Какие требования при устройстве на работу преподавателю художественной школы со среднем – специальным образованием по новым Профстандарты

Содержание
  1. Профстандарт «Педагог»: разъяснения юриста
  2. Сроки введения профстандартов
  3. Ответственность за неприменение профстандарта
  4. Особенность используемой терминологии
  5. Основные последствия введения профстандартов
  6. В какие локальные нормативные акты будут внесены изменения в процессе введения профстандартов?
  7. Можно ли уволить сотрудника, который не соответствует профстадартам?
  8. С 9 сентября действует новый профстандарт педагога допобразования и педагога-организатора
  9. Трудовые функции педагогов дополнительного образования
  10. Требования к педагогам дополнительного образования и тренерам – преподавателям спортивных секций
  11. Требования к методистам дополнительного образования детей и взрослых
  12. Педагог-организатор: требования к должности
  13. Специалист по охране труда: какие требования установлены к квалификации, где и как проходить профессиональное обучение
  14. Требования к специалисту по охране труда: квалификация и соответствие профстандарту
  15. Квалификационные требования в профстандарте «Специалист в области охраны труда»
  16. Профпереподготовка и повышение квалификации по охране труда
  17. Изменения в профстандарт по охране труда. Проект
  18. Должен ли специалист по охране труда проходить независимую оценку квалификации?
  19. Когда проходить обучение
  20. Как часто проходить обучение
  21. Где проходить обучение специалисту по охране труда
  22. Как проходит обучение специалистов по охране труда
  23. Какой документ получает специалист после обучения

Профстандарт «Педагог»: разъяснения юриста

Какие требования при устройстве на работу преподавателю художественной школы со среднем - специальным образованием по новым Профстандарты

Актуальный материал: “Министерство просвещения разъяснило порядок применения профстандарта «Педагог»”

Уважаемые коллеги! Юрист профсоюза ответил на многие ваши вопросы, но он не может делать это на постоянной основе. В обязательном порядке мы консультируем только членов профсоюза. Поищите ответ на ваш вопрос в тексте статьи и среди комментариев.

Чаще всего нам поступают вопросы о возможности преподавать не тот предмет, который значится в дипломе об образовании. Ответ на него содержится в разделе 5 «Основные последствия введения профстандартов». Вам нужно посмотреть, относится ли полученная вами специальность к укрупненной группе специальностей согласно Общероссийскому классификатору.

Материалы по теме:

Хорошая новость: введение профстандарта «Педагог» переносится на 1 сентября 2019 года

Минюст не зарегистрировал приказ Минтруда о переносе сроков введения профстандарта «Педагог»

Введение профстандартов: ответы юриста профсоюза на часто задаваемые вопросы 

Сроки введения профстандартов

С 1 января 2017 г. вступает в силу Приказ Минтруда от 18 октября 2013 г. № 544н, которым утверждается профессиональный стандарт «Педагог» («педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)»).

Это означает, что работодатели (руководители образовательных учреждений) обязаны применять его при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.

Пока известно о двух приказах Минтруда, которые переносят сроки введения профстандаров в образовательной сфере: приказ № 745 от 15.12.2016 г. «О внесении изменения в профстандарт «Педагог» (которым переносится дата вступления в силу на 01.09.2019) и приказ Минтруда от 26.12.

2016 № 835н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (которым переносится вступление профстандарта на 01.01.2018).

Приказы, по всей видимости, не прошли регистрацию в Минюсте, поэтому найти их текстов в правовых базах пока не удалось.

Вместе с тем, Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 года № 584 устанавливает до 1 января 2020 г. переходный период для всех профстандартов. Таким образом, до начала 2020 г.

работодатель в соответствии с утверждённым им планом перехода на профстандарт осуществляет выбор того документа, который подлежит применению в образовательном учреждении.

К концу переходного периода планы должны быть реализованы, а все педагогические работники образовательного учреждения должны соответствовать требованиям профстандарта.

К каким категориям работников относится профстандарт «Педагог»

Он относится к преподавателям в дошкольных учреждениях, начальной и средней школе, системе специального образования и обучения.

Профстандарт «Педагог» НЕ относится к педагогам дополнительного образования, педагогам-психологам, тьюторам, методистам.

Ответственность за неприменение профстандарта

Ответственность за несоблюдение требований профстандартов установлена ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

В соответствии с положениями статьи ответственность за однократное нарушение установлена в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 руб., а для юридических лиц от 30 000 до 50 000 руб.

При повторном нарушении на должностных лиц может быть наложен штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет. Для юридических лиц штраф увеличивается до 50 000 — 70 000 руб.

Особенность используемой терминологии

Под квалификацией работника в ст. 195.1 ТК РФ понимается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. В свою очередь профессиональный стандарт является характеристикой квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определённой трудовой функции.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» Министерство труда и социальной защиты РФ координирует разработку стандартов (п. 2).

Профессиональные стандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда (п. 25).

Приказом Минтруда от 12.04.2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» утверждено описание девяти уровней квалификации работников. К педагогическим работникам применяются 5 уровень (для воспитателей ) и 6 уровень (для учителей).

Для каждой трудовой функции в профстандарте используется кодовый номер. Он состоит из двух составляющих: буквенного обозначения и цифрового. Буква означает обобщённую трудовую функцию, а цифра — трудовую функцию.

Трудовая функция, в свою очередь, включает в себя три составляющих: трудовые действия, необходимые знания и необходимые умения.

Таким образом, новые требования к деятельности педагогических работников вместо прежнего Единого квалификационного справочника будут устанавливаться в описании трудовой функции в профстандарте.

Основные последствия введения профстандартов

С введением профстандартов преподаванием соответствующих предметов и дисциплин смогут заниматься только те работники, которые обучались по соответствующим направлениями. Однако, не совсем понятно, что должно пониматься под «направлением».

Некоторые специалисты предполагают, что под направлением следует понимать точное соответствие направления подготовки и преподаваемой дисциплины (физик сможет преподавать только физику, но не информатику). Другие же указывают, что под направлением понимается укрупнённая группа в понимании Приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г. N 1059 и Приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г.

N 1061. То есть лицо, получившее образование в области математики сможет вести все дисциплины, соответствующие математическим и естественным наукам, а именно математику, физику, информатику и т. д. Поскольку в соответствии с п.4 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 12 сентября 2013 г. N 1059 г.

Москва «Об утверждении Порядка формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки» профессии, специальности и направления подготовки, относящиеся к одной профессиональной области, при формировании перечней объединяются в укрупнённые группы профессий, специальностей и направлений подготовки. (См. Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

Образование будет соответствовать преподаваемому предмету, если находится с ним в одной укрупненной группе. Укрупненная группа обозначается в классификаторе 2-м и 3-м знаками.)

Весьма спорным является мнение о том, что учителя начальных классов не смогут работать воспитателями в дошкольных учреждениях и наоборот без дополнительной переподготовки.

Во-первых, профстандарты устанавливают одинаковые требования к образованию и обучению воспитателя и учителя.

Во-вторых, различия между педагогической деятельностью по реализации программ дошкольного образования и реализации программ начального школьного образования касается лишь различных трудовых функций и уровней квалификации.

Следует отметить, что в соответствии с Приказом Минтруда от 5 августа 2016 г. № 422н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог» внесены изменения в требования к образованию и обучению.

Теперь для учителя это высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. А для воспитателя: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки», либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Таким образом, требования были приведены в соответствие с Единым квалификационным справочником. Таким образом, распространённое мнение о том, что учитель обязан иметь образование или проходить переподготовку в области педагогических наук не соответствует последней версии требований профстандарта.

Значительная часть деятельности, которая раньше фиксировалась в Положениях о стимулировании и дополнительно поощрялась, теперь является обязательной трудовой функцией педагога и должна оплачиваться из оклада.

Так, теперь преподаватель обязан владеть такими компетенциями как работа с одарёнными детьми, девиантными детьми, с теми, для кого русский язык не является родным, а также компетенциями в области инклюзивного образования.

Педагог должен уметь взаимодействовать с другими специалистами: психологами, дефектологами, социальными работникам, а также обладать ИКТ навыками.

В какие локальные нормативные акты будут внесены изменения в процессе введения профстандартов?

Положение об аттестации (в связи с вступлением в силу ФЗ «О независимой оценке квалификации» и необходимостью проводить аттестацию в соответствии с требованиями профстандартов);

Положение об обучении (в связи с изменением трудовых функций педагога);

Положение о премировании (о стимулировании) (в связи с изменением трудовых функций педагога и появлением у него среди обязательных функций тех, за которые раньше предполагались стимулирующие выплаты);

Положение о структурных подразделениях;

Штатное расписание (в связи с требованиями к квалификациям педагогов-предметников, преподавателей начальной школы, русского языка, математики);

Должностные инструкции (в связи с изменением трудовых функций);

Трудовые договоры (в связи с изменением трудовых функций и оплаты труда).

Можно ли уволить сотрудника, который не соответствует профстадартам?

Положения трудового законодательства не позволяют уволить сотрудника просто так. Если он не соответствует профстандарту для занимаемой им должности, то ему должны предложить (при наличии) другую должность.

Также работодатель может отправить работника на профессиональную переподготовку. В соответствии со ст.

 196 ТК РФ подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Следует отметить, что Министерством образования и науки РФ совместно с Профсоюзом работников народного образования и науки РФ издано письмо № 08-415 от 23 марта 2015 г. «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образования», в котором, в частности, указывается, что «Работодатель не вправе обязывать работников осуществлять ДПО за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры». Вместе с тем, данное письмо не является нормативным актом и не носит обязательного характера.

Если работник отказывается от перевода на другую должность или прохождения переподготовки, то до января 2020 г. с работником ничего сделать не могут.

Вместе с тем, с окончанием переходного периода все работники, находящиеся на должностях педагогических работников должны соответствовать требованиям профстандарта. Таким образом, с января 2020 г.

работника могут направить на независимую оценку квалификации для получения сертификата соответствия (ФЗ «О независимой оценке квалификации» вступает в силу с 01 января 2017 г.).

Независимая оценка квалификации, в случае осуществления её по направлению работодателя, проводится за счёт работодателя центром оценки квалификаций. Конкретный порядок проведения оценки утверждается Постановлением Правительства РФ от 16.11.

2016 N 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена».

В тридцатидневный срок соискателю выдаётся свидетельство о квалификации (в случае успешного прохождения экзамена) или заключение о прохождении квалификационного экзамена (в случае неуспешного прохождения экзамена). В настоящий момент свидетельства о квалификации носят бессрочный характер.

Таким образом, если по результатам независимой оценки квалификации работник получил свидетельство о соответствии, то он не может быть уволен из организации на основании несоответствия профессиональным стандартам.

При этом, не следует смешивать понятия «аттестации на соответствие занимаемой должности» и «аттестацию на соответствие профессиональному стандарту». В случае, если педагог не пройдёт независимую оценку квалификации, то о может быть уволен по ст. 81 ч.

 3 «вследствие недостаточной квалификации, подтверждённой результатами аттестации».

Юрий Варламов, юрист МПРО «УЧИТЕЛЬ»

Источник: https://pedagog-prof.org/zashchita-prav/prava-pedagogov/profstandart-pedagog-raz-yasneniya-yurista

С 9 сентября действует новый профстандарт педагога допобразования и педагога-организатора

Какие требования при устройстве на работу преподавателю художественной школы со среднем - специальным образованием по новым Профстандарты

Приказом Минтруда от 5 мая 2018 года №298 утверждён новый профстандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Приказ зарегистрирован в Минюсте 28 августа за номером 52016. Профстандарт, утверждённый приказом Минтруда от 8 сентября 2015 года №613н, утратил свою силу.

Информация актуальна для слушателей курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации по направлениям:

Еще год назад мы информировали о подготовке нового профстандарта для педагогов дополнительного образования. Как и предполагалось, чтобы занимать должность педагога допобразования необходимо соответствовать 2 главным требованиям: иметь не только специализацию по самому преподаваемому предмету, но и получить педагогическую специальность по направлению «Образование и педагогические науки».

Трудовые функции педагогов дополнительного образования

Функции педагогов дополнительного образования разделены на 3 подуровня в рамках одного уровня квалификации. Специалисты данного профиля соответствуют шестому уровню квалификации.

1 подуровень: преподавание по дополнительным общеобразовательным программамСюда относятся педработники:
  • педагог доп. образования, 
  • тренер-преподаватель спортивной секции, 
  • старший тренер по спорту.
Педагоги данной квалификации должны заниматься организацией образовательной деятельности обучающихся, досуговой деятельности в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы.Обеспечивать взаимодействие с родителями, осуществлять педагогический контроль освоения программы допобразования.Разрабатывать программно-методическое обеспечение.
2 подуровень: организация методического сопровождения при реализации программ дополнительных общеобразовательных программ.Сюда относится методист и старшиий методистИными словами, речь идет о методистах. Педагоги данного уровня квалификации должны осуществлять организационно-методическое сопровождение, проводить мониторинг и оценку качества реализации программ педагогами допобразования.
3 подуровень: педагог-организатор, организация педагогического обеспечения программ дополнительного образования детей и взрослыхСюда относится педагог-организаторЭто специалисты, которые должны организовывать и проводить массовые досуговые мероприятия, развивать социальное партнерство и продвигать услуги допоборазования детей и взрослых.Специалисты данного подуровня должны заниматься организацией допобразования по одному или нескольким направлениям деятельности.

Требования к педагогам дополнительного образования и тренерам – преподавателям спортивных секций

Для того, чтобы занимать должность педагога доп. образования или тренера – преподавателя спортивной секции необходимо иметь определённой уровень образования:

  • Первый вариант: получить высшее педагогическое (от 4 лет) или среднее проф. образование по педспециальности. Здесь важно иметь высшее или среднее профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» (укрупненная группа специальностей).
  • Второй вариант:пройти курс переподготовки по педагогике (3-6 месяцев). Если нет высшего или среднего педагогического образования, но есть другое высшее или среднее профессиональное образование (непедагогическое), то можно пройти курсы профессиональной переподготовки по направлению «Образование и педагогические науки». При этом переподготовку можно пройти уже после после трудоустройства, уже после заключения трудового договора. Главное, чтобы данный специалист по своему диплому так или иначе соответствовал тому предмету, который преподаёт. Например, если специалист имеет техническое образование в сфере IT-технологий, то этот специалист может вести кружок, факультатив или внеклассные мероприятия именно по этому направлению.

Руководители туристических походов и экспедиций (при работе с несовершеннолетними) должны обязательно пройти повышение квалификации.

Необходимо отметить, что профстандарт ориентирован в большей степени на педагогов общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования: ДЮСШ, дворцы спорта, дворцы творчества.

То есть речь идет о специалистах, которые работают с несовершеннолетними, хотя в названии профстандарта указываются и взрослые.

В любом случае, новые требования четко указывают на наличие педагогической подготовки для тех специалистов, которые работают с детьми.

В предыдущих публикациях мы поднимали тему профстандарта фитнес-инструктора и фитнес-тренера.

Часть профессионального сообщества указывает, что фитнес – тренер нуждается в отдельном профстандарте, так как в нынешних требованиях указываются не совсем релевантные цели и задачи профессиональной деятельности фитнес-инструкторов и тренеров, например, подготовка к соревнованиям. Об этом читайте в нашей публикации.

Требования к методистам дополнительного образования детей и взрослых

Методист доп. образования детей и взрослых должен иметь высшее или среднее профессиональное образование по направлению «Образование и педагогические науки», либо имея не педагогическое образование, но соответствующее программам доп. образования, которые реализуются в учреждении, пройти курс переподготовки по педагогической специальности (от 3 месяцев).

Педагог-организатор: требования к должности

Чтобы занимать должность педагога-организатора не обязательно иметь высшее педагогическое или среднее профессиональное образование по педагогической специальности. В случае, если у педагога-организатора нет пед. образования, то его можно получить на курсах профессиональной переподготовки (от 3-6 месяцев).

Скачать профстандарт “Педагог дополнительного образования детей и взрослых”

Источник: https://www.snta.ru/press-center/s-9-sentyabrya-deystvuet-novyy-profstandart-pedagoga-dopobrazovaniya-i-pedagoga-organizatora/

Специалист по охране труда: какие требования установлены к квалификации, где и как проходить профессиональное обучение

Какие требования при устройстве на работу преподавателю художественной школы со среднем - специальным образованием по новым Профстандарты

Расскажем про требования профстандарта, где и как проходить обучение

Государство повышает требования в части соблюдения охраны труда и заставляет работодателей отбирать на должности специалистов по охране труда высококвалифицированные кадры. 

Безграмотный работник может привести работодателя в лучшем случае к шестизначному штрафу инспекции по труду. В худшем случае — не предотвратить несчастный случай из-за отсутствия должной подготовки.

Штраф для работодателя — до 80 000 руб., если на предприятии работает сотрудник, не отвечающий требованиям профстандарта (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Требования к специалисту по охране труда: квалификация и соответствие профстандарту

Требования к квалификации, объему знаний специалиста по охране труда, а также руководителя службы охраны труда установлены в профессиональном стандарте «Специалист в области охраны труда», утв. Приказом Минтруда РФ от 04.08.2014 № 524н.

Профстандарт содержит законодательно установленный минимум требований к компетенции специалиста по охране труда. Соблюдать их обязаны все работодатели, принимающие на работу таких сотрудников. 

Квалификационные требования в профстандарте «Специалист в области охраны труда»

  • Высшее образование по направлению «Техносферная безопасность», то есть профильное по охране труда. Подойдет также непрофильное высшее — гуманитарное или техническое, без разницы, но тогда нужна профпереподготовка по охране труда.

     

  • Любое среднее профессиональное образование — в этом случае нужны профпереподготовка по охране труда и стаж работы три года.

Чтобы стать руководителем службы охраны труда, нужно высшее образование — это знаковый фактор при назначении на вышестоящую должность.

В профстандарте 3 квалификации:

Наименование квалификаций

1. Специалист по разработке и внедрению системы управления охраной труда

6-й уровень квалификации

Номер квалификации: 40.05400.01 Уровень (подуровень)

квалификации 6

2. Специалист по охране труда

6-й уровень квалификации

Номер квалификации: 40.05400.03 Уровень (подуровень)

квалификации 6

3. Руководитель службы охраны труда

7-й уровень квалификации

Номер квалификации: 40.05400.02
Уровень (подуровень) квалификации 7

Работодатель вправе устанавливать собственные требования к квалификации сотрудников, например, наличие профильного высшего образования по виду деятельности организации. При этом смягчать требования профстандарта запрещено.

На процедуре отбора персонала кадровый специалист может письменно отказать соискателю в приеме на работу, если он не соответствует квалификационным требованиям организации, в которой внедрены профстандарты. Такому соискателю направляют мотивированный отказ, подписанный у руководителя организации.

Если работодатель примет работника службы охраны труда без специальной подготовки, ему следует повысить его квалификацию за свой счет и направить на обучение по программе продолжительностью минимум 256 часов (ст. 195.3, 196 статьях ТК РФ):

  • «В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности»
    (ст. 195.3 ТК РФ).

Скачайте дополнительный материал в конце статьи — должностную инструкцию руководителя службы охраны труда, а также статью «Новый профстандарт в охране труда», из которой вы узнаете о планируемых изменениях в профстандарт.

В конце статьи есть шпаргалка

Профпереподготовка и повышение квалификации по охране труда

Профпереподготовку по охране труда проводят однократно в течение трудовой деятельности, а на повышение квалификации необходимо направлять 1 раз в 5 лет. Как правило, в 256 часов курса профпереподготовки входят следующие дисциплины:

  1. Нормативное обеспечение системы управления охраной труда.
  2. Обеспечение подготовки работников в области охраны труда.
  3. Сбор, обработка и передача информации по вопросам условий и охраны труда.
  4. Обеспечение снижения уровней профессиональных рисков с учетом условий.
  5. Обеспечение контроля за соблюдением требований охраны труда.
  6. Обеспечение контроля за состоянием условий труда на рабочих местах.
  7. Определение целей и задач (политики), процессов управления охраной труда и оценка эффективности системы управления охраной труда.

Обучение по охране труда

Профпереподготовка и повышение квалификации. Диплом

Расписание курсов

Допускается дистанционное обучение по программе профессиональной переподготовки. Это позволяет не тратить деньги на гостиницы, командировочные, транспортные и другие расходы.

Такое обучение в обучающих организациях регламентировано статьей 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Изменения в профстандарт по охране труда. Проект

ВНИИ труда совместно с Советом по профессиональным квалификациям в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения и СРО НП «Национальное объединение организаций в области безопасности и охраны труда» проводят работу по актуализации профессионального стандарта для специалистов в области охраны труда. 

О планируемых изменениях рассказывает Наталья Герасименко, эксперт по охране и экономике труда, руководитель направления по охране труда Контур.Школы:

Смотрите полную версию вебинара «Новый профстандарт в охране труда: что ждать и к чему готовиться специалистам после 1 июля».

Должен ли специалист по охране труда проходить независимую оценку квалификации?

Независимая оценка квалификации (НОК) — это необязательная процедура, и она не отменяет профессиональное обучение. Подробно мы рассказывали об этом в статье «Независимая оценка квалификации или профессиональное обучение по охране труда?». 

НОК может стать обязательной с 2021 года. Изменения в законодательство РФ планируют внести во второй половине 2020 года.

Специалисты могут начать подготовку к квалификационному экзамену уже сейчас. НОК проходят за счет работодателя или за свой счет. 

Есть отрасли, в которых оценка квалификации обязательна: например, лифтовая отрасль (Федеральное тарифное соглашение в лифтовой отрасли и сфере вертикального транспорта на 2019-2021 годы). В нем указано, что независимую оценку квалификации специалистов, работающих в лифтовом хозяйстве и контролирующих работы, проводят в центрах оценки квалификации (п. 1.5 соглашения).

Задания для оценки квалификации сложные, это признают и сами эксперты, которые разрабатывают оценочные материалы. Готовьтесь к ним, используя примерные перечни заданий, которые мы привели в таблице в начале статьи.

Когда проходить обучение

  1. Специалист может не проходить обучение по охране труда в течение года после поступления на работу, если у него есть квалификация специалиста по охране труда и непрерывный стаж работы в области охраны труда не менее пяти лет. Это следует из п. 1.

    6 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.

    2003 № 1/29: «работники, имеющие квалификацию инженера (специалиста) по безопасности технологических процессов и производств или по охране труда, имеющие непрерывный стаж работы в области охраны труда не менее пяти лет, в течение года после поступления на работу могут не проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда».

  2. Обучение нужно пройти в первый месяц после поступления на работу, если стаж по ОТ меньше пяти лет.
  3. Во всех остальных случаях обучение по охране труда вновь принятых специалистов проводят в первый месяц с момента заключения трудового договора. В Порядке обучения не указано, календарный это месяц или рабочие дни. Необходимо ориентироваться на то, что речь идет именно о календарном месяце.

Пример. Работника приняли на работу 14 декабря 2019 года. Это означает, что он должен пройти проверку знаний и получить удостоверение не позже этой даты следующего месяца — не позже 14 января 2020 года. Это следует из указаний ч. 1 ст. 4.8 КоАП РФ. Сроки правонарушения, предусмотренные месяцами, начинаются на следующий день после календарной даты, которой было определено начало срока. Значит, с 15 января наступает административная ответственность по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Как часто проходить обучение

Периодичность обучения по охране труда — 1 раз в 3 года, поскольку работники службы охраны труда относятся к категории «Руководители и специалисты». Работодатель может установить и более частую проверку знаний.

Внеплановую проверку знаний проводят вне зависимости от того, когда была проведена очередная проверка. Например, если вступили в силу новые правила по охране труда по профилю деятельности организации.

  • Скачайте дополнительный материал в конце статьи — приказ о направлении на обучение по охране труда.

В конце статьи есть шпаргалка

Где проходить обучение специалисту по охране труда

Обучение работников службы охраны труда проводят исключительно в обучающих организациях (абз. 2 п. 2.3.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций № 1/29).

  • Если организовать обучение специалиста или руководителя службы в своей комиссии, то оштрафовать могут по части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ. Штраф составит от 50
    до 80 тыс. руб.
  • Если не организовать обучение вообще или организовать с опозданием, то оштрафуют по части 3 этой же статьи, и сумма штрафа составит от 110 до 130 тыс. руб. За эти деньги можно обучить в УЦ не один десяток руководителей или специалистов. 

Обучение проводят по договору. Выбирайте учебный центр, у которого есть аккредитация Минтруда на обучение по ОТ и лицензия на образовательную деятельность и где обучение проводят преподаватели-практики, а не только теоретики. 

Как проходит обучение специалистов по охране труда

Можно учиться очно или дистанционно:

  1. Очная форма обучения. Работник посещает лекции, участвует в семинарах, сдает промежуточные тесты. Продолжительность программы, как правило, не менее 40 часов. Программу учебный центр разрабатывает самостоятельно, используя рекомендации Минтруда. Во время обучения могут проводить индивидуальные или групповые консультации, деловые игры, модульные и компьютерные программы, а также дистанционное обучение.
  2. Дистанционная форма. В протоколе проверки знаний допускается не указывать подпись обучающегося. Достаточно в договоре на обучение указать сведения о примененных дистанционных технологиях.

Применение дистанционных технологий регламентировано статьей 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Какой документ получает специалист после обучения

После обучения специалист получает удостоверение о проверке знаний требований охраны труда. Работники обязаны иметь при себе оригинал такого удостоверения, в отдел кадров можно предоставить копию.

По окончании обучения в учебном центре комиссия по проверке знаний оформляет протокол проверки знаний требований охраны труда согласно Приложению № 1 к Порядку обучения № 1/29. Принцип заполнения протокола: одна программа обучения, один протокол.

Оригиналы подписей работников о прохождении обучения и проверки знаний должны быть в протоколе только при очном обучении. При дистанционном обучении это поле не заполняют.

Работник, прошедший обучение, вправе запросить у комиссии выписку из протокола. Обучающая организация может, но не обязана предоставлять такую выписку. Ее выдадут только по запросу. Выписка может потребоваться, если возникнет спор с инспектором по труду. Проверяющий может обратиться в учебный центр и самостоятельно.

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Должностная инструкция руководителя службы охраны труда 476.1 КБ

  • Приказ о направлении на обучение по охране труда 388.3 КБ

  • Профстандарт для специалистов по охране труда. Изменения_1746 392.7 КБ

Скачать

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1746

Вопросы адвокату
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: