Конфликтная ситуация с классным руководителем гимназии

Содержание
  1. Что делать в случае конфликта в школе?
  2. 1) Постарайтесь решить конфликтную ситуацию, не привлекая третью сторону
  3. 2) Обратитесь с официальной жалобой к директору школы
  4. 3) Обратитесь в Управляющий совет школы или в комиссию по урегулированию конфликтов
  5. 4) Направьте жалобу в прокуратуру, Рособрнадзор, органы управления образования, другие контрольно-надзорные органы
  6. 5) Придайте проблему огласке
  7. Как преодолеть конфликт с руководством школы
  8. Попробуйте сделать так, как они предлагают 
  9. Проявите открытость. Обсудите проблему
  10. Ищите поддержку
  11. И в заключение…
  12. Межличностный конфликт в школе: учитель против учителя
  13. Пример 1. Различия в ценностях
  14. Пример 2. Личностно-психологическая причина, связанная с борьбой за лидерство и самоутверждением
  15. Антиконфликтное упражнение «Умение слушать»
  16. Конфликты в школе – причины и способы решения конфликтных ситуаций в школе
  17. Виды конфликтов в школе
  18. Ребёнок – класс
  19. Ребёнок – учитель
  20. Учитель – родители
  21. Способы решения конфликтов в школе
  22. Конфликты с учителем: 5 способов решения
  23. Основные причины возникновения конфликтов
  24. Конфликт между учениками
  25. Учитель и ученик
  26. Учитель и родители ученика
  27. Никогда не ругайте ребенка в присутствии других
  28. Определение конфликта. Деструктивный и конструктивный способы решения конфликтных ситуаций
  29. Правила поведения во время конфликта с ребенком
  30. Разрешение конфликтов в школе
  31. Решайте не больше одной проблемы за раз

Что делать в случае конфликта в школе?

Конфликтная ситуация с классным руководителем гимназии

К сожалению, учителя не всегда бывают справедливыми, одноклассники — спокойными и тихими, а директора — вежливыми и заботливыми. Конфликты в школе не редкость. Как защитить свои права? Чтобы не растеряться в конфликтной ситуации, прочитайте и сохраните к себе краткий алгоритм действий:

1) Постарайтесь решить конфликтную ситуацию, не привлекая третью сторону

Назначьте встречу и расскажите о причине своего недовольства. Простой разговор проще и дешевле судебного разбирательства.

2) Обратитесь с официальной жалобой к директору школы

В письменном виде укажите, в чем именно состоит причина вашего недовольства. В жалобе также можно указать возможные действия для решения проблемы: провести проверку, привлечь к дисциплинарной ответственности, оценить правильность выставления оценок на педсовете и т.д.

Предпочтительный вариант – коллективная жалоба. Это поможет избежать травли, обвинений в предвзятости и снять претензии к вам лично. К тому же, велика вероятность, что директор отнесется к такому обращению с большей ответственностью.

Директор не вправе игнорировать подобное обращение: по фактам, описанным в обращении, должны быть предприняты конкретные действия: служебное расследование, созыв педсовета, письменный ответ или другое.

3) Обратитесь в Управляющий совет школы или в комиссию по урегулированию конфликтов

Управляющий совет может оказывать влияние на решение вопросов, которые отнесены к сфере его компетенции. По отдельным вопросам, которые перечислены в Уставе, решения Управляющего совета могут быть обязательными для администрации школы, остальные будут носить рекомендательный характер.

Чаще всего на рассмотрения Управляющего совета выносятся вопросы, которые требуют учета мнения родителей. Также к его помощи прибегают, когда директор нуждается в дополнительной поддержке и обосновании своих решений.

Например, мнение родителей обязательно учитывать по вопросам выбора школьной формы.

Директор может привлекать Управляющий совет, когда возникает неоднозначная спорная ситуация: по поводу перехода на шестидневную рабочую неделю, питания в школьной столовой, утверждения правил поведения, разрешения затянувшихся конфликтов между участниками образовательного процесса и т.п.

Если Управляющего совета в школе нет, или он бездействует, можно воспользоваться законным правом на обращение в комиссию по урегулированию конфликтов. В комиссию можно направить жалобу на применение мер дисциплинарного взыскания, на конфликт интересов педагога, принятие локальных актов, которые не учитывают интересы участников образовательного процесса и любые другие конфликтые ситуации.

Обращение в комиссию – это хороший способ защиты прав и отстаивания интересов без вынесения сора из избы. Коллегиальное решение обеспечит большую объективность, чем обращение к директору, который будет принимать решение единолично.  

Комиссия по урегулированию споров создается из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей несовершеннолетних обучающихся и работников организации. См. материал Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

4) Направьте жалобу в прокуратуру, Рособрнадзор, органы управления образования, другие контрольно-надзорные органы

Если решить вопрос на уровне школы не получается, стоит обращаться на уровень выше. Непосредственно над директором школы стоит учредитель — управление образования муниципалитета. Сюда можно направлять жалобы на действия директора, например, если он не учитывает мнение родителей, нарушает порядок проведения промежуточной аттестации или по любым другим вопросам.

Обращения в прокуратуру и надзорные органы эффективно работают в ситуациях, когда нарушаются нормы гарантированные федеральным законом. Так, обращение в прокуратуру поможет быстро решить проблему, если отказывают принять в школу при наличии свободных мест, заставляют отрабатывать, отказывают в приеме заявления, незаконно отчисляют из школы, принуждают сдавать взносы и т.п.

Основной надзорный орган в сфере образования — Рособрнадзор (или инспекции по надзору за соблюдением прав в сфере образования в регионах). Он как и прокуратура следит за соблюдением федеральных законов. Жалоба в Рособрнадзор поможет решить проблему, если в школе не соблюдаются требования ФГОС, отсутствуют учителя по предметам, не соблюдаются иные государственные гарантии.

Последней инстанцией является суд. Он выносит окончательное решение, в том числе он может отменить решения органов власти и прокуратуры.

5) Придайте проблему огласке

Недавние громкие истории показывают, что такая крайняя мера решения конфликта может быть одной из самых эффективных, если:

  • Решение вопроса не относится к компетенции школы. Например, из-за законодательных ограничений, отсутствия государственной поддержки и т.п. Это может помочь лоббировать интересы школы и родителей, внести изменения в законодательные акты, привлечь внимание политиков к проблеме.
  • Жалоба в вышестоящие инстанции не исправила или только усугубила положение, или проблему невозможно решить другими способами. Например, когда вы находитесь в тупике: весь педагогический коллектив во главе с директором, родители настроены против вас, прокуратура вынесла отрицательное решение и т.п.

Один из эффективных способов привлечь внимание журналистов и общественности к проблеме – проведение пресс-конференции.

 Пресс-конференцию имеет смысл проводить для того, чтобы быстро и широко распространить информацию о каком-либо важном и неординарном событии; решить спорные вопросы, которые заведомо волнуют и будоражат общественность.

Тема должна быть достаточно новой и достаточно интересной. См. Как организовать и провести пресс-конференцию

За поддержкой можно обратиться к журналистам, к Уполномоченному по правам ребенка, к депутатам, в приемную партии, в Администрацию Президента РФ. Можно развернуть активность в социальных сетях, направить открытые письма, устроить пикет — сделать все, чтобы история стала известной.

Этот способ максимально подходит для ситуаций, которые затрагивают большое число людей, где имеет место несправедливость, но напрямую нормы закона не нарушаются.

Например, ликвидация или реорганизация школы, увольнение директора, принятие неразумных постановлений, которые не учитывают интересы родителей и т.п.

Источник: https://usperm.ru/clarify/chto-delat-v-sluchae-konflikta-v-shkole

Как преодолеть конфликт с руководством школы

Конфликтная ситуация с классным руководителем гимназии

Что делать учителю, если ему не удалось предотвратить конфликт с руководством школы? Советы дает Отис Кригер, писатель и учитель с 12-летним стажем преподавания в американской школе.

На протяжении всей моей преподавательской карьеры мне посчастливилось работать со школьными лидерами, которые влияли на меня вдохновляюще. Они побудили меня быть лучшим учителем, поддерживали меня в нестандартных, рискованных преподавательских экспериментах в классе.

Но я знаю многих учителей, которым приходится бороться за поддержание хороших рабочих отношений с руководством школы. При этом не всегда удается избежать конфликта с администрацией школы. Так что же делать для преодоления последствий таких конфликтов?

Попробуйте сделать так, как они предлагают 

Первый шаг – просто попробовать сделать то, что предлагает ваш директор. Даже если вы не согласны с этими предложениями, не начинайте противодействовать им прямо сейчас.

В моей преподавательской практике были случаи, когда мне предлагали применять в классе методы, с которыми я был не согласен. Или внедрять программы, которые казались мне абсурдными или, по крайней мере, неэффективными для моего класса. Несмотря на то, что мне это казалось неприемлемым, я все же пробовал сделать это.

Например, однажды директор посетил мой урок в 5-м классе, когда я рассказывал о дробях. Урок прошел хорошо, но директор считал, что надо преподавать по-другому. Я чувствовал, что этот метод не подойдет моим ученикам, но решил попробовать его на уроке.

Как и ожидалось, метод подходил для одних учеников и оказался неприемлем для других. Но я не считаю для себя это полным провалом. Директор убедился, что я способен при необходимости применять другие методики преподавания.

Моя личная копилка методов преподавания пополнилась новым методом, который я до сих пор применяю в некоторых случаях.

В конце концов, школа находится под бдительным оком директора, и он является руководителем. Если опробовали предложение руководства, но оно не работает для вас, – это подтверждение правильности ваших прежних методов преподавания. Если же предложенный метод действительно работает – это только на пользу вашего преподавательского опыта и способствует повышению вашей квалификации. 

Проявите открытость. Обсудите проблему

Когда у вас нормальные рабочие отношения с директором, – это благоприятно сказывается на всех: на учащихся, на коллегах, на общей обстановке в школе. Но если между вами возник конфликт – это окажет влияние на всех.

Один мой коллега пытался отстоять свою точку зрения на способы связи с родителями. Он считал, что, если есть проблемы с учащимся, достаточно по электронной почте сообщить об этом родителям.

Директор был с этим не согласен. Когда эти разногласия были вынесены на совещание преподавателей и сотрудников, ситуация только ухудшилась.

Но при личной встрече с директором все разногласия были быстро сняты.

Если у вас возникли проблемы в общении с директором, назначьте встречу с ним по этому вопросу. Если вы чувствуете дискомфорт, пригласите на эту встречу коллегу. Открытость и честность в обсуждении проблемы покажут вашу готовность разрешить противоречия.

Ваша позиция в этом случае будет известна всему школьному сообществу. В таком разговоре старайтесь, в первую очередь, выслушать позицию руководства. Свою точку зрения отстаивайте без обид, раздражения и гнева.

Ведь ваша цель – разрешить конфликт, а не выступить в суде.

Ищите поддержку

Поговорите со своим коллегами. Не может так быть, что вы – единственный, у кого возникают подобные проблемы. Прежде чем попросить совета или помощи убедитесь, что вас не вовлекают в распространение сплетен или в группу настроенных против директора.

Вам надо найти помощь, чтобы понять откуда возникают ваши проблемы взаимоотношений с директором. Это может быть следствием общей ситуации или касаться только лично вас. Лучший совет смогут дать те, кто сталкивался в вашей школе с аналогичными проблемами.

И в заключение…

Каким бы неразрешимым вам ни казался ваш конфликт с директором, всегда помните, что и у вас, и у вашего директора одна и та же цель – обеспечить лучшее обучение в вашей школе. Это всегда позволяет найти общую платформу для примирения разногласий. И директор тоже не идеален.

Возможно, что директор еще больше, чем вы заинтересован в скорейшем разрешении возникших противоречий для обеспечения нормальной атмосферы в школе. Будьте открыты и не опасайтесь начать разговор.

Вы будете удивлены тому, как быстро могут быть «погашены» многие конфликты, которые казались неразрешимыми.

Оригинал статьи

Подписаться на авторский канал Сафы Сабирова.

Источник: https://pedsovet.org/beta/article/kak-preodolet-konflikt-s-rukovodstvom-skoly

Межличностный конфликт в школе: учитель против учителя

Конфликтная ситуация с классным руководителем гимназии
Межличностный конфликт — это трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми, и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей и потребностей. Подобные ситуации периодически происходят в любых трудовых коллективах, в том числе педагогических. В этой статье мы рассмотрим конфликты между учителями.

11 мая 2018

  1. Ресурсные. Неравномерное распределение тарифного фонда, избыток или недостаток учебной нагрузки, распределение кабинетов и ТСО.
  2. Личностно-психологические. Личная антипатия и нетактичное поведение, ошибочная интерпретация мотивов поступков. Недостаточно высокая оценка деятельности в коллективе. Несправедливые обвинения коллег. Взаимное соперничество молодых и опытных учителей. Конкуренция предметников. Чрезмерная самореклама.
  3. Ценностные. Различия в мировоззрениях, целях и задачах образования. Несогласие по использованию методик и игнорирование педагогических принципов коллег.

Искусство завоевывать друзей и оказывать влияние на людей, эффективно общаться и расти как личность

Автор этой книги, впервые переведенной на русский язык, — легендарный Дейл Карнеги, работы которого стали обязательным чтением для тех, кто хочет научиться общаться. И это огромное событие в психологической науке — перед вами авторский тренинг эффективного общения, уверенности и влияния, который прошли сотни тысяч людей по всему миру.

Купить

Рассмотрим две наиболее часто встречающиеся в учительских коллективах модели конфликтных ситуаций.

Пример 1.
Различия в ценностях

Классный руководитель 10 класса с гуманитарной направленностью главной задачей школы считал развитие личности и творческих способностей ребёнка, а также его стремления к самореализации и самовыражению.

В его педагогической практике превалировали демократичные принципы взаимоотношений с учениками.

А учитель физики, приверженец строгих методов обучения и воспитания, постоянно обвинял коллегу в распущенном поведении, результатом которого, по его мнению, стали низкие оценки по физике во всём классе.

Классный руководитель ответил на недружелюбную реплику коллеги, сказав, что низкая успеваемость его класса — результат сухой неинтересной подачи материала и авторитарности учителя физики. По его мнению, именно эти факторы мешают детям усваивать предмет.

Взаимоотношения учителей наладил осознанный конструктивный диалог. Договориться помогли следующие приемы:

  • Эхотехника: собеседник передает мысли и чувства партнера: «Если я вас правильно понял…», «Другими словами…».
  • Развитие идеи: «Если исходить из того, что вы сказали, то…», «Вы так думаете, поскольку…».
  • Слова-соломинки: «Мне кажется…», «Видимо…».

В результате педагог по физике стал использовать творческие приемы изучения материала, связанные, в том числе, с расширением рамок мышления.
А классный руководитель, в свою очередь, пошел на уступки в вопросах дисциплины, а также начал проводить внеклассные мероприятия, мотивирующие учеников познавать точные науки.

Пример 2.
Личностно-психологическая причина, связанная с борьбой за лидерство и самоутверждением

В школе трудились два историка. Опытный педагог с двадцатилетним стажем и молодой специалист. Первые два года работы старшая коллега постоянно подчеркивала свое превосходство и значимость, даже унижала новичка, ссылаясь на его профессиональные качества.

Молодой педагог с самого начала работы внедряла новые передовые методики обучения, и ее авторитет со временем вырос. «Соперница» приняла достойную роль коллеги в штыки. Доходило даже до анонимок в районо. «Жертва» оказалась на грани эмоционального срыва. Справиться с «агрессором» и ситуацией ей помогли советы психолога.

  1. При конфликтном разговоре мысленно настройтесь на собеседника. Глядя в глаза, следите за изменением лица, позы, положения рук. Постарайтесь почувствовать, ощутить себя в этом состоянии и этой роли.
  2. Слушая и изучая собеседника, не перебивайте его, дайте выговориться. Позже, сняв заряд напряжения, «агрессор» будет готов перейти к более конструктивному диалогу.
  3. Очень искренне, прямо, но корректно, не затрагивая личность, говорите «противнику» о впечатлении и воздействии, производимом его словами и действиями.
  4. Сочувствуйте эмоциональному состоянию «агрессора»: «Мне кажется, вам тяжело постоянно себя накручивать».
  5. Показывайте собеседнику свое уважение и как к личности, и как к авторитетному высококлассному учителю.
  6. При любой возможности старайтесь предложить выход из сложившейся ситуации.
  7. Постоянно подчеркивайте общую цель — обучение детей, требующее применения инновационных методов.

В результате молодой педагог не только обезвредила «противницу», но и сделала союзницей в освоении новых учебных программ.

Антиконфликтное упражнение «Умение слушать»

Для предупреждения межличностных конфликтов в педагогических коллективах применяются специальные антиконфликтные упражнения. Хочу предложить наиболее эффективное групповое упражнение «Умение слушать». Его цель — научиться безоценочно слушать собеседника и развивать эмпатию.

  1. Разбейтесь на пары и распределите роли. Один — «говорящий», другой — «слушающий».
  2. 5 минут «говорящий» рассказывает о своих трудностях в общении. «Слушающий» концентрируется на собеседнике, на его словах, мимике, жестах. Периодически спрашивает, правильно ли он понял слова. Не оценивает, не дает советы.
  3. В течение 1 минуты «говорящий» сообщает «слушающему», что в его поведении помогло ему говорить открыто, а что затрудняло монолог.
  4. «Говорящий» 5 минут рассказывает о своих сильных качествах в общении.
  5. «Слушающий» в течение 5 минут повторяет «говорящему», что он понял из его двух рассказов о себе.
  6. «Говорящий» в это время молчит и кивком головы выражает согласие или несогласие. Если он не согласен, то «слушающий» должен исправлять монолог до тех пор, пока не получит подтверждение своим словам.
  7. Партнеры меняются ролями и работают по той же схеме.

Периодическое выполнение этой техники нейтрализует различные конфликтные качества у педагогов (оценивание, навязывание своего опыта) и создает добрую и комфортную атмосферу в школьном коллективе.

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/mezhlichnostnyy-konflikt-v-shkole-uchitel-uchitel/

Конфликты в школе – причины и способы решения конфликтных ситуаций в школе

Конфликтная ситуация с классным руководителем гимназии

Слово «конфликт» в толковом словаре русского языка определяется как «разногласие, спор, столкновение мнений».

Такое определение полностью подходит и для конфликтов в школе, когда с разногласиями сталкиваются участники образовательного процесса: дети, их родители, учителя и администрация.

Опытные педагоги уверены, что проблемные моменты в процессе обучения неизбежны, так как у каждого участника учебного процесса имеются свои интересы и свои представления о допустимом и правильном. Главное – не пытаться избежать конфликта, а найти конструктивные пути его разрешения.

В чистом виде конфликту нельзя дать положительную или отрицательную оценку, её определяет исход противостояния.

Если после всех дискуссий и споров оппоненты поняли точку зрения друг друга, нашли компромиссное решение и смогли принять новые формы взаимодействия, то такой конфликт можно считать конструктивным.

Если этого не происходит и стороны остаются неудовлетворенными, отношения становятся еще проблемнее либо прекращаются, то такой спор является деструктивным.

В период с 17 по 31 октября 2019 года по инициативе Уполномоченного по правам ребенка в Московской области Ксении Мишоновой на Школьном портале Московской области был проведён опрос, целью которого стало изучение уровня конфликтной среды в школьных коллективах.

В опросе приняли участие почти 19 тысяч человек – более 5,6 тысяч педагогов и 13,3 тысячи учащихся подмосковных школ.

Почти 33% опрошенных детей сообщили, что в классах постоянно или часто обзывают кого-то обидными словами или угрожают. Согласились с этим утверждением чуть больше 10% участвующих в опросе педагогов, в то время, как 89,9% из них указали, что такие ситуации случаются редко или никогда.

Почти 37% школьников сообщили, что постоянно или часто становятся свидетелями того, как высмеивают особенности кого-то из ребят (внешность, одежда, поведение, привычки и т.д.), чуть менее 14% сообщили, что сами постоянно подвергаются насмешкам.

Виды конфликтов в школе

Школьный коллектив – это большая группа людей, куда входят не только ученики и педагоги, но и родители, и директор, и завучи, и другие работники учреждения. Поэтому без спорных моментов здесь не обойтись. Самыми распространёнными типами таких столкновений являются:

  • разногласия в детском коллективе;
  • непонимание между преподавателем и ребёнком;
  • споры родителей с учителями/администрацией.

Рассмотрим все эти типы подробнее.

Ребёнок – класс

Конфликт в школе между детьми может иметь разные причины. Обиды, соперничество, отставание или превосходство в учёбе, неразделённые сердечные симпатии, социальное неравенство – любой из этих поводов может стать почвой для разногласий. Чаще всего столкновения интересов провоцируют следующие ситуации.

Часто коллектив с настороженностью воспринимает приход новенького. Сплочённая группа, где каждый знает друг друга, уже имеет своё ядро. Каждый ребёнок здесь занимает своё место и играет свою роль.

Вдруг появляется чужак, который, возможно, хочет стать лидером (отняв эту роль у кого-то другого) или как-то выделяется внешностью или поведением.

Даже если ученик старается вписаться в коллектив, принимает его правила, пытается найти со всеми общий язык, происходит столкновение интересов.

Такое встречается в первом классе школы, когда его ядро составляет группа детского сада. Эти дети с самых малых лет вместе, они прекрасно знают друг друга. Появление новичка кажется чем-то разрушающим их внутренний, устоявшийся мирок. Здесь огромную роль играет правильное поведение преподавателя.

Ему тоже нелегко: он и сам в этом коллективе новичок.

Поэтому к первым школьным учителям предъявляют столь высокие требования: им сразу, с самого начала надо разобраться в отношениях в коллективе, понять детей, стать для них хорошим наставником и советчиком, вовремя выявить возможные конфликтные вопросы.

Особенно ярко разногласия между учениками проявляются в подростковом возрасте. Преподавателям средней школы надо внимательно наблюдать за своим классом, когда в него вливается новый ученик. Здесь, в отличие от начальных классов, роли распределены более определённо, личные симпатии и антипатии проявляются строже.

Новенькому приходится постараться, чтобы влиться в подростковый коллектив, который может встретить его довольно сурово. Для подростков нет полутонов, они рассматривают мир в чёрно-белом варианте, с позиции «нравится – не нравится». Конфликт в таком коллективе протекает бурно, громко, со всеми видами выяснения отношений.

Педагогу крайне важно вовремя распознать такое положение вещей.

Напряжённая атмосфера может сложиться и без наличия фактора новичка. Ребята могут выступить против одного из своих, если он проявляет себя неадекватно, неуважительно к членам коллектива.

Пример: мальчик Ваня пришёл в первый класс вместе со своими сверстниками, которых он знает по группе детского сада. Он никак не мог привыкнуть к школьному распорядку. На уроке он мог встать с места, пройти по аудитории, взять что-то с парты одноклассников.

В ответ на замечания учителя грубил, начинал кричать или бегать по комнате. Ребята говорили ему, что он мешает, сами делали ему замечания, на которые он не реагировал. В результате они объединились против него, перестали с ним общаться и играть на переменах.

Только своевременное и мудрое вмешательство помогло разрешить конфликт.

В подростковом возрасте в классах могут появиться так называемые изгои – ребята, отношение к которым складывается негативно. Это происходит из-за того, что ребёнок как-то выделяется: внешностью, поведением, отношением к учёбе.

Пример: Арина с начальной школы очень любила учиться. Она быстро схватывала материал, легко выполняла все задания. Положение не изменилось, когда она перешла в старшие классы. Но здесь ей приходилось больше трудиться, чтобы держать планку.

И если раньше она не возражала, когда у неё кто-то списывал, то теперь стала предлагать свою помощь в подготовке заданий, но вот отдавать свои тетради отказывалась. Это привело к обидам на неё, а потом и к тому, что дети объявили Арине бойкот.

Закончилось всё тем, что родители перевели Арину в другую школу.

Детские ссоры – явление, встречающееся в каждой школе. Они отличаются агрессивностью и продолжительностью. Даже став взрослым, человек бывает не в состоянии избавиться от негативных последствий такой травли. Только правильное отношение педагогов, их мудрый подход, взаимодействие с родителями помогают найти выход из положения.

Ребёнок – учитель

Здесь сталкиваются интересы взрослого и юного представителя школьного коллектива. Найти выход в этом положении можно только в том случае, если взрослый человек сам пойдёт на компромисс, поймёт, что он мудрее, поставит себя на место младшего оппонента.

Разногласия между преподавателями и учениками могут иметь как личный, так и учебный подтекст.

Личная неприязнь возникает в том случае, если какие-то черты характера или внешности учителя не нравятся ученику и наоборот – педагог недолюбливает ребёнка из-за его поведения или других особенностей.

Столкновения на почве учебы возникают в том случае, если, по мнению ученика, преподаватель недооценивает его или переоценивает кого-то из его одноклассников. Такой конфликт опасен тем, что в него неизбежно включаются все члены коллектива.

Пример: Артем – отличник. Он любит учиться, любит сам находить информацию в энциклопедиях и в интернете. На уроках он много задаёт вопросов, не обходится и без определённых попыток уличить преподавателя в том, что он чего-то не знает.

Учителю русского языка это показалось неприемлемым, и он накричал на Артёма при очередной его попытке похвастаться знаниями. В итоге подросток стал проявлять негативное отношение к нему (но не к предмету!), в разлад оказались втянуты родители и одноклассники Артёма, вставшие на его сторону, и администрация школы.

Педагог не пожелал проявить гибкость и отказался вообще вести уроки в этом классе.

Такие ситуации не редкость. Учителя сами признают, что им спокойнее работать со средними детьми, тихими и не слишком въедливыми. Те, чьё поведение выбивается из такого ряда, нарушают привычный ход урока, заставляют преподавателя самосовершенствоваться, меняться. Это неплохо, но далеко не все готовы к такому.

Учитель – родители

Подобные конфликты часто связаны с предыдущим типом. Родители включаются в диалог, когда их ребёнок постоянно жалуется на предвзятое к нему отношение, начинают предъявлять претензии сначала к определённому педагогу, потом ко всему коллективу и к администрации.

Они не согласны с методами обучения, у них свой взгляд на воспитание. Ситуация выходит за пределы школьного учреждения, появляются жалобы в департамент образования, а потом и в вышестоящие организации. В итоге конфликт приобретает массовый характер.

Этого можно было бы избежать, если бы родители и преподаватель просто поговорили, обсудили все спорные моменты и попытались найти правильное решение.

Пример. Андрей – ученик 8 класса. Он старается занять место лидера, но делает это по-своему: постоянно нарушает дисциплину на уроке, ведёт себя вызывающе, демонстрируя перед всеми независимость. При этом учится он хорошо. Дома Андрей совсем другой человек.

Он помогает маме и бабушке (отца в семье нет), много занимается с младшей сестрой. Поэтому, приходя в школу, мама уверена, что преподаватели наговаривают на него. Она не пытается разобраться в происходящем – ведь дома она видит практически идеального сына.

Отсюда вывод: учителя плохие, они не могут рассмотреть в её сыне идеал, а администрация школы встаёт на сторону преподавателей, чтобы не выносить сор из избы.

Способы решения конфликтов в школе

Не обращать внимания на то, что в школьном коллективе существуют разногласия, нельзя. Иначе противостояние может затянуться, стать общей проблемой и даже помешать выполнению главной цели обучения – получению знаний.

  • Первый шаг к решению школьных споров – поставить себя на место своего противника.

Это значит, что учителю надо представить, что чувствует его ученик, когда слышит обвинения, направленные в свой адрес. Иногда этого достаточно для того, чтобы полностью погасить конфликт.

Пример: Алёна много болела в 5 классе, лежала в больнице и пропустила несколько тем по математике. Вернувшись в школу, она обнаружила, что ничего не понимает, не может самостоятельно сделать домашнее задание.

Преподаватель же подумал, что она просто не хочет работать дома, поэтому и приходит с пустой тетрадью. Если бы учитель поговорил с ученицей, выяснил причину неуспеваемости, он бы понял, что ей нужна помощь.

Пример показывает, насколько важно попытаться вникнуть в суть проблемы. В случае противостояния между взрослым и ребёнком сделать это в первую очередь должен старший. Он мудрее, имеет больший опыт разрешения подобных ситуаций. И учили его не только педагогике, но и психологии. Он должен понимать учеников. И нужно для этого совсем немного: просто поставить себя на его место.

  • Еще одно важное правило для разрешения конфликтов: надо разговаривать друг с другом.

Спокойно, без крика и взаимных обвинений. Не использовать психологическое давление, уловки, приёмы манипулирования.

Преподавателю важно занять нейтральную позицию, вызвать ученика на прямой, открытый контакт.

В идеале он не должен решать конфликт, его задача – подтолкнуть к решению ребёнка, объяснив, что только в конструктивном обсуждении причин раздора можно найти правильный выход из ситуации.

  • Важно принять свою ответственность в любой проблемной ситуации.

Не бывает такого, что виноват кто-то один. В любом споре виновны обе стороны – это надо понимать и педагогу, и родителю, и самому ребёнку.

Для ученика самое сложное – принять, что у него есть не только права, но и обязанности.

В этом ему должны помочь все взрослые участники ссоры: учителя, родители, администрация школы, чья обязанность – не запугать ребенка возможным наказанием, а благожелательно пояснить ему, что и он может быть не прав.

В любом случае поискам выхода из конфликта необходимо уделять самое пристальное внимание. Нельзя замалчивать неприятную ситуацию. Если учителю самому не удаётся решить проблему, надо обратиться к родителям, попросить помощи у классного руководителя или администрации школы. Только совместными усилиями можно избежать негативных последствий.

Источник: https://home-school.interneturok.ru/blog/voprosy_psihologii/konflikty-v-shkole

Конфликты с учителем: 5 способов решения

Конфликтная ситуация с классным руководителем гимназии
Не секрет, что затянувшийся конфликт с одноклассниками может надолго «отравить» пребывание ребенка в школе. Поэтому педагогам и родителям ни в коем случае нельзя пускать сложившуюся ситуацию на самотек.

Сегодня мы предлагаем вам рассмотреть наиболее распространенные причины возникновения конфликтов в школе, а также самые оптимальные варианты их устранения.

Очень часто у школьников появляются трудности, связанные с обострением межличностных отношений: с их стороны слышаться постоянные жалобы на то, что родители их не понимают и не слышат, а одноклассники дразнят, кричат или придумывают обидные прозвища.

Специалисты уверяют, что данная проблема связана, преимущественно, с адаптацией ребенка к новым условиям (особенно это касается первоклассников), а также с его попытками утвердиться и самовыразиться в новом коллективе.

Не секрет, что затянувшийся конфликт с одноклассниками может надолго «отравить» пребывание ребенка в школе. Поэтому педагогам и родителям ни в коем случае нельзя пускать сложившуюся ситуацию на самотек. Сегодня мы предлагаем вам рассмотреть наиболее распространенные причины возникновения конфликтов в школе, а также самые оптимальные варианты их устранения.

Основные причины возникновения конфликтов

Конфликт между младшими школьниками никогда не возникает запланировано. Чаще всего споры младшеклассников даже конфликтами трудно назвать. Это, скорее, выяснение отношений друг с другом. Дети, не осознавая этого, вступают в спор с единственным желанием – победить.

Насколько безболезненно они будут проходить, во многом зависит от учителя. Здесь главное – добродушное отношение педагога к детям. Опытный учитель с легкостью может перевести любой конфликт в шутку.

Неплохо в таких ситуациях действуют «мирилки» — фразы, наподобие «мир между вами, миска с пирогами»… Обычно это вызывает смех, который перекрывает детскую злобу. После того как дети подают друг другу руки, они сразу начинают действовать совсем иначе. Эффективнее всего мирить детей в игре.

Можно сказать, что каждый из детей – победитель. Ведь он сумел посмотреть своему сопернику в глаза и протянуть ему руку.

Чаще всего конфликтуют мальчики, поскольку у них присутствует подсознательное желание победить. Такие споры можно решать соревнованиями: кто больше раз присядет, отожмется или больше назовет слов на заданную тему, тот и победил.

Нередко возникают конфликты между мальчиками и девочками. Их еще называют конфликтами симпатии.

Явное вмешательство в противостояние мальчика и девочки (например, категоричный запрет на общение между противоборствующими сторонами) может только усугубить ситуацию, так как в процессе конфликта дети проходят очень важный этап половой идентификации.

Намного эффективнее, ненавязчивые беседы, в ходе которых мальчикам объясняется ранимость и впечатлительность девочек, а девочкам – последствия фамильярного отношения с мальчиками (особенно, если самолюбие маленького мужчины было уязвлено в присутствии его сверстников).

Отметим, что особенно болезненно конфликты между детьми воспринимают молодые мамы, дети которых впервые пошли в школу. Очень часто родители впутываются в детские конфликты. Но этого в любом случае не нужно делать. Ведь дети помирятся сразу, а родители будут держать злобу еще очень долго.

Конфликт между учениками

Данный вид конфликта характеризуется формированием стойкого непринятия одних лиц другими. Враждующие стороны создают друг другу невыносимые условия существования, участвуют в различных заговорах. Участниками конфликта являются дети и подростки.

Неписаным правилом таких конфликтов становится их продолжительность, агрессивность, жестокость по отношению к своим оппонентам.

Дети не только не пытаются понять друг друга, но еще и специально усугубляют вражду проявлениями презрительного отношения, демонстрационного неуважения.

Пример: в классе имеется физически слабый мальчик, над которым все подшучивают и издеваются. Другие ученики постоянно провоцируют его на открытую ссору.

Конфликт усугубляется с течением времени, но никак не разрешается, потому что юноша не желает отвечать жестокостью на нападки одноклассников.

Те ребята, которые принимают его сторону, тоже подвергаются гонениям со стороны лидера и его группы.

Учитель и ученик

Довольно распространенным видом конфликта является непонимание между преподавателем и учащимися. Как часто ученики полагают, что им незаслуженно ставят плохие оценки и мало прилагают стараний для того, чтобы исправить ситуацию! Не действует ни неприятие учителей, ни осуждение одноклассников.

Иногда ребенок по каким-то причинам настолько погружается в себя и свой собственный мир, что перестает замечать происходящие вокруг события. Конфликт от этого только затягивается, что не способствует его разрешению. Между тем, не всегда в модели «Учитель – ученик» виноват ребенок.

Учитель в любом случае старше и мудрее любого подростка, потому должен постараться устранить конфликт или хотя бы свести его к минимуму. Надо сказать, учителя тоже не всегда внимательны к ученикам. Плохое настроение, домашние проблемы, собственные недомогания – все это откладывает серьезный отпечаток на личность.

Многие педагоги страдают тем, что навешивают на ребенка негативные ярлыки и относятся к нему предвзято с первой же промашки, не давая возможности ее исправить.

Пример: девочка, ученица шестого класса не успевает по предмету английского языка. Учитель ставит ей неудовлетворительные оценки. Ребенок в отчаянии пытается исправить ситуацию, но у нее не получается – она слишком запустила предмет из-за длительной болезни. Учитель не хочет вникать в эти подробности, полагая, что ученица должна самостоятельно восполнить пробел.

Учитель и родители ученика

Нередко конфликт происходит между родителями одного из учеников и самим учителем. Родители обвиняют педагога в предвзятом отношении к их ребенку. В этой ситуации страдают все и, в первую очередь, ребенок.

У педагога складывается негативное мнение о конкретном ученике, и он невольно обходит его своим вниманием в работе. Ребенок привыкает к тому, что обделен похвалой учителя и в дальнейшем не старается исправить ситуацию.

Родители полностью разочаровываются в системе образования.

Пример: родители учащегося второго класса по любому поводу устраивают «разборки» с учителем, спрашивают, откуда у ребенка четверка, почему не пять? Конфликт растет: у ребенка формируется нежелание учиться, поскольку на его глазах родители ведут себя некорректно с педагогом. Учитель начинает искать помощи у завуча и директора.

Никогда не ругайте ребенка в присутствии других

Достаточно часто родители начинают воспитывать ребенка в присутствии других, думая, что ему станет стыдно, и он поймет свою ошибку. Уважаемые родители, не делайте этого никогда. Дети, особенно маленькие, не чувствуют сопереживания. Оно развивается постепенно, с ощущением родительского сопереживания.

Поэтому если ребенок отказывается выполнить указание или просьбу, это не значит, что он безразличен. Просто ребенок не понимает, почему он должен это выполнять.

И если родители будут пытаться вызвать у ребенка чувство вины, ругая его перед однолетками, это спровоцирует лишь обиду школьника, но никоим образом не стыд за совершенное.

Ругать чужого ребенка без его родителей – категорически запрещено. Нельзя позволять, чтобы детей унижали родители одноклассников.

При решении конфликтных ситуаций в школе очень важно, чтобы присутствовали родители обоих детей.

Родителям нужно объяснить своим детям, что никакой вражды не должно быть, им предстоит еще долго учиться в одном классе, завтракать за одним столом и сидеть за одной партой.

Определение конфликта. Деструктивный и конструктивный способы решения конфликтных ситуаций

Что такое конфликт?

Определения этого понятия можно разделить на две группы. В общественном сознании конфликт чаще всего является синонимом враждебного, негативного противостояния людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей.

Но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.

В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные

. Итогом деструктивного

столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.

Конструктивным

является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.

Правила поведения во время конфликта с ребенком

  1. Дайте ребенку высказаться. Если он агрессивен или раздражителен, то договориться с ним, чаще всего, невозможно, поэтому постарайтесь помочь ему снять напряжение.

    Во время такого «взрыва» лучше всего вести себя спокойно и уверенно, но постарайтесь не переусердствовать со спокойствием, которое ребенок может принять за равнодушие.

  2. Нейтрализуйте агрессию неожиданными методами. Например, задайте вопрос о том, что не касается конфликта.

  3. Попросите описать желаемый конечный результат, не давайте своим эмоциям управлять вами.
  4. Не нужно отвечать агрессией на агрессию.
  5. Используйте фразу «правильно ли я тебя понял?», что демонстрирует внимание к ребенку и уменьшает агрессию.
  6. Ничего не нужно доказывать, ведь это в конфликте – пустая трата времени. Негативные эмоции блокируют способность понимать и соглашаться, особенно у детей.

Разрешение конфликтов в школе

Любые конфликты нуждаются в разрешении. В противном случае напряжение нарастает, а проблемы только увеличиваются. Как можно минимизировать школьные разногласия? В споре каждый уверен в собственной правоте. Между тем, если попытаться понять своего оппонента, можно значительно снизить действие самого конфликта.

Все, что нужно сделать – это поставить себя на место противника. Учителям следует попробовать представить, что чувствует ребенок, когда он запустил школьный материал (пусть и по своей вине), а его никто не хочет понять. Родители постоянно ругают за плохую успеваемость.

Как может ребенок самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации, если он заранее лишен всяческой поддержки?

Разрешение конфликтов в школе должно начинаться с принятия ответственности за свои поступки и действия.

Ученик должен осознавать, что у него существуют обязанности, которые необходимо выполнять.

Учителя должны стремиться видеть в детях положительные качества характера, стараться установить контакт с каждым конкретным ребенком, доходчиво и увлекательно излагать изучаемый материал.

Таким образом, тема школьных конфликтов вовсе не нова. С ней хотя бы раз в жизни сталкивался каждый человек. От того, насколько быстро и правильно удается решить значимое разногласие между участниками противоречия, зависит благополучие ребенка, формирование его мироощущения.

Решайте не больше одной проблемы за раз

Рано или поздно в каждой семье возникают конфликтные ситуации, связанные с обучением в школе (плохие оценки, драка с одноклассником, плохое поведение в классе и т.д.). Они, конечно, могут огорчить, но разрушительными быть не должны. Поэтому нужно придерживаться нескольких правил, чтобы пройти через конфликт плавно и без стресса для ребенка.

https://www.youtube.com/watch?v=8b-fStouDbQ

В первую очередь, что стоит запомнить молодым родителям – за один раз с ребенком можно решить лишь одну проблему. Желательно, наиболее значимую. Плохо, когда родители собирают все проблемы вместе. Это сбивает и запутывает ребенка. Например, если школьник получил двойку за занятие и солгал вам, спросите сначала, почему он солгал. А к двойке вернитесь позже.

Методы решения проблемы должны быть креативными, чтобы ребенок заинтересовался и проявил желание к сотрудничеству. Важно понимать, что найти такие решения конфликта, чтобы все остались довольными, можно только если родители и дети начнут плодотворно сотрудничать. При этом нельзя забывать о вежливости, ведь любой ребенок достоин почтительного отношения к себе.

Источник: https://cosmeton.ru/otnosheniya/konfliktnye-situacii-v-shkole.html

Вопросы адвокату
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: