Что значит дисциплинарная ответственность ч. 1 ст 2.5 КоАП РФ?

Содержание
  1. Дисциплинарная ответственность по административному праву
  2. Понятие
  3. Что говорит закон?
  4. Когда наступает дисциплинарная ответственность по административному праву?
  5. Порядок наложения дисциплинарных взысканий
  6. Освобождение от административной ответственности
  7. Освобождение от административной ответственности по ст. 24.5 КоАП РФ
  8. Малозначительность – основание освобождения от административной ответственности
  9. Специальные случаи освобождения от административного наказания
  10. О порядке привлечения к административной ответственности
  11. 1. Предусмотренные КоАП РФ гарантии обеспечения законности при привлечении граждан к административной ответственности.
  12. 2. Сроки составления протокола об административном правонарушении.
  13. 3. Требования к составлению протокола об административном правонарушении.
  14. 4. Обязательные сведения, которые указываются в постановлении об административном правонарушении.
  15. 5. Ответственность за неисполнение постановления по делу об административном правонарушении в случае вынесения наказания в виде штрафа.
  16. 6. Порядок обжалования постановлений по делу об административном правонарушении.
  17. Дисциплинарные взыскания: виды, порядок применения и сроки
  18. Виды дисциплинарных взысканий
  19. Применение дисциплинарных взысканий: порядок и сроки
  20. Виды ответственности за нарушение требований охраны труда: дисциплинарная, материальная, административная, уголовная
  21. Охрана труда на предприятии
  22. Что грозит за нарушение требований охраны труда
  23. Дисциплинарная ответственность
  24. Материальная ответственность
  25. Административная ответственность
  26. Уголовная ответственность

Дисциплинарная ответственность по административному праву

Что значит дисциплинарная ответственность ч. 1 ст 2.5 КоАП РФ?

Дисциплинарная ответственность – это вид ответственности, предусмотренный за совершение дисциплинарного проступка в коллективе. Она может регламентироваться нормами ТК и КоАП РФ, но в последнем случае ее несут только должностные лица, военнослужащие, граждане, имеющие специальные звания и государственные гражданские служащие.

В отличие от трудового законодательства, где дисциплинарные меры выражаются в виде замечаний, выговоров или увольнений, по КоАП РФ предусмотрен более широкий ряд санкций в отношении работников, совершивших правонарушение: понижение в звании, расторжение трудового соглашения, понижение в должности.

Основанием для наложения дисциплинарного взыскания по Трудовому кодексу является совершение аморального поступка или грубого нарушения, а именно:

  • Прогул: отсутствие более 4-х часов подряд на рабочем месте без уважительной причины.
  • Нахождение на территории организации в состоянии токсического, алкогольного или наркотического опьянения.
  • Совершение поступка, исключающего возможность дальнейшей службы.
  • Неоднократное неисполнение или отказ от исполнения служебных обязанностей, указанных в должностной инструкции.
  • Разглашение государственной тайны.
  • Совершение хищения по месту работы.
  • Виновное (умышленное) причинение ущерба имуществу организации.
  • Несоблюдение норм охраны труда, если это стало причиной аварии, катастрофы или получения ущерба здоровью работников.
  • Предоставление заведомо подложных документов при заключении трудового договора или контракта.
  • Непрохождение аттестации (несоответствие занимаемой должности).
  • Совершение виновных действий, из-за которых было утрачено доверие работодателя.

Для гражданских лиц, работающих в коммерческих организациях или по договору найма, предусмотрено только три вида наказания: замечание, выговор или увольнение. В любом случае все они должны подкрепляться доказывающими документами и приказами руководства, иначе дисциплинарные меры могут быть признаны незаконными.

Отличительной чертой дисциплинарной ответственности по административному праву от трудового является то, что в последнем случае работник отвечает за нарушение норм, предусмотренных ТК РФ, а в первом – за совершение деяния, которое карается КоАП РФ.

Понятие

Само понятие «дисциплинарная ответственность по административному праву» подразумевает всевозможные меры, которые могут использоваться в отношении лиц, совершивших проступок на службе или вне ее, если его вина будет доказана и подтверждена соответствующими документами.

Помимо КоАП и ТК РФ, ответственность сотрудников может регламентироваться другими, специальными законодательными актами, действующими в конкретных сферах:

  • ФЗ «О полиции».
  • ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
  • ФЗ «О государственной гражданской службе».
  • Дисциплинарный устав ВС РФ.

Как уже говорилось ранее, дисциплинарная ответственность возникает лишь при нарушении трудового законодательства, в то время как при несоблюдении норм КоАП РФ санкции, которые могут применяться по отношению к сотрудников МВД, ВС РФ и т.д., более широки. Какие проступки считаются нарушением по КоАП РФ:

  • Несоблюдение норм противопожарной безопасности.
  • Нарушение правил регистрации по месту жительства.
  • Нарушение правил дорожного движения.
  • Несоблюдение требований об обязательном страховании.
  • Организация незаконных митингов.
  • Совершение административного правонарушения должностным лицом в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением им служебных обязанностей.
  • Нарушение права ознакомления граждан со списком участников референдума или избирателей.
  • Правонарушения в области финансов: несвоевременная постановка на учет, непредоставление отчетностей и т.д.
  • Незаконное перемещение через границу государств, предоставление недостоверных сведений в таможенные органы, и т.д.
  • Невыполнение законного предписания органа исполнительной власти.
  • Неисполнение требований и предписаний антимонопольных органов.

Расследованием административных правонарушений занимаются уполномоченные на это органы, а поводом для процессуальных действий может послужить следующее:

  • Обнаружение проступка непосредственно сотрудниками органов, уполномоченными составлять протоколы: УМВД РФ, ГИБДД РФ, и т.д.
  • Поступление заявления от правоохранительных и других органов, если в нем содержится суть жалобы и данные об административном правонарушении.
  • Сообщения от СМИ, физических или юридических лиц о факте административного проступка.

Таким образом, административная ответственность может быть применена в отношении милитаризованных служащих, сотрудников полиции, обучающихся и лиц, свобода которых была ограничена по КоАП РФ, при этом она имеет отличительные особенности:

  • К ней граждане привлекаются во внесудебном порядке, т.е. для привлечения достаточно совершения проступка и составленного вследствие протокола.
  • В случае с ответственностью перед работодателем меры применяются только в порядке подчиненности.
  • Суть дисциплинарной ответственности заключается в применении правовых санкций, предусмотренных за совершенный проступок.

Каковы основания для дисциплинарной ответственности:

  • Совершение должностного нарушения – противоправного действия, не влекущего административного или уголовного наказания.
  • Административное правонарушение: например, по ст. 2.5 КоАП РФ.
  • Нарушение норм морали: например, в ст. 26 ФЗ «О статусе военнослужащих» говорится, что граждане, задействованные в рядах ВС РФ, должны чтить требования Конституции, быть верными Военной присяге, соблюдать дисциплину и охранять государственную или военную тайну.

В последнем случае доказать правонарушение весьма проблематично, потому как юридическая ответственность наступает за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей сотрудником, в то время как мораль и нравственность не регламентируется нормами права.

Что говорит закон?

Законодательством предусмотрены не только такие меры взыскания, как понижение в звании, замечание, выговор или увольнение, но и материальная ответственность.

Она частично регламентируется и административным правом: например, при определении полномочий органов, связанных с возмещением материального вреда, а также при вычете из зарплаты сотрудника при увольнении, если ранее в его распоряжении находилось государственное имущество.

Пример материальной ответственности:

Иванов Н.О. служил в полиции, но за совершение грубого антиобщественного проступка был уволен по желанию работодателя. При расчете с него была взыскана стоимость формы, выданной для несения службы.

Стоит отметить, что к административной ответственности не могут привлекаться граждане, совершившие деяния, предусмотренные ст. 81 ТК РФ, т.к. в этом случае проступок должен трактоваться только нормами трудового права.

Когда наступает дисциплинарная ответственность по административному праву?

Согласно действующему законодательству, к дисциплинарной ответственности работники могут быть привлечены лишь в том случае, если их вина будет доказана. Например, при совершении сотрудником проступка, несовместимого с дальнейшим несением службы, все должно быть зафиксировано в соответствующем протоколе.

Таким образом, данный вид ответственности наступает только при вредном антиобщественном деянии работника, при этом оно должно быть зафиксировано доказательными документами: объяснительными и докладными записками, актами, приказами руководителей, протоколами.

Порядок наложения дисциплинарных взысканий

Данный вопрос регламентируется разными законодательными актами и зависит от того, к какой категории лиц относится работник, совершивший проступок, однако есть ряд общих требований:

  • Взыскание может быть наложено только уполномоченными на это органами или должностными лицами.
  • До принятия мер наказания руководитель должен затребовать с сотрудника объяснительную записку, которую он обязан предоставить в течение двух рабочих дней. Если он этого не сделал, работодатель в присутствии двух свидетелей составляет акт об отказе в объяснениях.
  • Сроки применения дисциплинарных взысканий также необходимо соблюдать: не позднее одного месяца с даты обнаружения проступка, и не позже полугода – с момента совершения.
  • За неправомерное деяние накладывать взыскание можно только один раз.
  • Все руководители обязаны составлять приказы о наложении дисциплинарных взысканий в отношении совершивших их сотрудников, а затем отдавать документы им на подпись. Если последние отказываются расписываться, необходимо составить акт об этом и дать его на подпись двум свидетелям.

Любое дисциплинарное взыскание (по ТК или КоАП РФ) работник может обжаловать в Государственной инспекции по охране труда или в суде, но для этого необходимо иметь документальные доказательства невиновности и показания свидетелей.

Источник: https://vse-o-trude.ru/disciplinarnaya-otvetstvennost-po-administrativnomu-pravu/

Освобождение от административной ответственности

Что значит дисциплинарная ответственность ч. 1 ст 2.5 КоАП РФ?

Кодекс РФ об административных правонарушениях не содержит определения термина “освобождение от административной ответственности”. И говорит лишь об основаниях, когда лицо может быть освобождено от административного наказания.  Или от отдельных видов наказания.

Когда к нарушителю не применяют административное наказание, это и есть освобождение от административной ответственности. В широком смысле это прекращение административного производства.

Ведь перечень оснований прекращения производства открытый.

И включает в себя все иные случаи, когда есть обстоятельства, при наличии которых лицо, совершившее действия (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности.

Освобождение от административной ответственности по ст. 24.5 КоАП РФ

Статья 24.5. КоАП РФ содержит примерный перечень обстоятельств, при которых не должно происходить возбуждение дела об административном правонарушении. А если оно уже возбуждено, то подлежит прекращению на любой стадии. 

Во-первых, это отсутствие события правонарушения. То есть и не было никакого противоправного действия (бездействия).

Во-вторых, это отсутствие состава правонарушения. Действие (бездействие) было, а вины нет. Или действие совершил недееспособный или невменяемый гражданин. Возможно, нарушителю еще не исполнилось 16 лет. И так далее.

В-третьих, если правонарушение совершено в состоянии крайней необходимости. Интересное, но сложно доказуемое основание.

Нарушитель должен доказать, что иными способами, кроме как совершенными, он не мог устранить опасность. Его интересам и правам, правам и охраняемых законом интересам третьих  лиц, государства и общества.

А также тот факт, что причиненный в результате нарушения вред – менее значительный, чем предотвращенный.

В-четвертых, истечение срока давности привлечения к административной ответственности. Учитывая особенности длящегося административного правонарушения. 

И иные способы, о которых мы рассказали в публикации “прекращение административного производства“. И в ряде дополнительных статей.

Малозначительность – основание освобождения от административной ответственности

Освобождение от административной ответственности возможно при малозначительности административного нарушения. Решение принимает  орган власти (должностное лицо, суд) по подведомственности административных дел. Но это право, а не обязанность органа, рассматривающего дело.

В таких случаях выносится устное замечание, но это не вид административного наказания. И обратите внимание, малозначительность можно распространить на любое правонарушение. В том числе установленное законодательством субъектов РФ.

Специальные случаи освобождения от административного наказания

Комиссия по делам несовершеннолетних – один из органов, рассматривающих дела. О правонарушениях, которые совершили несовершеннолетние (с 16 до 18 лет). И этот орган вправе освободить нарушителя от административной ответственности.

Однако при этом применит иные меры, которые предусматривает специальное законодательство РФ. Это индивидуальная профилактическая работы. Основы ее закрепляет закон “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”. А также иные многочисленные программы и законы в этой сфере.

Решение принимается с учетом обстоятельств дела и личности нарушителя.

Не секрет, что огромное количество постановлений за нарушения в области дорожного движения фиксируют камеры. И административный штраф придет собственнику транспортного средства. А если транспортом управлял не собственник? Ведь постановление-то уже вынесено.

Тогда такой собственник может написать жалобу на постановление. И доказать, что в момент совершения нарушения автомобилем управляло иное лицо. В том числе в результате противоправных действий. Тогда уполномоченный орган вынесет решение об освобождении от административной ответственности собственника.

аналогичный порядок действует и для собственников земельных участков при фиксации нарушений правил в области благоустройства территорий.

От административной ответственности освобождается гражданин, который добровольно сдал наркотические средства (и т.п. средства и вещества).

Однако в том случае, если не преследовал цели их продажи. Такое же решение будет принято, если гражданин добровольно обратился в медицинскую организацию за лечением от наркомании. Или добровольно направлен на социальную реабилитацию.

Эти основания действуют для лиц, употребляющих наркотики или психотропные средства (а также в отношении хранения, перевозки, изготовления без цели сбыта).

Военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, несут ответственность за административные правонарушения, как правило, по дисциплинарным уставам (положениям). Кроме правонарушений (ст. 2.5. КоАП РФ), за совершение которых ответственность наступает на общих основаниях.

Примечания к ряду статей Особенной части КоАП РФ устанавливают специальные основания освобождения от административной ответственности, связанные с поведением лица после совершения нарушения.

Источник: https://iskiplus.ru/osvobozhdenie-ot-administrativnoj-otvetstvennosti/

О порядке привлечения к административной ответственности

Что значит дисциплинарная ответственность ч. 1 ст 2.5 КоАП РФ?

Административное преследование нарушителей является одной из наиболее важных функций в механизме государственного принуждения.

Целями такой формы преследования лиц, нарушающих установленный публичными властными структурами порядок, являются как наложение разумного, соответствующего степени общественной опасности совершенного проступка наказания на виновных лиц в рамках реализации принципа неотвратимости ответственности, так и предупреждение совершения подобных и иных правонарушений, включая преступления, привлекаемым к ответственности лицом, а также иными лицами.

Однако не всегда привлечение граждан к административной ответственности отвечает требованиям законодательства. В связи с чем, граждане вынуждены обращаться в органы прокуратуры за защитой своих нарушенных прав.

В данной памятке изложены часто задаваемые вопросы, касающиеся порядка привлечения к административной ответственности.

1. Предусмотренные КоАП РФ гарантии обеспечения законности при привлечении граждан к административной ответственности.

Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением нижеописываемых случаев: совершение административных правонарушений, предусмотренных главой 12 КоАП РФ, и административных правонарушений в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации; правонарушения, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

Статьей 24.

5 КоАП РФ предусмотрен исчерпывающий перечень обстоятельств, при наличии одного из которых исключается производство по делу об административном правонарушении: отсутствие события административного правонарушения; отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие); действия лица в состоянии крайней необходимости; издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; отмена закона, установившего административную ответственность; истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела; смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

2. Сроки составления протокола об административном правонарушении.

В соответствии с требованиями ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в установленные сроки.

3. Требования к составлению протокола об административном правонарушении.

В соответствии сост. 28.

2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении

4. Обязательные сведения, которые указываются в постановлении об административном правонарушении.

Статьей 29.10 КоАП РФ установлено, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:

  • должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;
  • дата и место рассмотрения дела;
  • сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
  • обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
  • статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
  • мотивированное решение по делу;
  • срок и порядок обжалования постановления.

В случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении должна быть указана информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа.

Если хотя бы одно из вышеперечисленных сведений отсутствует, то постановление может быть отменено (если оно обжаловано или опротестовано).

5. Ответственность за неисполнение постановления по делу об административном правонарушении в случае вынесения наказания в виде штрафа.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки его уплаты.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Одновременно составляется протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 20.

25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф, предусматривающей административную ответственность виде штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

6. Порядок обжалования постановлений по делу об административном правонарушении.

В соответствии со ст.30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

Жалоба может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.

В случае пропуска указанного срока по ходатайству лица, подающего жалобу, он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором. С жалобами по указанным вопросам следует обращаться в органы прокуратуры, поскольку полномочиями по принесению протестов наделены прокуроры в соответствии со ст. 25.11 КоАП РФ.

Также представленными ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» полномочиями прокурор либо его заместитель освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов.

Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов также могут быть обжалованы в порядке в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.13,30.14 КоАП РФ. 

ООПАЗ ГУ МВД России по Саратовской области

Источник: https://64.xn--b1aew.xn--p1ai/document/6667462

Дисциплинарные взыскания: виды, порядок применения и сроки

Что значит дисциплинарная ответственность ч. 1 ст 2.5 КоАП РФ?

Дисциплина труда устанавливается в компании с учетом Трудового кодекса и правил внутреннего трудового распорядка. Подписывая должностную инструкцию и другие документы при поступлении на работу, работник дает понять работодателю, что понимает свои должностные обязанности и готов соблюдать принятый распорядок.   

Так, согласно Письму Минтруда РФ от 16.09.

2016 N 14-2/В-888, в правилах внутреннего трудового распорядка, локальных нормативных актах или в трудовом договоре могут быть положения, предусматривающие недопустимость грубых, резких выражений при общении с коллегами или клиентами. Это значит, что к работнику, нарушающему данные положения, работодатель может применить меры дисциплинарного воздействия.

Виды дисциплинарных взысканий

Ст. 192 ТК РФ регламентирует три вида дисциплинарных взысканий: замечание, выговор и увольнение.

Хотя некоторые работодатели то ли ошибочно, то ли намеренно устанавливают свои виды дисциплинарных взысканий — например, строгий выговор (действует только по отношению к отдельным категориям работников), депремирование или штраф за опоздания на работу — и даже применяют их на практике, нарушая закон.

Первое правило, которое работает в этом случае: важно применять только те виды дисциплинарных взысканий, которые установлены трудовым законодательством, а также понимать, чем они отличаются друг от друга.

И если с таким дисциплинарным взысканием, как увольнением, все более-менее понятно, так как основания для его применения подробно прописаны в ст. 81 ТК РФ, то с замечанием и выговором могут возникнуть сложности.

Проблема заключается в том, что у замечания и выговора нет характерных отличий — в ст. 192 ТК РФ дается просто перечень дисциплинарных взысканий, без указания степени их строгости.

Исходя из этого, работодатели могут отталкиваться от принципа «от более легкого к самому строгому»: замечание в списке идет первым, следовательно, это более мягкий вид взыскания, а увольнение — самое строгое, так как указывается в конце списка.

Кроме того, работодатель может расписать разницу между замечанием и выговором в локальном нормативном акте, зафиксировав основания для применения того и другого взыскания.

Основания для применения увольнения приводятся в ст. 81 ТК РФ. К ним относятся:

  • Неоднократное неисполнение трудовых обязанностей без уважительных причин (если ранее сотруднику выносилось замечание или выговор, и оно не снято (п. 5 ст. 81 ТК РФ).
  • Грубое нарушение трудовых обязанностей (прогул, хищения, появление на работе в состоянии алкогольного и наркотического опьянения и другие основания из п. 6 ст. 81 ТК РФ).
  • Для руководителя, его заместителей, главного бухгалтера: принятие необоснованного решения, которое повлекло нарушение сохранности имущества, его неправомерное использование или иной ущерб имуществу организации (п. 9 ст. 81 ТК РФ).
  • Для работника, обслуживающего денежные или товарные ценности: совершение по месту работы и в связи с исполнением трудовых обязанностей виновных действий, если эти действия служат основанием для утраты доверия к нему со стороны работодателя (п. 7 ст. 81 ТК РФ).
  • Для работника, наделенного воспитательными функциями: совершение по месту работы и в связи с исполнением трудовых обязанностей аморального проступка, несовместимого с работой (п. 8 ст. 81 ТК РФ).
  • Непринятие мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является (п. 7.1 ст. 81 ТК РФ).

Перечень дисциплинарных проступков дается в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2.

Так, под неисполнением работником без уважительных причин трудовых обязанностей (нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т.п.) следует понимать:

  1. Отсутствие сотрудника на работе

В рамках этого нарушения могут возникнуть два вопроса: что следует считать рабочим местом и где именно работник обязан находиться при исполнении своих трудовых обязанностей? Такая ситуация возможна, если в трудовом договоре или локальном нормативном акте конкретное рабочее место работника не оговорено.

В этом случае разумно ориентироваться на то определение рабочего места, которое дается в ч. 6 ст. 209 ТК РФ. Им считается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

  1. Отказ или уклонение от медицинского освидетельствования или специального обучения и сдачи экзаменов по охране труда, технике безопасности и правилам эксплуатации (для работников, у которых это является обязательным условием допуска к работе).
  2. Отказ работника от выполнения трудовых обязанностей в связи с изменением в установленном порядке норм труда (ст. 162 ТК РФ), так как в силу трудового договора работник обязан выполнять определенную этим договором трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка (ст. 56 ТК РФ).

При этом следует учитывать, что отказ от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора не является нарушением трудовой дисциплины, а служит основанием для прекращения трудового договора по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ с соблюдением порядка, предусмотренного ст. 74 ТК РФ.

Применение дисциплинарных взысканий: порядок и сроки

Главное правило, которое действует в этом случае: один дисциплинарный проступок = одно дисциплинарное взыскание.

Чтобы в принципе запустить механизм по привлечению сотрудника к дисциплинарной ответственности, работодатель должен прежде всего зафиксировать факт, дающий основание полагать, что дисциплинарный проступок действительно имел место быть. Это можно сделать с помощь приказа о проведении служебной проверки, заключения служебной проверки, акта.

Порядок применения взысканий, изложенный в ст. 193 ТК РФ, предполагает, что работник в течение двух дней дает письменное объяснение по требованию работодателя, где разъясняет обстоятельства и причины происшедшего.

Роструд рекомендует ознакомить работника под расписку с предложением, оформленным в виде адресованной именно ему резолюции на поступившем документе из правоохранительных, надзорных или контролирующих органов.

Поскольку вероятность того, что сотрудник откажется ставить под этим документом подпись высока, то предложение предоставить объяснения причин совершения проступка следует зачитать вслух в присутствии свидетелей, а в заключении составить соответствующий акт с указанием даты, времени и места его составления.

Если с подготовкой письменного объяснения работник не укладывается в двухдневный срок, то работодатель составляет соответствующий акт.

Впрочем, как отмечает Роструд, работник вправе представить свои объяснения и по истечении двухдневного срока, главное, чтобы это было сделано до завершения служебной проверки.

При этом важно понимать, что факт непредоставления работником объяснения не может расцениваться как препятствие для применения дисциплинарного взыскания.

Далее издается приказ, который работник подписывает в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия на работе. Если работник отказывается ставить подпись под приказом, то работодателю нужно составить акт.

Работник имеет право обжаловать дисциплинарное взыскание в инспекции труда и суде.

Дисциплинарные взыскания завязаны на конкретные сроки, обозначенные в трудовом законодательстве:

  • Они применяется не позднее 1 месяца со дня обнаружения проступка. Исключение составляют следующие периоды: болезнь работника, время на учет мнения представительного органа работников, время пребывания сотрудника в отпуске.
  • Они не применяются позднее 6 месяцев со дня проступка.
  • Они не применяются позднее 2-х лет со дня совершения по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки. Причем в этот период не входит время производства по уголовному делу.
  • Если в течение 1 года со дня действия взыскания работник не будет подвергнут новым «санкциям», то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания (ст. 194 ТК РФ).
  • До истечения 1 года со дня применения взыскания работодатель имеет право снять его по собственной инициативе, просьбе самого работника, ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа работников.

Источник: https://kontur.ru/articles/5373

Виды ответственности за нарушение требований охраны труда: дисциплинарная, материальная, административная, уголовная

Что значит дисциплинарная ответственность ч. 1 ст 2.5 КоАП РФ?

Трудовое законодательство большую роль уделяет безопасности труда. Данная тема освещена в 34 главе Трудового Кодекса Российской Федерации.

Охрана труда на предприятии

Выделяют несколько видов мероприятий, направленных на охрану труда, некоторые из них гарантированы законодательством, а некоторые оставлены на усмотрение работодателя:

  1. Правовые мероприятия, к которым относится налаживание документооборота в области охраны труда, то есть назначение ответственных за охрану труда, прописывание правил охраны труда, ознакомление работников под роспись с данными правилами.
  2. Социально-экономические мероприятия направлены на социальное страхование работников, обеспечивающее материальную поддержку в случаях временной или постоянной нетрудоспособности.
  3. Организационно-технические мероприятия направлены на создание надлежащих условий труда для работников, куда входит надлежащее оборудование рабочих мест, а также проведение аттестации этих мест.
  4. Санитарно-гигиенические мероприятия, например, обеспечение специальной рабочей одеждой и приспособлениями защиты.
  5. Профилактические мероприятия, направленные на заблаговременное выявление у работников различных заболеваний и профилактические меры по устранению их.

Законодатель очень строго следит за соблюдением норм охраны труда работодателями, в противном случае последние привлекаются к ответственности. Но и работникам в случае нарушения ими правил охраны труда грозит привлечение к различным видам ответственности.

Что грозит за нарушение требований охраны труда

Работник за нарушение правил охраны труда может привлекаться к дисциплинарной и материальной административной или уголовной ответственности.

Дисциплинарная ответственность

Трудовой кодекс выделяет следующие виды дисциплинарной ответственности:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение.

Привлечение работника к дисциплинарной ответственности регулируется статьями 189-196 Трудового Кодекса Российской Федерации. При этом работодатель должен соблюдать порядок привлечения к ответственности и доказать наличие вины работника. Также следует учитывать, что работника нельзя привлекать сразу к нескольким видам дисциплинарной ответственности.

Для привлечения работника к дисциплинарной ответственности работодателю необходимо провести служебную проверку для определения всех обстоятельств дела и далее вынести решение о привлечении виновного лица к дисциплинарной ответственности в течение месяца с момента совершения проступка.

Материальная ответственность

Чтобы иметь возможность привлечения работника к материальной ответственности, в трудовом договоре должно быть включено условие о такой ответственности.

Работник привлекается к материальной ответственности только в случае следующих обстоятельств:

  • если он совершил противоправное действие;
  • если он виновен в данных действиях;
  • если у этих поступков есть последствия, выражающиеся в материальном ущербе для организации.

По общему правилу налагаемая материальная ответственность не может быть больше месячного заработка работника. Исключение составляют работники, с которыми заключен индивидуальный или коллективный договор о полной материальной ответственности, либо если по вине работника работодатель был вынужден выплачивать другим людям какие-либо денежные выплаты.

Административная ответственность

Статья 5.27.

1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусматривает привлечение ответственных лиц организации, индивидуальных предпринимателей или юридические лица к административной ответственности за нарушение норм охраны труда.

Помимо этого, в других статьях Кодекса содержатся специальные нормы в данной области, например, статьи 92 и 93 предусматривают ответственность за нарушение норм труда при проектировании гидротехнических сооружений или при управлении трактором.

К административной ответственности могут привлекаться должностные лица, руководители организации либо индивидуальные предприниматели, также предусмотрены меры наказания для юридических лиц.

Согласно пункту 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, за несоблюдение норм охраны труда, предусмотренных законодательством Российской Федерации, грозит предупреждение или наложение денежного штрафа на должностных лиц или индивидуальных предпринимателей в размере от 2 до 5 тысяч рублей, на юридических лиц – от 50 до 80 тысяч рублей.

На основании пункта 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ за непроведение оценки рабочего места работника и нарушение порядка оценки грозит предупреждение или наложение денежного штрафа на должностное лицо или индивидуального предпринимателя от 5 до 10 тысяч рублей, на юридические лица – от 60 до 80 тысяч рублей.

На основании пункта 3 статьи 5.27.

1 КоАП РФ за допуск работника, не прошедшего специальное обучение и ознакомление с правилами охраны труда, предусмотренного медицинского осмотра или медицинского освидетельствования, а также в случае наличия противопоказаний грозит денежный штраф в отношении должностных лиц и индивидуальных предпринимателей от 15 до 25 тысяч рублей, в отношении юридических лиц – от 110 до 130 тысяч рублей.

На основании пункта 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ за непредоставление работникам средств защиты грозит штраф должностному лицу и индивидуальному предпринимателю в размере от 20 до 30 тысяч рублей, юридическому лицу – от 130 до 150 тысяч рублей.

Повторное правонарушение увеличивает ответственность: на должностных лиц налагается штраф от 30 до 40 тысяч рублей или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет, на индивидуального предпринимателя штраф от 30 до 40 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, на юридических лиц штраф от 100 до 200 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Уголовная ответственность

Законодательно также предусмотрена уголовная ответственность за нарушение норм охраны труда. К ней могут привлекаться только физические лица, которые имеют непосредственное вину за несоблюдение требований охраны труда.

На основании статьи 143 УК РФ за нарушение норм охрана труда, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью человека, влечет наложение штрафа до 400 тысяч рублей или в размере заработка осужденного за период 18 месяцев либо обязательные работы на срок от 180 до 240 часов, либо исправительные работы на срок до двух лет, либо принудительные работы на срок до одного года, либо лишение свободы на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового.

Нарушение требований охраны труда, повлекшее смерть человека по неосторожности, наказывается принудительными работами на срок до 4 лет либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Если деяние повлекло смерть по неосторожности, то данное преступление наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Несоблюдение требований охраны труда грозит серьезными мерами ответственности, начиная от дисциплинарной и заканчивая уголовной, поэтому беспечное отношение к охране труда может повлечь серьёзные последствия как для работника, так и для работодателя.

Загрузка…

Источник: https://pravo.team/uk-i-koap/administrativka/ohrany-truda.html

Вопросы адвокату
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: