Как избежать административной ответственности?

Содержание
  1. Как управляющей организации избежать штрафа за административное правонарушение
  2. Кто и в какие сроки привлекает УО к административной ответственности
  3. В каких случаях уо может быть освобождена от ответственности за нарушение
  4. Освобождение от административной ответственности
  5. Основания освобождения от административной ответственности
  6. Ограничение административной ответственности
  7. Порядок освобождения и ограничения от административной ответственности
  8. Незаконное освобождение от административной ответственности
  9. Освобождение несовершеннолетних от административной ответственности
  10. Ограничение административной ответственности субъектов малого бизнеса
  11. Малозначительность правонарушения: как избежать ответственности?
  12. Малозначительность — то что имеет малую ценность?
  13. Последствия и отношение лица к совершенному правонарушению — ключевой признак малозначительности?
  14. Законны ли штрафы для магазинов за несоблюдение покупателями масочного режима и как их избежать
  15. Кто отвечает за соблюдение масочного режима
  16. Какие штрафы действуют за нарушение масочного режима
  17. Как магазинам избежать штрафов за нарушение масочного режима
  18. Может ли магазин отказать в обслуживании клиенту без маски
  19. Штрафные санкции на заказчиков за нарушение законодательства о закупках
  20. Как избежать привлечения к ответственности невиновного сотрудника
  21. Можно ли оспорить штраф и как это сделать
  22. Куда обжаловать постановление об административном правонарушении
  23. Срок давности привлечения к административной ответственности

Как управляющей организации избежать штрафа за административное правонарушение

Как избежать административной ответственности?

26 июля мы провели онлайн-семинар, на котором наш эксперт Сусана Киракосян рассказала об административной ответственности управляющих организаций, ТСЖ и ЖСК: кто может привлечь УО к ответственности, как оспорить предписание надзорного органа или заменить штраф на предупреждение. Расскажем подробнее о некоторых темахКак оспорить штраф за нарушение правил содержания и текущего ремонта МКД (часть 1)

Кто и в какие сроки привлекает УО к административной ответственности

Требования, которые предъявляются к управляющим организациям в части правил содержания и ремонта многоквартирных домов, изложены в Жилищном кодексе РФ и постановлении Правительства РФ от 13.08.2006 № 491.

Общее имущество собственников помещений в МКД должно содержаться в состоянии, обеспечивающем надёжность дома и безопасность для здоровья и жизни граждан, сохранность их имущества (п. 10 ПП РФ № 491). За соблюдение этих требований перед собственниками помещений в МКД отвечает управляющая организация (п. 42 ПП РФ № 491).

Статья 7.22 КоАП РФ предусматривает административную ответственность в виде штрафа за нарушение правил содержания и ремонта помещений в МКД. Такие нарушения во время плановых и внеплановых проверок могут зафиксировать:

Сотрудники указанных служб при выявлении нарушений, допущенных УО при управлении домом, могут привлечь организацию и её должностных лиц к административной ответственности. Для этого орган надзора должен установить факт вины.

УО виновна в нарушении, если была возможность для соблюдения норм законодательства, но организация не предприняла необходимых действий, чтобы не допустить нарушения (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ);

Должностное лицо виновно, если нарушение произошло из-за неисполнения или ненадлежащего исполнения таким лицом служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ).

Установив факт нарушения, надзорный орган должен привлечь виновных к ответственности в течение двух месяцев со дня обнаружения правонарушения (ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ, п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5). В ином случае по ст. 7.22 и ст. 14.1.3 КоАП РФ применяется срок исковой давности.Пост-релиз вебинара «Административная ответственность в сфере управления МКД»

В каких случаях уо может быть освобождена от ответственности за нарушение

На онлайн-семинаре наш эксперт подробно рассказала, как управляющие организации в рамках закона могут избежать административной ответственности или смягчить наказание. Поговорим о каждом из них.

1. Замена штрафа на предупреждение.

Предупреждение – это официальное порицание физического или юридического лица в письменной форме (ч. 1 ст. 3.4 КоАП РФ).

Заменить штрафные санкции на предупреждение можно, если допустивший нарушение является субъектом малого или среднего бизнеса (ч. 3 ст. 3.

4 КоАП РФ), а также если нарушение допущено впервые и не причинило вреда, угрозы жизни и здоровью людей, окружающей среде, культурным объектам, государству, не создало ЧС (ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ).

2. Освобождение от ответственности из-за отсутствия события правонарушения.

Подобное решение может вынести суд, если УО устранила нарушение до проведения инициированной третьим лицом проверки. Примером такого исхода судебного процесса служит решение Верховного Суда РФ от 02.04.2018 № 310-АД18-1808.

3. Крайняя необходимость освобождает от ответственности.

Административная ответственность может быть отменена, если управляющая организация докажет крайнюю необходимость, вынудившую её совершить правонарушение. Например, УО предотвратила нанесение вреда или устранила опасность жизни и здоровью граждан, их имуществу, интересам общества и государства (ст. 2.7 КоАП РФ).

К такому выводу пришёл Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 01.09.2011 по делу № А12-6074/2011 о досрочном подключении теплоснабжения в МКД.

Исполнителю коммунальной услуги пришлось подключить отопление до установления тарифов на КУ. Расчёт платы был произведён по неутверждённым ценам.

Суд признал крайнюю необходимость в подобном нарушении и отменил постановление о привлечение исполнителя КУ к ответственности.

4. Отсутствие состава правонарушения освобождает УО от административной ответственности.

Такой вердикт 15 мая 2018 года вынес Верховный Суд РФ по делу № 303-АД18-4723, отменив постановление Управления Роспотребнадзора. Надзорный орган хотел наказать управляющую организацию за указание недостоверной информации о стоимости ЖКУ. Фиксируя правонарушение, надзорный орган принял во внимание устаревший протокол ОСС в МКД, на что и указал суд.

5. УО может быть освобождена от ответственности из-за малозначительности правонарушения.

Источник: https://roskvartal.ru/zaschita-v-sudah/9272/kak-organizacii-izbezhat-shtrafa-za-administrativnoe-pravonarushenie

Освобождение от административной ответственности

Как избежать административной ответственности?

   Освобождение от административной ответственности возможна в случаях: малозначительность, невменяемость, иные основания. Остановимся на каждом из пунктов.

ВНИМАНИЕ: наш адвокат по административным делам поможет Вам избежать или снизить ответственность, предусмотренную КоАП РФ: профессионально, на законных основаниях и в срок. Звоните уже сегодня!

Основания освобождения от административной ответственности

   Малозначительность – это особая оценка последствий деяния, квалифицирующего как административное правонарушение.

Применение меры освобождения от ответственности в связи с малозначительностью деяния является решением должностного лица или уполномоченного органа, ведущего дело об административном правонарушении.

Малозначительность указывает на незначительный характер правовых последствий или их отсутствие.

   Это отличается данное основание от всех других, где уполномоченный орган и его должностное лицо обязываются освободить от административной ответственности по законным основаниям.

   Невменяемость лица – это его состояние, когда оно в момент совершения правонарушения не могло осознавать, что совершается правонарушение, не могло руководить своими действиями. Обычно такие лица являются недееспособными по решению суда, или имеют психические заболевания, слабоумие и другие расстройства.

   Замена другим видом наказания так же является основание освобождения от серьезных последствий в виде большого наказания по КоАП РФ. Применяется данная мера, как правило, к лицам с особым статусом, для которых предусмотрены меры привлечения к ответственности по дисциплинарным уставам. Среди них – сотрудники ОВД, военнослужащие и т. д.

ПОЛЕЗНО: если полностью избежать ответственности не получается, то читайте и смотрите видео, как снизить административный штраф с  помощью нашего адвоката

Ограничение административной ответственности

   Ограничение административной ответственности – это установленные законом запреты на применение определенных мер административного воздействия.

  • 1 группа случаев – лицо совершило административное правонарушение и к нему надлежит применить административную санкцию, однако это невозможно ввиду его статуса или состояния. К примеру, беременная женщина является должником по административному производству, но не может быть подвергнута административному приводу по поводу своего состояния.
  • 2 группа случаев – ограничиваются основания для применения мер административной ответственности. К этой группе случаев относят применение мер дисциплинарной ответственности к лицам, совершившим административное правонарушение и обладающих соответствующим статусом. При этом речь идет не об освобождении их от административной ответственности, а о применениях к ним административных санкций. На общих основаниях лица, подчиняющиеся дисциплинарным уставам, несут ответственность за нарушения ПДД, правил охоты, рыболовства, контрабанду, нарушения при пересечении границы страны. Однако в случае совершения ими административного правонарушения иного характера, к ним не могут быть применены исправительные работы, арест, штраф.

Порядок освобождения и ограничения от административной ответственности

   Освобождения от административной ответственности является мерой, которую применяет к нарушителю:

  1. Должностное лицо уполномоченного органа
  2. Уполномоченный орган
  3. Суд
  4. Происходит это в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении.

   В случае, если суд или должное лицо властного органа при рассмотрении обстоятельств административного правонарушения примут решение об освобождении от административной ответственности в связи с малозначительностью деяния, они оформляют свое решение соответствующим образом. Обычно должностное лицо выносит отказ от привлечения к административной ответственности по какому-либо из оснований, а суд описывает основания освобождения в мотивировочной части решения.

   При этом, лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, может влиять на свою судьбу путем обращения с ходатайством к должностному лицу или суду об освобождении от административной ответственности в связи с малозначительностью деяния, невменяемости лица.

   Ограничение мер административном ответственности как правило происходит в случае, когда вынесено решение о применении таких мер в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении или в случае, когда лицо подлежит применению административных мер.

   Возможность применения таких мер рассматривается должностным лицом, вынесшим соответствующее решение, а также должностными лицами властного органа, уполномоченными исполнить решение о применении к лицу мер административной ответственности.

   Как правило, лицо, имеющее право на ограничение мер административной ответственности, должно сообщить об этом тогда, когда узнало о применении к нему таких мер. Подразумевается, что такое лицо должно быть уведомлено о применении к нему мер административной ответственности и основаниях к их применению.

Незаконное освобождение от административной ответственности

   Такое явление безнаказанности довольно часто встречающийся в адвокатской практике случай. Установить незаконность освобождения от административной ответственности могут установить:

  • Вышестоящее должностное лицо
  • Прокурор
  • Вышестоящая судебная инстанция

ВАЖНО: как правило, это происходит по заявлению (жалобе) заинтересованной стороны.

   Самым распространенным случаем является незаконное освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности деяния.

Должностные лица властных органов часто случайно или намеренно допускают такое освобождение, беря в расчет получение пострадавшим страховки за испорченную (украденную, уничтоженную) вещь или на основании возмещения правонарушителем ущерба пострадавшим, применения им иных мер устранения последствий. Такие основания не могут являться основания для освобождения от ответственности по малозначительности.

НА ЗАМЕТКУ: читайте подробнее, как составить заявление о привлечении к административной ответственности правильно по ссылке

Освобождение несовершеннолетних от административной ответственности

   Освобождение от ответственности несовершеннолетних происходит, как правило, ввиду того, что какой-либо состав административного правонарушения предусматривает наказание для лиц, переступивших порог совершеннолетия.

   По общим правилам, возраст административной ответственности – 16 лет.

   Несовершеннолетний правонарушитель, достигший возраста ответственности, освобождается от ответственности решением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.  Основанием такого решения является применение к несовершеннолетним мерам воздействия, которые предусмотрены законодательством о защите прав несовершеннолетних.

ИНТЕРЕСНО: смотрите видео и Вы узнаете, почему Доверители решают обратиться именно к нам

Ограничение административной ответственности субъектов малого бизнеса

   Субъектами малого предпринимательства являются небольшие, микропредприятия.

   Применение мер административного характера к предпринимательским субъектам как правило связано с осуществлением контроля их деятельности надзорными, контролирующими и иными органами.

   Субъекты малого предпринимательства, как правило, имеют соответствующие административные преференции. Среди них – ограничение административной ответственности.

   Наш адвокат по административным делам поможет Вам, нужно только записаться на консультацию и совместно начать действовать на пути решения проблемы. Звоните прямо сейчас!

© адвокат, управляющий партнер АБ “Кацайлиди и партнеры”

А.В. Кацайлиди

Источник: https://katsaylidi.ru/blog/osvobozhdenie-ot-administrativnoj-otvetstvennosti/

Малозначительность правонарушения: как избежать ответственности?

Как избежать административной ответственности?

02.03.2020

Сергей Слесарев,
частнопрактикующий юрист, эксперт центра «Общественная дума»

С привлечением к административной ответственности юридические лица и индивидуальные предприниматели сталкиваются регулярно, при этом за некоторые правонарушения могут назначаться весьма солидные штрафы. Также это повышает внимание к организации или ИП контролирующих органов.

Между тем КоАП РФ содержит несколько механизмов освобождения от административной ответственности или смягчения наказания. Одним из них является малозначительность правонарушения. (ст. 2.9 КоАП РФ). Практически в каждом деле об административном правонарушении привлекаемые к ответственности лица пытаются ссылаться на ст. 2.9, но в большинстве случаев их доводы отклоняются.

Почему и что же такое малозначительность с точки зрения закона и судебной практики?

Малозначительность — то что имеет малую ценность?

Если для ответа на этот вопрос мы откроем текст самой статьи 2.9, то будем разочарованы, так как в ней отсутствуют какие-либо определения или критерии малозначительности.

Законодатель лишь вводит правило, согласно которому при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

А как отделить малозначительное правонарушение от «значительного»?

Может быть попробовать обратиться к буквальному толкованию слова?

Слово «малозначительность», по сути, сокращенный вариант словосочетания «малая значительность» или «мало значит».

В толковом словаре под ред. Ушакова «значительность» определено как существительное к прилагательному «значительный»; «значительный» — большой по размерам, силе, численности.

«Мало» — немного, в небольшом количестве, в небольшой степени. «Небольшой» — малый, ограниченный в размере, в числе, в количестве, во времени. В словаре под ред.

Ожегова слово «мало» толкуется как немного, недостаточно.

Если сложить все вместе, малозначительность — то, что имеет малое значение, малую силу, численность, малый размер, недостаточную важность, мало что из себя представляет.

Получается, с точки зрения законодателя, малозначительным можно признать лишь такое правонарушение, совершение которого ничего не значит, оно вроде формально и есть, но в то же время, не заметь его признаки надзорные органы, никто бы ничего не понял и не почувствовал, ни сам правонарушитель, ни общество в целом; у правонарушения нет «силы».

На первый взгляд все становится понятным, но, если задуматься, возникает другой вопрос — а как тогда определить «значимость» правонарушения, по каким критериям отделить «пустое», формальное правонарушение от «настоящего», «сильное» от «слабого»?

Тут и ВАС РФ (в свою бытность) и ВС РФ высказались одинаково:

  • малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», далее — Постановление ВАС РФ № 10);
  • малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. (абз. 3 п. 21 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

По смыслу приведенных толкований ключевой критерий определения «силы» правонарушения и его значимости — его последствия, насколько существенным был ущерб или угроза такого ущерба охраняемым общественным отношениям от совершенного правонарушения.

Именно поэтому ВАС РФ и указал, что возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. (п. 18.1 Постановления ВАС РФ № 10).

Означает это то, что малозначительность правонарушения можно увидеть лишь в «свете» обстоятельств его совершения, в том, какие признаки у правонарушения, «в чем оно заключается». В теории только по «сухому» составу правонарушения нельзя точно сказать вот это «много/сильно существенно», а это «мало».

Потому в судебной практике для определения значимости оценивается не абстрактное правонарушение «в вакууме», а правонарушение в связи «с миром», со всеми обстоятельствами и лицами, которые затронуты или могли бы им быть затронуты, в том числе оцениваются и факторы, повлиявшие на поведение правонарушителя. Только так можно определить «значимость» правонарушения.

Последствия и отношение лица к совершенному правонарушению — ключевой признак малозначительности?

Для иллюстрации приведем примеры из судебных дел.

Так, ООО обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления МФНС о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ со штрафом в размере 4 309 руб.

В обоснование требований ООО указало, что в вину общества была поставлена выплата зарплаты иностранному гражданину-работнику наличными денежными средствами через кассу.

При приеме на работу гражданина Азербайджана Г. и заключении с ним трудового договора он был предупрежден о необходимости предоставить данные по номеру банковского счета для перечисления зарплаты; трудовой договор также предусматривает выплату зарплаты только в безналичной форме.

Сразу после заключения договора от Г. поступило заявление о выдаче зарплаты наличными кассу общества, поскольку он испытывает трудности при обращении с банковскими картами и получать заработную плату через банковский счет ему неудобно, для снятия денежных средств ему постоянно нужно будут обращаться в отделение банка.

Непредоставление Г. данных о банковском счете не является основанием для расторжения трудового договора; правонарушение допущено неумышленно, в настоящее время устранено, зарплата через кассу Г. выплачивалась непродолжительное время.

Правонарушение не повлекло за собой негативных последствий, не содержит существенной угрозы охраняемым законом интересам. В связи с этим ООО просило либо признать правонарушение малозначительным или смягчить наказание до предупреждения.

МФНС против этого возражало, указало что законодательством установлена для работодателей-резидентов обязанность выплачивать таким работникам, не имеющим вида на жительство в РФ, зарплату только в безналичной форме перечислением на банковский счет.

Правонарушение не может быть признано малозначительным, так как нарушение требований валютного законодательства несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям. Угроза заключается в пренебрежительном отношении ООО к исполнению своих публично-правовых обязанностей.

Суд первой инстанции признал правонарушение малозначительным, поскольку:

  • работодатель при оформлении трудовых отношений предпринимал действия по соблюдению требований валютного законодательства;
  • правонарушение устранено;
  • существенной угрозы охраняемым общественным отношениям не усматривается.

Апелляционный суд и суд округа согласился с такими выводами. (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.11.2019 № Ф01-6268/2019 по делу № А28-4426/2019).

В другом деле ФНС заинтересовалась задолженностью по налогам у ООО, и обратилось в суд с заявлением о привлечении руководителя общества Т. к административной ответственности по ч. 5.1 ст. 14.13 КоАП РФ в виде дисквалификации на срок шесть месяцев, поскольку он своевременно не исполнил обязанность по подаче заявления о признании общества несостоятельным (банкротом) в арбитражный суд.

При этом ФНС ссылалось на то, что у ООО имело задолженность по платежам в бюджет в размере более 400 000 руб., из них просроченной свыше трех месяцев — более 365 000 руб.

Суд отклонил требования ФНС, сославшись на малозначительность совершенного правонарушения:

  • задолженность по налогам существует не по причине недостаточности денежных средств, а по причине, связанной с поручительством за кредитную линию мебельной компании и блокировкой счета кредитором — банком, что подтверждается договором о предоставлении кредитной линии и договором поручительства;
  • товарные остатки и дебиторская задолженность у ООО на сумму, позволяющие погасить задолженность перед всеми кредиторами и продолжать хозяйственную деятельность;
  • общество принимает меры для погашения задолженности, в том числе проводит работу по продаже части активов;

В то же время ФНС не предоставила доказательств, подтверждающих высокую степень общественной опасности деяния руководителя юридического лица, а также наступления каких-либо вредных последствий для кредиторов общества в результате не введения процедур несостоятельности в отношении Общества.

Кроме того, устранение (дисквалификация) Т. в условии наличия задолженности по договорам поручительства негативно скажется на состоянии не только ООО, но и других юрлиц, директором которых является Т.

В рассматриваемом случае возбуждением дела об административном правонарушении, его рассмотрением и установлением вины лица, его совершившего, достигнуты предупредительные цели административного производства, установленные ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ. (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 13.08.2019 № Ф10-3177/2019 по делу № А48-9921/2018).

В третьем споре суд учел влияние внешних факторов.

Арбитражный управляющий был привлечен к ответственности по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ за несвоевременные публикации о введении процедуры наблюдения в отношении должника. Между тем суд при введении процедуры наблюдения допустил ошибку, так как «банкротное» производство велось в отношении ликвидируемого должника и эта «стадия» банкротства не могла применяться.

При оспаривании определения суда дело возвращалось на новое рассмотрение, и при таких обстоятельствах у арбитражного управляющего возникла неопределенность в отношении введенной процедуры и его полномочий в этом деле о банкротстве, пока решение суда не было отменено.

Кроме того, правонарушение не создало угрозу отношениям, связанным с банкротством должника, не повлекло вредных последствий.

Источник: https://www.tls-cons.ru/services/pravovoy-konsalting/stati-nashikh-yuristov/maloznachitelnost-pravonarusheniya-kak-izbezhat-otvetstvennosti/

Законны ли штрафы для магазинов за несоблюдение покупателями масочного режима и как их избежать

Как избежать административной ответственности?

Роспотребнадзор и полиция штрафуют магазины, клиенты которых не носят маски, нарушая тем самым масочный режим. При этом в некоторых случаях размер штрафов доходит до 300 000 рублей. Рассказываем, насколько законны эти штрафы и что нужно делать, чтобы их избежать.

Кто отвечает за соблюдение масочного режима

Масочный режим (обязанность по ношению медицинской маски/респиратора и запрет на появление без маски в общественных местах) введен в соответствии с региональными нормативными актами и продолжает действовать во многих субъектах РФ. Например, в Москве масочный режим был установлен на основании указа мэра от 07.05.2020 № 55-УМ. В соответствии с п. 9.

4 этого указа с 12 мая текущего года при посещении объектов торговли все без исключения граждане должны использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы).

В свою очередь, организации торговли обязаны контролировать исполнение своими клиентами указанного требования и создавать условия для соблюдения ими временных санитарных ограничений и запретов.

Таким образом, обязанность по соблюдению масочного режима распространяется не только на покупателей, но и на сами магазины и их должностных лиц (продавцов, кассиров, охранников). Причем магазины должны не просто снабжать своих сотрудников масками и антисептиками, но и следить за тем, как масочный режим соблюдается всеми посетителями, находящимися на кассах и в торговых залах.

В указанных целях магазины должны, в частности (письмо Минпромторга от 11.05.2020 № ЕВ-32091/15):

  • размещать на территории торговых объектов, в том числе при входе, печатные информационные материалы о введении режима обязательного ношения масок с указанием на соответствующие нормы НПА;
  • осуществлять трансляцию аудио- и видеоматериалов для населения о введении режима обязательного ношения масок в торговых залах и об ответственности за нарушение данных требований;
  • обеспечивать сотрудников организации торговли масками и перчатками;
  • организовывать проведение инструктажей персонала и тренингов по порядку действий в отношении посетителей торгового объекта, в том числе нарушителей масочного режима;
  • при наличии в продаже масок организовывать их реализацию посетителям с соблюдением санитарных норм и правил;
  • не допускать обслуживание клиентов, нарушающих масочный режим.

Само по себе нахождение в магазине посетителей без масок не грозит торговой организации какой-либо ответственностью. По общему правилу, привлечению к административной ответственности подлежит лицо, совершившее данное правонарушение. То есть сам покупатель, а не магазин.

В конечном счете магазины не вправе отказать клиентам в посещении своих торговых площадей и залов. В противном случае действия магазина могут быть расценены тем же Роспотребнадзором в качестве дискриминации и нарушения прав потребителей (ст. 14.8 КоАП РФ). 

1. Масочный режим (обязанность по ношению медицинской маски в общественных местах) был введен в соответствии с региональными нормативными актами и продолжает действовать во многих субъектах РФ.

2. Магазины должны следить, как масочный режим соблюдается всеми посетителями и работниками магазина (продавцами, кассирами, охранниками и т. п.).

3. Если магазин соблюдает санитарные нормы, масочный режим, режим социального дистанцирования и оповещает своих клиентов о необходимости соблюдения соответствующих норм и правил, то оштрафовать его не могут.

4. Штраф последует, когда торговая организация/ИП осуществит реализацию продукции клиентам, не соблюдающим масочный режим и другие временные санитарные ограничения, установленные местным законодательством.

5. Если клиенты магазинов нарушают масочный режим, а магазин беспрепятственно продает таким клиентам товары, то оштрафовать могут одновременно и клиентов, и продавца, который обслужил их на кассе, и сам магазин, который допустил нарушение.

6. Чтобы избежать штрафов, при попытке прохода в магазин посетителя без маски, представитель магазина должен проинформировать его о введенном в регионе масочном режиме, о необходимости его соблюдения и об ответственности за нарушение такого режима.

7. При соблюдении магазином всех правил (предупреждение об ответственности, неосуществление отпуска товара на кассе и вызов полиции), Минпромторг советует правоохранителям не штрафовать магазин за нарушение посетителями режима обязательного ношения масок.

В то же самое время магазин обязан проинформировать своих посетителей об обязанности соблюдать масочный режим и об административной ответственности за несоблюдение данного режима. Одновременно с этим магазин должен предпринять действия, обязывающие клиентов соблюдать масочный режим.

К таким действиям относятся:

  • бесплатная выдача масок с целью их ношения в торговых залах и на кассах;
  • предложение по приобретению маски за счет покупателя на отдельной кассе магазина;
  • отказ в обслуживании покупателей, которые не носят маску.

И если магазин соблюдает санитарные нормы, масочный режим, режим социального дистанцирования и оповещает своих клиентов о необходимости соблюдения соответствующих норм и правил, то оштрафовать его не смогут.

Штраф последует только тогда, когда торговая организация/ИП осуществит реализацию продукции клиентам, не соблюдающим масочный режим и другие временные санитарные ограничения, установленные местным законодательством.

Также магазин могут оштрафовать за непредупреждение клиентов, которые не носят масок, о необходимости соблюдения масочного режима и об ответственности за несоблюдение данного режима (письмо Минпромторга от 11.05.2020 № ЕВ-32091/15).

Какие штрафы действуют за нарушение масочного режима

Если клиенты магазинов нарушают масочный режим, а магазин беспрепятственно продает таким клиентам товары, то оштрафовать могут одновременно и клиентов, и продавца, который обслужил их на кассе, и сам магазин, который допустил подобного рода нарушение.

Штрафы последуют по ст. 20.6.1 КоАП РФ (невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения). 

По данной статье за отсутствие маски клиент магазина может быть либо предупрежден, либо оштрафован на сумму от 1 000 до 30 000 рублей.

Кассир, осуществивший продажу товара клиенту, нарушающему масочный режим, может быть оштрафован на сумму от 10 000 до 50 000 рублей. Такой же штраф назначается и ИП, которому принадлежит соответствующая торговая точка.

Торговая организация за это нарушение несет ответственность в виде штрафа в размере от 100 000 до 300 000 рублей.

Повторное нарушение масочного режима увеличит штрафы для покупателей, продавцов и организаций (ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ).

За повторное нарушение штраф для покупателей может составить от 15 000 до 50 000 рублей, а для продавцов — от 300 000 до 500 000 рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.

Штраф для ИП и торговых организаций составит от 500 000 до 1 млн рублей. В качестве альтернативы штрафу деятельность магазина могут приостановить на срок до 90 суток.

Как магазинам избежать штрафов за нарушение масочного режима

В целях избежания возможных наказаний за нарушение санитарных норм в период действия карантина организации и ИП должны строго следовать распоряжениям местных властей, а также выполнять рекомендации контролирующих ведомств и, в частности, Роспотребнадзора. 

Например, магазины должны соблюдать рекомендации Минпромторга, которые касаются работы магазинов в условиях санитарных ограничений (письмо от 11.05.2020 № ЕВ-32091/15).

Согласно данным рекомендациям, при попытке прохода в магазин посетителя без маски представитель магазина должен проинформировать его о введенном в регионе масочном режиме, о необходимости его соблюдения и об ответственности за нарушение такого режима.

Одновременно посетителя нужно проинформировать о возможности приобретения масок при входе в магазин или на его территории в отдельной кассе.

При несогласии посетителя исполнять такие требования и в случае их нарушения, в том числе проникновения на территорию магазина, представителям торговой организации рекомендуется отказать такому посетителю в обслуживании на кассе.

Одновременно необходимо вызвать полицию для пресечения нарушения. В конфликт с нарушителем продавцам вступать не рекомендуется.

При соблюдении магазином данной инструкции (предупреждение об ответственности, отказ в продаже товара на кассе и вызов полиции), Минпромторг советует правоохранителям не штрафовать магазин за нарушение посетителями режима обязательного ношения масок.

Может ли магазин отказать в обслуживании клиенту без маски

Выполняя санитарные рекомендации Минпромторга и Роспотребнадзора, магазины должны отказывать в обслуживании и отпуске товаров покупателям, не соблюдающим масочный режим. В связи с этим возникает вполне резонный вопрос о законности такого отказа.

По общему правилу, магазин не вправе отказать своему клиенту в обслуживании.

Договор купли-продажи, заключаемый между магазином и потребителем в момент совершения покупки, предусматривает недопустимость отказа в обслуживании покупателя, если интересующий товар доступен для приобретения, а у покупателя достаточно денежных средств для оплаты (п. 3 ст. 426 ГК РФ).

В свою очередь отказ потребителю в предоставлении товаров либо доступе к товарам по причинам, связанным с состоянием его здоровья, влечет наложение штрафов по ч. 5 ст. 14.8 КоАП РФ. За данное нарушение организацию могут оштрафовать на сумму от 300 000 до 500 000 рублей.

Вместе с тем, как указал Роспотребнадзор в информационном письме от 20.05.2020, правило о недопустимости отказа в заключении договора купли-продажи следует применять с учетом введенных в конкретном регионе санитарных ограничений.

Поэтому действия магазинов по ненасильственному воспрепятствованию потребителям в посещении торговых объектов без масок и доступе к товарам с целью их приобретения, не могут и не должны рассматриваться как действия, ущемляющие права потребителей.

Роспотребнадзор поясняет, что такие действия в условиях масочного режима отвечают принципу разумности поведения участников гражданских правоотношений и имеют своей целью защиту прав и интересов всех прочих потребителей.

Следовательно, штрафовать за нарушение прав потребителей магазины, отказывающие в отпуске товаров нарушителям масочного режима, Роспотребнадзор не будет. Напротив, самих покупателей, которые игнорируют обязанность по ношению масок, рекомендуется привлекать к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ. 

Еще полезные материалы на сайте БУХ.1С в разделах:

Подписывайтесь на 1С:Антикризис

Партнеры 1С помогут

Источник: https://v8.1c.ru/metod/article/zakonny-li-shtrafy-dlya-magazinov-za-nesoblyudenie-pokupatelyami-masochnogo-rezhima.htm

Штрафные санкции на заказчиков за нарушение законодательства о закупках

Как избежать административной ответственности?

В статье расскажем, кого можно привлечь к административной ответственности: должностное или юридическое лицо? Как избежать привлечения к ответственности невиновного сотрудника? А также срок давности и обжалование постановлений

Лица, виновные в нарушении законодательства РФ в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность  (ч. 1 ст. 107 Закона № 44-ФЗ).

Остановимся на административной ответственности. Кто будет к ней привлечен?

  • должностное лицо —  в случае совершения им административного правонарушения, связанного с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей: контрактный управляющий или работник контрактной службы.
  • юридическое лицо — если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, предусмотренных КоАП РФ, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению указанных норм.

Обратите внимание, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за это же правонарушение должностное лицо, физическое лицо, равно как и привлечение к административной ответственности физического лица не освобождает от ответственности юридическое лицо.

Зачастую уполномоченные органы привлекают к ответственности именно должностных лиц, т.е. сотрудников, избегая привлечения к ответственности юридических лиц. Привлечь к ответственности и наложить штраф на должностное лицо могут даже при увольнении сотрудника из организации-заказчика, если не истек срок давности.

Особенности административной ответственности:

  • национализированность:
  • назначается только за административные проступки;
  • субъект ответственности определяется широким кругом уполномоченных лиц;
  • административная ответственность применяется к не подчиненным лицам;
  • не влечет за собой судимость;
  • к административной ответственности чаще привлекают во внесудебном (административном) порядке.

Как избежать привлечения к ответственности невиновного сотрудника

Как подстраховать сотрудников от риска привлечения к ответственности за нарушения, к которым они не имеют никакого отношения? Бывает так, что по итогам проверки контрольные органы в закупочных документах выявляют нарушения, например нарушение при составлении плана-графика. Ответственность за составление плана-графика лежит на контрактной службе, т.е. теоретически к ответственности могут быть привлечены все ее сотрудники.

Для того, чтобы избежать рисков привлечения к ответственности невиновных сотрудников, заказчикам рекомендуется:

  • в положении о контрактной службе детализировать должностные полномочия каждого сотрудника контрактной службы с указанием конкретных действий, сроков, отведенных на их осуществление, прописать наименование должностей;
  • прописать взаимодействие структурных подразделений заказчика, ответственных за те или иные стадии осуществления закупочной деятельности;
  • сделать лист ознакомления ответственных сотрудников с регламентом и должностными полномочиями, закрепленными за ними.

Можно ли оспорить штраф и как это сделать

Штраф имеет смысл оспаривать, если его наложили незаконно или с нарушением порядка привлечения к административной ответственности. Вопрос об обжаловании можно рассматривать в следующих случаях:

  • когда лицо привлекают к ответственности по истечении срока давности;
  • когда нарушен порядок привлечения к ответственности, например, когда нарушение не доказано, отсутствуют факты, подтверждающие, что лицо, привлекаемое к ответственности нарушило закон.

Например, за направление сведений в реестр контрактов ответственна контрактная служба и за нарушения могут привлечь к ответственности всю службу, но есть конкретный сотрудник, за которым указанные функции закреплены. Таким образом, если уполномоченный орган привлек к ответственности всю контрактную службу, невиновные сотрудники могут оспорить штраф.

Обратите внимание на правильность составления протокола об административных правонарушениях. Если он составлен неправильно, суд может не привлечь к ответственности, т.к. указанный протокол является основным по делу об административном правонарушении.

Обратите внимание на надлежащее уведомление о месте и времени рассмотрении дела об административном правонарушении. Если уполномоченный орган не уведомил обвиняемое лицо, то штраф необходимо оспорить.

Так же и в случае, если лицо уже подвергалось за данное нарушение административному наказанию.

Куда обжаловать постановление об административном правонарушении

Органы власти, которые уполномочены рассматривать жалобы:

  1. Федеральная антимонопольная служба (далее — ФАС России);
  2. Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ;
  3. Уполномоченные органы местного самоуправления.

Контрольный орган выбирается в зависимости от того, для каких нужд совершалась закупка:

  • муниципальные нужды — любой из названных органов;
  • нужды субъекта РФ — ФАС России или орган исполнительной власти субъекта РФ;
  • федеральные нужды или государственный оборонный заказ — ФАС России.

Бесплатные вебинары по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Участие в закупках. Изменения. Эксперты-практики в Школе электронных торгов

Посмотреть расписание

Если было вынесено решение по наложению штрафа, оно может быть обжаловано в течение 10 дней с момента получения решения (по почте или на руки).

Физическое лицо, на которого было составлено постановление, может направить обжалование в районные суды, а юридическое — в арбитражные.

Арбитражный суд может принять обжалование от физического лица, но затем остановить процесс, но таким образом будет пропущен 10-дневный срок.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого вынесено постановление.

В КоАП РФ установлено, что жалоба на постановление, вынесенное должностным лицом, подается вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела. Если жалоба поступила одновременно в суд и к вышестоящему должностному лицу, ее рассматривает суд.

Жалоба может быть подана в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления по делу. Пропуск срока может быть восстановлен судьей, должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу, по ходатайству ее автора.

Срок рассмотрения жалоб — 10 дней со дня их поступления. Жалобы рассматриваются судьями и должностными лицами единолично. При их рассмотрении проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления. Порядок обжалования установлен ст. 30 КоАП РФ.

Каков может быть результат:

  1. Жалоба остается без удовлетворения и постановление остается без изменений.
  2. Постановление отменяется и дело направляется на новое рассмотрение.
  3. Постановление отменяется и дело прекращается.
  4. Изменяется мера административного наказания при условии, что оно не будет усилено.    

Положение лица ухудшено быть не может.

Срок давности привлечения к административной ответственности

Обучение для заказчика

Управление закупками по 44-ФЗ. Повышение квалификации, 120 ак.часов

Подробнее о курсе

Срок давности составляет 1 год с момента совершения административного правонарушения. Он отсчитывается не с момента рассмотрения жалобы (выявления правонарушения), а с момента совершения. К примеру, должен быть размещен протокол по итогам закупки, но он не был размещен.

Крайний срок размещения такого протокола будет началом отсчета. В течение года с этого момента лицо могут привлечь к административной ответственности.

Лицо, принимающее решение, в течение этого времени выносит постановление о привлечении к ответственности или снимает обвинения.

При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Читайте по теме: 

Как рассчитывать пени и штрафы за просрочку и ненадлежащее исполнение контракта 

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/325

Вопросы адвокату
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: