Моя научная статья продублирована в неизменённом виде под авторством других людей

Содержание
  1. Выявление признаков авторского произведения (новизна, оригинальность, творческий характер)
  2. Что может выступать объектом исследования при выявлении признаков авторского произведения (новизна, оригинальность, творческий характер)?
  3. Что необходимо предоставить эксперту для проведения экспертизы по выявлению признаков авторского произведения (новизна, оригинальность, творческий характер)?
  4. В каких случаях проводится экспертиза по установлению авторства произведений искусства?
  5. Какова законодательная база для автороведческой экспертизы по выявлению признаков авторского произведения (новизна, оригинальность, творческий характер)?
  6. На какие вопросы отвечает эксперт-авторовед в рамках исследования по выявлению признаков авторского произведения (новизна, оригинальность, творческий характер)?
  7. Порядок авторства в научной работе
  8. Проблема присваивания научных трудов
  9. Почему порядок авторства важен
  10. Вместо авторства – благодарность за труд
  11. Краткие выводы
  12. Про соавторство в научной статье (плюсы и минусы)
  13. Что такое соавторство
  14. Почему западные исследователи публикуются в соавторстве
  15. Как определить личный вклад каждого соавтора?
  16. В какой последовательности приводить имена соавторов?
  17. Соавторство в статьях Scopus и Web of Science
  18. Покупка соавторства и продажа места соавтора: этический аспект
  19. Заключение
  20. Авторские права: как не нарушить их — Эльба
  21. В чём проблема с контентом
  22. Что будет за нарушение авторских прав
  23. Гражданская ответственность: заплатить правообладателю
  24. Административная ответственность: штраф государству
  25. Уголовная ответственность: наказание от государства за кражу товарного знака и плагиат
  26. Как не нарушить авторские права
  27. Заключать с правообладателями договоры 
  28. Соблюдать правила цитирования
  29. Брать контент с открытой лицензией
  30. Брать произведения из общественного достояния
  31. Быть осторожным с узнаваемыми брендами
  32. Авторское право в интернете: как правильно использовать чужой контент и защищать свой
  33. Использовать фотостоки
  34. Встраивать изображения
  35. Искать в Google
  36. Использовать материалы из общественного достояния
  37. Если контент взяли у вас

Выявление признаков авторского произведения (новизна, оригинальность, творческий характер)

Моя научная статья продублирована в неизменённом виде под авторством других людей

Выявление признаков авторского произведения (новизна, оригинальность, творческий характер) – это одна из разновидностей автороведческой экспертизы.

Понятие авторства определяет принадлежность произведения какому-то конкретному человеку.

Принадлежность проявляется в двух аспектах: во-первых, это означает, что автор самолично создал данное произведение, а, во-вторых, он может распоряжаться им по своему усмотрению и получать за это различные блага – материального и нематериального характера.

Автор может создать произведение искусства, науки и техники. Авторство защищено законом об авторских правах (в этом случае речь идет о произведениях искусства) и патентным законодательством (когда речь идет о произведениях науки и техники).

Автороведческая экспертиза по выявлению признаков авторского произведения покоится на трех китах: принципе новизны, принципе оригинальности и творческом характере произведения. Принцип новизны работает в патентном праве. Принцип оригинальности – в авторском праве. Понятия эти схожи, интуитивно они кажутся синонимичными, однако  обозначают разные явления.

Принцип новизны диктует наличие у объекта совершенно новых характеристик, которых ранее не было ни у одного подобного объекта, либо подобных объектов не существовало вообще. Принцип новизны защищает саму суть нового произведения, при этом форма, в которой это произведение подано, не имеет принципиального значения.

Новизна подразумевает, что никто никогда до того не создавал ничего подобного, поэтому при определении новизны огромную роль имеет временной фактор. Один и тот же объект патентного права мог быть создан двумя разными людьми (или командами) параллельно, независимо друг от друга.

В таком случае правда будет на стороне того, кто зарегистрировал свое произведение раньше.

В авторском же праве все с точностью до наоборот. Принцип оригинальности подразумевает уникальность формы изложения, не беря в расчет содержание произведения. Например, два художника вышли на пленэр и написали пейзажи.

На картинах – один и тот же вид, те же пальмы и то же море. Однако результатом творческого труда в данном случае стали два совершенно разных художественных произведения.

Да, это картины, да содержание изображений совпадает, но творческая манера каждого автора, уникальная в глобальном смысле для каждого человека, определяет оригинальность их произведений.

И наоборот, если один человек копирует манеру другого, при этом выдавая свою работу за произведение другого человека, он нарушает закон. Каждый человек уникален и способен создать произведение, обладающее признаком оригинальности.

Вопрос, обладает ли авторское произведение признаком оригинальности, возникает в ходе самых разнообразных судебных разбирательств, касающихся споров о принадлежности авторских прав на художественное определение.

Признак оригинальности устанавливается по сравнению с остальными произведениями. Автороведческая экспертиза может установить, является ли произведение авторским или, скажем, заимствованным, подражательским и т.д.

И, наконец, третьим признаком, подлежащим исследованию в ходе экспертизы по выявлению признаков авторского произведения, является творческий характер произведения. Согласно ныне существующему законодательству, произведение имеет творческий характер, если оно является результатом творческой деятельности. Творческая деятельность подразумевает процесс создания.

Популярный в наше время термин «креативность», заимствованный из английского языка, обозначает особое свойство личности – способность к творчеству. Творчество – есть порождение новых объектов, уникальных, не похожих на другие. Креативность – редкий дар, свойственный не многим.

Креативность, творческий подход в сочетании с работоспособностью порождают на свет порой ценнейшие жемчужины культурной деятельности человека. Подчиняясь глобальному постулату экономики – об ограниченных ресурсах, – творческая деятельность порождает особые права автора на использование результатов своей деятельности.

Так как не всякий способен создать уникальное произведение и получить соответствующие блага, появились воры, присваивающие себе авторство чужих работ. Особенно это актуально в наше время, когда Интернет и общее развитие технологий сделали общедоступными многие произведения творческого труда.

В случае совпадения – полностью или частично – произведения с каким-либо другим объектом возникает спор об авторстве. В таком случае надо определить, имеет ли спорный труд творческий характер, или он является заимствованием из чужого, содержит признаки плагиата и так далее.

Что может выступать объектом исследования при выявлении признаков авторского произведения (новизна, оригинальность, творческий характер)?

Круг объектов авторского права определяется законодательством. К числу объектов, в отношении которых можно провести исследование, относятся:

  • произведения художественной литературы;
  • музыкальные и драматические произведения, в том числе сценарии и либретто к ним;
  • живописные произведения;
  • произведения скульптуры, архитектуры, живописи;
  • теле-, видео- и кинофильмы (а также сценарии и авторские примечания к ним);
  • фотографии;
  • географические карты;
  • переработки произведений искусства и литературы;
  • сборники произведений (антологии, энциклопедии);
  • переводы художественных произведений (труд переводчика является творческим).

В отношении компьютерных программ действуют те же самые правила, что и в отношении литературных произведений.

Необходимо отметить, что представленный перечень объектов авторского права далеко не полный. Это связано с тем, что развитие творческой мысли, науки и техники может предложить новые формы воплощения. Не носят творческого характера, и потому не подлежат рассмотрению, вопросы, связанные с технической обработкой произведения: редактурой и корректурой.

Не относятся к объектам авторского права:

  • официальные документы, а также их переводы (законы, постановления, акты, судебные решения);
  • государственная символика и знаки (герб, денежные знаки, флаги);
  • информационные сообщения.

В круг объектов патентного права входят изобретения и полезные модели.

Под изобретением понимают техническое решение, явившееся результатом творческой деятельности и направленное на использование в любой сфере деятельности человека: сельском хозяйстве, обороне, экономике и других областях.

Под полезной моделью понимают техническое решение, относящееся к конкретному устройству. Она должна отличаться новизной и промышленной применимостью.

Что необходимо предоставить эксперту для проведения экспертизы по выявлению признаков авторского произведения (новизна, оригинальность, творческий характер)?

На экспертизу могут быть предоставлены:

  • литературные и научные произведения;
  • статьи в журнале, газете, Интернет-публикации;
  • переводы (они считаются объектом творчества);
  • дневниковые записи;
  • личная переписка;
  • сценарии теле- и кинофильмов, теле- и Интернет-передач, пояснительный текст к сценарию;
  • тексты песен, оперы, оперетты и иных музыкальных произведений.

Эксперты в ходе экспертизы по выявлению признаков авторского произведения (новизна, оригинальность, творческий характер) рассматривают письменный текст, созданный рукописным или печатным способом. Однако рассматривается его содержательная сторона, а не графическая. Последняя служит предметом графологической экспертизы.

В каких случаях проводится экспертиза по установлению авторства произведений искусства?

Данный вид исследования может назначаться в рамках досудебного расследования, в судебном порядке в ходе дел, связанных с интеллектуальным воровством (плагиатом), контрабандой, мошенничеством, хищением частного или государственного имущества. Также экспертизу по установлению авторства произведений искусства может заказать частное лицо, например, в случае получения наследства, подарка.

Какова законодательная база для автороведческой экспертизы по выявлению признаков авторского произведения (новизна, оригинальность, творческий характер)?

  • Гражданский кодекс РФ, часть 4 («Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации»);
  • статья 1229, часть 1 («Исключительное право») Гражданского кодекса РФ;
  • статья 1257 («Автор произведения») Гражданского кодекса РФ;
  • статья 1265 («Право авторства и право автора на имя») Гражданского кодекса РФ;
  • «Рекомендации по отдельным вопросам экспертизы заявленных обозначений» (утверждены Приказом № 39 Роспатента от 23 марта 2001 года);
  • «Методические рекомендации по определению однородности товаров и услуг при экспертизе заявок на товарные знаки и знаки обслуживания»;
  • Федеральный закон № 149-ФЗ от 27 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и защите информации»;
  • Закон «Об авторском праве и смежных правах».

На какие вопросы отвечает эксперт-авторовед в рамках исследования по выявлению признаков авторского произведения (новизна, оригинальность, творческий характер)?

  1. Какое количество лиц принимало участие в создании произведения?
  2. Есть ли в тексте признаки оригинальности, или имеются признаки редактирования заимствованного текста?
  3. Произведение «…» является переработанным или оригинальным? Если оно является переработанным, то признаки переработки какого произведения в нем присутствуют?
  4. Имеются ли дословные текстовые совпадения в представленных на анализ произведениях?
  5. Отражает ли представленный для анализа текст творческую самобытность автора?
  6. Соответствуют ли правила цитирования высказывания «…» правилам цитирования современного русского языка?
  7. Является ли N автором текста, представленного на анализ?
  8. Присутствуют ли в анализируемых произведениях текстовые совпадения автора N и автора S? Наличествуют ли в текстах признаки тождества, говорящие о том, что тексты являются производными друг от друга?
  9. Присутствуют ли в тексте фрагменты, являющиеся рефератом, пересказом или переработкой текста, автором которого является N?
  10. Является ли анализируемое произведение оригинальным изделием или авторской копией (стилизацией, подделкой)?
  11. Является ли анализируемое произведение уникальным предметом или серийным вариантом?

ВАЖНО

Список предлагаемых вопросов не является исчерпывающим. При возникновении других вопросов целесообразно до назначения экспертизы обратиться за консультацией к эксперту.

Источник: https://sudexpa.ru/expertises/vyiavlenie-priznakov-avtorskogo-proizvedeniia-novizna-originalnost-tvorcheskii-harakter/

Порядок авторства в научной работе

Моя научная статья продублирована в неизменённом виде под авторством других людей

Одним из важных моментов в процессе научных исследований является определение авторства и вклада каждого участника проекта. Почему это важно знать молодым ученым? Попробуем разобраться.

Проблема присваивания научных трудов

Достаточно распространенное явление – в последний момент перед публикацией научных трудов переписывать авторские данные в свою пользу, либо же присваивание всех научных трудов, исключая из списка авторов всех других участников.

Встречается и другая схожая ситуация — к общему списку ученых приписываются те, кто никакого отношения не имеют к этой работе.

Есть и другие щекотливые моменты. Предположим, на корпоративе или просто в компании друзей у людей возникают инновационные идеи или наброски мыслей, которые в итоге станут фундаментом исследуемой научной идеи. Но в итоге реализации проектов авторы идей не то, чтобы не участвовали в проекте как ведущие ученые или хотя бы в роли соавтора – они даже не упомянуты в работе.

Но не каждый понимающий автор (тем более как основатель ведущей идеи в проекте) свободно откажется от своей заслуги.

Оно и понятно – даже написание небольшой статьи для журнала РИНЦ требует сил, времени и исследования тематики (как написать научную статью — читайте тут).

Элементарная обида, чувство упущенной выгоды и удар по справедливости. Чтобы вас не лишили авторства и ваш вклад не был уменьшен — нужно знать некоторые нюансы.

Почему порядок авторства важен

На сегодняшний день существуют различные способы соблюдения этических и культурных норм. Так, чтобы были соблюдены интересы всех заинтересованных сторон.

Структура последовательности перечисления авторов или соавторства построена следующим образом:

  • 1) Главный автор публикации;
  • 2) 2-ой по значимости вклада ученый
  • 3) 3-ий по значимости вклада ученый и т.д.

Чем ниже порядок автора в перечисленном списке – тем ниже его вклад, а значит и импакт-фактор. Самым последним указывается (как правило) научный руководитель или заведующий лабораториями. Если авторов 4 и более — условия авторства становят несколько другими.

Иногда в конце научной статьи или книги пишется отдельный раздел, в котором указывается, какой именно вклад был сделан каждым из авторов проекта.

Если же ученый, несмотря на все свои регалии или научные заслуги, ничего конкретного не вложил в «общую копилку» исследований, то редактор может исключить его из ряда списков соавторов. У него есть на это полное право, потому что редакция имеет первостепенную роль и значение.

Вместо авторства – благодарность за труд

В научно-исследовательских работах пишут благодарности особо отличившимся ученым или организационным группам, от непосредственного участия которых зависела судьба проекта в целом.

Примечание автора: «Стоит понимать разницу между авторством и благодарностью. Авторство дает научный вес ученому, пополняет его портфолио, увеличивает вклад в науку, повышает авторитет среди коллег в конце концов. Благодарность – это просто упоминание, не более»

Если автор сам написал свой труд, то делиться своим авторством он вряд ли захочет. Ведь от этого будет зависеть его репутация и личные амбиции. А индивидуальное решение вопроса – это задача очень непростая. Ни перед кем не надо ничем делиться или что-либо доказывать. Свое мнение превалирует.

В будущем это может дать возможность вырасти по научной карьере до руководителя лаборатории и выше. Что даст уже в индивидуальном порядке устанавливать самому свои требования, возможности и правила игры.

Краткие выводы

Не стоит обольщаться на свою или чью-то вседозволенность. Научная карьера – это и черно, и белое, а также и взлеты, и падения. И готовым надо быть ко всему. Не стоит вдаваться в панику во время кризиса или преувеличивать возможности текущей ситуации. На все надо смотреть с разных точек зрения и идеологических подходах решения проблем.

Допустим, некий «строгий» руководитель не дает вам возможности поделиться своими мыслями перед научным сообществом, даже на малом уровне. Но нужно уметь отстоять свою точку зрения, нужно действовать самостоятельно. Только упертый в свои глобальные идеи ученый сможет достичь колоссального результата, чтобы не творилось вокруг.

Помните. Ваша первоначальная задача – набраться опыта и выстроить собственную систему работы. Для этого есть смысл влиться в чужой коллектив. Когда почувствуете себя достаточно опытным в научной деятельности – стоит задуматься о формировании собственной команды ученых. Тогда вопрос авторства решить будет куда проще.

Источник: http://dnsis.ru/poleznoe/poryadok-avtorstva-v-nauchnojj-rabote/

Про соавторство в научной статье (плюсы и минусы)

Моя научная статья продублирована в неизменённом виде под авторством других людей

В мире науки число статей, написанных в соавторстве, преобладает над одиночным авторством. Соавторство российских ученых с иностранными коллегами активно поощряется на государственном уровне. Индикатор «Число статей, подготовленных совместно с зарубежными организациями» является важным критерием оценки эффективности вуза во время мониторинга его работы.

Что такое соавторство

Соавторство – это создание научной статьи несколькими учеными, каждый из которых является ее автором. Коллективная работа над публикацией является достаточно распространенной практикой в научном сообществе. Соавторство в научной статье помогает ученым наладить деловые контакты, найти единомышленников со схожим кругом научных интересов.

Различают два вида соавторства – делимое и неделимое. Оба названных варианта часто используются при написании статей.

Почему западные исследователи публикуются в соавторстве

Большинство западных исследователей предпочитают публиковать свои статьи в соавторстве, считая такой подход более рациональным. Публикация в соавторстве дает ученым следующие преимущества:

  • позволяет осветить в статье несколько точек зрения, противопоставив их друг другу или сравнив разный подход и результаты исследования;
  • гарантирует более тщательную проработку материала, легшего в основу публикации;
  • помогает охватить больший объем информации при подготовке;
  • дает возможность разделить оплату за публикацию в популярном журнале между несколькими авторами.

Важный момент, что, публикуя статью в соавторстве, на ее подготовку можно затратить меньше времени и усилий, равномерно распределив их между всеми авторами будущей публикации, и при это получить более качественный материал и текст.

Как определить личный вклад каждого соавтора?

Вклад каждого из соавторов определяется на основании данных, предоставляемых ими научному изданию. Личная доля участия определяется не большим количеством текста статьи, а решается совместно всеми авторами публикации.

Вклад соавторов в создание статьи может заключаться в:

  • генерации идеи исследования;
  • постановке задачи исследования;
  • выполнении рутинной работы по систематизации материала;
  • анализе результатов исследования и подготовке данных;
  • написании текста статьи.

В западном научном сообществе существуют несколько моделей определения авторского вклада, но этические нарушения в этой сфере по-прежнему нередки.

В какой последовательности приводить имена соавторов?

Существует несколько подходов к определению последовательности указания авторов научной статьи.

  1. Самый простой способ – указать авторов в алфавитном порядке, ориентируясь на первую букву их фамилий: этот способ используют, если вклад авторов равноценен.
  2. Второй способ – это указать авторов в порядке убывания их вклада в работу.
  3. Согласно третьему подходу указываются первый и последний авторы статьи: такой способ применяют для трудов авторских коллективов, состоящих из большого количества участников.
  4. Четвертый способ предписывает указывать авторов в соответствии с их вкладом в статью, выраженным в процентах. Процент авторского участия также измеряется с использованием различных систем.

Статус первого автора имеет большое значение для ученых, к тому же автор статьи – это один из важнейших параметров, используемых в библиографическом поиске. Обычно при публикации статьи ее авторство указывается на основании рукописи, отправленной в издание.

Порядок указания авторов в предоставляемых материалах определяют сами ученые, работавшие над статьей. Если при определении первого автора наблюдается конфликт интересов, то решение о последовательности приведения авторов принимает издатель.

Соавторство в статьях Scopus и Web of Science

Стать соавтором статьи Scopus можно, пригласив к сотрудничеству российского или иностранного коллегу, разделяющего ваши научные интересы. Для отечественных ученых преимущества такой работы очевидны:

  • работа в соавторстве позволяет написать экспертную статью на стыке наук, где каждый из авторов отвечает за свою часть исследования;
  • совместная работа позволяет не только разделить расходы, но и равномерно распределить нагрузку между соавторами.

Соавторство в Scopus или Web of Science позволяет авторам иметь в своем активе статьи, доступные мировому научному сообществу. Соавторы статьи могут находиться в разных странах, а работа над публикацией вестись в режиме онлайн. Также совместная работа дает возможность начинающим исследователям быть опубликованными, если соавтором станет признанный в своей области ученый.

Покупка соавторства и продажа места соавтора: этический аспект

Многие авторы научных статей, поставив их написание на коммерческую основу, предлагают начинающим исследователям купить соавторство в их работах. Спрос на такие услуги, к сожалению, есть, и объясняется он несколькими причинами.

Наличие публикаций в журналах ВАК или Scopus обязательно для успешной защиты диссертаций, также количество публикаций влияет на рейтинг ученого, позволяя ему быстрее продвинуться по карьерной лестнице, достичь признания и желаемого статуса.

Часто ученые не успевают совмещать, например, преподавательскую деятельность с исследовательской и испытывают затруднения с написанием статей. К тому же написание статьи, соответствующей всем требованиям выбранного издания, требует максимальной сосредоточенности на результате и занимает немало времени.

В интернете немало предложений о покупке соавторства, необходимо понимать, что это совершенно недопустимо.

Покупка соавторства противоречит международной научной и публикационной этике, и, если факт покупки соавторства будет раскрыт, автора ждут серьезные негативные последствия.

Нарушение публикационной этики может отрицательно отразиться на репутации автора и приведет к неприятным последствиям:

  • снижению рейтинга ученого;
  • санкциям в отношении исследователя;
  • репутационным рискам.

Не стоит платить деньги недобросовестным авторам и рисковать собственной карьерой в науке.

Заключение

В заключение хотим добавить, что самостоятельно написать научную статью несложно, если следовать указаниям экспертов и соблюдать необходимые правила. На обучающем курсе «Как написать статью для публикации в изданиях, индексируемых в Scopus и Web of Science» вы получите всю информацию, необходимую для самостоятельной работы над статьей.

В рамках курса также будет рассматриваться тема соавторства в статьях Scopus. По завершении курса выдается сертификат, а знания, полученные в процессе обучения, пригодятся вам в дальнейшей научной работе.

Написание научной статьи в соавторстве станет для вас ценным опытом совместной работы с другими исследователями, подарит чувство удовлетворения от достигнутого результата, поможет получить более высокий статус в академическом сообществе.

Источник: https://sibac.info/blog/pro-soavtorstvo-v-nauchnoy-state-plyusy-i-minusy

Авторские права: как не нарушить их — Эльба

Моя научная статья продублирована в неизменённом виде под авторством других людей

Фотографии из Гугла для группы в соцсети, музыка в кофейне и программа без лицензии могут обернуться потерей денег для предпринимателя. В статье рассказываем, как законно брать контент и не нажить проблем.

В чём проблема с контентом

Изображения, тексты, программы — это объекты авторских прав, или интеллектуальная собственность. Вот список объектов, которые считаются интеллектуальной собственностью по ст. 1225 ГК РФ:

— текст;

— фото;

— дизайн;

— рисунок;

— песня и её исполнение;

— фильм;

— видеоролик;

— подкаст, передача;

— программа, база данных;

— товарный знак: название, логотип, слоган;

— персонаж книги, мультфильма, кино;

— изобретения и секреты производства.

У каждого объекта есть автор — тот, кто его создал. Он же правообладатель интеллектуальной собственности. Когда автор продаёт произведение, правообладателем становится тот, кто купил его у автора. Программист написал код — он автор и правообладатель. Фирма купила его для бизнеса — теперь она правообладатель.

Как и обычные вещи, интеллектуальную собственность нельзя брать без согласия правообладателя. Нельзя производить ткань с рисунком из книги, постить фото из блога конкурента, заливать на сайт чужие тексты. Это называется исключительным правом — ст. 1229 ГК РФ.

Важно знать, что если контент открыто выложен в интернете, это ещё не значит, что его можно копировать.

Есть миф, что авторские права защищают только специальные символы, подпись автора и угрожающие надписи наподобие «информация на сайте не подлежит распространению». Это не так. Отсутствие запрета не считается разрешением — ст.

1229 ГК РФ. А правообладатель легко докажет авторство, например, свидетельством о депонировании произведения, и взыщет с вас деньги.

Статья: Как защитить авторские права: 9 способов

Если правообладатель контента не обнаружил кражу и не подал в суд на компенсацию — это всего лишь вопрос времени и везения.

Что будет за нарушение авторских прав

Если совсем коротко, то предпринимателю запретят пользоваться контентом и заставят заплатить компенсацию. Например, попросят убрать из магазина товар с чужим логотипом и заплатить правообладателю 200 000 рублей. При этом не возместят деньги за закупку и упущенную прибыль. А за кражу товарного знака дополнительно оштрафуют в пользу государства.

Статья: Как получить компенсацию за нарушение авторских прав

Теперь подробно. 

Гражданская ответственность: заплатить правообладателю

По иску правообладателя суд заставит предпринимателя сделать следующее по ст. 1252 ГК РФ:

— Прекратить использование. Удалить чужие фото товара с сайта, перестать пользоваться программой без лицензии.

— Проставить автора и ссылку на источник. Если перепечатали или процитировали, но выглядит как будто это своё.

— Уничтожить контрафактный товар за свои деньги. Например, игрушки в виде персонажей мультфильма, которые продаются без договора с владельцем товарного знака.

— Заплатить убытки или компенсацию в размере от 10 000 до 5 000 000 рублей. Как вариант — в двукратном размере стоимости лицензионной программы — ст. 1301, ст. 1311, ст. 1515 ГК РФ.

— Опубликовать решение суда о нарушении авторского права. 

До рассмотрения спора суд может заблокировать спорные материалы на сайте по ст. 1302 ГК РФ. Например, обучающий канал, где выложены чужие видеоуроки. Работать через такой ресурс во время блокировки не получится несколько месяцев.

Административная ответственность: штраф государству

За чужой товарный знак нарушителей штрафуют по ст. 14.10 КоАП РФ. Штраф за копирование для граждан — от 5 000 до 10 000 рублей, для организаций — от 50 000 до 200 000 рублей. Штраф за продажу товаров с чужим товарным знаком для граждан — в размере двукратной стоимости товара, для организаций — в размере пятикратной стоимости. И это не считая компенсации для владельца товарного знака.

Уголовная ответственность: наказание от государства за кражу товарного знака и плагиат

Если владелец логотипа потерял из-за вас больше 250 000 рублей, это уже уголовная ответственность по ст. 180 УК РФ. Наказание — от штрафа в 100 000 рублей до лишения свободы на два года.

За присвоение авторства и торговлю контрафактом тоже дают судимость, когда правообладатель упустил прибыль больше 100 000 рублей. Наказание  примерно как за предыдущее преступление — от штрафа до тюрьмы по ст. 146 УК РФ.

Как не нарушить авторские права

Чтобы не попасть на компенсацию и не потратиться на муторные суды, нужно следовать простому правилу: всегда брать контент с разрешения правообладателя. Для коммерческого использования рекомендации примерно такие.

Заключать с правообладателями договоры 

Для законного использования интеллектуальной собственности с правообладателем заключают платные договоры на передачу исключительных прав. 

Когда объект забирают навсегда, оформляют договор на отчуждение исключительного права — ст. 1234 ГК РФ. Такой договор можно заключить с фотографом или иллюстратором, если покупаете готовый контент для сайтов или буклетов. Тогда фото и рисунки станут уже вашей собственностью. Если захотите, сами сможете продать их на другой сайт. Единственное — всегда надо указывать автора.

Во временное пользование объект берут по лицензионному договору — ст. 1235 ГК РФ. Это чем-то похоже на аренду. Лицензии оформляют на программы, музыку, видео. Обычно лицензионные соглашения публикуют на сайте, откуда скачивают контент. Например, вот так выглядит договор на использование сервиса Эльба.

Иногда за лицензию не надо платить, например, в фотостоках.

Контент на заказ делают по договору авторского заказа или договору подряда — ст. 1288, 1296 ГК РФ. Авторский заказ оформляют с физлицом, подряд — с фирмой.

При оформлении договора на контент проследите, чтобы исключительное право на объект переходило к заказчику, а не передавалось по лицензии.

Иначе рискуете через пару лет увидеть свой фирменный стиль у другого сайта. Потому что срок лицензии истёк.

Для фоновой музыки в баре, парикмахерской и магазине тоже покупают лицензию. Как безопасно включать музыку в помещении для клиентов — тема отдельного большого разбора. В общих чертах дела обстоят так.

У каждой песни есть исполнитель, автор текста и композитор. Сама песня — интеллектуальная собственность, и включать её в коммерческом заведении для посетителей можно только с разрешения правообладателя.

Чаще всего авторы песен передают права специальной организации — Российскому авторскому обществу (РАО). Такая организация становится правообладателем и от имени музыкантов проверяет заведения, где играет музыка.

А после проверки предлагает заключить лицензионное соглашение и платить ежемесячные авторские вознаграждения, а за уже проигранное — заплатить компенсацию.

Один предприниматель заплатил РАО по решению суда 160 000 рублей за музыку в кафе без лицензии — дело № А32-27234/2018. Так что это не просто юридический миф.

Поэтому лучше купить лицензию у правообладателя, платить каждый месяц и не дожидаться иска. Как вариант, брать музыку с открытой лицензией или из общественного достояния — об этом ниже.

Соблюдать правила цитирования

Цитирование — когда берут часть объекта в неизменном виде. Упоминаете отрывок чужого текста в посте группы в Фейсбуке — это цитирование. 

Чтобы взять отрывок, не надо получать разрешение правообладателя и платить деньги. Это считается свободным использованием произведения по ст. 1274 ГК РФ. Цитировать можно не только текст, но и любой объект интеллектуальной собственности. То есть фото и видео тоже. Так пояснил Пленум ВС в п. 98 Постановления № 10 от 23.04.2019 г. 

Для законного цитирования надо соблюдать четыре правила. Они изложены в п. 1 ч. 1 ст. 1274 ГК РФ и конкретизированы в Определении ВС № 305-ЭС16-18302.

  1. Цель цитирования — информационная, научная, образовательная или культурная.  
  2. Обязательно указать автора.
  3. Брать можно опубликованный (обнародованный) объект, на источник заимствования надо поставить ссылку.
  4. Отрывок берут в объёме, оправданном целью цитирования.

Пример цитирования, за которое не наказали.

Федеральный телеканал снял документальный фильм о влиянии на здоровье пальмового масла. В фильм взяли фрагмент другого фильма о процессе создания заменителей молочного жира. Автор не давал согласие на использование своего произведения. Поэтому пошёл в суд за компенсацией и вырезкой фрагментов. Суд он проиграл, потому что телеканал не нарушил требования к цитированию. 

В фильме говорят о проблемах продуктов питания в жанре журналистского расследования, значит цель цитирования — информационная. Фильм истца опубликован на Ютубе, то есть обнародован. Автор указан. У фильмов одна тематика — про заменители молочного жира. Спорный фильм длится 15 минут, кадры из чужого взяты на 14 и 49 секунд. Объём оправдан и ничего не нарушено — дело № А40-32542/2018.

При цитировании важно не удалять знак копирайта © и подпись автора. Даже если перепечатали правильно, за удаление водяных знаков нарушитель платит компенсацию по ст. 1300 ГК РФ.

Брать контент с открытой лицензией

Открытая лицензия (Creative Commons) — когда правообладатель разрешил скачивать произведение из открытого доступа бесплатно на определенных условиях — ст. 1286.1 ГК РФ. Лицензии Creative Commons — легальный способ использования чужого контента. Для коммерческого использования рядом с произведениям должна стоять отметка CC Attribution или Free for commercial use.

Например, фото ищут в расширенном поиске Гугла или на сайтах типа Flickr и Unsplash. Для музыки есть бесплатные ресурсы наподобие Free Music Archive.

Брать произведения из общественного достояния

Когда закон перестаёт защищать авторские права, интеллектуальная собственность переходит в общественное достояние. Ищите такие произведения с пометкой Public domain. Это значит произведение можно использовать бесплатно и без чьего-либо разрешения, но с указанием автора — ст. 1282 ГК РФ.

По общему правилу защита произведения заканчивается через 70 лет после 1 января следующего года после смерти автора. В некоторых случаях срок считается немного иначе. Например, для авторов, которые работали в период ВОВ, срок составляет 74 года. То есть совсем старые фото, песни, тексты, картины и фильмы находятся в общественном достоянии, за них не платят. 

Быть осторожным с узнаваемыми брендами

Известные изображения, слоганы и персонажи с большой вероятностью зарегистрированы как товарные знаки. За бездоговорное использование нарушитель платит компенсацию, даже если сам не виноват. Это касается и российских, и иностранных брендов. 

Например, владелец британского товарного знака «Свинка Пеппа» отсудил у предпринимателя 140 000 рублей за бездоговорное использование этого персонажа. Хотя предприниматель просто продавала в отделе торгового центра игрушки в виде героев мультфильма, которые где-то закупила — дело № А09-5684/2018. 

Поэтому проверяйте, нет ли в товаре и рекламе узнаваемых изображений.

А если уже ваши логотип и название стали популярны, зарегистрируйте свой товарный знак, пока его не украли конкуренты. Иначе даже тут станете нарушителем.

Курс: Как защитить свой бренд

Статья актуальна на 07.08.2019

Источник: https://e-kontur.ru/enquiry/1371/legal_content

Авторское право в интернете: как правильно использовать чужой контент и защищать свой

Моя научная статья продублирована в неизменённом виде под авторством других людей

У всех картинок, гифок, видео, музыки и текстов, которые вы найдёте в интернете, есть автор. Автору автоматически принадлежат права на созданный им объект, и эти права охраняются законом. Это значит, что нельзя просто взять классную картинку и вставить в свой пост или рассылку — для этого нужно разрешение автора.

Авторское право делится на два вида: имущественное и неимущественное. По неимущественному праву автор решает, как назвать своё произведение и как под ним подписаться, публиковать его или нет. Но нас больше интересует имущественное право — использовать это произведение в своих целях, в том числе для зарабатывания денег.

Если материал будет в рекламе товара, услуги или компании — это коммерческое использование.

То же относится к сайтам с платной подпиской, где нужно заплатить за доступ к содержимому, и к группам в соцсетях, где есть реклама товаров или указаны цены.

В этом случае лучше либо создать свой текст и иллюстрации, либо официально их купить. Всё логично: контент приносит прибыль, поэтому должен быть оплачен.

Некоммерческое использование — это когда контент не приносит деньги. Например, если вы делаете рассылку с обзором лучших смартфонов 2018 года, это не коммерция. А если в эту рассылку добавить кнопки «Купить», которые ведут в магазин, то это уже реклама товаров. Соответственно, коммерческое использование.

При некоммерческом использовании всё немного проще. В фотобанках много изображений, которые можно использовать в некоммерческих целях. Многие авторы, особенно непрофессионалы, разрешают использовать свои работы, если вы просто укажете авторство и дадите ссылку на их сайт.

Если автор узнает, что вы использовали его работу, то как минимум потребует удалить её с ваших ресурсов, а может и подать в суд. Обычно судятся, если контент использовали в коммерческих целях. Чаще всего — с крупными компаниями.

Конечно, обычно авторы не сёрфят в интернете целыми днями в поисках своих украденных работ, но попасться всё равно можно. В итоге платить компенсацию по решению суда выйдет дороже, чем честно купить картинку.

Даже если автор изображения не указан, он всё равно существует, и его произведение защищено авторским правом. Если вы при публикации укажете автора, это всё равно нарушение закона, ведь вы берёте его работу без разрешения.

Всегда нужно проверять, защищена ли картинка авторским правом и на каких условиях можно её использовать. Сделать это можно даже через Google с помощью поиска по картинкам.

  1. Заходим в раздел «Картинки». В строке поиска появится значок фотоаппарата, кликаем по нему.
  1. Получаем окно поиска, куда загружаем картинку либо ссылку на файл.
  1. Оригинал фотографии наверняка будет в хорошем разрешении, так что в результатах поиска выберите большие изображения.
  1. Зайдите на сайты, где лежат эти изображения, и посмотрите, как там указан автор. Теперь остаётся найти его страницу в Сети и посмотреть, есть ли там условия использования работ.

Большую часть контента в Сети можно использовать на заранее определённых условиях. Эти условия прописаны в лицензии — договоре на использование контента. Этот договор открытый, его не нужно заключать и подписывать с двух сторон. Вы просто изучаете условия лицензии и соблюдаете их, когда используете изображения и другие медиаобъекты.

Условия лицензии могут быть размещены на сайте, откуда вы берёте контент. Например, в СМИ часто пишут: «При копировании материалов гиперссылка на источник обязательна». В таком случае вы имеете право скопировать текст, если дополните его активной ссылкой на сайт-источник.

Вот список лицензий, которые используются для обозначения авторских прав и условий использования текстов, видео, фото и музыки:

  • СС (Creative Commons) — для любого контента, включая программное обеспечение.
  • GNU FDL (Free Documentation License) — для документов, энциклопедий, словарей.
  • DSL (Design Science License) — для любого контента, включая программное обеспечение. Её почти перестали использовать с появлением Creative Commons.
  • Free Art License (License Art Libre) — для любых художественных произведений.

Creative Commons — самая популярная лицензия. Ей часто пользуются фотографы и дизайнеры, писатели и программисты. Есть несколько подвидов лицензии с разным набором условий: например, ссылаться на автора, использовать произведение только в неизменном виде или только на некоммерческих условиях и другое. Самая подходящая лицензия — CC0, то есть произведение полностью очищено от авторских прав.

Напишите автору письмо. Расскажите, в каких целях вы собираетесь использовать его творение, и спросите, на каких условиях он вам это разрешит.

Соглашение с автором может быть устным или письменным. Если вы опасаетесь, что автор начнёт предъявлять претензии после публикации, то лучше заключить договор письменно. Так будет легче доказать, что вы опубликовали работу строго в рамках договорённости.

Нужно учесть нюансы:

  • Кому принадлежат имущественные права на объект. Может, автор уже продал их какой-то компании и договариваться нужно с ней.
  • Что именно вы хотите сделать с контентом. Нужно чётко это прописать в договоре. Будете ли вы использовать его в коммерческих или некоммерческих целях, опубликуете оригинал или будете как-то его видоизменять — всё это нужно указать.

Всё те же пункты нужно включить в договор, если вы нанимаете фотографа или дизайнера.

Кафе договорилось с фуд-фотографом о съёмке блюд из меню. Фотограф включил в договор условия: указывать его авторство и использовать готовые фото в неизменном виде. Заказчику показалось, что результат недостаточно аппетитный. Он самостоятельно накрутил контрастность в фоторедакторе, а из получившегося сделал коллаж.

Фотограф увидел опубликованный коллаж и подал на кафе в суд. Он выиграл, потому что условия договора были нарушены.

Это легко, когда в штате есть фотограф или дизайнер. Ещё есть сервисы для создания картинок с готовыми шаблонами для недизайнеров: Canva, Piktochart, BeFunky и множество других. Можно нанять внештатного специалиста — только не забудьте заключить с ним договор и прописать в нём передачу имущественных прав на работы.

Использовать фотостоки

Есть платные и бесплатные. Легко искать нужные изображения, лицензии на виду, выбор относительно большой. Но эти картинки уже наверняка кто-то использовал до вас — например, одни и те же улыбающиеся люди изображают сотрудников на сайтах сотен компаний.

«Улыбающийся сквозь боль Гарольд» и вовсе стал мемом, а начинал с фотостока. Ещё один подвох — фотостоки бывают нелегальными и собирают фотографии без разрешения авторов. Отвечать в итоге придётся вам, так что подстрахуйтесь и проверьте картинку через Google.

Встраивать изображения

Только при некоммерческом использовании. С помощью эмбеда вы не сохраняете картинку к себе, а встраиваете её в код страницы. Таким способом можно брать картинки из Instagram, Getty Images, Tumblr и Flickr. Этот способ можно использовать в рассылках и на сайте.

Магазин «Пудра» в раздел отзывов в письме вставляет эмбеды из Instagram-аккаунтов блогеров

Искать в Google

Забиваем запрос, переходим в раздел «Картинки». Здесь нажимаем на «Инструменты» и выбираем подходящую лицензию из выпадающего списка «Права на использование». Всегда заходите на сайт, где лежит фотография, и проверяйте её происхождение.

Использовать материалы из общественного достояния

В России имущественное авторское право перестаёт действовать через 70 лет после смерти автора. Это касается книг, картин, фильмов. При этом в других странах свои сроки действия авторского права, так что обязательно изучите вопрос перед тем, как брать контент.

С текстами та же история, что и с картинками — без разрешения их использовать нельзя. Броские цитаты из фильма или книги отлично подходят для тем в рассылках, но охраняются авторским правом. Причём как оригинальные названия, так и переведённые.

В теме этого письма явно обыграно название фильма с Леонардо Ди Каприо. По Гражданскому кодексу переводные названия фильмов являются творческим результатом работы переводчика. Правообладатели перевода могут подать иск

Даже если вы возьмёте чужой текст и немного переработаете его, правообладатель имеет право подать жалобу. Он обратится за экспертизой, и специалисты могут подтвердить заимствование текста.

В соцсетях тоже работает авторское право. Оно защищает все картинки, тексты, гифки и видео. Без проблем можно делать репосты — так вы сохраняете авторство контента. А вот публиковать у себя без разрешения и указания автора нельзя, это нарушение закона.

Алгоритм действий, если хотите использовать чужой контент в соцсети, обычный. Найдите автора текста или изображения, посмотрите, указаны ли на его сайте или в аккаунте условия публикации. Если не указаны — свяжитесь с ним и договоритесь.

Заведение рекламирует вечер с кинопоказом в группе «ВКонтакте». В посте — кадры из мультфильма «Тайна Коко», и это нарушает права правообладателей мультфильма

Если контент взяли у вас

Пользователи могут брать ваш контент только для личного некоммерческого использования и обязаны указывать автора и источник заимствования. В противном случае они нарушают закон, и вы можете требовать удаления контента и выплаты компенсации через суд.

Ставьте копирайты на все свои фото и видео, подписывайте авторство. Так будет легче защищать свои интересы в суде.

Для начала соберите доказательства: ссылки и скриншоты ваших страниц и страниц конкурента с аналогичным контентом, оригиналы фото и видео. У вас должно быть всё, чтобы показать — вы разместили материалы раньше конкурента. Идите к нотариусу, чтобы он заверил эти материалы.

Затем попробуйте договориться мирно: напишите владельцам ресурса, что вы собрали «вещдоки», и попросите удалить контент и компенсировать вам как минимум расходы на нотариуса. Если нарушители не соглашаются или не отвечают, можно подавать судебный иск.

Обязательно проконсультируйтесь с юристом. Бывает, что ваши усилия в судебном разбирательстве того не стоят: либо шанс на победу небольшой, либо компенсация будет слишком маленькой.

Источник: https://Lifehacker.ru/avtorskoe-pravo-v-internete/

Вопросы адвокату
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: