Как действовать, если з/у имеет наложение на земли лесного фонда?

Содержание
  1. Сложности оформления земельного участка, который граничит с лесом – поможет ли
  2. Причины земельных споров – почему возникают разногласия в оформлении земельных участков, граничащих с лесом?
  3. Разрешение территориальных споров в судебном порядке – юридическая практика оформления земельных участков на границе с лесом в России
  4. Строго регламентированное судебное разбирательство не разбирается с существом вопроса, а зачастую уходит в выяснение порядка процедуры — проверки:
  5. «Лесная амнистия» и нюансы оформления участков земли на границе с лесом
  6. Закон о Лесной амнистии принят – что дальше?
  7. Если земельный участок попадает в границы лесничества. Обзор практики по
  8. ВАЖНАЯ ОСОБЕННОСТЬ СПОРОВ ОБ ОТНЕСЕНИИ УЧАСТКА К ЛЕСУ:
  9. КАКИЕ ФАКТЫ ИМЕЮТ ЮРИДИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРИ РАССМОТРЕНИИ СПОРОВ ОБ ОТНЕСЕНИИ К ЛЕСАМ УЧАСТКОВ, ПОПАДАЮЩИХ В ГРАНИЦЫ ЛЕСНИЧЕСТВА, НО ИМЕЮЩИХ ПО ЕГРН НЕЛЕСНУЮ КАТЕГОРИЮ:
  10. Земли лесного фонда и правовой режим их использования в 2020 году
  11. Какие бывают категории земель в РФ
  12. Общие сведения о ЗЛФ
  13. Состав ЗЛФ
  14. Законодательное регулирование использования ЗЛФ
  15. Особенности правового режима ЗЛФ
  16. Управление ЗЛФ
  17. Виды разрешенного использования ЗЛФ
  18. Что делать, если участок попал на земли лесного фонда?
  19. Спорный статус?
  20. Закон о лесной амнистии
  21. Особенности закона о лесной амнистии
  22. Как оформить “лесную амнистию” в Московской области?
  23. Кто сможет оформить землю по «лесной амнистии»?
  24. Порядок перевода земель лесного фонда в другую категорию
  25. Как оформить собственность на лесной земельный участок?
  26. Росреестр выявляет земельные участки, имеющие пересечение границ с лесным фондом
  27. «Лесная амнистия»: споры о вхождении участка в границы лесного фонда
  28. Споры, связанные с отнесением участков к землям лесного фонда
  29. Лесная амнистия

Сложности оформления земельного участка, который граничит с лесом – поможет ли

Как действовать, если з/у имеет наложение на земли лесного фонда?

Владельцы земель, расположенных рядом с лесом, последнее время сталкиваются с проблемами по распоряжению участками. Невозможность постановки выделенной территории на учет, отказ в проведении сделок, иски по изъятию наделов из собственности — вот лишь небольшой перечень вызовов, навалившихся на собственников спорной земли.

Какой выход из сложившейся ситуации? Как оформить участок, граничащий с лесом?

Причины земельных споров – почему возникают разногласия в оформлении земельных участков, граничащих с лесом?

Сейчас в России существует двойной учет. Одни и те же территории могут иметь разное предназначение — земли населенных пунктов, земли лесного фонда, земли сельхозназначения.

По разным сведениям, противоречия охватывают от 1,5 млн до 3,7 млн гектаров земли. Наложение границ происходит в 263 тысячах случаев по информации Рослесхоза.

По данным Росреестра, такая ситуация характерна для более чем 377 тысяч владений.

Наиболее остро проблема стоит в Красноярском крае, Новосибирской, Ленинградской, Иркутской областях. Люди, получившие участки 30-40 лет назад, пытаются доказать свое право распоряжаться землей.

Многие из них оформили собственность, но даже государственная регистрация права не спасает. Тысячи судебных исков находится в судах в настоящее время.

Основная причина лежит в несовпадении сведений из Лесного реестра и Государственного реестра недвижимости. Это – два отдельных списка, данные между которыми никогда не сверялись.

Когда несколько лет назад Рослесхоз начал ставить лесные участки на учет, стали выявляться многочисленные расхождения.

Владелец мог приобрести участок, по одним данным, отнесенный к выделенным под строительство, и построить на нем дом, обустроиться, взять кредит под строительство – а затем обнаружить что территория числится за лесным хозяйством, на которой строить запрещено. Люди, получившие землю в законном порядке, столкнулись с требованиями освободить участок и снести постройки.

Следует отметить, что наряду с добросовестным приобретением, большое количество территорий захвачено незаконными способами.

В некоторых случаях выдавались разрешения местными администрациями с превышением полномочий, в других — самовольное строительство и использование осуществлялось гражданами осознанно.

Подобные участки также прошли государственную регистрацию. Второй и последующий приобретатели, в этом случае, оказываются добросовестными. Лишить же участка могут любого.

Разрешение территориальных споров в судебном порядке – юридическая практика оформления земельных участков на границе с лесом в России

До недавнего времени, суды были единственным местом решения земельных споров. Чаще всего, Росимущество выступает истцом, требующим изъять спорные участки у их владельцев.

Много исков, когда хозяева земли требуют признать право собственности в судебном порядке.

Судебная практика противоречива. Суд в настоящее время не является местом объективного и беспристрастного расследования, а представляет собой шахматную доску, победу на которой одерживает тот, кто знает, как правильно делать ходы.

Строго регламентированное судебное разбирательство не разбирается с существом вопроса, а зачастую уходит в выяснение порядка процедуры — проверки:

  1. Сроков.
  2. Извещений.
  3. Явки.
  4. Формы документов.
  5. Уплаты пошлины.
  6. Проведения экспертизы и др.

В результате обычному гражданину непросто выиграть суд. Хотя исковое заявление составляется в свободной форме, неправильно сформулированные требования могут завести в тупик и привести к решению, которое невозможно исполнить.

Подготовка к судебному заседанию требует специальных знаний. Необходимо запросить документы из разных государственных органов, а также проверить законность их составления.

Юридическое сопровождение затратно для спорщиков. В среднем, день, проведенный юристом в суде, стоит около 5 тыс. р. Разбирательства же могут длиться годами.

В свою очередь, суды отдают приоритет государственным организациям. Земли лесного фонда считаются федеральной собственностью.

Статья 4.2 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» закрепляет, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости и вносятся в Единый реестр недвижимости в особом порядке. Поэтому отсутствие данных в госреестре не трактуется в пользу действительного владельца.

Крайними в этих условиях оказались простые граждане. Именно им приходится платить за ошибки государственных чиновников.

Уже принято множество решений о сносе целых поселков, садоводств, дачных кооперативов, находящихся на землях лесного фонда. Нарастающие проблемы привели к появлению социальной напряженности и переносу вопроса на политический уровень.

«Лесная амнистия» и нюансы оформления участков земли на границе с лесом

Неурегулированность земельных отношений привела к появлению законопроекта, получившего название «лесной амнистии». Нормативный акт призван узаконить спорные границы.

Данные единого кадастра по закону должны получить приоритет перед данными лесного фонда.

Добросовестные владельцы земель могут получить право вывести свои наделы из «лесных» земель и, таким образом, передвинуть границы.

Документ принят Госдумой 21 июля и одобренный Советом Федерации 25 июля. Президент России Владимир Путин подписал Закон.

«Лесная амнистия» вызвала большое количество дебатов среди законодателей. В парламенте подчеркивают, что документ не должен быть индульгенцией для нарушителей лесного законодательства.

До принятия этого Закона амнистия распространялась только на хозяев земли, оформивших право на надел до 2007 года, и не имеющих от операций финансовой выгоды.

Парламентарии опасались, что нормативный акт узаконит рейдерские захваты земли на престижных направлениях. Десятки гектаров леса могут быть выведены в собственность застройщиков элитных поселков. С некоторыми положениями закона несогласны общественники, экологи.

В связи с этим, ко второму чтению закона было приготовлено множество поправок, призванных устранить противоречия.

В документе о “Лесной амнистии” были учтены предложения Общероссийского народного фронта (ОНФ) по запрету проведения “лесной амнистии” на особо охраняемых природных территориях, а также о проведении компенсационного лесовосстановления.

Закон работает в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на конкретный земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

Нельзя будет оформить участок даже по “лесной амнистии”, если он относится к категории земель промышленности, транспорта, энергетики, связи, радиовещания, телевидения, землям оборонного или иного «специального назначения», землям, задействованным для обеспечения космической деятельности, если на таких участках больше нет зарегистрированных объектов недвижимости.

Кроме того, Закон не работает в случае земель сельскохозяйственного назначения, если уполномоченный орган по надзору за использованием земель получил достоверную информацию об эксплуатации этого участка с нарушением российских законов или вовсе не по назначению.

Владельцам же незаконно захваченных территорий, либо полученных с нарушениями лесного законодательства, отстоять свое право можно только в суде.

Следует помнить, что за самовольный захват земель предусмотрена материальная и административная ответственность.

Закон о Лесной амнистии принят – что дальше?

Владельцы земельных наделов, граничащих с лесом, могут столкнуться с требованиями освободить территорию и невозможностью распоряжаться своими участками. В настоящее время решить вопрос о спорных границах можно только в судебном порядке.

Законопроект по лесной амнистии, по утверждению законодателей, позволит узаконить участки добросовестным приобретателям.

Однако, по мнению скептиков, многие проблемы будут оставаться нерешенными ещё долгое время, так как практики ведения таких дел и разрешения споров в процессе оформления земельных участков, граничащих с лесными территориями, пока не существует.

Остались вопросы? Просто позвоните нам:

Источник: https://pravo812.ru/useful/845-slozhnosti-oformleniya-zemelnogo-uchastka-kotoryj-granichit-s-lesom.html

Если земельный участок попадает в границы лесничества. Обзор практики по

Как действовать, если з/у имеет наложение на земли лесного фонда?

Продолжаю мониторить судебную практику «по лесной амнистии». Сейчас, спустя два года после принятия закона №280-ФЗ, она, наконец, начала формироваться и в регионах, а не только в Москве и Московской области.

В этой статье я разберу ситуацию, когда по данным ЕГРН участок не относится к лесу, но попадает в границы лесничества по планшетам «лесников».

ПРИМЕР:

В кадастровом паспорте или в выписке из ЕГРН на земельный участок написано «земли населенных пунктов» или «земли сельскохозяйственного назначения», но строить на участке не разрешают, поскольку «лесники» заявляют, что «это лес».

НОРМЫ ПРАВА, ПОДЛЕЖАЩИЕ ПРИМЕНЕНИЮ:

Во-первых, описанную проблему регулирует п.3 ст. 14 Федерального закона №172 в редакции Федерального закона №280-ФЗ (известного, как «закон о лесной амнистии»)

В случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года».

В переводе с юридического языка на русский эта норма теоретически должна означать следующее:

«Данным ЕГРН о нелесной категории земель можно верить, т.к. они имеют преимущество перед данными лесного реестра и планшетами «лесников».

Если в соответствии с планшетами «лесников» участок попадает в границы лесничества, но образован до 2016г. и по ЕГРН не относится к землям лесного фонда, значит, участок действительно не является лесным. Т.е.

его можно использовать в соответствии с категорией, указанной в ЕГРН, а запрет строительства на нем не является законным».

Во-вторых, в этой ситуации может быть применена ст. 4.6.

Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса РФ», которая говорит о том, что данные государственного лесного реестра подлежат приведению в соответствие с ЕГРН, а не наоборот.

Статья эта довольно невнятная, и написана она, прежде всего, для органов власти, которые должны как-то реализовывать «лесную амнистию», а не для частных лиц. И все-таки ссылка на нее может оказаться полезной.

К СОЖАЛЕНИЮ, НА ПРАКТИКЕ ЭТИ НОРМЫ РАБОТАЮТ ПЛОХО: суды очень их не любят, применяют крайне неохотно. «Положительные» решения есть, но «отрицательных» больше. Если не изучать каждый конкретный случай, а посмотреть «с высоты птичьего полета», можно увидеть следующее:

Список дел, выигранных частными правообладателями земли: А60-38913/2017, А60-63449/2017, А60-35746/2017 (т.е. по арбитражным судам Уральского федерального округа всего 3 дела).

Список дел, проигранных частными правообладателями земли: А60-37835/2017, А60-42574/2017, А60-36937/2018, А60-10525/2018, А60-38902/2017, А60-42570/2017, А07-10672/2016 (т.е. по арбитражным судам Уральского федерального округа всего 7 дел).

ЧЕМ МОТИВИРУЮТСЯ «ОТКАЗНЫЕ» РЕШЕНИЯ СУДОВ?

Прежде всего, суды ссылаются на Определения Конституционного суда 21 сентября 2017 года N 1793-О и N 1794-О. В этих актах написано, что рассматриваемая норма должна применяться не ко всем правообладателям таких участков, а только к добросовестным преобретателям земельных участков «по конституционно-правовому смыслу ст. 302 ГК РФ», т.е. к тем, кто:

  • приобрел участок платно;
  • не знал и не мог знать о том, что он является лесным.

Кроме того, в контексте ссылки Конституционного суда на ст. 302 ГК РФ должно иметь значение, выбыл ли участок «из владения собственника (т.е. Российской Федерации) по его воле» или нет. Однако этот момент КС не рассматривает.
Таким образом, для применения указанной нормы вводятся дополнительные не всегда понятные ограничения, не указанные в законе.

ВАЖНАЯ ОСОБЕННОСТЬ СПОРОВ ОБ ОТНЕСЕНИИ УЧАСТКА К ЛЕСУ:

Необходимо учитывать, что если участок попадает в границы лесничества, то он, скорее всего, накладывается и на некий участок, относящийся к собственности РФ и имеющий категорию «земли лесного фонда».

Такое наложение не очевидно, поскольку участок, принадлежащий РФ, обычно не имеет установленных границ, его нет на публичной кадастровой карте, и, не имея доступа к картографическим материалам лесоустройства, очень трудно догадаться о существовании наложения.
Однако наложение есть. Как в анекдоте про суслика.

И по причине этого наложения вы не сможете получить разрешение на строительство, а то и вовсе можете лишиться своего участка.

В этой ситуации имеет место не только спор об отнесении или неотнесении вашего участка к лесному фонду, но и спор о праве собственности между вами и Российской Федерацией.

КАКИЕ ФАКТЫ ИМЕЮТ ЮРИДИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРИ РАССМОТРЕНИИ СПОРОВ ОБ ОТНЕСЕНИИ К ЛЕСАМ УЧАСТКОВ, ПОПАДАЮЩИХ В ГРАНИЦЫ ЛЕСНИЧЕСТВА, НО ИМЕЮЩИХ ПО ЕГРН НЕЛЕСНУЮ КАТЕГОРИЮ:

Несмотря на то, что “положительных” решений мало, они все-таки есть. Поэтому стоит разобраться, какие обстоятельства изучают суды, когда рассматривают такие дела.

1. В каком качестве изначально формировался исходный участок: как лесной или как нелесной (есть ли в документах о первоначальном землеотводе данные о предоставлении лесного участка). От этого зависит возможность применения закона №280-ФЗ.

2. Добросовестность приобретателя: мог ли он догадаться, что покупает лесной участок.

Вывод о добросовестности или недобросовестности приобретателя делается на основании следующих обстоятельств:если в землеотводных документах есть указание на лес, считается, что приобретатель понимал, что покупает лесной участок, и не вправе рассчитывать на защиту закона «о лесной амнистии»;

если участок визуально похож на лесной (лесная растительность, со всех сторон лес), то приобретатель тоже не будет считаться добросовестным.

3. Если речь идет о землях населенных пунктов, будет учитываться, законно ли установлена граница населенного пункта (очень часто она установлена незаконно, к сожалению);

4. Важно, выдавались ли когда-либо органами лесного хозяйства письма или согласования, свидетельствующие о том, что участок не является лесным.

Если выдавались, то понятно, что доказать свою добросовестность легче.

Кроме того, такой документ может свидетельствовать о том, что участок выбыл из владения собственника (собственником всех лесов является Росситйская Федерация) по его воле, что очень важно при применении ст. 302 ГК РФ.

5. Чье право было зарегистрировано раньше: право частного собственника или право Российской Федерации (если имеется наложение на участок, принадлежащий РФ), и владеет ли частный правообладатель участком фактически (установлен ли забор). 

6. Имеются ли на участке объекты недвижимости, право собственности на которые зарегистрировано. Это обстоятельство не является решающим само по себе, т.к. право собственности на объект недвижимости тоже может быть оспорено. Но необходимость его оспаривать может в ряде случаев создать дополнительные препятствия к «законному отъему» участка.

Дополнительно от себя могу добавить следующее. Несмотря на то, что решений уже не так уж мало, говорить о сформированной практике не приходится. Видно, что четкие правовые конструкции, которые позволяли бы судам более-менее предсказуемо применять законодательство «о лесной амнистии» по-прежнему, отсутствуют. Мотивировки судов сумбурны и, кажется, не всегда понятны самим судьям.

Материал подготовила Татьяна Скворцова (тел, WhatsApp 8-908-080-00-35)

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c6422e5e3c7ad00ae588bb9/esli-zemelnyi-uchastok-popadaet-v-granicy-lesnichestva-obzor-praktiki-po-lesnoi-amnistii-avgust-2019-5d7a258a23bf4800ad6a79e9

Земли лесного фонда и правовой режим их использования в 2020 году

Как действовать, если з/у имеет наложение на земли лесного фонда?
Время чтения: 10 минут

Больше половины российской территории занято лесами. Лесной фонд с точки зрения законодательства – не просто растительный комплекс. Это независимая экологическая система и ценный природный ресурс.

Оперируя этими категориями, государство охраняет земли лесного фонда, и правовой режим их использования подтверждает это.

Стоит разобраться, что относится к таким землям, каковы особенности их эксплуатации и что по этому поводу говорится в законодательстве.

Какие бывают категории земель в РФ

Согласно законодательству РФ, существует 7 основных категорий земель:

  • сельхозназначения;
  • населенных пунктов;
  • промышленности, транспорта, космической деятельности и иного спецназначения;
  • территории под особой охраной государства;
  • занятые лесами;
  • под водными объектами;
  • запаса.

Категория определяется исходя из целевого назначения участков, что впоследствии влияет на виды разрешенной эксплуатации. Например, в отношении категории земель лесного фонда (ЗЛФ) установлено, что они могут использоваться как непосредственно для создания лесонасаждений, так и для ведения лесного хозяйства, даже если не покрыты густой растительностью.

Большая часть ЗЛФ принадлежит Российской Федерации, в связи с чем отнесение территорий к этой группе, а также перевод участков из одной категории в другую осуществляется на основе федерального законодательства.

Узнайте подробнее, как определяются категории земель в РФ.

Общие сведения о ЗЛФ

В соответствии с российским законодательством, к землям лесного фонда относятся не только сами леса, но и территории хозяйственного назначения, выполняющие защитную, инфраструктурную, восстановительную и иные функции.

Таким образом, ЗЛФ – это территории, предназначенные для:

  • лесной растительности;
  • ведения лесного хозяйства;
  • обслуживания, охраны и защиты лесов;
  • иной деятельности, направленной на их сохранение как экосистемы и восстановление как природного ресурса.

Государственный лесной фонд и его составные части могут располагаться не только на ЗЛФ, но и на землях иных подвидов, хотя первая категория является преобладающей.

Исходя из этого определяется правовой режим использования, охраны и защиты лесных территорий, но сами земли из-за своего целевого назначения категорию менять не обязаны.

Обычно это – особо охраняемые территории, имеющие природоохранное значение.

В отличие от всех остальных категорий единственным субъектом, в чьей собственности земли лесного фонда могут находиться, – государство.

Закон определяет монополию федеральной собственности на ЗЛФ, что вызвано особым природоохранным режимом этих территорий.

В то же время допускается, что на основании нормативно-правовых актов или договоров ЗЛФ земли, занятые растительностью или по иным причинам отнесенные к лесным, могут находиться в пользовании других лиц либо передаваться в собственность субъектов РФ.

Состав ЗЛФ

Стоит упомянуть, из чего состоят земли лесного фонда. По закону ЗЛФ включает:

  1. Лесные земли – территории, покрытые густой растительностью, отнесенной к лесам, а также иные участки, если они имеют восстановительное значение: места санитарных вырубок и прочие.
  2. Нелесные земли, целевое назначение которых – ведение лесного хозяйства, в том числе территории, занятые хозяйственными объектами, дорогами.

Учитывая, что лесная растительность может располагаться и за пределами ЗЛФ, к лесному фонду не относятся леса, расположенные на территориях, предназначенных для:

  • обороны;
  • строительства городских поселений;
  • ведения сельского хозяйства и так далее.

Их правовой режим определяется в соответствии с целевым назначением земель, на которых они расположены.

Лесное законодательство относит к ЗЛФ все земли, которые находятся в пределах лесничеств и лесопарков на территории РФ. Все такие участки признаются лесными.

Все лесные участки из состава земель лесного фонда находятся исключительно в федеральной собственности. В их число входит:

  • древесно-кустарниковая и другая растительность в лесопарках и лесничествах;
  • санитарные вырубки и гари, не занятые густой растительностью;
  • редины и прогалины;
  • просеки и болота на территории лесничеств;
  • дороги, хозяйственные постройки и другие объекты.

Если земельный участок входит в границы земель леспромхоза, это не всегда означает, что его можно отнести к лесным землям. Такие территории раньше часто входили в земли населенных пунктов, что можно подтвердить кадастровой выпиской, даже если его границы точно и не установлены.

Законодательное регулирование использования ЗЛФ

Переоценить значение лесного фонда как экосистемы и природного ресурса для РФ невозможно, хотя бы если взять во внимание его масштабы. Согласно последним подсчетам, площадь земель лесного фонда России составляет не менее 1,146 млрд га – свыше 60% всей территории страны.

Неудивительно, что такой ресурс требует особого нормативного регулирования. В связи с этим эксплуатацию ЗЛФ регулируют положения сразу двух нормативных актов:

  1. Земельного кодекса РФ.  В ЗК РФ определены принципы использования и охраны особо ценных территорий, дана общая характеристика земель лесного фонда, описаны правила выделения участков, их перехода из одной категории в другую и прочее.
  2. Лесного кодекса РФ. ЛК РФ определяет:
    • правовое положение земель, занятых лесной растительностью, режим использования и охраны ЗЛФ, защиты, воспроизводства лесов как природного ресурса;
    • условия их предоставления гражданам и организациям в пользование;
    • тех, кто распоряжается землями лесного фонда и так далее.

Обращаем внимание, что нормы ЛК применяются постольку, поскольку возникшие отношения в области леса пока не урегулированы нормами ЗК.

Особенности правового режима ЗЛФ

Регулирование лесных отношений учитывает представления о лесе как о совокупности растительного и животного мира, а также других элементов природы и окружающей среды.

Правовой режим земель лесного фонда формируется с учетом их важного экономического, социального, экологического значения, поэтому такие территории не только находятся под особой охраной со стороны государства, но и ограничены в обороте (пп. 2 п. 5 ст. 27 ЗК).

В соответствии со ст. 7 ЛК, участки лесного фонда следует отграничивать от остальных земель посредством нанесения необходимых пометок на планово-картографических материалах и обозначения на местности с помощью специальных лесохозяйственных знаков.

Правовое обеспечение и правовой режим, применяемые к ЗЛФ, зависят от назначения земель, в соответствии с которым они поделены на:

  • защитные лесонасаждения, цель освоения которых состоит в сохранении природоохранных, средообразующих, санитарно-гигиенических и иных полезных функций лесов;
  • эксплуатационные леса. Цель их освоения – получение высококачественной древесины и прочих лесных ресурсов;
  • резервные леса, использование которых не предполагает заготовку древесины в течение 20 лет после их отнесения к этой категории.

Характерная особенность земель лесного фонда – это плодородие и способность находящейся на них растительности самовосстанавливаться. Леса следует особым образом охранять от пожаров, загрязнений и любых других негативных воздействий в том числе природного характера, что отражается и на правовом режиме их использования.

Касается это не только ЗЛФ, но и смежных с ними участков, считающихся землями населенных пунктов.

Нередко границы территорий, отнесенных к разным категориям, являются спорными. В связи с этим наложение земельного участка на земли лесного фонда препятствует, например, оформлению жилых построек, осуществлению межевания и иным действиям, которые на первый взгляд не могут повредить состоянию лесного фонда.

Управление ЗЛФ

Поскольку лесной фонд и земли под ним преимущественно находятся в собственности государства, именно федеральным органам вверено управление ЗЛФ. Если участки принадлежат региону или муниципалитету, управление ими осуществляют региональные или муниципальные органы власти.

В ст. 83 ЛК упомянуты некоторые особенности управления землями лесного фонда, например, право органов государственной власти передавать свои функции в области лесных отношений региональным учреждениям.

Государственное управление лесным фондом и его землями возложено на Министерство природных ресурсов и экологии. Оно реализует эти задачи через Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз).

Как сообщает официальный сайт лесного фонда РФ, к полномочиям Рослесхоза относится:

  • лесное планирование;
  • использование, охрана и защита лесов;
  • воспроизводство и государственная инвентаризация лесов;
  • лесной надзор и контроль за исполнением переданных полномочий;
  • рассмотрение жалоб на материалы территориального планирования и так далее.

Рослесхоз реализует поставленные задачи через территориальные органы. Так, если кому-то нужна справка о наличии земель лесного фонда или гражданин хочет получить в пользование такой участок, следует обращаться в территориальное представительство Рослесхоза.

Виды разрешенного использования ЗЛФ

Когда речь идет о видах разрешенного использования ЗЛФ, многие считают, что под этим подразумеваются нормативные цели эксплуатации лесов, определенные ст. 25 ЛК. На самом деле такое понимание ошибочно. Безусловно, предназначены земли лесного фонда для ведения лесного хозяйства, но это может предполагать абсолютно разные виды деятельности.

Источник: https://pravovdom.ru/zemlya/zemli-lesnogo-fonda-pravovoj-rezhim.html

Что делать, если участок попал на земли лесного фонда?

Как действовать, если з/у имеет наложение на земли лесного фонда?

Как узаконить землю, граничащую с лесом в Московской области.

В Центральное кадастровое бюро обратилась москвичка. Женщина владеет дачей, которая граничит с кромкой леса. Она хотела продать свои сотки, но из-за проблемного соседства суд признал собственность дачницы незаконной. Государство в любой момент может забрать землю назад и отдать лесному фонду.

Спорный статус?

Дачные сотки героини имеют спорный статус из-за общих границ с лесом.

В 90-х и 2000-х годах учет земли проводился в упрощенном порядке без точного межевания. Для согласования достаточно было иметь данные с лесоустроительной документации.

Такая ситуация привела к тому, что реальные территории лесхозов преувеличены в три раза! В искусственную площадь лесов входили дачи садоводов, военные части, поселения.

Собственники пытались отвоевать право на обжитые наделы в суде, но решения принимались в пользу лесного фонда.

Закон о лесной амнистии

В 2017 году Конституционным судом Российской Федерации принят закон о “лесной амнистии”.

Лесной амнистией называют законопроект, призванный прекратить споры о принадлежности граничащих земель между частниками и лесфондом.

Федеральный закон от 29 июля 2017 года N280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель»(http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221238/) запретил отбирать площади, граничащие рядом с лесом.

Если кратко говорить о законопроекте, то его основой стал приоритет информации из Единого государственного реестра недвижимости над данными Государственного лесного реестра. Дачники облегченно вздохнули, теперь они могут признать право владением сотками.

Особенности закона о лесной амнистии

  1. На амнистию имеют право владельцы участков, собственность которых подтверждена до 1 января 2016 года.
  2. Принадлежность земли определяется в сведениях в ЕГРН.

Исключения:

  • Амнистия не распространяется на участки, расположенные в границах особо охраняемых территорий или территорий объектов культурного наследия.
  • Нельзя оформить в собственность землю специального назначения без зарегистрированной недвижимости.
  • Амнистируемая площадь не должны быть в составе земель сельхозназначения (это земли, вынесенные за пределы поселений и служащие для осуществления сельского хозяйства).
  1. После обращения собственника в Единый государственный реестр недвижимости вносятся изменения — вписываются новые территориальные границы всех участков.
  2. Сотки, полученные до 8 августа 2008 для садоводства или дачного хозяйства, считаются землями населенных пунктов. В этом случае не нужно переводить площадь из одной категории в другую.
  3. Если ранее надел был отнесен к определенной категории земель, то это решение станет приоритетным над другими сведениями, которые внесены в ЕГРН.
  4. Если вы собственник недвижимости, которая зарегистрирована на “лесной” земле до 1 января 2016 года, то имеете право на прилегающий к дому участок.
  5. Предыдущие судебные акты, по которым частники теряли собственность, могут быть обжалованы. Иск нужно подать в течение одного года со вступления в силу судебного решения.

Как оформить “лесную амнистию” в Московской области?

Специалисты отмечают, что если амнистия будет идти такими темпами, то продлится она не один десяток лет. При этом введены сроки для Московской области — заявления принимаются до 1 января 2023 года. Для того, чтобы ускорить процесс, в Комитете лесного хозяйства Московской области была создана рабочая группа, которая рассматривает эти вопросы.

1) Если вы решили самостоятельно решить вопрос перераспределения своего участка, то начните со сбора документов. Вам понадобятся:

  • Заявление
  • Выписка из ЕГРН
  • копии документов, устанавливающих право на собственность
  • Если участок относится к землям промышленности, нужна выписка из ЕГРН на объект недвижимости.

2) Теперь вам нужно подготовить межевой план участка. Для этого необходимо обратиться к кадастровому инженеру, который проведет межевание, составит межевой план и передаст его вам.

3)Далее следует обратиться в МФЦ или другой территориальный орган Росреестра.

И в заключении

“Лесную амнистию” ждали давно, но она пришла незаметно, и многие даже не знают о ее существовании. При этом она будет проходить еще пять лет. Это срок в несколько раз меньше того периода, который необходим для рассмотрения всех случаев. Поэтому времени на промедление нет. Если ваш случай похож на пример нашей героини, то рекомендуем оформить участки в собственность.

Обращайтесь в Центральное кадастровое бюро за бесплатной консультацией. Специалисты помогут разрешить вопросы, связанные с регистрацией земли, попавшей под «лесную амнистию»

Источник: https://prokadastr.com/lesnaja-amnistija-chto-delat-esli-uchastok-popal-na-zemli-lesnogo-fonda/

Кто сможет оформить землю по «лесной амнистии»?

Как действовать, если з/у имеет наложение на земли лесного фонда?

Начавшаяся в 2006 году «дачная амнистия» дала возможность оформить в упрощенном порядке собственность на земельные участки, дачные и жилые дома тем, кто не имел на них документов. Объявленная в 2017 году «лесная амнистия» позволит зарегистрировать землю, которая оказалась включена в состав лесного фонда.

«Лесная амнистия» возникла из необходимости защитить права граждан, которые на вполне законных основаниях получили граничащие с лесом земельные участки, затем по какой-то причине включенные в состав лесного фонда. Если границы участка где-то пересекаются с лесом, собственники не только испытывают трудности с оформлением прав на землю, они вообще могут лишиться участка.

«В предыдущие годы были нередки случаи, когда люди десятилетиями пользовались земельными участками, строили на них дачи, а потом этот участок забирали на том основании, что он относится к землям лесного фонда.

Чтобы найти выход во всех подобных ситуациях, и был принят 280-й федеральный закон, который называют законом о «лесной амнистии», — объясняет начальник отдела повышения качества данных ЕГРН Управления Росреестра по Красноярскому краю Дмитрий Незванов.

«Лесная амнистия» распространяется на земельные участки, предоставленные в собственность до 1 января 2016 года. При этом неважно, когда права на участок появились у нынешнего владельца, он мог купить участок и в 2017 году, главное, чтобы первоначальному собственнику участок был предоставлен до 1 января 2016 года.

Сведения в каких документах имеют решающее значение?

До сих пор основной проблемой собственников в таких случаях было доказать, что земельный участок не относится к землям лесного фонда. Новый закон установил, какие сведения при определении статуса земли следует считать основными.

Согласно ФЗ № 280, если по документам (данным ЕГРН, иным документам) участок имеет иную категорию, относится не к землям лесного фонда, а, например, к землям сельскохозяйственного назначения, приоритет отдается информации, указанной в ЕГРН, а не в лесном реестре.

Единственное исключение — земельные участки, которые находятся в зоне особо охраняемых природных территорий (заповедники, заказники).

«В Емельяновском районе есть заказник «Красноярский», на территории которого действует садовое общество. Землепользователи, купившие здесь участки, не могут оформить документы на землю, и «лесная амнистия» им в этом не поможет, потому что участки на территории заказника изначально предоставлялись незаконно», — объясняет Дмитрий Незванов.

Порядок перевода земель лесного фонда в другую категорию

Другой важный момент, который определил новый закон, — участки, предоставленные из земель лесного фонда до 8 августа 2008 года и имеющие категорию «земли лесного фонда», можно перевести в другую категорию.

Но только при условии, что их разрешенное использование никак не связано с использованием леса (земля предоставлялась для садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства). Если участок расположен на территории населенного пункта, из земель лесного фонда он переводится в земли поселений.

Там, где границы населенных пунктов на настоящий момент не определены и участок расположен на территории между населенными пунктами, он может быть переведен в земли сельхозназначения.

«Если право на земельный участок зарегистрировано в ЕГРН и у собственника есть документы, проблем практически не возникает, — объясняет Дмитрий Незванов. — Раньше, когда собственник такого земельного участка хотел определить его границы, он обращался к кадастровому инженеру.

Тот, видя, что земельный участок граничит с лесом, запрашивал сведения в Министерстве лесного хозяйства и получал ответ, что участок находится на землях лесного фонда, после чего кадастровый инженер отказывался проводить межевание.

Теперь во всех подобных случаях кадастровый инженер указывает в своем заключении, что участок расположен на границе с лесом, права на него возникли давно, должна применяться статья 60.2 закона о регистрации недвижимости».

Как оформить собственность на лесной земельный участок?

Кроме того, закон позволяет оформить до сих пор не оформленные, так называемые неразграниченные, земельные участки на землях лесного фонда, которые в предыдущие годы могли предоставлять гражданам для различных целей (индивидуального жилищного строительства, дачного хозяйства, садоводства).

Землепользователь построил на этой земле объект (жилой дом или жилое строение), который соответствует назначению участка, и успел зарегистрировать на него права.

Обычно после этого он обращается в администрацию, чтобы оформить собственность на землю, но администрация предоставить участок в собственность не может, так как он относится к лесному фонду.

Согласно закону о «лесной амнистии», если построенный на участке объект находится в собственности, для получения права собственности на земельный участок владелец дома должен обратиться в тот орган, который предоставил земельный участок из госсобственности, в Красноярске это территориальное Управление Росимущества по Красноярскому краю. Участок в таких случаях можно будет узаконить.

Росреестр выявляет земельные участки, имеющие пересечение границ с лесным фондом

Разница между «дачной амнистией» и «лесной амнистией» заключается в том, что если для «дачной амнистии» собственник должен был сам собрать необходимые документы для оформления прав на объект и обратиться с ними в Росреестр, то «лесная амнистия» не предполагает такого участия граждан.

Всю работу ведут Росреестр, органы прокуратуры и Рослесхоз, это они должны провести сплошную проверку всех земельных участков, которые пересекаются с границами леса, рассмотреть каждую ситуацию отдельно и вынести решение. При Управлениях Росреестра в каждом из субъектов созданы межведомственные рабочие группы, которые занимаются выявлением всех земельных участков, имеющих пересечения с границами участков лесного фонда.

«К этому моменту в Красноярском крае установлено 615 таких участков, теперь мы каждый из них рассматриваем на соответствие указанным в законе критериям: когда на него возникли права, не попадает ли он в границы особо охраняемых природных территорий, — и принимаем соответствующее решение.

В результате этой работы изменения вносятся либо в лесной реестр, либо в ЕГРН, либо мы принимаем решение о том, что земельный участок предоставлялся незаконно, после чего Рослесхоз должен обращаться в суд с иском о его изъятии, — рассказывает Дмитрий Незванов.

— В большинстве случаев находятся подтверждения того, что права у людей возникли давно».

«Лесная амнистия» дает возможность тем, у кого до сих пор возникали проблемы с оформлением прав на земельные участки, узаконить землю. Хотя выявлением таких участков занимается Росреестр, кое-что для их оформления могут сделать сами собственники.

Специалисты советуют установить границы, а для этого заказать межевание кадастровым инженерам, собрать все документы на землю (документы, по которым участок предоставлялся собственнику, кадастровый план участка) и обратиться с ними в Росреестр.

Татьяна Крупко

источник: http://www.sibdom.ru/publication/articles/34/1772/ 

Источник: https://rosreestr.ru/site/press/news/kto-smozhet-oformit-zemlyu-po-lesnoy-amnistii-/

«Лесная амнистия»: споры о вхождении участка в границы лесного фонда

Как действовать, если з/у имеет наложение на земли лесного фонда?
Правовой центр ДВА М готов предоставить спектр юридических услуг по вопросам отнесения земельных участков к землям лесного фонда (т.н. «земли двойного учёта»), защите прав на такие участки, в том числе, в режиме «лесной амнистии».

А именно:

  • Представление интересов в суде и уполномоченных органах по спорам об отнесении участков к землям лесного фонда (иных лесничеств и лесопарков). В том числе подтверждение действительности прав на участок в рамках «лесной амнистии»;
  • Оспаривание отказов в предоставлении участков, выдаче разрешений на строительство и т.д.

    по мотивам, связанным со вхождением участков в земли лесного фонда.

  • Уточнение границ земель лесного фонда для устранения их пересечения с земельными участками.

  • Подготовка комплексных юридических заключений по вопросам отнесения участков к землям лесного фонда (иных лесничеств и лесопарков);
  • Проверка объектов перед покупкой на предмет риска их отнесения к землям лесного фонда.

В Московской области многочисленные споры о вхождении участков в границы лесного фонда связаны с тем, что данные границы до настоящего времени надлежаще не установлены. Актуальность данной проблемы связана с тем, что для земель лесного фонда установлен особый порядок предоставления и использования, исключающий приватизацию, капитальное строительство на таких участках и т.д. И муниципалитеты полномочий по распоряжению такими участками не имеют.

В перспективе сведения обо всех лесных участках должны быть внесены в ЕГРН и отражаться на публичной кадастровой карте, но ожидать соблюдения такого порядка в ближайшем будущем не приходится.

При этом самый очевидный критерий – наличие на участке леса – работает далеко не всегда. Так с одной стороны – многие леса расположены на землях сельскохозяйственного назначения и т.д., которые вполне оборотоспособны.

С другой стороны – к лесному фонду могут относиться земли, физически уже давно не имеющие к лесу особого отношения.

В связи с чем распространены ситуации, когда местная администрация формирует участки и предоставляет их в собственность или в аренду в общем порядке, как не относящийся к лесным землям. А позднее, часто уже после ввода в эксплуатацию построенного на таком участке объекта, возникают споры с Комитетом лесного хозяйства Московской области.

Комитет лесного хозяйства в таких случаях руководствуется имеющимися в его распоряжении лесными планшетами и иными доказательствами различной степени достоверности, полагает, что многие земельные участки на территории Московской области сформированы и предоставлены незаконно, поскольку относятся к землям лесного фонда.

В связи с многочисленностью таких ситуации, в отношении ранее предоставленных (до 2016 г.) участков действует режим т.н. «лесной амнистии», благодаря которым существенная часть споров разрешается в пользу владельцев участка (подробно рассмотрен ниже).

В настоящее время острота проблемы несколько снизилась, так как земли, по которым есть мнение Комитета лесного хозяйства об их вхождении в лесной фонд отмечены в новых генеральных планах муниципалитетов Московской области как «территории двойного учёта» т.е.

земли которые рассматриваются местными администрациям как не входящие в лесной фонд, но по мнению Комитета – относятся к нему. Также сведения о таких территориях размещены в сайте Региональной географической информационной системы Московской области (РГИС МО).

Аналогичная проблематика связана с «городскими лесами» (лесопарки в границах населённых пунктов), лесами минобороны и т.д. Разница имеется в части органа, уполномоченных заниматься вопросами таких видов лесов.

Споры, связанные с отнесением участков к землям лесного фонда

Споры, связанные с отнесением того или иного земельного участка к категории земель лесного фонда, включают в себя, в том числе, следующие категории дел:

  • по искам Комитета лесного хозяйства Московской области к правообладателям земельных участков об истребовании земельных участков, оспаривании их кадастрового учета и т.д.;
  • по заявлениям об оспаривании отказов Комитета лесного хозяйства в исключении сведений из государственного лесного реестра;
  • по искам граждан и юридических лиц о признании права федеральной собственности отсутствующим, оспаривании данных государственного лесного реестра и ЕГРН в части границ лесных участков, и т.д.;
  • по искам (заявлениям) граждан и юридических лиц об оспаривании решений Росреестра об отказе в регистрации прав на земельный участок, уточнении границ участка;
  • по искам (заявлениям) граждан и юридических лиц о признании недействующими Генеральных планов и Правил землепользования и застройки в случае отнесения их участков к землям лесного фонда.

Лесная амнистия

Под термином «лесная амнистия»

Источник: https://www.2m.ru/uslugi/obshchie-voprosy-zemelnykh-otnoshenij/zemli-lesnogo-fonda

Вопросы адвокату
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: