Можно ли отменить закупку в электронном магазине на стадии заключения договора?

Содержание
  1. Как отменить закупку по 44-ФЗ или 223-ФЗ: пошаговая инструкция
  2. Отмена закупки после размещения извещения
  3. 223-ФЗ: отмена закупки
  4. Как отменить закупку по 44-ФЗ: в плане графике, в ЕИС после публикации извещения, у единственного поставщика?
  5. Правовые основания
  6. Отмена закупки в плане закупок
  7. Отмена закупки по плану-графику
  8. Как отменить закупку после публикации извещения
  9. Можно ли отменить закупку у единственного поставщика
  10. Отказ от заключения контракта по 44-ФЗ заказчиком или поставщиком: основания, порядок действий, последствия для участников
  11. Отказ заказчика от заключения контракта по 44-ФЗ
  12. Алгоритм действий заказчика
  13. Имеет ли право исполнитель контракта обжаловать отказ заказчика
  14. Будут ли последствия для заказчика
  15. Может ли исполнитель отказаться от заключения контракта
  16. Процедура отказа
  17. Как избежать попадания в реестр недобросовестных поставщиков
  18. Планирование закупок
  19. Обоснование закупок
  20. Контракт
  21. Причины и последствия отказа от подписания контракта
  22. Инструкция для заказчика
  23. Последствия для заказчика
  24. Со стороны поставщика
  25. Инструкция для поставщика
  26. Последствия для поставщика

Как отменить закупку по 44-ФЗ или 223-ФЗ: пошаговая инструкция

Можно ли отменить закупку в электронном магазине на стадии заключения договора?

Рассмотрим пошагово порядок отмены закупок по законам 44-ФЗ и 223-ФЗ. Выясним, в каких случаях отмена не допускается и какая ответственность предусмотрена за нарушение установленных правил.

Рассмотрим последовательность действий заказчика в случае, если нужно отменить госзакупку до ее размещения в ЕИС.

Шаг № 1. Принятие решения заказчиком.

Шаг № 2 . Документальное оформление такого решения. Необходимо составить приказ об исключении процедуры из ПЗ и плана-графика. Документ подписывает руководитель организации или уполномоченное лицо.

Скачать

Шаг № 3. Внесение изменений в ПЗ и план-график в ЕИС. Сведения вносятся не позднее 3 рабочих дней после подписания приказа.

Если лота отменен на стадии планирования и контрактной службой не была своевременно внесена информация в ЕИС, то, в соответствии со ст. 7.29.3, на виновных должностных лиц может быть наложен штраф в размере от 5000 до 30 000 руб.

Отмена закупки после размещения извещения

Если же информация уже была размещена в ЕИС, последовательность действий заказчика будет несколько иной.

Шаг № 1. Принятие решения. Снять госзакупку можно не позднее чем за 5 дней (для конкурсов и аукционов) или 2 дня (для запроса котировок) до окончания подачи заявок.

Нарушение указанных сроков возможно при наступлении обстоятельств непреодолимой силы (стихийные бедствия, забастовки и другие чрезвычайные события, которые было невозможно предвидеть и предотвратить).

При проведении запроса предложений отмена не допускается.

Шаг № 2. Документальное оформление решения: издание приказа.

Скачать

Шаг № 3. Размещение информации в ЕИС в день принятия решения.

Шаг № 4. Незамедлительное доведение информации до участников, подавших заявки, если на конвертах с заявками были указаны контактные данные участника.

Шаг № 5. Возврат обеспечения заявок участникам. Денежные средства должны быть возвращены участникам в течение 5 рабочих дней с даты отмены тендера. Если закупка проводилась на электронной торговой площадке, разблокировку таких средств производит оператор площадки.

Шаг № 6. Внесение изменений в план-график не позднее 1 рабочего дня после отмены.

В случае нарушения заказчиком сроков размещения информации в ЕИС, предусмотрена ответственность в соответствии со ст. 7.30 КоАП. Кроме того, статьей 7.31.1 КоАП установлена ответственность за несвоевременный возврат обеспечения заявки.

По общему правилу, заказчик не несет ответственности перед участниками за снятие лота, кроме случаев совершения недобросовестных действий, которые повлекли причинение убытков.

К недобросовестным действиям можно, например, отнести нарушение сроков.

223-ФЗ: отмена закупки

Закон о закупках отдельными видами юрлиц не регламентирует порядок отмены тендеров, предоставляя заказчикам самим регламентировать эту процедуру в положениях. По общему правилу организации прописывают упрощенный порядок отказа.

Если отказ происходит на стадии планирования, заказчик вносит изменения в план закупок. Информация размещается в ЕИС в течение 10 дней после принятия соответствующего решения.

Решение об отказе после размещения извещения может быть принято на любой стадии до подведения итогов тендера. При этом заказчик, как правило, не несет никакой ответственности перед участниками, если произошла такая отмена; положения о закупках по 223-ФЗ чаще всего предусматривают случаи, при которых снятие позиции допускается:

  • изменение потребности в товарах, работах, услугах;
  • выявление грубых ошибок при формировании документации;
  • изменение норм законодательства;
  • наступление обстоятельств непреодолимой силы.

Рассмотрим порядок действий заказчика в этом случае.

Этап № 1. Принятие решения и утверждение его руководителем в установленном положением о закупках порядке. Чаще всего таким документом является приказ.

Скачать

Этап № 2. Закупочному подразделению стоит подготовить документы, обосновывающие принятие такого решения: это может быть пояснительная записка ответственного подразделения о необходимости отменить лот, документ, подтверждающий наступление обстоятельств непреодолимой силы или решение закупочной комиссии о выявлении ошибок в документации.

Этап № 3. Информация размещается в ЕИС.

Этап № 4. Уведомление участников и возврат обеспечений заявок в установленные положением о закупке сроки.

Источник: https://goskontract.ru/tender/kak-otmenit-zakupku-poshagovaya-instruktsiya

Как отменить закупку по 44-ФЗ: в плане графике, в ЕИС после публикации извещения, у единственного поставщика?

Можно ли отменить закупку в электронном магазине на стадии заключения договора?

44-ФЗ строго регламентирует процедуру закупки в рамках контрактной системы. Также здесь урегулирован порядок действия заказчика, которому требуется отменить закупку.

Правовые основания

Порядок отмены закупок по 44-ФЗ прописан в ст. 17 данного нормативно-правового акта. На основании п. 6 ст. 17 44-ФЗ можно выделить основания, которые приводят к изменению плана закупок. Отмена закупки выступает разновидностью изменения закупочного плана.

Причинами отмены закупки в плане могут стать:

  1. Изменение целевых ориентиров при проведении госзакупки и требований к приобретаемым работам, товарам и услугам.
  2. Внесение изменений в бюджетный план (например, было скорректировано финансирование и на цель закупки денег в бюджете не заложено).
  3. Отмена закупки связана с необходимостью исполнения поручений Президента и Правительства, которые были приняты после утверждения плана. Так, отмена закупки в плане по 44-ФЗ может быть произведена, если приобретаемый иностранный товар попал под запретные или ограничительные меры.
  4. Решение об отмене закупки в ЕИС по 44-ФЗ было принято по итогам обязательного общественного обсуждения. Общественное обсуждение является обязательной процедурой для всех закупок на сумму более 1 млрд р. Начинается данная процедура с размещения плана закупки и завершается за три дня до отмены определения поставщика. По итогам общественного обсуждения закупка при необходимости отменяется.

Также допускается отмена закупки по иным обстоятельствам, которые закреплены в правительственных актах, региональных и муниципальных законах. В числе дополнительных условий для отмены закупки может выступать принятое решение о том, что данный способ закупки нецелесообразен, или обстановка на рынке изменилась таким образом, что может спровоцировать закупку товара низкого качества по завышенной стоимости.

Постановление Правительства №553 от 2015 года ввело дополнительные основания для отмены закупки:

  1. Контролирующий орган выдал предписание об аннулировании конкурентной процедуры.
  2. После утверждения заказчиком плана закупок возникли существенные основания, которые нельзя было спрогнозировать заранее. Эти форс-мажорные обстоятельства для отмены закупки, которые невозможно предотвратить, вытекают из положений ст. 401 ГК.

Отмена закупки в плане закупок

Закупки по 44-ФЗ по решению заказчика отменяют в закупочном плане, придерживаясь следующего алгоритма:

  1. Выявляется конкурентная процедура, которую следует отменить.
  2. Выбирается подходящее основание для отмены закупки.
  3. Руководителя заказчика информируют о необходимости отменить закупку. Для этого используется служебная записка или иной документ.
  4. Принимается решение об отмене закупки и закрепляется в письменном виде. В документе указываются реквизиты закупки, ее номер и причины, которые послужили основанием для отмены.
  5. Измененный план закупок публикуется в ЕИС.

Принятие решения об отмене закупки служит отправной точкой для отсчета сроков по публикации измененного плана в ЕИС. С этого момента у заказчика есть 3 рабочих дня на публикацию изменений по п. 9 ст. 17 44-ФЗ. В случае если закупка была отменена заказчиком, а соответствующие исправления не были переданы в ЕИС, то, согласно ст. 7.29.3 КоАП, виновным должностным лицам грозит административная ответственность в виде штрафа в размере 5000-30000 руб.

Для отмены плана закупки в ЕИС заказчику требуется:

  1. Войти в свой личный кабинет в ЕИС.
  2. Выбрать план, который подлежит отмене.
  3. Выбрать отменяемую позицию и в поле «Решение» найти опцию «Отмена закупки».
  4. После сохранения плана закупка переместиться в новый план со статусом «Отменена».

Предыдущая версия плана останется открытой для свободного ознакомления по п. 3 Постановления Правительства №1414 от 2015 года.

Отмена плана допускается только до его публикации, то есть на стадии редактирования. После официальной публикации плана вносить изменения в него можно только путем отмен отдельных позиций.

Отмена закупки по плану-графику

Отмена закупки в плане закупок является основанием и для ее отмены по плану-графику по п. 13 ст. 21 44-ФЗ. Если на основании отмененной позиции в плане закупок сформирована позиция в плане-графике, то публикация проекта изменения плана в ЕИС выдаст сообщение о необходимости отмены позиции в графике.

В п. 13 ст. 21 44-ФЗ предусмотрено отдельное основание для внесения изменений в план-график в виде отмены закупки. Отмена закупки в плане-графике допустима не позднее, чем за 10 дней до срока публикации в ЕИС извещения о проведении конкурентной процедуры по п. 14 ст. 21 44-ФЗ.

Исключением из данного правила являются закупки у единственного поставщика и проведение повторных конкурентных процедур при признании первичных несостоявшимися.

Внести изменения по данным неконкурентным формам закупки допускается за день до публикации извещения о проведении закупки.

Как отменить закупку после публикации извещения

Если извещение о проведении закупки уже было опубликовано, то заказчику нужно придерживаться такого алгоритма:

  1. Оформить приказ об отмене закупки.
  2. Изменить действующий план-график.
  3. Вывесить в ЕИС извещение об отмене процедуры выбора поставщика.
  4. Направить всем участникам закупки уведомление об отмене закупки в течение рабочего дня. Если торги проводились в форме электронного аукциона, то уведомления рассылаются автоматически непосредственно оператором ЭТП.
  5. Вернуть обеспечение заявок. С учетом того, что сейчас для обеспечения заявок используются спецсчета, возврат обеспечения предполагает разблокировку средств участника на спецсчете. По ст. 7.31 КоАП заказчику грозит ответственность за несвоевременный возврат обеспечения.

Соблюдение действующего порядка отмены закупки снижает риски обжалования действий заказчика со стороны участников закупки.

При отмене закупки заказчику следует придерживаться установленных законодательно сроков. Например, при отмене электронного аукциона такое решение принимается не позднее, чем за 5 дней до окончания приема предложений от потенциальных поставщиков. После принятия решения об отмене торгов заказчик не вправе знакомиться с содержанием заявок на участие в закупке.

Отказаться от проведения закупки в форме запроса котировок можно за два дня, в форме конкурса – за пять дней.

Если заказчик не смог уложиться в установленные временные рамки, то отмена закупки в форме электронного аукциона допускается только при возникновении обстоятельств непреодолимой силы (чрезвычайных обстоятельств). Это требование прописано в ч.

2 ст. 36 44-ФЗ. В качестве обстоятельств непреодолимой силы могут выступать стихийные бедствия, забастовки  и пр.

По общим правилам заказчики не несут ответственность за отказ от проведения закупки. Но в некоторых случаях по решению суда их могут обязать возместить убытки, причиненные таким отказом.

Можно ли отменить закупку у единственного поставщика

На основании ч. 1 ст. 36 44-ФЗ установлены определенные временные рамки для отмены конкурсов, запросов котировок и аукционов. Указанная статья также содержит указание на невозможность отмены закупки через запрос предложений.

Но в ст. 36 44-ФЗ и в иных положениях законодательства о контрактной системе не содержится ответа на вопрос, как отменяется неконкурентная закупка, в частности, закупки у единственного поставщика.

Согласно разъясняющему письму МЭР от 2016 года № ОГ-Д28-5672, заказчикам рекомендовано получать разрешение ФАС или судебной инстанции для отмены такой закупки, так как в 44-ФЗ возможность отмены закупки у единственного поставщика не предусмотрено.

Для отмены закупки заказчику нужно направить в антимонопольный орган обращение с просьбой выдать предписание об аннулировании или отмене закупки. Такую необходимость заказчику следует мотивировать и обосновать.

После получения одобрения от антимонопольной службы действия заказчика будут зависеть от того, было ли на этот момент размещено в ЕИС извещение о закупке у единственного поставщика или нет.

Если оно не было размещено, то порядок действий заказчика будет следующим: в этом случае заказчику разрешается удалять или редактировать извещения о закупках у единственного поставщика. Для удаления извещения о закупке у единственного  поставщика заказчику нужно войти в личный кабинет и перейти в реестр закупок. Затем им выбирается в реестре государственных закупок нужный проект извещения. Далее нужно отметить опцию удаления.

Если извещение о закупке было опубликовано, то порядок действий будет следующим:

  1. Готовится обращение в ФАС об отмене закупки.
  2. Антимонопольная служба проводит обязательную проверку деятельности государственного заказчика.
  3. По результатам проверки ФАС может вынести решение об отмене закупки или вынести предписание о привлечении заказчика к административной ответственности за несоблюдение законодательства о закупках.
  4. После получения предписания об отмене закупки необходимо войти в личный кабинет ЕИС во вкладку «Реестр закупки».
  5. Найти нужную закупку, которую предстоит отменить, и выбрать вкладку «Документы закупки».
  6. Нажать на ссылку «Отмена определения поставщиков».
  7. Выбрать основание для отмены закупки: предписание ФАС или судебное решение.
  8. Выбрать подходящее предписание из списка. При отсутствии подходящего предписания нужно создать новую запись с реквизитами предписания и загрузить документ.
  9. Если основанием стало судебное решение, то в форме указываются его реквизиты, и загружается документ.
  10. Нажать на кнопку «Сохранить и закрыть».
  11. Опубликовать извещение об отмене закупки у единственного поставщика.

Таким образом, по 44-ФЗ допускается возможность отмены закупки, но при соблюдении ряда обязательных условий. Нарушение установленного законом порядка отмены конкурентной и неконкурентной закупок грозит заказчику штрафом.

Загрузка…

Источник: https://pravo.team/zakupki/44/otmena.html

Отказ от заключения контракта по 44-ФЗ заказчиком или поставщиком: основания, порядок действий, последствия для участников

Можно ли отменить закупку в электронном магазине на стадии заключения договора?

По нормам 44-ФЗ допускается отказ от заключения контракта как со стороны заказчика, так и поставщика. Наиболее распространенной причиной отказа от госконтракта со стороны заказчика являются нарушения со стороны поставщика, в частности, отсутствие обеспечения по контракту, тогда как во втором случае речь обычно идет о рядовом уклонении от контракта.

Отказ заказчика от заключения контракта по 44-ФЗ

Возможности отказа заказчика от заключения контракта содержатся в ст. 31 44-ФЗ. Здесь сказано, что к правам заказчика относится отказ от заключения контракта в любой момент до его подписания.

Заказчик имеет право отказаться от подписания контракта, если выяснится, что участник закупки не соответствует установленным требованиям.

Хотя поставщика должны проверять на предмет соответствия требованиям еще на этапе подачи заявок на участие, но за время, которое прошло с данного момента, ситуация может измениться.

Например, за указанный временной период поставщика могут включить в реестр недобросовестных поставщиков, либо компания инициирует процедуру своего банкротства, или появится информация о налоговой задолженности поставщика, или в отношении руководства компании может быть инициировано уголовное преследование за экономические преступления. Все описанные причины сделают невозможным подписание контракта с указанным поставщиком и позволяют заказчику на законных основаниях отменить его.

Согласно ч. 9, 10 ст. 31 44-ФЗ, допускается уклонение заказчика от подписания договора с участником, который предоставил недостоверные сведения о себе.

Заказчик обязан отказаться от контракта при непредоставлении победителем обеспечения его исполнения.

К участникам закупок по 44-ФЗ могут предъявляться и дополнительные требования. Так, заказчик вправе отказаться от подписания госконтракта, если ему станет известно о том, что ресурсов победителя окажется недостаточно для выполнения взятых на себя обязательств.

Также в 44-ФЗ упомянуто о следующих частных ситуациях отказа от госконтракта при покупках лекарственных средств:

  1. Если не зарегистрирована предельная отпускная цена лекарств, которые предлагаются участником.
  2. Если предложенная участником цена превышает отпускную из реестра, а участник отказался от снижения предложенной им стоимости (при этом сам поставщик признается уклонистом и несет все правовые последствия, связанные с этим фактом).

Согласно статистике, каждый 10 контракт расторгают из-за нарушений, которые были допущены поставщиками. В расторжении госконтракта никто не заинтересован, но иногда поставщику приходится идти на этот шаг. Но лучше предпринять превентивные меры и отказаться от контракта еще перед его подписанием.

После того как контракт был подписан, указанные выше обстоятельства утрачивают свое значение, а речь уже идет о расторжении контракта, для чего  в 44-ФЗ предусмотрены дополнительные обстоятельства.

Отказ от заключения контракта осуществляется заказчиком до того момента, когда он будет подписан. Если это сделали обе стороны, то вступают в силу положения, касающиеся его расторжения.

Алгоритм действий заказчика

Заказчику следует придерживаться такого алгоритма действий, который прописан в ч. 11 ст. 31 44-ФЗ:

  1. В течение рабочего дня после решения об отказе от заключения контракта по 44-ФЗ он размещает в ЕИС протокол и включает в него такие сведения: место и время его подготовки, информацию о победителе, причины отказа от госконтракта и реквизиты подтверждающих документов. Этот этап является обязательным, так как необоснованный отказ является незаконным.
  2. В течение 2 рабочих дней указанный документ направляют победителю. К протоколу допускается приложить подтверждающие документы.
  3. Заказчик возвращает победителю торгов внесенное обеспечение в течение 5 дней.
  4. Заказчик может подписать госконтракт с другим участником (вторым или третьим), предложение которого отвечало требованиям.

Заказчик может не придерживаться данного алгоритма, если участником не было внесено обеспечение. Он автоматически признается уклонившимся.

Заказчик вправе истребовать компенсации ему убытков уклонистом, если они превышают размер обеспечения.

Имеет ли право исполнитель контракта обжаловать отказ заказчика

Исполнитель вправе обжаловать действия заказчика (например, если тот отказался подписывать контракт без обоснования причин своего решения) в ФАС или в судебном порядке.

Для подачи жалобы в антимонопольный орган ему следует успеть до истечения сроков заключения контракта. Жалоба подается в письменной форме и содержит всю необходимую информацию о нарушенных правах поставщика и указание на то, почему он считает действия заказчика необоснованными, и ссылку на закупку в ЕИС. К документу следует приложить копию протокола об отказе, полученного от заказчика.

Если же участником не будет направлена претензия в установленный период, то единственный способ обжаловать действия заказчика – обратиться в суд.

Случалось вам отказываться от подписания контракта?Я заказчик. СлучалосьЯ исполнитель. СлучалосьНикогда не возникало причин

Будут ли последствия для заказчика

В случае уклонения заказчика от заключения договора по 44-ФЗ ему грозит наказание по нормам КоАП. К ответственности его может привлечь ФАС по результатам проведенной проверки.

Под уклонением также может пониматься неразмещение в ЕИС проекта контракта для его подписания победителем в установленные сроки или непубликация документа со своей подписью.

Ответственность для заказчика за незаконный отказ от договора содержится в ст. 7.32 КоАП. Штраф для должностных лиц составляет 50 тыс. р., юридических – 200 тыс. р.

Может ли исполнитель отказаться от заключения контракта

Ситуации, которые могут заставить поставщика отказаться от подписания контракта по 44-ФЗ, могут быть самые различные:

  1. Если при заключении госконтракта участник обнаружил в аукционной документации условия, которые он выполнить не сможет, либо он сочтет их невыгодными.
  2. Если возникнет ситуация резкого и непрогнозируемого роста цен из-за валютных колебаний или изменения экономической ситуации, что делает контракт нерентабельным.
  3. Иногда участники переоценивают свои силы: например, подают заявки сразу на несколько закупок и неожиданно для себя выигрывают.
  4. Возникновение проблем с производственным оборудованием, что не дает возможности произвести нужную партию товаров.

Указанные выше ситуации хотя и побуждают поставщика отказаться от госконтракта, по закону не являются существенным условием для совершения таких действий.

Поставщик может отказаться от подписания договора в любой момент, но это прямой путь в попадание в реестр недобросовестных поставщиков.

К уклонистам приравниваются участники, которые в установленные временные рамки:

  1. Не направили заказчику подписанный проект контракта.
  2. Не предоставили ему необходимые документы по контракту.
  3. Не внесли обеспечение по контракту.

Стоит отметить, что при отказе второго участника от подписания контракта он также признается уклонистом и сведения о нем передаются в РНП. Такая ситуация может возникнуть, если с победителем закупки контракт так и не заключили, либо он был расторгнут.

Отказ от заключения договора поставщиком по 44-ФЗ не всегда имеет негативные последствия. Так, если причиной послужили судебные разбирательства или обстоятельства непреодолимой силы, то он имеет право на него на законных основаниях.

Процедура отказа

Для отказа от подписания договора поставщику не всегда нужно предпринимать активные действия. Его бездействие будет приравнено к отказу. Например, неперечисление обеспечения или неподписание договора в положенные сроки.

Для того чтобы избежать негативных последствий отказа от госконтракта, поставщик может по договоренности с заказчиком вначале подписать контракт, а затем расторгнуть его. Другой вариант – отправка заказчику протокола разногласий, что позволяет продлить сроки для подписания договора на период подготовки ответа заказчиком.

Если у поставщика возникли обстоятельства непреодолимой силы, то он обязан уведомить заказчика об этом в течение 1 дня в письменной форме.  Документ имеет произвольную форму и передается лично заказчику либо направляется ему почтой.

Как избежать попадания в реестр недобросовестных поставщиков

Поставщик может избежать попадания в РНП, если ему удастся доказать, что в том, что им не был подписан договор с заказчиком, нет его вины. Пытаться договориться с заказчиком о том, чтобы он не передавал информацию в реестр, не стоит. По закону тот передает сведения в реестр не по своему усмотрению: он обязан это сделать при наличии оснований.

Внесением участника в реестр недобросовестных поставщиков занимается ФАС на основании информации, которая поступила от заказчика. Попадание в такой реестр фактически лишает компанию права на участие в государственных закупках.

Информация будет числиться в реестре в течение 2 дней. Для того чтобы оспорить попадание в реестр, поставщику следует обратиться с жалобой в ФАС или с исковым заявлением в суд.

Таким образом, заказчик наделен правом отказа от подписания договора, но в строго ограниченных 44-ФЗ случаях. Отказ должен быть мотивированным и обоснованным, а поставщик – уведомлен о принятом решении в письменной форме. Поставщик имеет право обжалования действий заказчика в ФАС или в суде.

Исполнитель также может уклониться от подписания невыгодного договора, но за это он попадет в реестр недобросовестных поставщиков.

Исключить неблагоприятные последствия отказа поставщик может, если докажет возникновение обстоятельств непреодолимой силы, которые препятствуют подписанию договора или вину заказчика.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

В 2019 году внесены изменения в Федеральный Закон №44 (далее — Закон), регламентирующие особенности и порядок проведения закупок в контрактной сфере для государственных и муниципальных нужд. Корректировки внесены на основании Федерального Закона №71 от 01.05.2019 и вступают в силу в период с 1 января по 1 октября 2019 года.

Планирование закупок

В соответствии с ч. 6 ст. 2 ФЗ №71 с 1 июля 2019 года закупочные мероприятия можно производить спустя 1 день с момента внесения изменений в график закупок. График редактируется за день:

Планирование закупок осуществляется посредством формирования плана и графика (ст. 16 Закона). График редактируется в случае необходимости, а также в случаях изменения цены контракта, порядка оплаты и по результатам общественного обсуждения (ч. 13 ст. 21 Закона).

Обоснование закупок

На основании ч. 6 ст. 1 ФЗ №71 будут внесены изменения в порядок обоснования закупок (ст. 18 Закона). Теперь обоснованными признаются закупки, отвечающие критериям нормирования (ст. 19 Закона) и цены контракта (ст. 22 Закона). В связи с этим:

  • предположительно на этапе планирования не потребуется обоснование;
  • оценка обоснованности не осуществляется в ходе мониторинга;
  • исключено обязательство по обоснованию объекта и целевого назначения закупки;
  • исключено обязательство по обоснованию максимальной цены контракта.

Предполагается, что заказчикам потребуется вносить описание, обоснование максимальной цены контракта и проект за 3 месяца до начала закупочных мероприятий.

Соответствующее требование может быть изложено при регламентации условий формирования плана-графика.

Контракт

На основании ч. 19 ст. 1 ФЗ № 71 вводятся новые условия по формированию и обслуживанию контрактов (ст. 34 Закона). Основные изменения:

  • исключено обязательство отчетности по исполненным контрактам;
  • установлена формулировка условий по неустойке;
  • срок оплаты может превышать 30 дней;
  • после расторжения контракта новый может быть заключен без предварительного аукциона;
  • заказчики больше не определяют срок действия гарантии банка;
  • при отзыве лицензии банк обязуется предоставить новое обеспечение в течение 1 месяца;
  • установлены сроки возврата обеспечения;
  • установлены новые правила по уменьшению обеспечения при частичном исполнении контракта.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/otkaz-ot-zaklucenia.html

Причины и последствия отказа от подписания контракта

Можно ли отменить закупку в электронном магазине на стадии заключения договора?

Отказ от заключения контракта по 44-ФЗ заказчиком может быть инициирован в любой момент времени до непосредственного подписания.

После подписания предусмотрен иной порядок действий, законодательно утвержденный в форме процедуры расторжения уже заключенного контракта.

Хотя и в первом, и во втором случае инициатива заказчика должна быть ясно обоснована в рамках действующих норм и правил.

Для процедуры отказа таковые указаны в статье 31 Федерального закона номер 44-ФЗ.

Заказчик имеет право отказаться от контракта в рамках закона, если:

  • поставщик предоставил заведомо ложные или недостоверные данные в заявке на участие в торговой процедуре, тем самым нарушив основные требования определенные закупочной документацией. Бывает, что заказчик недостаточно внимательно изучил приложенные к заявке участника документы и проглядел нарушения, допустив такого поставщика к торгам. Отказ от заключения контракта в этом случае является полностью обоснованным. К этому же пункту относится выявление факта нахождения участника в списке недобросовестных поставщиков, который, тем не менее, нашел способ подать заявку на процедуру;
  • участник не соответствует дополнительным требованиям, указанным в документации. Такое случается довольно часто из-за документального декларирования участниками своего соответствия указанным требованиям контракта, которое на поверку оказываются недостоверным. Выясняется это, как правило, уже после проведения торгов, в ходе которых заказчик физически не мог удостовериться во всех пунктах соответствия;
  • участник не внес сумму гарантийного обеспечение контракта в установленные сроки. В результате заказчик не просто может отказаться от сотрудничества с таким лицом, но и обязан это сделать по действующему закону.

Дополнительные условия, возникающие в качестве основания для законного отказа от подписания контракта, связанны с закупками лекарственных препаратов:

  • предельная отпускная цена препаратов не была зарегистрирована;
  • предложенная участником цена выше указанной отпускной цены в реестре, однако поставщик отказывается от ее снижения. В этом случае факт уклонения связан с действиями самого поставщика, поэтому он будет нести положенную по закону ответственность.

Если отказ от контракта инициирован в связи с другими причинами, тогда заказчик признается лицом, уклоняющимся от исполнения своих обязательств.

Сюда же входят следующие пункты:

  1. Неразмещение проекта контракта в ЕИС, для того чтобы победитель процедуры мог его подписать.
  2. Публикация указанного документа без подписи заказчика.

Инструкция для заказчика

Для законного отказа от контракта заказчику требуется следовать правильному алгоритму действий, этапы и сроки которого указаны далее:

  1. После принятия решения об отказе в течение одного рабочего дня составить протокол отказа и внести в него информацию о победителе, время и дату, а также одну или несколько причин, указанных в перечне законных оснований со ссылками на подтверждающие документы. Данный протокол затем размещается в ЕИС, и это является обязательным требованием.
  2. В течение 2 рабочих дней с момента публикации в ЕИС копия протокола с подтверждающими документами должна быть направлена победителю процедуры.
  3. Сумма внесенного гарантийного обеспечения должна быть возвращена победителю не ранее чем через 5 рабочих дней с момента направления протокола в ЕИС.

Далее заказчик может законно заключить контракт со следующим в списке участником торговой процедуры.

В случае признания поставщика уклонистом с него может быть истребована сумма компенсации убытков в судебном порядке, если таковые превышают сумму вносимого обеспечения.

Протокол отказа от заключения контракта Пример уведомления об отказе от заключения контракта Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта

Последствия для заказчика

Ответственность несет заказчик, который отказался от контракта без обоснованной на то причины.

В таком случае действия организатора закупки могут быть обжалованы победившим поставщиком, который может направить соответствующее заявление в Федеральную Антимонопольную Службу (ФАС) или инициировать судебное разбирательство.

Для подачи жалобы необходимо составить ее в письменной форме с приложением ссылки на закупочную процедуру в ЕИС и перечнем претензий к заказчику. Если есть протокол отказа от заключения контракта по 44-ФЗ, следует приложить и его.

Указанное заявление составляется в срок, укладывающийся в установленный законом временной диапазон для заключения контракта.

Штрафы за незаконный отказ от контракта для заказчиков, согласно КоАП РФ составляют:

  • 50000 рублей для должностных лиц;
  • 200000 рублей для юридических лиц.

Со стороны поставщика

Отказ от заключения контракта по 44-ФЗ поставщиком является не столь однозначным и требует определенных усилий со стороны победителя для обоснования своего решения.

Поставщик может отказаться от участия в процедуре без каких либо последствий, если:

  • заявка заняла второе место по ходу проведения процедуры в формате конкурса или аукциона;
  • заявка заняла третье и последующие места в процедуре формата запросов котировок и предложений.

Эти случае подразумевают, что поставщик сам решает, заключать ли контракт с заказчиком, если, к примеру, предыдущие участники по каким-либо причинам не смогли этого сделать и организатор процедуры направляет соответствующее предложение подателю следующей завки.

Если же поставщик уже признан победителем, то обоснованием для отказа от контракта могут служить следующие причины:

  • обнаружение условий, которые поставщик не может выполнить ввиду невыгодности оных или нехватки материальных и квалификационных ресурсов;
  • возникновение рыночной ситуации с резким повышением или понижением уровня цен, связанных с предметом контракта либо условиями его реализации, к примеру, подорожание ГСМ, экологических или таможенных расходов;
  • форс-мажорные обстоятельства, возникающие до момента заключения контракта. Например, стихийные бедствия, выход производственного оборудования из строя и другие ситуации, не зависящие от добропорядочности поставщика.

При этом действия поставщика, которые явно понимаются как уклонение от заключения контракта, следующие:

  1. Отказ от внесения суммы гарантийного обеспечения контракта в указанные сроки.
  2. Непредставление требующихся документов организатору процедуры в качестве подтверждения обоснований, изложенных выше.
  3. Полученный проект контракта, с подписью или без нее, не был отправлен заказчику в установленные сроки.

В этих случаях организатором торгов составляется протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта, заключаемого по 44-ФЗ. Сам поставщик при этом может понести определенные последствия.

Инструкция для поставщика

В зависимости от причин действия поставщика могут несколько различаться, однако общий их алгоритм схож. Необходимо уведомить заказчика о намерении отказа от контракта в установленные сроки:

  • в случае возникновение обстоятельств непреодолимой силы заказчик уведомляется письмом, составленным в произвольной форме в течение 1 рабочего дня. Текст письма должен содержать ссылку на закупочную процедуру и приложенные документальные подтверждения упоминаемых обстоятельств;
  • если поставщик отказывается от подписания контракта на основании обнаружения неприемлемых условий, составляется протокол разногласий, который направляется заказчику до истечения предельных сроков инициации сотрудничества. При этом заказчик может изменить условия контракта или отказаться от сотрудничества со своей стороны;
  • иногда заказчик и поставщик договариваются об отказе заранее, но предпочитают заключить контракт по закону, чтобы сразу же его расторгнуть на обоюдных условиях. В этом случае необходимо связаться с заказчиком для обсуждения ситуации.

В любом случае правильными действиями поставщика будет активная связь с организатором процедуры. Если отказ выражен в форме бездействия, это наверняка приведет к негативным последствиям.

Последствия для поставщика

Основное последствие для участника — попадание в список недобросовестных поставщиков.

Передача информации в РНП не зависит от воли организатора процедуры, поскольку он обязан предоставлять данные в ФАС вне зависимости от своей лояльности победителю (в том случае, если поставщик нарушил сроки предоставления обеспечения, документов или контракта).

Чтобы не попасть в реестр, поставщику необходимо доказать, что отказ от контракта не был связан с его недобросовестностью, а зависел от обстоятельств, не поддающихся контролю. Обоснования направляются организатору торгов, который после их рассмотрения может отказаться от контракта со своей стороны.

Если же заказчик уже передал сведенья в ФАС, а поставщик попал в список РПН, то возможно обжалование решения контрольного органа путем подачи заявления в суд.

В этом случае также потребуется документально подтвердить добропорядочность и факт наличия непреодолимых обстоятельств.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://tendr.guru/44-fz/prichiny-i-posledstvija-otkaza-ot-podpisanija-kontrakta

Вопросы адвокату
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: