектность

Международная правосубъектность автоматически не подразумевает внутригосударственную правосубъектность, т. е. способность быть участником публично-правовых и частно-правовых отношений внутри соответствующего государства.

Международной организации для надлежащего исполнения своих функций может потребоваться заключить специальное соглашение с государством в том случае, когда возникает вопрос о правовом статусе организации, ее органов, должностных лиц. Европейский союз, например, прямо наделяется как внутригосударственной, так и международной правосубъектностью. Ст.

281 Договора о Европейском союзе предусматривает международную правосубъектность, а ст. 282 наделяет ЕС правосубъектностью в своих государствах-членах.

Внутригосударственная правосубъектность, как правило, включает право:

  1. заключать договоры;
  2. иметь и распоряжаться движимым и недвижимым имуществом;
  3. возбуждать судебные разбирательства и участвовать в них.

Литература

  1. Бирюков П. Н. Международное право: учебное пособие. – М.: Юристъ, 1998.
  2. Международное право: учебник / отв. ред. В. И. Кузнецов, Б. Р. Тузмухамедов. – М.: Норма: Инфра-М, 2010.
  3. Международное право: учебник для бакалавров / отв. ред. К. А. Бекяшев. – М.: Проспект, 2018.
  4. Чепурнова Н. М. Международное право: учебно-методический комплекс. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008.
  5. Шлянцев Д. А. Международное право: курс лекций. – М.: Юстицинформ, 2006.
  6. James E. Hickey. The Source of International Legal Personality in the 21st Century – Hofstra L. & Pol’y Symp., 1997.
  7. Portmann R. Legal Personality in International Law. – Cambridge: Cambridge University Press, 2010.

Источник: https://interlaws.ru/mezhdunarodnaya-pravosubektnost/

Статус Республики в составе Российской Федерации в юр. словарях и энциклопедиях

Обладают ли республики в составе РФ международной правосубъектностью?
?

Айдер Бекташ (ayder_bektash) wrote,
2015-04-08 19:21:00 Айдер Бекташ
ayder_bektash
2015-04-08 19:21:00 Categories:

  • Общество
  • Политика
  • Россия
  • История
  • Cancel

Статус республики – государства в составе РФ определяется Конституцией РФ (ст. 5) и конституцией республики. Конституция 1978 г.

республику называла “республикой в составе Российской Федерации”. В отличие от других субъектов РСФСР республика обладала всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории. Новая Конституция РФ изменила данное положение.

Вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73). Тем самым сделан немаловажный шаг к симметричной федерации. Республика как государство имеет свою конституцию, которую разрабатывает и принимает самостоятельно.

Единственное требование – соответствие этого акта Конституции РФ. Республики самостоятельны в определении своих государственных языков, которые наряду с русским (государственным) языком употребляются в органах государственной власти, органах местного самоуправления и государственных учреждениях республик.

При этом в республиках, в которых титульная нация составляет большинство населения (такого большинства нет в Татарстане и Калмыкии), законодательно может быть закреплено двуязычие (таких 6 из 21). В многонациональном Дагестане закреплено многоязычие.

У республики есть все виды символики (герб, гимн, флаг), у иных субъектов – как правило, герб, за редким исключением официальная символика края (области) характеризуется наличием гимна. Сохраняется различие в наименовании органов государственной власти республики.

Многие из них уже имеют собственных президентов, избранных населением, парламенты, правительства, весьма различающиеся друг от друга, что не характерно для других субъектов РФ.
(В.Червонюк.)
один из 6 видов субъектов РФ, наряду с областью, краем, автономной областью, автономным округом, городом федерального значения. В основу образования Р. в с.

РФ положен национально-территориальный принцип. Наименование и статус Р. в с. РФ отражает факт образования их на исторических территориях, землях ряда крупных народов (этносов) России, вошедших или присоединившихся добровольно, либо присоединенных в процессе формирования и расширения границ Российского государства. Основой официального наименования Р. в с.

РФ (например, Карелия, Башкортостан, Коми, Марий Эл) являются этнонимы народов (карелы, башкиры, коми, марийцы, осетины, чуваши и др.), а применительно к Р. Дагестан и Алтай – исторические названия территорий, на которых проживают аварцы, лезгины, ногайцы и другие относительно крупные и малочисленные народы (например, горные алтайцы).

По размеру территории, численности населения, доли народов, чьи этнонимы стали основой наименования, экономическому потенциалу и т.д. Р. в с. РФ существенно отличаются друг от друга. Например, если территория Республики Саха (Якутия) составляет 3103,2 тыс. кв. км, то Республики Северная Осетия-Алания – 8 тыс. кв. км; население Башкортостана (4096,6 тыс.

человек) более чем в 5 раз превышает население Кабардино-Балкарии (790 тыс.) и в 16 раз – население Ингушетии и Тывы. Доля коренной этнической группы варьирует в Р. в с.

РФ от 80,2% в Дагестане до 10% в Карелии, составляет 11,1% – в Хакасии, 21,9 – в Башкортостане, 48,5 – в Татарстане, 53 – в Северной Осетии-Алании, 67,8 – в Чувашии и т.д. Эти и иные существенные различия, однако, не влияют на их конституционно-правовой статус. Согласно ч. 1 и 5 ст. 66 Конституции РФ статус Р. в с.

РФ как субъекта РФ определяется Конституцией РФ и конституцией Р.ВС. РФ и может быть изменен по взаимному согласию РФ и ее субъекта в соответствии с ФКЗ.

Р. в с. РФ, согласно ч. 2 ст.

5 Конституции РФ являются государствами, имеют свою конституцию и законодательство, свое республиканское гражданство, свою систему органов государственной власти, свою территорию, границы которой могут быть изменены с взаимного согласия соответствующих субъектов (ст. 67 Конституции РФ), а также собственность. Они вправе устанавливать свои государственные языки (ст. 68 Конституции РФ) и государственную символику (флаг, герб, гимн, столицу). Как государства Р. в с. РФ обладают и иными присущими им признаками: полнотой государственной власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые отнесены Конституцией РФ к ведению РФ или совместному ее ведению с субъектами. Р. в с. РФ в определенных законом пределах вправе выступать в качестве участников международных отношений и внешнеэкономических связей, подписывать договоры и соглашения с иностранными государствами, открывать зарубежные представительства, быть членом или участвовать в деятельности международных организаций.

Статус Р. в с. РФ в их конституциях определяется значительно детальнее. При этом нередко абсолютизируются те или иные его элементы. Так, исходя из признания Р. в с. РФ государствами, некоторые из них провозглашают в конституциях свой суверенитет. Вместе с тем очевидно, что Р. в с. РФ как государства не являются суверенными в полном смысле этого слова, хотя и обладают многими признаками государственности и суверенными правами. Они не имеют права выхода из РФ. Отличия в статусе Р. в с. РФ, обусловленные признанием их Конституцией РФ государствами, не предопределяют их особой роли в федеративном устройстве страны.
Источник: Энциклопедия юриста, Изд.Змейка 2000 г.

РЕСПУБЛИКА В СОСТАВЕ ФЕДЕРАЦИИ –

название субъекта федерации как республики применялось во многих государствах: Чешская и Словацкая республики в бывшей Чехословакии, в состав прежней Югославии входили шесть «социалистических республик» — Сербия, Хорватия, Босния и Герцеговина и др.

, 15 с о ветских союзных социалистических республик были в СССР, автономные советские социалистические республики находились в составе РСФСР, Грузинской Советской Социалистической Республики, Узбекской Советской Социалистической Республики и д р . В РФ состоит 21 республика, названия которых перечислены в ст. 65 Конституции РФ. Согласно Конституции РФ (ст.

5) республика равноправна с другими субъектами РФ (краями, областями и др.). Вместе с тем в отличие от других субъектов она определена в тексте Конституции РФ как государство, имеет свою конституцию (другие субъекты — уставы), может иметь свое гражданство (установлено законом о гражданстве РФ 1991), вправе устанавливать свой государственный язык.

Республики имеют свою государственную символику, включая государственный герб, флаг, гимн, столицу, которую они утверждают самостоятельно, учитывая самобытность и исторические традиции народов, населяющих республику.

При Президенте РФ или Правительстве РФ имеются постоянные представительства республик, главная задача которых состоит в координации взаимодействия республиканских правительств с Администрацией Президента РФ и Правительством РФ. Республика имеет свою собственность (землю, другие природные ресурсы, промышленные, сельскохозяйственные объекты, памятники культуры и др.).

Республики обладают международной правосубъектностью, участвуют в международных отношениях и внешнеэкономической деятельности, подписывают договоры и соглашения с иностранными государствами, открывают зарубежные представительства, участвуют в деятельности международных организаций.

Однако международная правосубъектность республик в составе РФ ограничена: она не может противоречить конституции и законам РФ, Федеративному договору 1992. Координацию деятельности в этой сфере осуществляют федеральные органы государственной власти, прежде всего Министерство иностранных дел РФ. (В.Е. Чиркин)
Источник: Юридическая энциклопедия Отв. ред. Б.Н. Топорнин. М. Юристь, 2001. 1272 с.

РЕСПУБЛИКА В СОСТАВЕ РФ –

один из шести видов субъектов РФ. Согласно п. 2 ст. 5 Конституции РФ является государством, имеющим свою конституцию и законодательство. Федеративный договор, за которым Конституция РФ признает качество источника конституционного права, называет Р. в с.

РФ суверенными. В настоящее время в состав РФ входит, согласно п. 1 ст. 65 Конституции РФ, 21 республика. Юридически и фактически они обладают наиболее высоким статусом среди других субъектов РФ.

Так, только они имеют собственное гражданство, собственную государственную символику.
Источник: А. Сухарев. Большой юридический словарь, 2005 г.

P.S. “Крым превращен в передовую индустриально-аграрную национальную республику.

” “Коренное население—татары, крымчаки и караимы” (Из статьи “КРЫМСКАЯ АССР” в Малой советской энциклопедии, 1937, т. 5 )

«Статья 1. Восстановить Крымскую Автономную Советскую Социалистическую Республику в пределах территории Крымской области в составе Украинской ССР.»(ЗАКОН УССР «О восстановлении Крымской Автономной Советской Социалистической Республики») г. Киев,12 февраля 1991 г.

Читать по теме: Статья КРЫМСКАЯ АССР в Малой советской энциклопедии, 1937, т. 5

Определение Автономии в Украинской Советской Энциклопедии, 1977, т. 1
Статья “Автономная советская социалистическая республика”, Советский юридический словарь, 1953 год
“Автономная советская социалистическая республика”, Юридический энциклопедический словарь, 1984 год
Статья “Автономная республика”, 1950, Большая советская энциклопедия
Статья “Автономная советская социалистическая республика” Большая советская энциклопедия, 1926 г
АССР, БСЭ, Крымская АССР, национальная автономия, республика

  • Вчера, на круглом столе по 25-ой годовщине ” крымского референдума”, опять возник вопрос о статусе Крымской АССР. Часть экспертного…
  • Институт экономики Академии Наук СССР, “Развитие советской экономики”, 1940 г . Встретил еще один довоенный материал, касающийся…
  • “Туровский Р.Ф.. “Политическая регионалистика”, 2010 (выдержка) Национально-территориальная автономия в РСФСР Национальная политика…
  • Изучаю вопросы ассимиляции и вот нашел у умных людей материал (“Показатели для описания этно-демографических процессов”, Сороко Евгений…
  • Насильственное выселение народов в СССР было признано преступным и, соответственно, где-то принимались меры по восстановлению законности, ликвидируя…
  • Продолжаются рассуждения на тему восстановления национально-территориальной автономии крымскотатарского народа на его национальной территории, в…
  • Крымская автономная республика. Пестрота населения и целый ряд местных особенностей уже давно сделали Крым ареной столкновений различных…
  • АВТОНОМНА РАДЯНСЬКА СОЦІАЛІСТИЧНА РЕСПУБЛІКА (АРСР) — радянська соціалістична республіка, що входить до складу союзної радянської…
  • В общении, нередко приходится слышать замечания, что незачем обращаться к актам законодательства, принятым в Советском Союзе, по решению проблем…

Источник: https://ayder-bektash.livejournal.com/54119.html

Россия как субъект международного права

Обладают ли республики в составе РФ международной правосубъектностью?

Субъект международного права является носителем международных прав и обязанностей, которые возникают в соответствии с общепризнанными нормами международного права либо положениями международно-правовых актов. Понятие субъект международного права характеризуется следующими признаками:

  1. Во-первых, они являются участниками международных отношений и могут иметь субъективные юридические права и обязанности.

    В связи с этим они должны обладать следующими свойствами:

    • обладать внешней обособленностью;
    • выступать в международных отношениях в виде единого лица;
    • иметь способность вырабатывать, выражать и осуществлять автономную волю;
    • принимать участие в создании норм международного права.
  2. Во-вторых, субъекты международного права обладают свойствами субъекта в соответствии с нормами международного права, являющимися обязательной основой их деятельности.

Субъекты международного права условно делятся на первичные и производные. Первичными субъектами являются государства, народы и нации. Производные субъекты международного права создаются первичными. Ими могут быть межправительственные организации или государственно-подобные образования. Особыми субъектами международного права являются индивиды.

  • Курсовая работа 410 руб.
  • Реферат 270 руб.
  • Контрольная работа 240 руб.

Замечание 1

Поскольку международное право создается государствами и регулирует межгосударственные отношения, то, соответственно, субъектами международного права выступают государства.

На государства возлагаются определенные права и обязанности, которые основываются на принципах международного права.Субъектами международного права могут быть унитарные и федеративные государства (рис. 1).

Члены федерации, которыми являются республики, области, штаты, сохраняют некую внутригосударственную самостоятельность, но конституционным правом самостоятельного участия во внешних сношениях не обладают.

Конфедерация наряду с государствами-членами может выступать субъектом международного права, если на нее было возложено осуществление определенных задач в сфере международных отношений.

Исторически сложилось несколько способов образования новых государств как субъектов международного права:

  • смена государств одного исторического типа другим;
  • возникновение государства в ходе получения колониальным народом независимости;
  • территориальные изменения в связи с объединением нескольких государств в одно, либо в связи с распадом одного государства на несколько или в результате отделения одного государства от другого.

Во всех этих случаях имеет место вопрос о признании новых государств субъектами международного права.

Рисунок 1. Субъекты международного права. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Государства как основные субъекты международного права

Основным субъектом международного права является государство, поскольку оно обладает первоначальной правосубъектностью. Государства имеют наибольший объем международных прав и обязанностей.

Им присущи следующие признаки:

  • аппарат власти и управления;
  • территория;
  • население;
  • суверенитет.

Суверенитет государства характеризуют самостоятельность государства, верховенство и неограниченность его власти внутри страны, а также независимость и равноправие во взаимоотношениях с другими государствами. Суверенитету присущи международно-правовой и внутренний аспекты.

Международно-правовой аспект заключается в том, что государство рассматривается международным правом как субъект и участник международных отношений в целом, а не по отдельности государственные органы и должностные лица.

И все международно-правовые действия, которые совершаются должностными лицами государства, специально уполномоченными, считаются совершенными от имени этого государства.

Суть внутреннего аспекта состоит в территориальном верховенстве и политической независимости государственной власти внутри страны и за рубежом.

Основой международно-правового статуса государства являются права, перечисленные в различных международно-правовых источниках. К ним относятся:

  • право на суверенное равенство;
  • право на самооборону;
  • право создание международно-правовых норм;
  • право на участие в международных организациях.

Замечание 2

Долг каждого государства – соблюдать международно-правовые принципы и уважать правосубъектность других государств. Суть правовой природы суверенитета состоит еще и в том, что ни одна обязанность не может быть возложена на государство без его согласия.

Российская Федерация как субъект международного права

В декабре 1991 года Союз ССР прекратил свое существование как федеративное государство и как субъект международного права, что означало конституирование Российской Федерации (до апреля 1992 г. — РСФСР) в качестве суверенного государства с самостоятельным международно-правовым статусом.

Российская Федерация является суверенным государством, которое осуществляет полноту власти на всей своей территории и самостоятельно действует во внешней сфере. России присущи все признаки основного субъекта международного права.

Определение 1

Российская Федерация – это демократическое федеративное государство, состоящее из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, которые являются равноправными субъектами Российской Федерации.

Республика, находящаяся в составе Российской Федерации, имеет свою конституцию и своё законодательство. У края, области, города федерального значения, автономной области и автономного округа имеется свой устав и законодательство.

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ, в ведении Российской Федерации находятся:

  • федеративное устройство и территория РФ;
  • права и свободы человека и гражданина, регулируемые государством и находящиеся под его защитой;
  • гражданство;
  • внешняя политика и международные отношения;
  • международные договоры РФ;
  • вопросы войны и мира;
  • внешнеэкономические отношения РФ;
  • оборона и безопасность;
  • определение статуса и защита государственной границы РФ.

В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся вопросы координации международных и внешнеэкономических связей субъектов. Вне пределов ведения Российской Федерации, полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

Субъекты Российской Федерации в соответствии с Конституцией, федеральным законодательством и договорами между органами государственной власти РФ и субъектов РФ имеют право осуществлять международные и внешнеэкономические связи с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также участвовать в деятельности международных организаций. Субъекты Российской Федерации с согласия Правительства Российской Федерации могут осуществлять такие связи и с органами государственной власти иностранных государств.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/mezhdunarodnoe_pravo/rossiya_kak_subekt_mezhdunarodnogo_prava/

Вопросы адвокату
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: