Может ли срок полномочий главы муниципального образования быть менее двух лет?

Содержание
  1. Правовой статус главы муниципального образования. Компетенция главы муниципального образования по решению вопросов местного значения
  2. Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования:
  3. Полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае:
  4. Полномочия главы муниципального образования: особенности избрания, ответственность
  5. Глава муниципального образования: статус, полномочия
  6. Структура местной власти
  7. Разделение сфер влияния
  8. Политический и хозяйственный аспекты системы
  9. Особенности избрания главы МО
  10. Требования законодательства
  11. Полномочия высшего лица МО
  12. Основания прекращения полномочий главы муниципального образования
  13. Гарантии и ограничения
  14. Реализация местными структурами власти отдельных государственных полномочий
  15. Глава муниципального образования и его полномочия
  16. Полномочия главы муниципального образования. 
  17. Подконтрольность главы муниципального образования
  18. Срок полномочий
  19. Глава муниципального образования: кто это, обязанности, полномочия
  20. Глава муниципального образования: важные нюансы о должности
  21. Полномочия главы муниципального образования
  22. Ограничения и запреты
  23. Заключение
  24. – Что такое муниципальное образование

Правовой статус главы муниципального образования. Компетенция главы муниципального образования по решению вопросов местного значения

Может ли срок полномочий главы муниципального образования быть менее двух лет?

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (статья 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”).

Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования:

    1. избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава.

      В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек глава муниципального образования избирается на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и исполняет полномочия главы местной администрации;

    2. в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию;
    3. в случае избрания представительным органом муниципального образования исполняет полномочия его председателя;
    4. не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации;
    5. в случае формирования представительного органа муниципального района в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 35 настоящего Федерального закона исполняет полномочия его председателя.

Глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 настоящей статьи:

    • представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;
    • подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;
    • издает в пределах своих полномочий правовые акты;
    • вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования;
    • обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Глава муниципального образования должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ “О противодействии коррупции” и другими федеральными законами.

Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.

Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

Полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае:

    1. смерти;
    2. отставки по собственному желанию;
    3. удаления в отставку в соответствии со статьей 74.

      1 настоящего Федерального закона;

    4. отрешения от должности в соответствии со статьей 74 настоящего Федерального закона;
    5. признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
    6. признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
    7. вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
    8. выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
    9. прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства – участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;
    10. отзыва избирателями;
    11. установленной в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального образования;
    12. изменения порядка формирования представительного органа муниципального района в соответствии с частью 5 статьи 35 настоящего Федерального закона;
    13. преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с частями 3, 4-7 статьи 13 настоящего Федерального закона, а также в случае упразднения муниципального образования;
    14. утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом;
    15. увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом.

В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления, определяемое в соответствии с уставом муниципального образования.

В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, избранного на муниципальных выборах, досрочные выборы главы муниципального образования проводятся в сроки, установленные федеральным законом.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 “О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 “О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 “О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)”

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 “О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов”

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/pravovoy-status-glavi-munitsipalnogo-obrazovaniya-kompetentsiya-glavi-munitsipalnogo-obrazovaniya-po-resheniiu-voprosov-mestnogo-znacheniya

Полномочия главы муниципального образования: особенности избрания, ответственность

Может ли срок полномочий главы муниципального образования быть менее двух лет?

Местное самоуправление является самостоятельным видом публичной власти. Соответствующее положение вытекает из Конституции.

После официального разделения сфер влияния между федеральной, региональной и муниципальной властью возникла новая система управления, была обозначена структура территориальных органов, введен новый вид гражданской службы и установлены высшие должности местного самоуправления.

От лиц, замещающих высокие посты в муниципалитетах, напрямую зависит уровень благосостояния и социальной защищенности граждан.

Слаженность и эффективность работы органов, которые возглавляют высшие должностные лица местного самоуправления, зависят от того, насколько точно установлен объем их полномочий.

Недостаточное нормативное регулирование приводит к дублированию функций, что, в свою очередь, негативно отражается на всей системе местного самоуправления.

Глава муниципального образования: статус, полномочия

В системе местного самоуправления установлена высшая должность, замещение которой предполагает особую ответственность. Речь о главе муниципального образования. Порядок избрания и полномочия этого лица закрепляются в ФЗ № 131 и уставе МО.

Человек, замещающий высшую должность в системе местной власти, наделяется особой компетенцией по решению вопросов территориального значения. В соответствии с ФЗ № 131, глава администрации является единоличным органом управления МО. Он наделяется организационно-распорядительными или исполнительно-распорядительными полномочиями.

Представительный орган и глава муниципального образования находятся в постоянном тесном контакте. Руководитель муниципалитета может руководить местной думой и решать, кроме прочего, вопросы, связанные с ее деятельностью.

Безусловно, глава МО в системе территориальной власти занимает ведущее место. Этот высокий статус гарантируется законом, поддерживается обществом.

Структура местной власти

Самоуправление не может реализовываться без органов, наделенных правами разрешать вопросы, непосредственно касающиеся интересов и нужд населения. Важнейшим условием эффективности территориальной власти является наличие выборных структур.

Система местной власти формируется:

  • Представительным органом.
  • Главой МО.
  • Местной администрацией.
  • Контрольным органом.
  • Прочими структурами и выборными должностными лицами, предусмотренными в уставе муниципалитета.

Наличие первых трех органов в системе муниципальной власти является обязательным.

Однако ФЗ № 131 допускает, что в уставе внутригородского МО города фед. значения или сельского поселения может предусматриваться создание исполнительно-распорядительного органа. Его управление возлагается на главу муниципального образования, исполняющего полномочия руководителя (председателя) представительной структуры МО.

В уставе муниципального района и поселения, имеющего статус административного центра в нем, может предусматриваться создание местной администрации района. На нее возлагаются функции управления соответствующей территориальной единицей. В таком случае в самом поселении местная администрация не создается.

Правила формирования, порядок деятельности местных структур власти, правила назначения, срок полномочий главы муниципального образования определяются в уставе МО.

Наименования местной администрации, высшей должности, представительного органа определяются в законе соответствующего субъекта РФ с учетом культурно-исторических традиций.

Формирование местных органов может осуществляться непосредственно населением в ходе выборов. Территориальные структуры могут также создаваться представительным институтом власти МО. Для решения конкретного перечня вопросов каждый орган наделяется соответствующими полномочиями.

Глава муниципального образования может быть выборным или назначаться по контракту.

Разделение сфер влияния

Территориальные структуры власти не входят в систему госструктур.

Государственные органы и их должностные лица не вправе участвовать в образовании местных институтов самоуправления и назначать муниципальных служащих, кроме случаев, прямо установленных в ФЗ № 131.

Так, согласно нормативному акту, представители региональных законодательных структур могут участвовать в конкурсных комиссиях по замещению постов глав администраций городских округов и муниципальных районов (1/3 состава).

Структуры местной власти являются юрлицами.

Политический и хозяйственный аспекты системы

При рассмотрении прав муниципалитетов в вопросах образования структуры территориальных органов и штата служащих нельзя не остановиться на некоторых особенностях их реализации. У этой темы есть две стороны: политическая и хозяйственная. Первая связана со схемой организации структур муниципалитетов, т. е.

с неким комплексом структур и их должностных лиц, определением их полномочий, порядка взаимодействия по утверждению нормативных актов. Хозяйственный аспект обусловлен особенностями управления созданными территориальными органами.

Ни одну из этих сторон нельзя вычленить в полной мере, поскольку всегда имеет место их взаимопроникновение.

Тем не менее, от политической культуры и ситуации в конкретном населенном пункте будет зависеть тип избирательной системы при создании представительной структуры, порядок образования администрации и разделения полномочий между структурами, способ назначения главы муниципального образования. Полномочия, структура, порядок работы местных органов, в свою очередь, обуславливаются насущными потребностями МО.

Очевидно, что в каждом конкретном муниципалитете хозяйственная инфраструктура и политическая культура имеют свои особенности. Следовательно, структуры управления необходимо создавать в соответствии со спецификой объектов управления. Это, в свою очередь, достигается наделением муниципалитетов правами самостоятельно определять систему местных органов власти.

Особенности избрания главы МО

В соответствии с положениями 36 статьи ФЗ № 131, в муниципалитете должна предусматриваться высшая должность местного самоуправления. Выбор главы осуществляется:

  • Населением посредством реализации избирательного права.
  • Представительным органом.

Конкретный способ зависит от решения населения. В соответствии со 130 статьей Конституции, граждане самостоятельно определяют структуру местных институтов власти.

Выбор способа избрания высшего должностного лица обуславливает и определение функциональной нагрузки, возлагаемой на него.

Глава муниципалитета в одном случае может являться членом представительного органа, иметь при этом право решающего голоса и выступать в качестве его председателя.

В другом случае высшее должностное лицо наделяется руководящими полномочиями. Глава муниципального образования в такой ситуации будет исполнять уже несколько иные задачи.

В первом случае субъект больше будет тяготеть к представительным, а во втором – к исполнительным функциям.

Требования законодательства

В ФЗ № 131 особо подчеркивается, что в муниципальном районе высшее должностное лицо выступает в качестве председателя представительного органа. Он, в свою очередь, сформирован из депутатов и руководящих лиц поселения, включенных в состав этого района.

Кандидат должен быть гражданином РФ, иметь пассивное избирательное право и достичь к дню избрания 21 года. В региональном законодательстве, однако, может устанавливаться пониженный возрастной ценз. Повышать предел субъекты РФ не вправе.

Срок полномочий главы муниципального образования определяется с учетом специфики конкретной местности. Продолжительность периода должна быть закреплена в уставе МО.

Срок полномочий главы муниципального образования может составлять 2-5 лет. Данная продолжительность предусмотрена для высших лиц, избранных народом.

Если назначение осуществляется из числа членов представительного органа, срок полномочий главы муниципального образования равен периоду работы этой структуры.

Непосредственное приобретение полномочий главой муниципального образования осуществляется, как правило, в двухнедельный срок с момента избрания. Период вступления лица в должность необходим для передачи документов, атрибутов власти. Он представляет собой своего рода переходный этап.

Полномочия высшего лица МО

Их можно разделить на несколько групп:

  • Представительские.
  • Контрольные.
  • Нормотворческие.
  • Организационные, координирующие и прочие, связанные с руководством.

Полномочия главы администрации муниципального образования в большей степени обладают властно-управленческим характером.

В его задачи входит руководство отраслями хозяйства, существующими на территории, структурными подразделениями исполнительной власти.

Если говорить о руководителе МО как о председателе представительного органа, то он осуществляет в основном организационно-контрольную деятельность.

Общими будут являться представительские полномочия во взаимодействиях с иными структурами территориальной и государственной власти, организациями, гражданами. Высшие лица муниципалитетов вправе действовать от имени МО без доверенности.

Общими можно считать и нормотворческие полномочия. Они связаны с изданием разных правовых актов (распоряжений, постановлений), касающихся вопросов организации и работы представительного органа местной власти.

Глава муниципального образования в пределах полномочий осуществляет контроль деятельности подчиненных, соблюдения ими законодательных предписаний. Высшие лица МО, в свою очередь, подотчетны и подконтрольны непосредственно населению и представительной структуре власти.

Основания прекращения полномочий главы муниципального образования

Закон допускает снятие лица с высшего поста до истечения установленного в уставе срока. Досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования возможно в случаях:

  • Смерти.
  • Отставки по своему желанию.
  • Признания его полностью или частично недееспособным. Эта процедура осуществляется в судебном порядке.
  • Отрешения от должности.
  • Признания умершим или безвестно отсутствующим. Для снятия лица с поста должно быть вступившее в силу судебное постановление.
  • Выезда за границу РФ для постоянного проживания.
  • Вступления в действие обвинительного приговора.
  • Прекращения гражданства РФ.

Прекращение полномочий главы муниципального образования допускается также в случае отзыва его с поста избирателями и при признании судом неспособности по состоянию здоровья выполнять возложенные на него функции.

Гарантии и ограничения

Закон устанавливает ряд условий, соблюдение которых обязательно для глав муниципалитетов. Они не вправе являться депутатами Госдумы и представительных региональных органов, членами СФ. Главам МО запрещено одновременно замещать выборную должность и быть муниципальными или госслужащими.

Высшие лица не могут заниматься предпринимательством или иной коммерческой деятельностью, связанной с извлечением прибыли. Исключение составляет работа в сфере педагогики, науки или искусства.

Главы муниципалитетов обладают неприкосновенностью. Закон запрещает привлекать их к уголовной ответственности, арестовывать, задерживать, допрашивать, обыскивать и проводить в отношении них оперативно-розыскные мероприятия.

Реализация местными структурами власти отдельных государственных полномочий

Отдельные функции госвласти передаются муниципалитетам. Это существенно экономит средства налогоплательщиков на создание специализированных подразделений государственных органов и способствует повышению качества взаимодействия с населением.

При распределении функций должен соблюдаться баланс. Необходимо правильно определить перечень полномочий, которые могут реализовывать местные органы. Некоторые функции целесообразно выполнять совместно с госструктурами.

Госорганы вправе передавать часть своих функций местным институтам власти всех муниципалитетов, определенных МО или отдельной административно-территориальной единицы.

Любое полномочие структуры публичной власти формируется из 3 элементов: нормативно-правового регулирования, финансирования и реального предоставления конкретных услуг. Все эти компоненты для вопросов территориального значения закрепляются за местными органами власти.

Если говорить о передаче отдельных государственных функций, то делегироваться должны полномочия по оказанию определенных услуг.

Проще говоря, в ведение местной власти могут передаваться только такие задачи, выполнение которых региональными или федеральными органами не принесет требуемого результата.

К примеру, вопросы, связанные с выделением муниципальной земли в собственность граждан, должны решаться на уровне администрации конкретного МО, а не региональной властью. При этом общий порядок закрепляется федеральным законом.

Местные органы законодательной власти не могут изменить его по своему усмотрению. В муниципалитетах, таким образом, действуют специальные земельные комитеты, занимающиеся вопросами предоставления земельных участков гражданам.

Сведения о правообладателях объектов, в свою очередь, включаются в федеральный реестр, который действует по всей стране.

Органы власти, регулирующие ту или иную сферу, устанавливающие стандарты и нормативы, социальные льготы, должны четко понимать, какой объем средств необходим для реализации соответствующих задач.

Следовательно, они должны нести ответственность за достаточность финансирования. Невыполнение этого принципа может привести к крайне негативным последствиям. К примеру, по состоянию на 2003 г.

задолженность государства перед населением по социальным льготам была выше всего консолидированного бюджета.

ФЗ № 131 четко разделил полномочия между государственными и местными структурами власти, определил вопросы, находящиеся в совместном ведении, закрепил порядок делегирования отдельных полномочий муниципалитетам. В нормативном акте, в частности, говорится, следующее.

Все функции территориальных органов власти, не отнесенные к компетенции муниципальных органов, являются отдельными полномочиями, передаваемыми местным структурам. Из этой формулировки вытекает простой критерий разделения задач.

Все полномочия, которые отсутствуют в перечне вопросов территориального значения, входят в компетенцию госвласти.

Источник: https://FB.ru/article/362103/polnomochiya-glavyi-munitsipalnogo-obrazovaniya-osobennosti-izbraniya-otvetstvennost

Глава муниципального образования и его полномочия

Может ли срок полномочий главы муниципального образования быть менее двух лет?

Глава муниципального образования в соответствии с уставом муници­пального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава.

В случае избрания на муниципальных выборах он либо вхо­дит в состав представительного органа местного самоуправления с правом решающего голоса и является его председателем, либо воз­главляет местную администрацию. Если главу избирает представи­тельный орган, то он является по должности его председателем.

Глава муниципального образования не может быть одновременно председа­телем представительного органа и главой местной администрации.

Исключение из этого правила допускается в поселениях с численно­стью населения менее 1 тыс. человек, независимо от способа избрания главы. Если представительный орган муниципального района форми­руется путем непрямых выборов, то глава района является его предсе­дателем.

Муниципальное образование в лице населения на референ­думе или представительного органа местного самоуправления само решает, избирать ли главу на выборах, т.е. путем всеобщего, равного, прямого и тайного ания, или представительным органом.

Как видим, вышеназванные положения предоставляют населению право выбора организационных структур местного самоуправления.

Глава муниципального образования является высшим должност­ным лицом муниципального образования и наделяется уставом муни­ципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Наименование должности главы муни­ципального образования устанавливается в уставе муниципального образования (глава города, мэр, глава поселка и т.д.).

При характеристике правового статуса главы муниципального об­разования следует обратиться к признакам должностного лица мест­ного самоуправления.

Должностное лицо местного самоуправления — выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наде­ленное исполнительно-распоряди-тельными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельно­сти органа местного самоуправления.

Выборное должностное лицо местного самоуправления — должностное лицо местного самоуправ­ления, избираемое на основе всеобщего, равного и прямого избира­тельного права при тайном ании на муниципальных выборах.

Должность главы муниципального образования относится к числу выборных должностных лиц местного самоуправления. Это положе­ние справедливо и для глав муниципальных образований, избираемых представительным органом из своего состава, поскольку главой здесь становится депутат, избранный на основе всеобщего, равного и прямо­го избирательного права при тайном ании на муниципальных выборах.

Согласно Закону от 6 октября 2003 г. должность главы муниципального образования является обязательной. До этого она была фа­культативной, могла вводиться в структуру органов местного само­управления, а могла и не вводиться.

Новый подход не вполне согласу­ется с положениями Европейской хартии местного самоуправления, устанавливающей обязательность лишь представительного органа местного самоуправления, но в любом случае должность главы муни­ципального образования — одна из ключевых в системе местного са­моуправления.

Авторитетный руководитель муниципального образо­вания, способный решать проблемы населения, тем более нужен обществу, когда происходит реформирование институтов публичной власти.

В обыденном сознании глава муниципального образования — главный руководитель, которому подчиняются все структуры муни­ципальной власти. Такое мнение у населения складывалось под воз­действием института назначенных «сверху» глав местных админи­страций, а затем и избранных глав муниципальных образований в период, когда глава обязательно возглавлял систему местного само­управления.

Отсюда распространенность модели организации мест­ной власти, согласно которой глава муниципального образования осуществляет руководство исполнительным органом местного самоуправления и еще председательствует в представительном органе.

В соответствии с законодательством полномочия руководителя представительного органа и руководителя исполнительного органа (администрации) разделены, что нацелено на обеспечение баланса представительных и исполнительных органов местного самоуправ­ления.

Полномочия главы муниципального образования. 

Главамуници­пального образования имеет следующие исключительные, т.е. только ему принадлежащие полномочия:

1) представляет муниципальное образование в отношениях с орга­нами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;

2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, приня­тые представительным органом муниципального образования;

3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;

4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представи­тельного органа муниципального образования.

Он может осуществлять и иные полномочия, возложенные на него уставом муниципального образования. Объем и содержание полномо­чий главы во многом зависят от набора вопросов местного значения соответствующего муниципального образования.

Глава муниципального образования издает постановления, распо­ряжения, приказы. Нормативные правовые акты издаются главой, как правило, в форме постановлений, индивидуальные акты — в форме распоряжений, приказов. Приказы обычно принимаются по вопросам внутренней деятельности подведомственных главе органов местного самоуправления.

Полномочия главы муниципального образования, возглавляющего представительный орган местного самоуправления, в части организа­ции деятельности представительного органа рассмотрены в предыду­щей главе.

Рассмотрим полномочия главы муниципального образования, воз­главляющего местную администрацию, на примере г. Копейска Челя­бинской области.

Главой Копейска избирается гражданин РФ, достигший 21 года, обладающий пассивным избирательным правом. Глава города в своей деятельности подотчетен населению и городскому Совету депутатов. Полномочия главы города прекращаются досрочно в случаях, преду­смотренных законом области.

Глава города обеспечивает на территории города исполнение зако­нодательства РФ и Челябинской области, устава города, а также иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления; представляет город и органы местного самоуправления внутри Рос­сийской Федерации и в международных отношениях, подписывает со­ответствующие договоры и соглашения. Глава участвует в заседаниях городского Совета депутатов, докладывает Совету депутатов о поло­жении дел на территории муниципального образования, оказывает со­действие в осуществлении своих полномочий депутатам и комиссиям городского Совета.

Глава возглавляет на принципе единоначалия администрацию города.

Он принимает меры по обеспечению гласности и учету об­щественного мнения в работе органов местного самоуправления, обеспечивает организацию и проведение местных референдумов и выборов, обсуждение гражданами решений органов местного само­управления, разрабатывает и представляет на утверждение город­ского Совета схему управления муниципальным образованием.

Гла­ва обеспечивает общественный порядок, разрабатывает и вносит на утверждение городского Совета проекты целевых и комплексных программ развития территории города, организует комплексное экономическое и социальное развитие города и обеспечивает испол­нение бюджета, управление и распоряжение муниципальной собст­венностью в соответствии с постановлениями, принятыми город­ским Советом, осуществляет функции первого распорядителя финансовых ресурсов, открывает и закрывает счета в банковских учреждениях, подписывает финансовые документы.

Глава по вопросам исполнительно-распорядительной деятельности принимает по­становления и распоряжения, вправе отменять любые правовые акты органов и структурных подразделений администрации города. Именно глава разрабатывает и утверждает структуру и штаты администрации города и поселковых администраций.

Он утверждает положения об:

– органах и структурных подразделениях администра­ции города;

– назначает и освобождает от должности должностных лиц администрации города, глав поселковых администраций и руководителей муниципальных предприятий и учреждений по со­гласованию с городским Советом депутатов;

– организует работу с кадрами, их аттестацию и повышение квалификации, определяет условия оплаты труда, премирования и надбавок;

– применяет в соот­ветствии с законодательством о труде меры поощрения, привлекает к дисциплинарной и материальной ответственности должностных лиц администрации города, руководителей муниципальных пред­приятий, организаций и учреждений;

– организует прием граждан;

– осуществляет руководство гражданской обороной, привлекает в случаях чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, эпидемий, пожаров сотрудников и имущество предприятий, учреж­дений и организаций независимо от форм собственности к устране­нию (ликвидации) их последствий, защите здоровья и жизни лю­дей.

Глава представляет населению муниципального образования и городскому Совету депутатов:

– ежегодный отчет о деятельности ад­министрации города;

– представляет и защищает интересы населения города, органов местного самоуправления в суде, арбитражном суде, в органах государственной власти и местного самоуправления;

– осуществляет иные полномочия, предусмотренные действующим зако­нодательством, уставом, а также делегированные ему городским Со­ветом депутатов.

Думается, что при критическом отношении к приведенному при­меру можно обнаружить недостатки со стороны нормотворческой тех­ники. Однако приведенный перечень полномочий главы муниципаль­ного образования «город Копейск» можно использовать (с определен­ными уточнениями) при моделировании уставов муниципальных образований.

Подконтрольность главы муниципального образования

Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.

Как известно, отчетность — один из способов, причем по природе своей наиболее действенный, контроля со стороны населения и пред­ставительных органов местного самоуправления за деятельностью ор­ганов и должностных лиц местного самоуправления.

К сожалению, в уставах муниципальных образований больше вни­мания уделяется подотчетности главы представительному органу, а о том, как и в какой форме проходят его отчеты перед населением, гово­рится лишь в общем виде.

Думается, что будет правильным, если представительным органом будет принято соответствующее решение или утверждено положение об отчетах главы перед избирателями, об информировании им населения о своей деятельности, деятельности иных органов местного самоуправления.

Срок полномочий

Срок полномочий главы муниципального обра­зования, избираемого на муниципальных выборах, устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет.

Срок полномочий главы муниципального образова­ния, избираемого представительным органом из своего состава, огра­ничивается сроком полномочий соответствующего представительного органа. Полномочия главы муниципального образования должны на­чинаться с момента его вступления в должность.

Соответственно с этого момента должны прекращаться полномочия прежнего главы. Такой подход обеспечивает преемственность муниципальной власти.

В уставах муниципальных образований важно четко устанавли­вать срок, в течение которого вновь избранный глава вступает в долж­ность.

Днем избрания главы на муниципальных выборах следует счи­тать день, в котором он был избран, несмотря на то, что факт данного избрания муниципальная избирательная комиссия устанавливает не­сколько позднее.

Днем избрания главы, избираемого представитель­ным органом из своего состава, является день вступления в силу ре­шения представительного органа об избрании главы.

Полномочия главы муниципального образования могут быть пре­кращены досрочно в случае:

– его смерти;

– отставки по собственному желанию;

– отрешения от должности в рамках ответственности перед государ­ством;

– признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособ­ным;

– признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

– вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда;

– его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

– прекращения у него российского гражданства или гражданства иностранного государства — участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

– его отзыва избирателями;

– установленной в судебном порядке его стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципально­го образования;

– досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, если глава муниципального образова­ния был избран из состава данного органа.

Источник: https://studopedia.ru/4_81448_glava-munitsipalnogo-obrazovaniya-i-ego-polnomochiya.html

Глава муниципального образования: кто это, обязанности, полномочия

Может ли срок полномочий главы муниципального образования быть менее двух лет?

Глава муниципального образования – это человек, занимающий высшую должность в рамках искомого образования, наделенный определенным перечнем полномочий, распространяющихся на решение вопросов, возникающих на местном уровне. Как избирается глава муниципального образования, какие нюансы характеризуют эту должность, а также многое другое вы узнаете из этой статьи.

Глава муниципального образования

Глава муниципального образования: важные нюансы о должности

Такое должностное лицо, как глава, обязательно должно присутствовать в каждом существующем на территории нашей страны муниципальном образовании.

Нужно учитывать, что лицо, занимающее обозначенный пост, не имеет возможности в одно и то же время претендовать на должность главы образования, а также руководящего лица местной администрации.

Исключением из искомого правила можно назвать лишь тот случай, когда муниципальным образованием выступает сельское поселение, в рамках коего интересующее нас должностное лицо должно совмещать работу на двух вышеупомянутых постах.

На плечах главы муниципального образования лежит большая ответственность, а потому им не может стать любой человек. Лишь самые подготовленные и ответственные могут претендовать на этот пост

Порядок, в рамках которого производится определение того, кто займет должность главы муниципального образования, определяется непосредственно законодательством о выборах муниципальной категории. Так, кандидатуры могут:

  • выдвигаться со стороны депутатов (в этом случае можно представить в качестве кандидата только одного гражданина);
  • выдвигаться самостоятельно.

Если депутат, который был выдвинут на пост другими лицами, не желает его занимать, он может самостоятельно от нее отказаться, подав соответствующее заявление, которое по закону будет принято без инициации дополнительных обсуждений, а также ания.

Выдержка из ФЗ №131 Статьи 36. Глава муниципального образования

Те же кандидаты, которых их потенциальное назначение устроило, должны будут впоследствии выступить на заседании государственной Думы, представив в его рамках программу предстоящей им работы.

При условии, что после прослушанного и просмотренного, члены заседания примут решение об избрании конкретного лица в качестве главы города, они должны отдать за него большее количестве имеющихся .

Существует определенный минимум оных, и если не один из представляющихся перед публикой граждан его не набрал, следовательно, будут инициированы новые выборы, в рамках которых произойдет повторное выдвижение кандидатур.

Если группа депутатов выдвигает кандидатуру, они могут представить к рассмотрению только одного гражданина

Полномочия главы муниципального образования

Полномочия, которыми впоследствии наделяется глава города, вступают в силу в тот день, когда дума конкретного населенного пункта избирает его. Прекращается же их действие через установленный законом срок, а именно, во второе воскресенье марта обозначенного Законом «О местном самоуправлении» года.

Не позднее, чем на 15 день после того, как дума официально оповестит общественность о принятом решении, производится присяга главы города. Так, в рамках данного мероприятия лицо, занявшее данный почетный пост, должно произнести стандартный текст, в котором сказано, что оно дает обещание осуществлять свои полномочия и обязанности:

  • справедливо;
  • честно;
  • беспристрастно и т.д.

Каждое муниципальное образование должно иметь своего главу согласно закону Федерации

Таблица 1. Перечень полномочий главы муниципального образования

ПолномочиеОписание
Представлять населенный пунктИмеет право глава осуществлять представительство муниципального образования непосредственно при контакте с органами самоуправления других населенных пунктов, а также:
  • государственными структурами;
  • гражданами;
  • организациями и т.д. При этом, представительствовать можно без оформления доверенности, как и осуществлять все действия, входящие в рамки данного мероприятия.
  • Подписывать и обнародовать документы, принятые представительным органомИмеет право глава также и на подписание и оглашение официальных бумаг, при условии, что соблюдает порядок, определенный уставом конкретной территории.
    Издавать правовые актыУкладываясь в рамки собственных полномочий, данное лицо может издавать правовые акты различного содержания.
    Требовать созыва заседанияЕсли главе кажется, что имеет место необходимость внеочередного созыва представительного органа населенного пункта, он имеет право его потребовать.
    Обеспечивать органами самоуправления осуществление полномочийРечь идет о таких полномочиях, как возможности решения вопросов местного значения.

    Определяться полномочия интересующего нас должностного лица будут также и с учетом того, главой какого органа местного самоуправления он выступает.

    Так, например, как глава представительного органа населенного пункта, он может:

    • проводить собрания от лица органа;
    • осуществлять контроль и обеспечение выполнения регламента образования;
    • ставить подписи на решениях, протоколах и прочих документах;
    • осуществлять организацию и координацию выполнения вынесенных решений.

    В качестве же главы местной администрации то же лицо имеет право:

    • формировать и исполнять городской бюджет;
    • распоряжаться денежными ресурсами населенного пункта;
    • обеспечивать соблюдение закона, а также прав и свобод на территории образования;
    • отменять действие законов органов, находящихся у структуры в подчинении;
    • заключать различные договоренности и соглашения;
    • использовать мотивационные меры поощрения;
    • привлекать к ответственности дисциплинарного типа тех служащих, которые были им же назначены и т.д.

    При вступлении в должность глава вступает в полномочия, перечень которых будет варьироваться в зависимости от ситуации

    Ограничения и запреты

    Также имеет данное должностное лицо и ряд ограничений, а также запретов и обязанностей, с которыми ему ввиду своего положения приходится считаться.

    Так, контролировать деятельность главы населенного пункта могут:

    • местное население;
    • орган муниципального образования представительной категории.

    Отчет придется предоставлять ежегодный, причем, как о проделанной работе, так и о ее результатах.

    Если же лицо возглавляет местную администрацию, то держать ответ нужно будет перед указанным же учреждением, а также иными подведомственными ей структурами, в частности также и относительно вопросов, которые были вынесены на повестку дня представительным органом.

    Не забывайте, что представители данной должности являются подотчетными должностными лицами, они должны ежегодно рассказывать на публику о проведенной ими работе и ее результатах

    Возможно досрочное прекращение действия полномочий интересующего нас лица. Так, например, в случае:

    • его безвременной кончины;
    • ухода в отставку по собственному желанию;
    • удаления в отставку;
    • отрешения от должности;
    • получения лицом статуса недееспособного или ограниченно дееспособного;
    • признания лица судом в качестве отсутствующего безвестно, или умершего;
    • вступления по отношению данного лица в силу обвинительного приговора;
    • выезда на ПМЖ в другую страну;
    • утраты гражданства России и иностранного государства, являющегося союзником нашей страны;
    • отзыва избирателями;
    • достижения опасного состояния здоровья, при котором невозможно осуществлять рассматриваемую деятельность и т.д.

    Существует множество оснований для того, чтобы глава муниципального образования досрочно прекратил работу на посту

    Заключение

    Глава муниципального образования – важный пост, который может занимать только человек, избранный коллективно, достойный, и, безусловно, знающий законы. В своих решениях и действиях он должен руководствоваться нормативно-правовыми актами нашей страны, и действовать с честью и справедливостью в любом аспекте своей жизни.

    Помимо Правительства РФ и судебной власти существуют более локальные организации. Представители этих структур занимаются вопросами местного значения. Деятельность этих лиц важна для населения и направлена на улучшение их жизнедеятельности. О том, что такое органы местного самоуправления и какими полномочиями наделяются эти инстанции, читайте в специальной статье.

    – Что такое муниципальное образование

    Источник: https://yr-expert.com/glava-municzipalnogo-obrazovaniya/

    Вопросы адвокату
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: