Нужно ли бюджетному учреждению оформлять аренду оборудования по 44-ФЗ?

Содержание
  1. Осуществление закупок в бюджетных учреждениях по нормам 44-ФЗ: правовое регулирование и особенности
  2. Ключевые особенности закупок в бюджетных учреждениях по нормам 44-ФЗ
  3. Кто должен заниматься закупками
  4. Порядок создания контрактной службы и назначения контрактного управляющего
  5. Должностные обязанности контрактной службы и управляющего
  6. Планирование закупок
  7. Обоснование закупок
  8. Контракт
  9. Сдача имущества по новому стандарту «Аренда»: трудности бухгалтера и пути их решения
  10. Могут ли учреждения сдавать в аренду недвижимое имущество?
  11. Как вели учет сдаваемого в аренду помещение до вступления в силу стандарта Аренда?
  12. 1. Как определить тип аренды?
  13. О каком сроке полезного использования идет речь в стандарте «Аренда»?
  14. 2. С какого момента начинать учет по стандарту «Аренда»?
  15. 3. Как перейти на учет аренды по новому стандарту?
  16. 4. Как вести учет по договору операционной аренды в течение года?
  17. 5. Что делать, когда закончится срок действия договора аренды?
  18. Статья 15 Федерального закона №44-ФЗ: последние изменения, особенности закупок, осуществляемых бюджетными и автономными учреждениями
  19. Что регулирует статья 15 44-ФЗ
  20. Закупки, осуществляемые бюджетными учреждениями
  21. Закупки автономными учреждениями, ГУПами и МУПами
  22. Изменения в статье 15 44-ФЗ
  23. Аренда по 44-ФЗ: составляем договор и прописываем НМЦК
  24. Что значит аренда по 44-ФЗ
  25. Как составить договор аренды по 44-ФЗ
  26. Как составить техзадание по аренде имущества
  27. Как провести закупки аренды по 44-ФЗ
  28. Как рассчитать НМЦК при закупке аренды помещений по 44-ФЗ

Осуществление закупок в бюджетных учреждениях по нормам 44-ФЗ: правовое регулирование и особенности

Нужно ли бюджетному учреждению оформлять аренду оборудования по 44-ФЗ?

Особенностью бюджетных учреждений является то, что на них распространяются положения как 44-ФЗ, так и 223-ФЗ. Закупки на основании 44-ФЗ производятся в бюджетных учреждениях с некоторыми особенностями.

Ключевые особенности закупок в бюджетных учреждениях по нормам 44-ФЗ

Особенностям закупок в бюджетных учреждениях посвящена ст. 15 ФЗ-44.

В части первой указанной статьи подчеркивается, что бюджетные организации должны придерживаться 44-ФЗ, если товары, работы и услуги закупаются ими на бюджетные деньги.

Исходя из положений законодательства, закупки, которые производятся частично на бюджетные, а частично на собственные деньги, также должны производиться по 44-ФЗ.

Тогда как в части 2 и 3 ст. 15 44-ФЗ приводится перечень ситуаций, когда бюджетное учреждение может принять соответствующий локальный нормативно-правовой акт и перейти на закупки по более лояльному 223-ФЗ, если они производятся на безвозмездно полученные гранты и субсидии, а также на прибыль учреждения.

При этом закупки по нормам 223-ФЗ, даже если они осуществляются исключительно за счет полученных доходов от деятельности бюджетного учреждения, являются правом, а не обязанностью бюджетного учреждения. То есть оно вправе руководствоваться положениями 44-ФЗ в процессе закупочной деятельности при желании.

В ч. 3 ст. 15 44-ФЗ приводится указание на невозможность изменения способа закупки в течение года. То есть если учреждение проводило торги по нормам 44-ФЗ в течение года, то перейти на закупки по 223-ФЗ оно не вправе.

Согласно решению УФАС от 2015 года №04-05/3989, использование бюджетными организациями и учреждениями закупок в соответствии с требованиями 44-ФЗ даже от приносящей доходы деятельности не являются нарушением.

Кто должен заниматься закупками

Закупки по 44-ФЗ проводятся в бюджетном учреждении через создание контрактной службы или назначение контрактного управляющего. Контрактная служба призвана обеспечить реализацию всего закупочного цикла от планирования до получения результата, а также оценки эффективности проведенных учреждением закупочных мероприятий.

В качестве альтернативы создания отдельной службы выступает выбор и назначение управляющего. Перед тем как остановиться на одном из вариантов, заказчику следует обратиться к положениям ч. 1 ст. 38 44-ФЗ. Здесь сказано, что при объемах закупок более 100 млн р. в год заказчик обязан сформировать комиссию или контрактную службу. Если годовой объем закупок по плану-графику менее указанной величины, то достаточно назначить на должность контрактного управляющего.

Численность контрактной службы определяется исходя из потребностей заказчика и составляет как минимум 2 человека. Возглавить ее должен назначенный руководитель.

Порядок создания контрактной службы и назначения контрактного управляющего

Создание контрактной службы подразумевает прохождение нескольких этапов:

  1. Изучение положений законодательства.
  2. Создание службы в виде создания специального подразделения или без такового либо выбор управляющего (заказчик вправе сам определиться с тем, стоит ли создавать отдельное подразделение для закупок или просто назначить ответственных работников в составе бюджетного учреждения).
  3. Отправка сотрудников на обучение закупкам по нормам 44-ФЗ. Согласно требованиям законодательства, все сотрудники контрактной службы или управляющий должны иметь высшее образование в сфере закупок или получить дополнительное образование в данной отрасли.
  4. Разработка и утверждение положений о закупочных комиссиях.

В дальнейшем назначение или освобождение от должности управляющего или работника контрактной службы допустимо только по решению руководства бюджетного учреждения.

Должностные обязанности контрактной службы и управляющего

Контрактная служба или управляющий осуществляет полный закупочный цикл и берет на себя такие обязанности, как:

  • планирование (подготовка плана закупок и плана-графика);
  • размещение сведений о закупке в ЕИС;
  • определение поставщиков (исполнителей или подрядчиков);
  • заключение и исполнение контрактов;
  • принятие результатов исполнения контракта;
  • претензионная или исковая работа (если имеется такая необходимость);
  • прочие обязанности по нормам закона.

Руководитель бюджетного учреждения, члены контрактной службы и управляющий несут персональную ответственность за свои действия. В частности, при нарушении законодательства им грозит административная, дисциплинарная, уголовная и гражданская ответственность.

Таким образом, бюджетное учреждение при проведении закупок по нормам 44-ФЗ обязано сформировать контрактную службу или назначить управляющего. Последний вариант допускается при годовом объеме закупок менее 100 млн р. В обязанности контрактной службы и управляющего будет входить полный закупочный цикл от планирования до приемки работ.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

В 2019 году внесены изменения в Федеральный Закон №44 (далее — Закон), регламентирующие особенности и порядок проведения закупок в контрактной сфере для государственных и муниципальных нужд. Корректировки внесены на основании Федерального Закона №71 от 01.05.2019 и вступают в силу в период с 1 января по 1 октября 2019 года.

Планирование закупок

В соответствии с ч. 6 ст. 2 ФЗ №71 с 1 июля 2019 года закупочные мероприятия можно производить спустя 1 день с момента внесения изменений в график закупок. График редактируется за день:

Планирование закупок осуществляется посредством формирования плана и графика (ст. 16 Закона). График редактируется в случае необходимости, а также в случаях изменения цены контракта, порядка оплаты и по результатам общественного обсуждения (ч. 13 ст. 21 Закона).

Обоснование закупок

На основании ч. 6 ст. 1 ФЗ №71 будут внесены изменения в порядок обоснования закупок (ст. 18 Закона). Теперь обоснованными признаются закупки, отвечающие критериям нормирования (ст. 19 Закона) и цены контракта (ст. 22 Закона). В связи с этим:

  • предположительно на этапе планирования не потребуется обоснование;
  • оценка обоснованности не осуществляется в ходе мониторинга;
  • исключено обязательство по обоснованию объекта и целевого назначения закупки;
  • исключено обязательство по обоснованию максимальной цены контракта.

Предполагается, что заказчикам потребуется вносить описание, обоснование максимальной цены контракта и проект за 3 месяца до начала закупочных мероприятий.

Соответствующее требование может быть изложено при регламентации условий формирования плана-графика.

Контракт

На основании ч. 19 ст. 1 ФЗ № 71 вводятся новые условия по формированию и обслуживанию контрактов (ст. 34 Закона). Основные изменения:

  • исключено обязательство отчетности по исполненным контрактам;
  • установлена формулировка условий по неустойке;
  • срок оплаты может превышать 30 дней;
  • после расторжения контракта новый может быть заключен без предварительного аукциона;
  • заказчики больше не определяют срок действия гарантии банка;
  • при отзыве лицензии банк обязуется предоставить новое обеспечение в течение 1 месяца;
  • установлены сроки возврата обеспечения;
  • установлены новые правила по уменьшению обеспечения при частичном исполнении контракта.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/budzetnye-ucrezdenia.html

Сдача имущества по новому стандарту «Аренда»: трудности бухгалтера и пути их решения

Нужно ли бюджетному учреждению оформлять аренду оборудования по 44-ФЗ?

По новому стандарту «Аренда» вести учет объектов аренды стало сложнее. Бухгалтерам пришлось разбираться в новых терминах и правилах учета. Внимание к деталям! Ведь информация об учете объектов аренды отражается в отчетности учреждения, в том числе годовой.

Разложим по полочкам учет имущества у арендодателя. И предложим решение в сложных ситуациях трактовки стандарта.

Могут ли учреждения сдавать в аренду недвижимое имущество?

Учреждения могут сдавать в аренду нежилые помещения, принадлежащие им на праве оперативного управления, при соблюдении определенных условий. Это следует из нормы Гражданского кодекса.

Статья 298 ГК РФ «Распоряжение имуществом учреждения» предоставляет право учреждениям осуществлять приносящую доходы деятельность, если это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует этим целям.

Так как собственником недвижимого имущества, закрепленного за учреждениями на праве оперативного управления, является учредитель, то только с его согласия учреждения могут распоряжаться имуществом:

  • бюджетным и автономным учреждениям согласие собственника имущества требуется на распоряжение недвижимым и особо ценным движимым имуществом (п. 2 и 3 ст. 298 ГК РФ);
  • автономные учреждения не нуждаются в согласии собственника на распоряжение недвижимым имуществом, приобретенным на средства от приносящей доход деятельности (п. 2 ст. 298 ГК РФ);
  • казенным учреждениям на распоряжение имуществом требуется согласия собственника всегда (п. 4 ст. 298 ГК РФ).

Перечисленные нормы можно применять при передаче имущества в аренду. Следовательно, чтобы сдать в аренду помещение, учреждению необходимо получить разрешение учредителя. И выполнить еще одно условие: отразить такую деятельность в своих учредительных документах.

На основании статьи 298 ГК РФ доходы, полученные от сдачи в аренду зданий и помещений, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного и автономного учреждения.

Доходы, полученные от такой деятельности казенного учреждения, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Как вели учет сдаваемого в аренду помещение до вступления в силу стандарта Аренда?

Вебинар СГС «Аренда»

Учет основных средств у арендатора и арендодателя

Смотреть

Любой бухгалтер, который учитывал сдаваемое в аренду имущество, скажет, что раньше было проще.

Учреждение-арендодатель до вступления в силу положений стандарта Аренда учитывало передаваемое имущество на соответствующих забалансовых счета 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)», 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование» и вело расчет по арендным платежам с пользователем имущества на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 205 20 000 «Расчеты по доходам от собственности».

С 1 января 2018 года бухгалтеры учреждений госсектора столкнулись с трудностями учета. Найдем правильное решение.

1. Как определить тип аренды?

Классификация объекта учета аренды для целей бухгалтерского учета относится к сфере профессионального суждения бухгалтера. Стандарт «Аренда» для начала предлагает бухгалтеру определить, к какому типу арендных отношений относится заключенный учреждением договор аренды. Предусмотрена следующая классификация объектов учета аренды:

  • Объекты учета операционной аренды.
  • Объекты учета финансовой (неоперационной) аренды.

Сдаваемое в аренду помещение отнесем к операционной аренде, если:

  • срок пользования имущества меньше и несопоставим с оставшимся сроком полезного использования передаваемого в пользование имущества, указанным при его предоставлении. Например, сдаете в аренду здание на три года, а после окончания договора аренды срок его полезного использования — 25 лет;
  • на дату подписания договора аренды общая сумма арендной платы ниже и несопоставима со справедливой стоимостью передаваемого в пользование имущества на дату классификации объектов учета аренды. Например, по договору аренды тира общая сумма платежей за три года составит 360 000 ₽, а справедливая, т.е. рыночная стоимость этого здания — 20 млн ₽.

Перечисленные признаки по отдельности или вместе являются основанием для классификации объектов учета аренды в качестве объектов учета операционной аренды.

О каком сроке полезного использования идет речь в стандарте «Аренда»?

По мнению Минфина России в письме от 13.01.2017 № 02-07-07/83464, срок полезного использования — это не оставшийся срок амортизации передаваемого здания. Осуществлять указанное сопоставление на основе оставшегося срока амортизации передаваемого объекта аренды некорректно.

Профпереподготовка 272 ак.часа

Для главного бухгалтера организации госсектора. Код А, В

Программа

Срок полезного использования объекта учета аренды — это срок, в течение которого предусматривается, что учреждение-собственник имущества в своей деятельности будет пользоваться имуществом и дальше, после окончания договора аренды, в тех целях, ради которых он получен. В целях получения экономических выгод или полезного потенциала, связанных с пользованием объектом учета аренды.

https://www.youtube.com/watch?v=RpVBkS0foNU

Операционная аренда — это наиболее распространенный вид аренды, когда имущество сдают на значительно меньший отрезок времени, чем установленный срок его полезного использования. По этой причине арендные платежи меньше полной стоимости такого имущества.

Объекты учета операционной аренды возникают, например, при передаче в аренду зданий, помещений на небольшой срок (от нескольких месяцев до нескольких лет), несопоставимый с оставшимся сроком полезного использования имущества (п. 12 Стандарта «Аренда»).

Такие договоры учреждения заключают чаще всего, по новому стандарту их относят к объектам учета операционной аренды:

  • договоры, по которым есть арендная плата, но нет выкупной стоимости;
  • договоры, в которых есть условие о возврате имущества после окончания срока в условиях годности к дальнейшей эксплуатации.

Если в договоре есть условие операционной аренды и одно или несколько условий финансовой аренды, то договор считают договором финансовой аренды.

Не относят к договорам операционной аренды и являются финансовой арендой:

  • договоры лизинга вне зависимости от того, кто является балансодержателем по договору;
  • договоры с правом выкупа;
  • договоры безвозмездного, бессрочного пользования.

Вывод: правильно определите тип арендных отношений: операционная или финансовая аренда. Это надо сделать на основе условий классификации в СГС «Аренда». Полагайтесь на свое профессиональное суждение.

2. С какого момента начинать учет по стандарту «Аренда»?

Если договор аренды заключен в 2017 году и ранее, учет по СГС «Аренда» ведут с 1 января 2018 года. Если договор с 1 января 2018 года и позже — с того события, которое наступило раньше:

  • подписан договор аренды;
  • приняты обязательства по пользованию и содержанию имущества. Даже если нет договора, но есть расходы по содержанию имущества — начинаются арендные отношения.

3. Как перейти на учет аренды по новому стандарту?

Пример: бюджетное учреждение, общеобразовательная школа, имеет на балансе здание тира, владеет им на праве оперативного управления.

С 1 января 2017 года по согласованию с учредителем школа передает здание тира в пользование коммерческой организации. Договор аренды заключен на три года. Арендный платеж составляет 10 000 ₽ в месяц.

Арендодатель возмещает расходы учреждения по коммунальным платежам. В договоре есть условие о возврате арендатором здания тира после окончания срока в условиях годности к дальнейшей эксплуатации.

Бюджетное учреждение предполагает использовать этот актив в дальнейшей хозяйственной деятельности.

Школа является арендодателем и договор, заключенный в 2017 году, на основании информации о сроках и размерах арендных платежей с точки зрения СГС «Аренда» на 1 января 2018 года отнесен к операционной аренде.

В соответствии с рекомендациями Минфина в письме от 13.12.2017 № 02-07-07/83463 «О направлении Методических указаний по переходным положениям СГС «Аренда» при первом применении», на 1 января 2018 года бухгалтерия образовательного учреждения:

  • Провела инвентаризацию имущества, переданного в пользование в соответствии с договорами, заключенными до 1 января 2018 года и действующим в период применения СГС «Аренда». Провела анализ договора аренды, на основании которого учреждение передало во временное пользование здание тира.
  • Определила оставшийся срок полезного использования объекта операционной аренды, оставшийся срок пользования тира. Из условий договора оставшийся срок пользования зданием тира арендатором составит 2 года, срок полезного использования объекта после окончания договора аренды составит 25 лет.
  • Бухгалтерия запросила и получила акт сверки по арендным платежам. Определила, что общая сумма арендных платежей за оставшийся срок использования тира, которую заплатит арендатор (начиная с 1 января 2018 года и до завершения срока договора) составит 240 000 ₽.
  • Профессиональное суждение бухгалтера об отнесении данного договора к договорам операционной аренды оформлено в виде текстового документа, составленного в произвольной форме.
  • Пользуясь рекомендациями Минфина в письме от 13.12.2017 № 02-07-07/83463, бухгалтер учреждения составила бухгалтерскую справку ф. 0504833 для формирования в межотчетный период входящих остатков по объекту учета аренды, в которой:
  1. Отражена сумма расчетов с пользователями имущества по арендным платежам: Дебет 0 205 21 000    Кредит 0 401 30 000 — 240 000 ₽.

    (в сумме арендных платежей за оставшийся срок полезного использования объектов учета аренды).

  2. Отражен объем ожидаемого дохода от арендных платежей:
    Дебет 0 401 30 000    Кредит 0 401 40 121 — 240 000 ₽.
  3. Отражен перенос дебиторской задолженности по коммунальным (условным арендным) платежам: Дебет 0 401 30 000    Кредит 0 205 31 000 Дебет 0 205 35 000    Кредит 0 401 30 000

    (в сумме дебиторской задолженности по возмещению расходов в рамках арендных отношений по состоянию на 1 января 2018 года):

  • информацию о передаче здания тира арендатору в рамках операционной аренды бухгалтер отразила в Инвентарной карточке учета нефинансовых активов ф. 0504031.

Как заполнить инвентарную карточку при сдаче имущества в аренду комментирует Александр Опальский, лектор онлайн-курса в Контур.Школе «Главный бухгалтер организации государственного сектора. Подготовка на соответствие профстандарту «Бухгалтер» (код А,В)»:

4. Как вести учет по договору операционной аренды в течение года?

Продолжим пример.

Информация о здании тира, переданного в пользование в 2017 году, отражалась на забалансовом счете 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)» по балансовой стоимости здания. В соответствии с СГС «Аренда» учет здания у арендодателя по договору операционной аренды на забалансовом счете 25 следует продолжить.

Операции по учету, которые возникают ежемесячно в период действия договора аренды:

  1. Признаны доходы по операционной аренде доходами текущего финансового года (в сумме ежемесячного платежа):
    Дебет 2 401 40 121    Кредит 2 401 10 121    
  2. Начислен НДС по доходам от сдачи имущества в аренду:
    Дебет 2 401 10 121    Кредит 2 303 04 730
  3. Начислены коммунальные расходы по сданному в аренду имуществу:
    Дебет 2 401 20 223    Кредит 2 302 23 730
  4. Начислены доходы от возмещения коммунальных услуг (по условным арендным платежам):
    Дебет 2 205 35 560    Кредит 2 401 10 135
  5. Получены денежные средства за аренду тира:
    Дебет 2 201 11 510    Кредит 2 205 21 660
  6. Получены денежные средства на компенсацию коммунальных расходов:
    Дебет 2 201 11 510    Кредит 2 205 35 660

Учет доходов по условным арендным платежам комментирует Александр Опальский:

Обратите внимание! Показатели по счету 2 20521 560 будут отражаться в отчетности, в том числе годовой, до тех пор, пока не закончится срок аренды.

По дебету счета 0 20521 000 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от операционной аренды» доходы будущих периодов по договорам аренды начислены на 1 января 2018 года на общую сумму арендной платы за весь период действия договора аренды.

Уменьшение показателя по счету 0 20521 000 надо отражать ежемесячно проводкой:

Дебет 2 20111 510    Кредит 2 20521 660 — получены денежных средства за аренду имущества (ежемесячно или по графику платежей).

Таким образом пользователи бюджетной бухгалтерской отчетности получат достоверную информацию о размере доходов учреждения от арендной платы за сданное имущество.

5. Что делать, когда закончится срок действия договора аренды?

Арендодателю нужно списать с 25 забалансового счета балансовую стоимость здания по окончании договора аренды. Одновременно в инвентарной карточке учета нефинансовых активов ф. 0504031 — отразить изменение данных о лице, ответственном за сохранность объекта, и сведения о местонахождении возвращенного объекта.

Рекомендации бухгалтеру: в связи с вступлением в силу СГС «Аренда», а также с учетом письма Минфина России № 02-07-07/83463 в учетной политике учреждения на 2018 год в отношении объектов учета аренды должны быть отражены:

  • счета в рабочем плане счетов для отражения объектов учета аренды;
  • применяемые способы амортизации относительно объектов учета аренды;
  • особенности применения первичных учетных документов при отражении операций по объектам учета аренды, в том числе при изменении их стоимостных оценок в бухгалтерском учете;
  • порядок проведения инвентаризации объектов учета аренды.

Повышение квалификации для бухгалтера учреждения госсектора. Дистанционное обучение в Контур.Школе.

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1655

Статья 15 Федерального закона №44-ФЗ: последние изменения, особенности закупок, осуществляемых бюджетными и автономными учреждениями

Нужно ли бюджетному учреждению оформлять аренду оборудования по 44-ФЗ?

44-ФЗ «О контрактной системе…» ориентирован в основном на государственных и муниципальных заказчиков, которые ведут свою деятельность на бюджетные деньги.

Но в бюджетном законодательстве содержатся и другие потенциальные получатели средств из бюджета: бюджетные и автономные учреждения, унитарные предприятия и юрлица.

Для таких частных категорий заказчиков в 44-ФЗ была включена ст. 15 44-ФЗ.

В статье 15 44-ФЗ регулируется процедура закупок, осуществляемых бюджетными и автономными учреждениями, ГУПами и МУПами. Она выступает своего рода мостом между нормами 44-ФЗ и 223-ФЗ и объединяет их.

Что регулирует статья 15 44-ФЗ

Статья 15 44-ФЗ распространяет свое действие на такие категории заказчиков, как:

  • бюджетные учреждения;
  • автономные учреждения;
  • государственные (ГУП) и муниципальные (МУП) предприятия;
  • иные категории юридических лиц.

По умолчанию указанные категории заказчиков должны закупаться по нормам 223-ФЗ, но в данной статье приводятся ситуации, при которых они обязаны руководствоваться 44-ФЗ. Статья состоит из 7 частей.

Закупки, осуществляемые бюджетными учреждениями

Особенности закупок бюджетных учреждений в ст. 15 44-ФЗ приведены в ее п. 1-3. Бюджетные учреждения закупаются за счет субсидий, которые были выделены из бюджета и прочих средств по требованиям и правилам, прописанным в 44-ФЗ (на основании п. 1 ст. 15 44-ФЗ). То есть в данном случае на них налагается обязанность применять положения законодательства о контрактной системе.

В ч. 2 ст. 15 44-ФЗ указаны случаи, когда бюджетные учреждения вправе закупаться по нормам 44-ФЗ, но также могут перейти на применение более лояльного ФЗ-223. Для того чтобы применять нормы 223-ФЗ, бюджетные учреждения должны разработать и утвердить до конца года Положение о закупках и разместить его в ЕИС.

Такое Положение будет распространяться только на закупки:

  1. За счет грантов (иностранных, бюджетных, возмездных и безвозмездных) — только если грантодатели не определили иные условия, а также за счет пожертвований, унаследованных средств, субсидий (полученных на конкурсной основе).
  2. Если бюджетное учреждение-исполнитель в рамках госконтракта привлекает субподрядчиков.
  3. В отношении закупок на средства от иной приносящей доходы деятельности (кроме средств на оплату ОМС).

Бюджетному учреждению стоит определиться до конца года с тем, по каким нормам оно будет работать. Такое решение оно не может поменять в текущем году и ему придется применять положения 44-ФЗ. Но это не всегда выгодно для заказчика, так как по 44-ФЗ действуют более строгие нормы и требования к процессу проведения закупок. 223-ФЗ обладает целым рядом преимуществ. В их числе следующие:

  1. Гибкое планирование закупочной деятельности. Планы по 223-ФЗ разрабатываются на год, и необходимость утверждения плана-графика отсутствует. Обоснование закупок не требуется.
  2. Более гибкие требования к описанию объекта закупки. Заказчик может устанавливать четкие требования к объекту закупки с указанием на товарный знак без указания слов «или эквивалент» (по 44-ФЗ это строго запрещено).
  3. Медицинские учреждения вправе закупать лекарства по торговым наименованиям, а не международным наименованиям.
  4. Способы закупок не так строго регламентированы, как в 44-ФЗ. Заказчик вправе прописывать в Положении о закупках дополнительные способы конкурентных закупок, а не только конкурс, аукцион, запрос предложений и котировок. Также по 44-ФЗ заказчик ограничен в выборе неконкурентного способа закупки по ст. 93 44-ФЗ, а по нормам 223-ФЗ он может предусмотреть дополнительные основания для закупок у единственного поставщика (например, при закупках за счет грантов). По 223-ФЗ заказчик может вводить дополнительные этапы в закупке: переторжку, предквалификационный отбор и пр.
  5. Нет требования об обязательном обосновании НМЦК (если заказчик сам его не установит).
  6. Допускается установление квалификационных требований к участникам закупки, позволяющим исключить недобросовестных поставщиков.
  7. Заказчик самостоятельно разрабатывает критерии и порядок оценки заявок на участие в закупках.
  8. Заказчик свободен во внесении изменений в договор, подписанный с победителем. Он может по своему усмотрению продлевать сроки, увеличивать стоимость и изменять объем закупки.

Если бюджетное учреждение изъявило желание закупать товары, работы и услуги на средства, которые были получены от его коммерческой деятельности по нормам 44-ФЗ, то это не станет нарушением закона. На это указывают пояснения контролирующих инстанций и практика рассмотрения споров, например, решение УФАС по Архангельской области от 2015 года №04-05/3989.

Если закупки бюджетного учреждения финансируются частично на бюджетные средства, а частично – из внебюджетных источников, то оно обязано руководствоваться нормами 44-ФЗ.

На это в своих разъясняющих письмах неоднократно указывало Минэкономразвития, хотя в 44-ФЗ на данное требование прямо не указано (например, письмо от 2014 года №Д28и-2261, от 2016 года №Д28и-545).

При необходимости закупок по нормам 44-ФЗ заказчику следует позаботиться о создании контрактной службы или назначении контрактного управляющего. Контрактная служба с численностью не менее 2 человек создается при объеме закупок за год на сумму более 100 млн р.

Закупки автономными учреждениями, ГУПами и МУПами

Если автономным учреждениям выделяются бюджетные средства на осуществление инвестиций (капвложений) в объект государственной собственности, то они должны применять положения 44-ФЗ (по ч. 4 ст. 15 44-ФЗ). С 2017 года положения указанной статьи распространяются также на ГУПы и МУПы.

Положения 44-ФЗ распространяются на сферы планирования закупочной деятельности, осуществления закупок (определения поставщика, подрядчика или исполнителя), заключения государственного контракта, мониторинга, контроля за закупками и аудита. Тогда как исполнение закупочной деятельности может проводиться по нормам, отличным от 44-ФЗ.

При закупках по 44-ФЗ по указанному правовому основанию заказчики не обязаны соблюдать требования к государственному контракту, перечисленные в ст. 34 44-ФЗ, осуществлять экспертизу контракта, соблюдать порядок приемки работ, готовить отчетность по результатам исполнения контракта. Также на договоры, заключенные по нормам ч. 4 ст.

15 44-ФЗ, не распространяются ограничения в части условий изменения госконтракта или его расторжения.

В связи с тем, что в 44-ФЗ не расшифровывается понятие «капитальных вложений в объекты государственной и муниципальной собственности», то с применением ч. 4 ст. 15 44-ФЗ нередко возникают сложности.

Согласно распространенной позиции, под капитальные вложения подпадают любые инвестиции на увеличение основных средств, но такая позиция неправомерно расширяет сферу действия контрактной системы на договоры, подписываемые в целях закупки оборудования, машин, инструментов, проектных работ и пр.

Но по другому, более обоснованному, подходу под нормы данной статьи подпадают только инвестиции в капитальное строительство и закупку недвижимости для государственных и муниципальных нужд.

Также при предоставлении бюджетных инвестиций юрлицами (которые не имеют статуса МУПа или ГУПа) при реализации инвестиционных проектов по строительству, перевооружению объектов капстроительства, реконструкции на юрлица распространяется закон 44-ФЗ.

Действие данного закона распространяется в той части, которая определена договором об участии РФ, российского субъекта или муниципалитета в собственности субъекта инвестиций (на основании ч. 5 ст. 15 44-ФЗ).

При этом действие указанной правовой нормы действует только на случаи закупок товаров, работ и услуг для реализации инвестиционных проектов.

Например, если юрлицо тратит бюджетные инвестиции на закрытие обязательств по кредитным договорам, полученным в целях исполнения инвестпроекта, то данный случай не подпадает под ст. 15 44-ФЗ, и нормы контрактной системы не применяются.

По п. 1 ст. 80 Бюджетного кодекса предоставление инвестиций юрлицам, которые не имеют статуса государственного или муниципального унитарного предприятия, должно повлечь за собой получение права собственности на эквивалентную часть уставного (складочного) капитала данных юрлиц.

С учетом данного условия под действие ч. 5 ст. 15 44-ФЗ подпадают не все юрлица, а только те, которые имеют форму акционерного или общества с ограниченной ответственностью.

Например, для получателей инвестиций из федерального бюджета обязательным станет применение ФЗ-44 в части:

  • определения поставщиков, подрядчиков и исполнителей;
  • исполнения договора, подписанного в целях реализации инвестпроекта по строительству и реконструкции объекта капстроительства или закупки объекта недвижимости.

Единых требований при реализации контракта с региональными и муниципальными инвестициями не предусмотрено: они определяются местными органами исполнительной власти.

На основании ч. 6 ст.

15 при передаче полномочий по осуществлению закупок государственными и муниципальными заказчиками, внебюджетными фондами, органами МСУ или ГК «Росатом» в адрес бюджетного учреждения, автономного учреждения, ГУПа, МУПа или юрлица последние должны применять в своей деятельности нормы 44-ФЗ. При этом положения законодательства применяются в пределах переданных им полномочий.

Исходя из п. 4 ст.

79 Бюджетного кодекса, такие соглашения о передаче полномочий государственные и муниципальные заказчики вправе передавать при осуществлении инвестиций на бюджетные деньги для строительства государственной и муниципальной собственности или при закупках недвижимости в такую собственность. На основании ст. 79 Бюджетного кодекса в объем передаваемых полномочий должно войти как минимум право на заключение и исполнение госконтракта.

Изменения в статье 15 44-ФЗ

В июне 2018 года был введен пункт 4.1 в ст. 15 44-ФЗ. Он предусмотрел распространение положений 44-ФЗ в части мониторинга, контроля и аудита в сфере закупок (по ч. 3 ст. 99 44-ФЗ) на юридических лиц, которые занимаются закупками на бюджетные субсидии.

В мае 2019 году в ст. 15 был введен еще один пункт. Согласно ч. 7 ст. 15 44-ФЗ, положения законодательства о контрактной системе применяются в ограниченном формате при подписании гражданско-правового договора на основании аукциона или конкурса (когда по закону при выборе исполнителя заказчик должен организовать такую закупку по правилам 44-ФЗ).

В частности, при подписании таких контрактов не применяются ограничения в рамках национального режима закупок по ст. 14 44-ФЗ, заказчики не вправе устанавливать преимущества для учреждений уголовно-исправительной системы, организаций инвалидов по ст.

28, 29 44-ФЗ, не могут вводить ограничения по участию в закупке только представителей малого бизнеса по ст. 30 44-ФЗ, требовать внесения обеспечения в повышенном размере в рамках антидемпинговых мероприятий и пр.

Например, в ч. 4 ст.

5 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» договор на проведение бухгалтерской отчетности организации, в уставном капитале которой доля госсобственности составляет от 25%, а также на проведение аудита госкорпорации, госкомпании или муниципального унитарного предприятия заключается с независимым аудитором или аудиторской компанией, которые были выбраны по результатам конкурса. Конкурентная закупка в данном случае должна проводиться по правилам контрактной системы, и на нее будут распространяться положения ч. 7 ст. 15 44-ФЗ. То есть в этом случае заказчик должен только придерживаться регламентированного порядка прохождения конкурсной процедуры, а остальные положения 44-ФЗ на него распространяться не будут (например, по планированию и отчетности).

Таким образом, ст. 15 44-ФЗ распространяет свое действие на ограниченный субъектный состав закупок.

В ней указаны ситуации, когда заказчик обязан применять 44-ФЗ, если он находится в статусе бюджетного учреждения, автономного учреждения, государственного или муниципального унитарного предприятия или юридического лица. Здесь также указаны условия, которые нужно выполнить для перехода на использование положений 223-ФЗ.

Загрузка…

Источник: https://pravo.team/zakupki/44/st-15.html

Аренда по 44-ФЗ: составляем договор и прописываем НМЦК

Нужно ли бюджетному учреждению оформлять аренду оборудования по 44-ФЗ?

Из этой статьи вы узнаете:

  • Что значит аренда по 44-ФЗ
  • Как составить договор аренды по 44-ФЗ
  • Как составить техзадание по аренде имущества
  • Как провести закупки аренды по 44-ФЗ
  • Как рассчитать НМЦК при закупке аренды помещений по 44-ФЗ

Аренда по 44-ФЗ представляет собой закупку услуг по использованию жилых или нежилых помещений. Также в аренду можно брать различное оборудование или транспорт. Общие правила остаются такими же, как и при обычных закупках, но есть несколько нюансов.

Закупить арендные услуги можно как у одного поставщика, так и путем проведения конкурентных процедур, однако оснований для заключения договора будет всего три. Помимо этого, важно не ошибиться в расчете НМЦК и правильно описать объект. Подробнее расскажем об этом в нашей статье.

Что значит аренда по 44-ФЗ

В соответствии с Гражданским кодексом РФ под арендой понимается пользование объектом на временной основе. При этом стороны (арендатор и арендодатель) заключают между собой соглашение, закрепляя в нем свои отношения.

Вопросы найма недвижимого имущества также прописаны в законодательстве о контрактной системе (ст. 93 44-ФЗ).

В соответствии с этим нормативным актом государственные и муниципальные учреждения имеют право арендовать жилые и нежилые помещения и земельные участки для собственных нужд.

Причем располагаться объекты недвижимости могут как на территории России, так и за ее пределами, если того требует деятельность заказчика.

Аренда имущества по 44-ФЗ также связана с необходимостью для заказчика выбрать поставщика. Контракт может быть заключен с единственным поставщиком в соответствии со статьей 93, либо проводится конкурентная процедура – электронный аукцион, запрос котировок.

Если заказчик принимает решение о закупке у единственного поставщика, то ему необходимо иметь документальное подтверждение невозможности либо нецелесообразности выбора поставщика через тендер. Также потребуется привести доказательства в пользу установленной цены предмета контракта.

Обратите внимание! В такой закупке заказчик самостоятельно назначает сумму обеспечения исполнения контракта.

Как составить договор аренды по 44-ФЗ

Любой договор имеет юридическую силу только в том случае, если он содержит все существенные условия.

Если говорить об аренде нежилых помещений по 44-ФЗ, то в соглашение нужно обязательно включить следующие положения:

  • наименование и реквизиты арендатора и арендодателя;
  • информация относительно арендуемого объекта, позволяющая его идентифицировать (адрес, целевое назначение, площадь, кадастровый номер);
  • сумма арендной платы.

Если контракт аренды по 44-ФЗ составляется на нежилое помещение, расположенное на земельном участке, то условия найма распространяются также и на сам участок, это дополнительно должно быть оговорено в тексте соглашения.

Обычно срок аренды помещения определяет и период, в течение которого арендатор может пользоваться земельным участком, даже если это отдельно не прописано в тексте договора.

Сдача в наем объекта недвижимости не предполагает перехода прав собственности на него.

При заключении договора найма с единственным поставщиком стороны должны обсудить, в каком порядке будут оплачиваться коммунальные услуги. Здесь возможны два варианта: либо данные вопросы урегулированы в рамках этого же соглашения, либо заказчик заключает дополнительный контракт на поставку ресурсов.

Договор аренды объекта недвижимости должен быть составлен письменно. При этом если срок его действия более 12 месяцев, он подлежит обязательной государственной регистрации. Регистрацию осуществляет уполномоченный государственный орган, куда надо предоставить пакет документов – заявление, договор найма, кадастровый паспорт.

Как составить техзадание по аренде имущества

Процедура размещения государственного заказа на аренду имущества по 44-ФЗ предполагает составление технического задания:

  1. Локализация объекта.
  2. Требуемые параметры объекта. Относительно недвижимого имущества это могут быть размеры, характеристики освещенности помещений, ограничения по расположению (например, помещение не должно быть в подвале), наличие объектов инфраструктуры и пр.
  3. Функции владельца. Заказчик может выдвинуть требования к арендодателю по обслуживанию помещения: уборка, охрана и пр.

Как провести закупки аренды по 44-ФЗ

Оформление контракта с единственным поставщиком

Проще всего осуществлять закупку у единственного поставщика, но в этом случае должны быть соблюдены соответствующие требования закона:

  • Объект закупки – аренда жилого либо нежилого помещения в соответствии с требованиями п. 32 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
  • Объект закупки – аренда движимого имущества (транспорт, оборудование, приборы) при общей сумме контракта не более 300 тысяч рублей в соответствии с требованиями п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
  • Заказчиком является организация, для которой установлен предел в 600 тысяч рублей для закупок у единственного поставщика. Это учреждения культуры, отдыха, сферы образования и проч. (п. 5 ч. 1 ст. 93 44 ФЗ).

Все закупки вне зависимости от процедуры выбора поставщика и объема должны быть в плане-графике. В том числе это касается закупок по аренде жилых помещений. Заказчики заранее должны определиться в своих потребностях и отразить их в планах-графиках.

Закон не требует в этом случае составлять извещение, но нужно рассчитать и обосновать цену. Данная информация включается в договор самостоятельным разделом.

Также обязанностью заказчика является составление еще одного документа, где нужно привести доказательства невозможности или нецелесообразности проведения конкурентной процедуры.

В рамках договора аренды стороны предусматривает условия, на которых будут оплачиваться коммунальные услуги. Если в контракте отсутствуют эти положения, то на основании п. 10 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ необходимо будет составить дополнительное соглашение. Как правило, при заключении договора в сумму арендной платы включается компенсация затрат владельцу на коммунальные услуги.

Это условие может быть отражено в тексте договора примерно следующим образом: «Стоимость услуг по настоящему договору включает арендную плату и сумму затрат на коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, канализация, отопление, электроснабжение), потребленные Арендатором. Величина расходов на коммунальные услуги определяется в соответствии со счетами поставщиков пропорционально занимаемой Арендатором площади и оплачивается Арендатором на основании счета, выставляемого Арендодателем с приложением копий счетов ресурсоснабжающих организаций».

Как уже упоминалось выше, долгосрочные договоры на аренду объектов недвижимости сроком действия более 12 месяцев необходимо зарегистрировать в Росреестре (п. 2 ст. 609 Гражданского кодекса РФ).

Выбор поставщика через электронный аукцион

Если необходимо произвести закупку аренды оборудования, транспорта, объектов недвижимости в соответствии с положениями ст. 59 44-ФЗ, заказчик может проводить электронный аукцион по стандартной схеме.

Победителем электронного аукциона становится тот участник, который предложил самую низкую цену на аренду. Кроме того, он должен соответствовать всем прочим требованиям заказчика.

Выбор поставщика через запрос котировок

Использовать эту процедуру можно в том случае, если одновременно соблюдаются два условия:

  • НМЦК не более 500 тысяч рублей;
  • объем закупок за год, в которых определение поставщика проводилось путем электронного запроса котировок, составляет меньше 10 % от общего объема либо не более 100 миллионов рублей (ч. 2 ст. 82.1 44-ФЗ).

Это единственные ограничения для выбора данной конкурентной процедуры. Если закупка аренды имущества запланирована и отмечена в плане-графике, заказчик может проводить запрос котировок.

Процедура не отличается от таковой для других объектов и состоит в подготовке пакета документов – извещение и проект контракта – и его публикации в Единой информационной системе.

Затем собираются заявки и определяется победитель, заключается контракт.

В соответствии с ч. 7 ст. 82.4 44-ФЗ в качестве поставщика выбирается участник, чье предложение содержит наименьшую цену, а сам он полностью удовлетворяет требованиям заказчика. Затем на протяжении 5 рабочих дней необходимо подать сведения в реестр контрактов.

Выбор поставщика через электронный конкурс

Ограничений для этой процедуры намного больше. Ее можно выбирать в том случае, если объект закупки не попадает в аукционный перечень. Продолжительность конкурса и повышенные требования к участникам делают процедуру достаточно сложной.

Если речь идет о закупке аренды по 44-ФЗ, то это не самый лучший путь определения поставщика.

Кроме того, конкурс проводится лишь при аренде движимого имущества, а договор относительно недвижимости можно заключить лишь с единственным поставщиком или тем, который выбран через электронный аукцион и запрос котировок.

Предположим, у бюджетного учреждения есть необходимость найма движимого имущества. При этом важна не только стоимость услуги, но и прочие параметры объекта. В этом случае лучше всего выбирать поставщика через конкурсную процедуру.

Действия заказчика должны быть такими же самыми, как и в предыдущем случае: внесение закупки в план-график, подготовка и публикация конкурсной документации и извещения, проведение торгов, выбор победителя, заключение с ним контракта.

В этой процедуре предложенная цена не является определяющим фактором для выигрыша, так как заказчик рассматривает и прочие условия исполнения контракта. Сведения о заключенном контракте передаются в реестр на протяжении 5 рабочих дней после его подписания.

Как рассчитать НМЦК при закупке аренды помещений по 44-ФЗ

Обязанностью заказчика является обоснование НМЦК. Если поставщик выбирается посредством конкурентной процедуры, то стоимость следует рассчитать исходя из сопоставимых рыночных цен. Если же сделка проводится с единственным поставщиком, то цена определяется на минимальном уровне.

Конкурентные процедуры выбора поставщика

Способ определения цены при проведении электронного аукциона или запроса котировок выбирается в соответствии с требованиями ст. 22 закона 44-ФЗ. В первую очередь необходимо использовать метод сопоставимых цен.

Это значит, что стоимость объекта закупки устанавливается на среднем уровне из имеющихся на рынке предложений. Такое требование содержится в ч. 6 ст. 22 закона № 44-ФЗ, а также в письме Минэкономразвития от 2 мая 2017 г.

№ Д28и-1963.

Приведем пример относительно расчета НМЦК методом сопоставимых рыночных цен.

Организация имеет потребность арендовать нежилое помещение 50 м2. Контрактному управляющему необходимо рассчитать и обосновать стоимость объекта, для этого он запрашивает коммерческие предложения у трех владельцев объектов недвижимости сопоставимого уровня. На запрос были присланы следующие предложения по стоимости 1 м2:

  • компания 1 – 900 руб/м2;
  • компания 2 – 1450 руб/м2;
  • компания 3 – 550 руб/м2.

Специалист заказчика, используя метод сопоставимых рыночных цен, производит следующие расчеты:

Средняя арифметическая цена = ((900 руб. + 1000 руб. + 550 руб.) : 3) = 816,7 руб.

Среднее квадратичное отклонение = 239,3.

На основе этих данных вычисляется коэффициент вариации, который составил 29,3 % (239,3 руб.: 816,7 руб. × 100).

Коэффициент вариации нужен для того, чтобы оценить степень разброса цен. Так как его значение ниже 33 %, это позволяет сделать вывод об однородности цен.

Далее рассчитывается НМЦК контракта:

НМЦК = 50 м2 × ((900 руб. + 1000 руб. + 550 руб.): 3) = 40 835 руб.

Неконкурентные закупки

Заключая договор с единственным поставщиком, заказчик должен провести анализ рынка и выбрать наименьшую стоимость объекта закупки, которая и будет определять цену контракта.

Если сделка проводится на основании п. 32 ч. 1 ст.

93 закона № 44-ФЗ, то в текст контракта необходимо включить алгоритм расчета цены и ее обоснование, в качестве которого можно взять наименьшее значение среди предложений рынка.

Обосновать стоимость можно и заключениями независимых экспертов относительно цены аренды соответствующих объектов (письмо Минэкономразвития России от 30 декабря 2015 г. № Д28и-3863).

Если сделка по аренде помещения по 44-ФЗ относится к категории малых закупок, то у заказчика нет необходимости готовить обоснование как цены, так и способа выбора поставщика.

Важно! Если закупка проводится методом конкурентной процедуры, то не следует устанавливать НМЦК по самому минимальному значению, которое удалось найти на рынке. Подобное обоснование может быть расценено контролирующими органами как ограничивающее конкуренцию.

О понятии минимальной цены можно говорить лишь при условии, что сравнивается несколько предложений. Законом не установлено, какую именно цену следует считать минимальной. Заказчик, который в качестве НМЦК установил самое низкое предложение на рынке, рискует не получить на свой тендер ни одной заявки. В таком случае он будет вынужден проводить повторную процедуру.

Когда закупается аренда помещения по 44-ФЗ, то при расчете НМЦК надо учитывать еще и стоимость коммунальных услуг. Это справедливо и в случае заключения контракта с единственным поставщиком, и при проведении конкурентной процедуры.

Если же стоимость коммунальных услуг не учтена в сумме контракта, то компенсировать их можно отдельно на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ, при наличии выставленных счетов.

Но этот способ менее выгоден заказчику, поскольку в законе существует ограничение на годовой объем малых закупок.

Поэтому лучше, когда затраты на коммунальные услуги входят в стоимость контракта (письмо Минэкономразвития от 30 ноября 2015 года № Д28и-3446).

Источник: https://cett.biz/poleznaya-informaciya/statii/arenda-po-44-fz/

Вопросы адвокату
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: