44-ФЗ. Спорный вопрос о сертификатах соответствия на товар, поставленный в рамках госконтракта?

Содержание
  1. Сертификат соответствия на продукцию в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ 2020 г
  2. 2. Проверка подлинности сертификата соответствия
  3. 3.1. Образец Сертификата соответствия по 44-ФЗ, 223-ФЗ (обязательная сертификация)
  4. 3.2. Образец Сертификата соответствия по 44-ФЗ, 223-ФЗ (добровольная сертификация)
  5. Экспертиза по контракту в рамках Закона № 44-ФЗ
  6. Как часто и по каким контрактам должна проводится экспертиза?
  7. Как оформляется проведение экспертизы?
  8. Кто уполномочен проводить экспертизу?
  9. В каких случаях обязательно проведение «внешней экспертизы»?
  10. Где размещаются результаты проведенной экспертизы?
  11. Ответственность экспертов
  12. Сертификат соответствия
  13. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. N 982
  14. Документ: Письмо Минэкономразвития России от 22.06.2016 N Д28и-1710
  15. Что такое сертификат ГОСТ Р
  16. Кто его выдает
  17. Зачем он нужен производителю
  18. Для чего он потребителю
  19. Виды документа:
  20. Обязательный
  21. Добровольный
  22. ПОСТАВЩИКИ, ЭТО ДЛЯ ВАС! ПРО СЕРТИФИКАТЫ И ДЕКЛАРАЦИИ СООТВЕТСТВИЯ
  23. Подтверждение качества и требования к сертификации продукции в закупках по 44-ФЗ
  24. Обязательные декларации соответствия
  25. Добровольная сертификация продукции в Российской Федерации
  26. Требование соответствия продукции стандартам в государственных и муниципальных закупках
  27. Применение диапазонных значений (отклонений) ГОСТ в документах закупки
  28. Управление государственными и муниципальными закупками (144, 120, 40 ак. часов) – дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий
  29. Учимся на чужих ошибках: судебная практика по 44-ФЗ за 4 квартал 2019 года
  30. Систематические нарушения в требованиях к ТРУ
  31. Нарушения в ценах контрактов
  32. Нарушения при выборе способов проведения закупок
  33. обзор судебной практики от ФАС

Сертификат соответствия на продукцию в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ 2020 г

44-ФЗ. Спорный вопрос о сертификатах соответствия на товар, поставленный в рамках госконтракта?

Закажите бесплатную консультацию

И мы поможем вам в решении вашего вопроса

Подать заявку
1. Нужен ли сертификат соответствия?
2. Проверка подлинности сертификата соответствия
3. Скачать сертификат соответствия
4.

 инструкция “Подтверждение заказчику качества поставляемого товара по 44-ФЗ, 223-ФЗ”

Согласно российскому законодательству товар, являющийся объектом государственного контракта, обязан обладать соответствующим уровнем качества.

Документом, который должен гарантировать качество поставляемого товара, является сертификат соответствия. Для ряда произведенных продуктов наличие этого документа считается обязательным, о чём исполнитель контракта должен быть информирован, как и о порядке получения данной бумаги.

Сертификат – это документ, дающий подтверждение соответствия поставляемой продукции предъявляемыми к ней по договору требованиям безопасности и качества. Поучить его можно в специализированном сертификационном учреждении в форме стандартного бланка.

Предварительно эксперты изучают сертифицируемый продукт в лаборатории, проверяют наличие и правильность сопроводительных документов. В итоге заказчик получает на руки искомое подтверждение качества своего товара. Регламент процедуры получения сертификата прописан в нормативных актах 162-ФЗ (29.06.2015) и 184-ФЗ (27.12.2002). Ряд положений сформулирован в отдельных правительственных постановлениях.

1.1.1. Серийный продукт, который должен сертифицировать сам производитель.
 1.1.2. Объект контрактных договоренностей, экспертную проверку которого могут провести как заказчик, так и поставщик. Обязательное условие: компания должна быть резидентом России.
1.1.3. Партия поставляемой продукции, если товар представляет собой штучную продукцию, дальнейшее производство которой не предусмотрено.    Во всех перечисленных случаях факт сертификации вносят в единый реестр, находящийся на сайте Федеральной службы аккредитации. В десятидневный срок предоставляется информация о товаре, сроках сертификации, видах и результатах экспертизы.
Возникли сложности с заполнением документов?

         Закажи грамотную помощь в заполнение документов у наших специалистов, с оплатой за результат

Обратиться к специалистам
Сертификат соответствия дает своему обладателю следующие преимущества:
1) Товар с проверенным качеством может поставляться в детские учреждения и больницы.

2) Растет потребительский спрос на данный товар, поскольку на современном рынке в первую очередь учитываются такие критерии как безопасность и качество продукции.
3) Поставщик может выйти на экспортный уровень, поставляя свой продукт за рубеж.

4) Сертификация продукции, особенно выполненная авторитетными экспертными организациями, повышает деловой имидж компании-производителя.  
Сертификация может быть обязательной (перечень изделий, подлежащих обязательной сертификации, определяется постановлением правительства РФ).

Без сертификата качества продавать товары из этого списка противозаконно. Существует и добровольная сертификация, которую заказывает производитель, уверенный в качестве своей продукции и желающий активно участвовать в тендерах. Её проводят по инициативе производителя.

Если компания хочет доказать покупателям качество и безопасность своей продукции, она может получить на не сертификат соответствия. При участии в тендерах этот документ придется очень кстати.

Госзаказчик может потребовать сертификат соответствия только той продукции, которая включена в перечень товаров, нуждающихся в обязательной сертификации, согласно письму Минэкономразвития, No Д28и-1710 от 22 июня 2016 года.

Требования сертификата соответствия на продукты, подлежащие добровольной сертификации, можно предъявлять лишь при достаточной аргументации необходимости наличия добровольного сертификата. В противном случае, подобное требование будет расценено как дискриминационное ограничение конкуренции.

Для получения данного документа следует предоставить: копии уставных документов кампании, свидетельств ИНН и ОГРН, сопроводительные документы на сертифицируемый товар, заявление предусмотренного образца. Данная документация направляется экспертам сертификационного центра, которые изучив продукт экспериментально, выносят соответствующую резолюцию.

Если товар признается соответствующим предъявленным стандартам, выдается сертификат качества сроком действия от 1 года до 5 лет. Если результат отрицательный, просьбу о сертификации отклоняют. 4. Реквизиты сертификата: 1) название сертификационного центра; 2) сведения о заказчике; 3) информация о продукции, с указанием идентификатора, выделяющего ее из класса аналогичных товаров; 4) технический регламент продукта; 5) список документации, на основании которой был присвоен сертификат; 6) схема сертификации; 7) результаты проведенной экспертизы; 8) сроки сертификации; 9) подпись руководителя центра и печать. При положительном решении информация о присвоении продукту сертификата соответствия заносится в единый реестр. 

2. Проверка подлинности сертификата соответствия

 Самостоятельная экспертиза подлинности сертификата.
Как можно самостоятельно проверить на подлинность сертификат качества? Сведения обо всех выданных в РФ сертификатах есть в открытом доступе на сайте Федеральной службы по аккредитации: fsa.gov.ru.

На главной странице открываем вкладку «Реестры», затем выбираем в новом окне «Сертификаты соответствия». В окне под названием «Номер сертификата», вводим идентификационный номер проверяемого сертификата. Если его нет, можно искать по данным заявителя, производителя, дате получения.

Финальный шаг – графа «Статус»: зеленый круг – сертификат в норме, оранжевый – действие приостановлено, красный – аннулирован. Если срок выдачи сертификата не превышает десяти дней, его может не быть в реестре, тогда надо дождаться, когда он будет туда занесён. Если искомый сертификат отсутствует, перед нами – подделка.

Следует обратиться для проверки в техподдержку сайта, если вы все сделали верно, а сертификата в реестре нет, следует написать заявление о мошенничестве. Согласно п. 3 части 5 статьи 66 44-ФЗ, в составе второй части заявки участник должен предоставить копии сопроводительных документов к товару, удостоверяющих его качество.

Но там же говорится, что неправомочно требовать предъявления копий сертификатов, если они передаются вместе с товаром. То есть, для закупок, согласно 44-ФЗ, требование о наличии в заявке копий сертификатов незаконно. Но победитель торгов будет должен предоставить с товаром полный список сопроводительных документов.

Согласно части 2 статьи 2 223-ФЗ в документации о закупке могут содержаться требования к товару, порядок заключения и исполнение контрактов, а также иные положение. К разряду иных можно отнести и требования о предоставлении сертификатов соответствия на товар.

При этом предъявлять к потенциальным поставщикам требования, не прописанные в положении о закупке, нельзя. Из этого можно сделать вывод, что при проведении процедур в рамках 223-ФЗ заказчик может потребовать от участников предоставления в заявке сертификатов. Но такое требование должно быть обосновано и указано в закупочной документации

3.1. Образец Сертификата соответствия по 44-ФЗ, 223-ФЗ (обязательная сертификация)

Скачать образец Сертификата соответствия по 44-ФЗ, 223-ФЗ (обязательная сертификация) бесплатно можно здесь

3.2. Образец Сертификата соответствия по 44-ФЗ, 223-ФЗ (добровольная сертификация)

Скачать образец Сертификата соответствия по 44-ФЗ, 223-ФЗ (добровольная сертификация) бесплатно можно здесь

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства.

Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера.

Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

© Центр Поддержки Предпринимательства

Обратно к списку

Источник: https://cpp-group.ru/baza-znaniy-smp/obrazcy-dokumentov/sertifikat-sootvetstviya-na-produktsiyu/

Экспертиза по контракту в рамках Закона № 44-ФЗ

44-ФЗ. Спорный вопрос о сертификатах соответствия на товар, поставленный в рамках госконтракта?

Согласно ч.3 ст.94  Закона № 44-ФЗ заказчики обязаны проводить экспертизу принимаемой продукции. Такая экспертиза должна проводиться своими силами («внутренняя экспертиза») либо к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации («внешняя экспертиза»).

Как часто и по каким контрактам должна проводится экспертиза?

Закон № 44-ФЗ не содержит случаев, при которых экспертиза может не проводиться. Следовательно, экспертиза должна осуществляться по всем контрактам, в том числе контрактам (договорам), заключенным по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Иными словами, предмет контракта, его цена и основание для заключения никак не влияют на возможность (необходимость) проведения экспертизы.

Экспертиза должна проводиться даже в том случае, когда провести ее на практике невозможно.

Например, в случае заключения контракта по поставку электрической энергии заказчик должен подтвердить, что поставленная энергоснабжающей организацией электрическая энергия соответствием всем условиям заключённого контракта. Приведем еще один пример: поставка ГСМ.

В данном случае также нет никаких оснований, чтобы экспертизу не проводить. Соответственно, перед подписанием акта сдачи-приемки заказчик должен удостовериться в том, что поставленный ему ГСМ полностью соответствует условиям заключенного контракта.

Очевидно, что провести экспертизу по подобным контрактам проблематично. К счастью для заказчика Законом № 44-ФЗ не определен порядок ее проведения. Поэтому, в ряде случаев, такая экспертиза будет носить формальный, а не реальный характер, и состоять в документальном подтверждении факта ее проведения.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ экспертиза является неотъемлемой частью приемки продукции по контракту. Таким образом, экспертиза должна проводиться каждый раз перед подписанием заказчиком документа о приемке.

Так, например, если по контракту предусмотрена ежемесячная приемка продукции, экспертиза должна проводиться ежемесячно в отношении той части продукции, которая принимается.

Если продукция по контракту принимается ежедневно – экспертиза должна проводиться ежедневно перед каждой приемкой.

Недопустимо со стороны заказчика подтверждать соответствие принятой по контракту продукции после окончания срока действия контракта, т.е. «задним числом». Экспертиза во всех случаях должна проводиться до приемки продукции.

Как оформляется проведение экспертизы?

Закон № 44-ФЗ не устанавливает каких-либо специальных требований к оформлению экспертизы, проводимой заказчиком своими силами (в том числе не устанавливает требований к составлению каких-либо документов по результатам проведения такой экспертизы).

Вместе с тем, на практике довольно часто встречаются случаи, при которых заказчику необходимо подтвердить факт проведения экспертизы до осуществления приемки той или иной продукции. Просто подписание заказчиком документа о приемке недостаточно.

Факт проведения экспертизы может быть подтвержден несколькими способами. Например, путем проставления визы согласования на документе о приемке лицом, уполномоченным заказчиком на проведение экспертизы. Второй вариант – составление отдельного документа (например, экспертного заключения) таким лицом.

Проведение экспертизы может быть возложено на приемочную комиссию заказчика, если такая создана.

В последнем случае в положении о такой комиссии следует указать, что она уполномочена не только на осуществление приемки продукции, но и на проведение ее экспертизы.

При этом фактом, подтверждающим проведение экспертизы, является факт осуществление указанной комиссией приемки поставленной продукции, т.е. подписание документа о приемке. Возможны и иные способы и варианты подтверждения проведения экспертизы своими силами.

Если экспертиза проводится с привлечением внешних экспертов, экспертных организаций (прим.: случаи проведения «внешней экспертизы» с 31 июля 2019 года должны быть определены Правительством РФ  (ч.4.1. ст.

94 Закона № 44-ФЗ), но в настоящее время такой документ отсутствует), то результатом проведения такой экспертизы является экспертное заключение (ч.5 ст.94 Закона № 44-ФЗ).

, порядок оформления экспертного заключения определяется условиями договора, заключенного заказчиком с внешним экспертом, экспертной организацией.

Кто уполномочен проводить экспертизу?

Если экспертиза принимаемой по контракту продукции проводится своими силами, то ее проводить может любое лицо. В 99% случаях – это штатный работник или работники заказчика.

Проведение «внутренней экспертизы» может быть возложено заказчиком на членов приемочной комиссии, на работников контрактной службы или даже на членов комиссии по осуществлению закупок. В данном случае экспертиза будет проводиться коллегиально, т.к.

в Законе № 44-ФЗ нет обязательного требования о том, что экспертиза должна проводиться кем-то персонально.

В отличие от членов комиссии по осуществлению закупок, контрактных управляющих, работников контрактной службы Закон № 44-ФЗ не предъявляет каких-либо требований к лицам, проводящим экспертизу от имени заказчика. Такие лица могут не иметь образования в сфере закупок.

К сожалению, такие лица не во всех случаях являются специалистами в соответствующе предметной области.

Однако, это не снимает с них ответственности, если в результате некачественно проведенной экспертизы заказчиком будет принята продукция, не соответствующая условиям заключенного контракта.

В случае проведения «внешней экспертизы» требования к внешним экспертам установлены ст. 41 Закона № 44-ФЗ. Важно отметить, что внешним экспертом, экспертной организацией может выступать физическое лицо (в том числе ИП), юридическое лицо, с которым заказчиком заключен договор на проведение экспертизы.

Требования к указанному договору два: 1) он должен быть возмездный; 2) он должен быть заключен на основании Закона № 44-ФЗ (не Закона № 223-ФЗ).

Первое требование объясняется тем, что Закон № 44-ФЗ не регулирует заключение безвозмездных сделок и соглашений. Соответственно заключаемый с внешним экспертом, экспертной организацией контракт должен быть возмездным.

Второе требование прямо предусмотрено ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ.

К слову отметим, что контракт с внешним экспертом, экспертной организацией может быть заключен, например, по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ при условии соблюдения иных ограничений, установленных для данного способа закупки. Это также будет является заключением контракта по Закону № 44-ФЗ.

В каких случаях обязательно проведение «внешней экспертизы»?

Если заказчиком не проводится внутренняя экспертиза, должна проводиться экспертиза внешняя. И наоборот, при проведении внешней экспертизы внутренняя экспертиза не проводится. Объясняется это союзом «или», который использовал законодатель в ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ.

Однако, в отдельных случаях Закон № 44-ФЗ предписывает проводить только внешнюю экспертизу. Как уже было отмечено выше, такие случаи должно определить Правительство РФ, но пока такой акт Правительства РФ отсутствует.

Где размещаются результаты проведенной экспертизы?

Результаты «внутренней» и «внешней» экспертизы не подлежат размещению в ЕИС. Нет также требований о размещении таких результатов в реестре контрактов. В связи с этим, результаты экспертизы, как и иные документы о закупке, хранятся у заказчика и должны быть предоставлены по требованию контролирующих органов.

Ответственность экспертов

Довольно часто возникает вопрос о том, какую же ответственность несет эксперт, экспертная организация? Для «внешних экспертов» ответственность прямо предусмотрена в законодательстве. От административной (ст. 7.32.6 КоАП РФ) до уголовной (ст. 200.6 УК РФ).

На «внутренних экспертов» указанные статьи не распространяются, т.к. в понятийном аппарате Закона № 44-ФЗ они не являются экспертами, экспертными организациями.

«Внутренние эксперты» являются должностными лицами заказчика и проводят экспертизу от его имени.

Такие лица несут ответственность в соответствии с законодательством в зависимости от тяжести наступивших последствий в результате некачественно проведенной ими экспертизы.

Остались вопросы?Получите ответы на них прямо сейчас в закрытой группе WhatsApp!

Удачных закупок!

Источник: https://44fz.ru/article/ekspertiza-po-kontraktu/

Сертификат соответствия

44-ФЗ. Спорный вопрос о сертификатах соответствия на товар, поставленный в рамках госконтракта?

Надоели отклонения заявок?

Нужно подготовить сложную форму 2?

Требуется защитить интересы в ФАС?

Обращайтесь!

 Наш принцип: Быстрота и надежность!

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» сертификат соответствия – это документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров. Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в форме:

1) декларирования соответствия;

2) обязательной сертификации (ст. 20 Закона о техническом регулировании).

В настоящее время действует единый перечень, утв. решением Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 г. № 620.

Что касается добровольной сертификации, то установление подобных требований для участников аукциона – это очевидное нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ. Данная норма устанавливает запрет на установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников аукциона или ограничение доступа к участию в аукционе.

Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. N 982

“Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии”

в п. 3 ст. 29 94-ФЗ сказано что Государственный или муниципальный контракт заключается на условиях, указанных в поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации.

То есть я так понимаю условия из извещения переносятся в контракт, Соглашение же между сторонами может быть достигнуто не только путём составления единого документа, но и обмена документами…

На мой взгляд, в данной ситуации правда, увы, не на Вашей стороне.

Единственное, на чём можно выстраивать свои требования, на мой взгляд – опираться на неправомерность включения Заказчиком в извещении требований о предоставлении указанных сертификатов, если данная продукция не подлежит сертификации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 и как следствие – данное условие является ничтожным.

В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 66 44-ФЗ, в случае если в соответствии с законодательством РФ установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе, вторая часть заявки должна содержать копии таких документов, подтверждающих их соответствие.

Иначе говоря: правомерно требовать от участников электронного аукциона представить сертификаты, декларации и иные документы, если по законодательству товар подлежит обязательной сертификации, декларированию.

Документ: Письмо Минэкономразвития России от 22.06.2016 N Д28и-1710

Какие документы нужно оформить при приемке товара по 44-ФЗ?

В случае если поставленный товар соответствует требованиям заказчика, должен быть составлен документ о приемке товара. Данный документ должен быть подписан заказчиком, а если создавалась приемочная комиссия, то в акте приемки должны стоять подписи всех членов комиссии.

А сам документ о приемке должен быть утвержден заказчиком. Если заказчик привлекал к проведению экспертизы стороннюю организацию, эксперта, то акт приемки товара по 44-ФЗ должен учитывать выводы, отраженные в экспертном заключении. К акту приемки можно приложить заключение по экспертизе.

Если же заказчик полагает, что поставленный товар не отвечает требованиям контракта, то он должен подготовить мотивированный отказ от приемки товара по 44-ФЗ.

Такой документ должен быть направлен в адрес поставщика.

Установленного законом образца таких документов нет, поэтому составить их можно в свободной форме. Целесообразно отразить в приемочных документах следующие сведения:

поставленный товар и его стоимость;

результаты экспертизы;

заключение приемочной комиссии с учетом выводов эксперта;

список выявленных недостатков;

подписи членов приемочной комиссии.

Если в вашем контракте указано на необходимость применения Инструкций по приемке, то обратите внимание на требования п. 29 данной Инструкции, где указано, какие сведения необходимо включить в акт приемки.

Указанные документы должны быть оформлены в сроки для приемки товара, установленные законом или контактом.

Что делать, если заказчик не принимает товар по 44-ФЗ?

В практике нередки случаи, когда заказчик проводит экспертизу и обнаруживает, что поставленный товар не соответствует требованиям, отраженным в контракте, в техническом задании. В этом случае заказчик отказывается принимать товар, ссылаясь на нормы 44-ФЗ.

В этой ситуации заказчик направляет мотивированный отказ от приемки с указанием причин такого отказа и требованием устранить недостатки в установленные сроки.

Если поставщик согласен с заявленными недостатками и может их устранить, то он устраняет их. Производится повторная приемка товара.

Если же поставщик полагает, что товар качественный, то он может заказать независимую экспертизу качества поставленного товара, его соответствия требованиям технического задания.

Положительные результаты данной экспертизы поставщик может направить в адрес заказчика с требованием принять и оплатить товар, то есть направить досудебную претензию.

По истечении 30 дней с момента вручения претензии заказчику (или иного срока, установленного контрактом для рассмотрения претензии) поставщик может обратиться в арбитражный суд с соответствующим исковым заявлением.

О том, как подать документы в суд, читайте здесь.

Также стоит заметить, что когда заказчик отказывается от приемки товара ненадлежащего качества, а поставщик не устраняет недостатки, то заказчик может в одностороннем порядке расторгнуть контракт (если такая возможность предусмотрена контрактом).

В случае расторжения контракта со стороны заказчика сведения о поставщике могут быть включены в реестр недобросовестных поставщиков.

Поэтому поставщику важно не только в судебном порядке обязать принять товар, но и участвовать в заседании ФАС по вопросу включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков, а также обжаловать в суде решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

О сертификатах соответствия в жизни.

Сертификат соответствия (ГОСТ) необходим для производителей чего-либо. Данный документ способен помочь производителю выйти на обширные рынки, работать с сетевыми магазинами, крупными оптовыми компаниями. Отсутствие такого сертификата, сулит проблемами (если продукцию требуется сертифицировать по закону), а также плохо влияет на развитие самой компании – производителю.

Что такое сертификат ГОСТ Р

Это документ, который официально удостоверяет, что качество продукции или услуги соответствует стандартам, действительным на территории Российской Федерации.

Кто его выдает

Сертифицирование производят специальные центры, аттестованные в Федеральной службе по аккредитации.

Зачем он нужен производителю

Имея такой сертификат, производитель получает преимущество перед конкурентами, у которых его нет.

Сертифицированная компания обладает большим доверием потребителей, благодаря чему:

  • увеличивается их количество,
  • цена товара или услуги возрастает,
  • появляются дополнительные рынки сбыта,
  • в итоге растет прибыль.

Для чего он потребителю

Сертификат защищает покупателя от недобросовестного производителя, гарантирует, что предоставленный товар имеет надлежащее качество.

Виды документа:

Сертификат соответствия бывает двух видов: добровольный и обязательный. Обязательный выдается на бланке зеленого цвета, добровольный – голубого.

Сертификат – обязательный (ГОСТ Р)

Обязательный

Такой сертификат необходимо оформить, если товар включен в список продукции, которая должна пройти процедуру проверки качества. При торговле в Российской Федерации он необходим для предъявления таможенникам и контролирующим структурам.

Сертификат – добровольный (ГОСТ Р)

Сертификат – добровольный (ГОСТ Р)

Добровольный

Если продукции нет в перечне, то производитель оформляет добровольный сертификат. При этом он сам определяет критерии, по которым будут проверяться его товары.

Предприниматель, пренебрегающий получением этого документа, подобен скупцу, который платит дважды: цена на его товар ниже, чем могла бы быть, покупатели не доверяют его продукции, партнеры предпочитают работать с сертифицированными компаниями.

ПОСТАВЩИКИ, ЭТО ДЛЯ ВАС! ПРО СЕРТИФИКАТЫ И ДЕКЛАРАЦИИ СООТВЕТСТВИЯ

Нередко в тексте контракта вы можете увидеть фразу «при передаче товара поставщик должен предоставить заказчику сертификаты соответствия, декларацию о соответствии и другие документы, удостоверяющие качество товара».

Что это значит?

Сертификация – это оценка продукции на предмет ее соответствия установленным стандартам (описанным в технических регламентах).
Потому и говорят “сертификат соответствия”.

Она бывает добровольной и обязательной.

Добровольную мы не трогаем. Заказчики по 44-фз не имеют права требовать с поставщиков документы о такой сертификации.

Обязательную сертификацию продукция должна пройти, если она содержится в перечне такой продукции (постановление Правительства РФ № 982 от 01.12.2009).

В постановлении 2 перечня:
– товары, на которые необходимо получить сертификат соответствия
– товары, на которые необходимо получить декларацию о соответствии
То есть если товар в перечне про декларацию, то обязательно получаем декларацию. Если в перечне про сертификат, то обязательно получаем сертификат.

Важно: декларация о соответствии – это не декларация поставщика, что мол “мамой клянусь, хороший товар”. Декларация – такой же официальный документ от аккредитованной организации, как и сертификат.

Эти документы выдают сертификационные центры по итогам специальной процедуры. За плату. Как правило, их получают производители товаров (а поставщики могут использовать копии).

Если ваш товар НЕ указан ни в одном из этих перечней, то вам НЕ нужен ни сертификат, ни декларация.

Но тут возникает вопрос – нужно ли вам так называемое «отказное письмо».

Отказное письмо – это разъяснительный документ, где сертификационный центр официально отвечает, что продукция не подлежит обязательной сертификации.
В одно письмо можно включить несколько видов товаров. Письмо делают по запросу за пару дней, стоит недорого.

Обязательно ли получать отказное письмо?
Нет. Если заказчик на приемке требует от вас либо сертификат, либо декларацию, либо отказное письмо, можно ему ответить примерно так:

Товар, поставляемый по контракту, не подлежит обязательной сертификации, он не указан в соответствующих перечнях ПП № 982 от 01.12.2009. Закон не устанавливает обязанности по оформлению отказного письма.

Но многие поставщики экономят время и нервы, не пытаясь убедить госзаказчиков в своей правоте. Гораздо проще предъявить официальный документ – отказное письмо.

Источник: https://44fzrf.ru/sertifikat-sootvetstviya/

Подтверждение качества и требования к сертификации продукции в закупках по 44-ФЗ

44-ФЗ. Спорный вопрос о сертификатах соответствия на товар, поставленный в рамках госконтракта?

В статье обсудим: что такое обязательная и добровольная сертификация продукции, а так же каким стандартам должна соответствовать продукция в государственных и муниципальных закупках.

Сертификация продукции — это форма подтверждения соответствия продукции установленным требованиям безопасности в соответствии с техническим регламентом, стандартом ГОСТ Р или международным стандартом.

Правовое регулирование отношений в сфере стандартизации осуществляется:

  • Федеральным Законом от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»,
  • Федеральным Законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее — Закон «О техническом регулировании»),
  • нормативными актами правительства и ведомств, отвечающих за эту сферу.

Международные стандарты, региональные стандарты и своды правил, стандарты и своды правил иностранных государств, иные документы по стандартизации иностранных государств применяются в соответствии с международными договорами РФ.

Государственные стандарты (ГОСТ) были разработаны еще в период СССР и в дальнейшем были закреплены и изменены, как национальные государственные стандарты (ГОСТ Р). С момента принятия Закона «О техническом регулировании» начат переход на сертификаты соответствия и декларациям о соответствии. Система стандартов ГОСТ Р все больше и больше применяется для добровольной оценки качества продукции.

Оценка соответствия продукции для целей реализации на территории ЕАЭС осуществляется по Техническим Регламентам Таможенного Союза (ТР ТС).

Продукция, подлежащая обязательной сертификации в России, описана в номенклатуре продукции, см. перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 982.

 В системе сертификации России обязательной сертификации подлежат обычно товары и услуги, которые влияют на безопасность людей.

В таких случаях оформляется обязательный сертификат соответствия или декларация соответствия, которые выдаются на бланке установленного образца.

Сертификаты выдаются аккредитованными органами по сертификации на основании проведенных сертификационных испытаний продукции, анализа состояния производства и других необходимых процедур.

Управление государственными и муниципальными закупками – онлайн-курс для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Обязательные декларации соответствия

Декларирование — это альтернативный способ подтверждения качества продукции и услуг. Декларация соответствия — официальный документ, подтверждающий качество продукции. Номенклатура продукции, соответствие которой должно быть подтверждено декларацией о соответствии также определена Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 982.

Кроме обязательных сертификатов соответствия системой стандартизации предусмотрены обязательные декларации соответствия. Декларирование соответствия также является формой обязательного подтверждения соответствия продукции установленным требованиям безопасности и наряду с обязательной сертификацией имеет такую же юридическую силу, как сертификат соответствия.

Декларацию о соответствии принимает юридическое лицо, зарегистрированное на территории РФ, являющееся изготовителем или продавцом, либо выполняющее функции иностранного изготовителя на территории РФ на основании договора с ним в части обеспечения соответствия поставляемой продукции требованиям нормативных документов и в части ответственности за несоответствие поставляемой продукции требованиям нормативных документов.

Форма сертификата соответствия ГОСТ Р и декларации соответствия ГОСТ Р утверждены Постановлением Госстандарта от 17 марта 1998 г. № 12.

Если продукция не подлежит обязательной сертификации, то для подтверждения качества можно оформить добровольный сертификат ГОСТ Р.

Добровольная сертификация продукции в Российской Федерации

Добровольный сертификат соответствия в системе ГОСТ Р оформляется производителем или поставщиком продукции для того, чтобы подтвердить документально качество продукции. Такая продукция может быть конкурентными преимуществами при реализации.

Сертификат соответствия ГОСТ Р или ТР ТС оформляется специально аккредитованными органами по сертификации.

Существует несколько вариантов сертификации продукции. Выбор варианта обусловлен видом продукции, ее количеством и целей сертификации. В целом, сертификат может быть оформлен на контракт, партию или на серийное производство.

В настоящее время при проведении процедур добровольной сертификации в системе ГОСТ Р следует руководствоваться следующими документами (см. разъяснения по вопросу добровольной сертификации в системе ГОСТ Р министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 05.12.2016):

  • Постановление Госстандарта России от 5 августа 1997 г. № 17 «О принятии и введении в действие Правил сертификации»;
  • Постановление Госстандарта России от 21сентября 1994 г. № 15 «Об утверждении «Порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации»;
  • Постановление Госстандарта России от 17 марта 1998 г. № 12 «Об утверждении правил по сертификации «Система сертификации ГОСТ Р. Формы основных документов, применяемых в Системе»;
  •  Постановление Госстандарта России от 4 ноября 2000 г. № 76 «О введении в действие Системы добровольной сертификации продукции Госстандарта России (пункт 10).

Требование соответствия продукции стандартам в государственных и муниципальных закупках

Закон № 44-ФЗ предусматривает, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки обязан принимать во внимание правило использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами. 

При этом, если заказчиком не используются  показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Описание объекта закупки может включать в себя, в том числе, требования подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.

Это означает, что заказчик вправе требовать от участников представить сертификаты, декларации, если по законодательству товар подлежит обязательной сертификации, декларированию (см. письмо Минэкономразвития России от 22.06.2016 № Д28и-1710). В таком случае участник обязан будет предоставить заказчику соответствующий сертификат соответствия или декларацию соответствия.

Требование заказчика соответствия объекта закупки документам добровольной сертификации (ГОСТ Р) должно быть обязательно обосновано в описании закупки, иначе это может быть воспринято, как ограничение конкуренции. Если такое требование есть, участник обязан будет предоставить соответствующий сертификат.

Применение диапазонных значений (отклонений) ГОСТ в документах закупки

В соответствии с законом № 44-ФЗ при описании объекта закупки заказчик устанавливает значения характеристик объекта. При этом показатели могут быть указаны в виде диапазона.

В то же время, участник в заявке обязан привести конкретные показатели. Однако, формулировки закона читаются неоднозначно, когда показатели имеют диапазон отклонений, допускаемый ГОСТ или техническими условиями.

Поэтому Минэкономразвития выпустило несколько разъясняющих писем.

Например, Письмо Минэкономразвития России от 01.08.2016 № Д28и-2011. В аукционной документации можно указать ГОСТ, не раскрывая его содержание, поскольку такие действия не противоречат закону № 44-ФЗ.

Однако если заказчик ссылается на технические условия, то в документации нужно привести их подробное описание.

Это обосновано тем, что условия, в отличие от ГОСТа, утверждает изготовитель товара или исполнитель услуг, работ.

Или Письмо Минэкономразвития России от 17.08.2016 № Д28и-2118.  В случае, когда заказчик не использует показатели, предусмотренные законодательством о техническом регулировании и стандартизации, он должен обосновать в документации применение других значений. Подготовить обоснование следует и заказчику, который сузил значения показателей из ГОСТ.

Если заказчик в документации сослался на ГОСТ и не привел более никаких показателей, участнику аукциона достаточно привести в первой части заявки только согласие на поставку товара.

Если заказчик не ограничился ссылкой на ГОСТ и указал в документации об электронном аукционе параметры товара, соответствующие ему, участник должен указать в заявке характеристики товара.

Ссылку на ГОСТ участник в первой части заявки приводить не должен, поскольку ГОСТ не является конкретным показателем товара и не позволяет понять его характеристики (Письмо Минэкономразвития России от 30.09.2016 № Д28и-2640).

Управление государственными и муниципальными закупками (144, 120, 40 ак. часов) – дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1498

Учимся на чужих ошибках: судебная практика по 44-ФЗ за 4 квартал 2019 года

44-ФЗ. Спорный вопрос о сертификатах соответствия на товар, поставленный в рамках госконтракта?

Федеральная антимонопольная служба обобщила практику по спорам в госзакупках по 44-ФЗ за 4 квартал 2019 года. Основные спорные моменты коснулись цен контрактов, проектной документации, способов проведения закупок, требований к ТРУ. Обратите на них внимание, они помогут избежать аналогичных ошибок при участии в госзакупках.

Статья подготовлена экспертами учебного центра «Финконт»

Систематические нарушения в требованиях к ТРУ

В правовом отделе ФАС особо заострили внимание на систематических нарушениях, с которыми в ведомстве сталкиваются каждый день при рассмотрении жалоб. В частности, они касаются п. 2 ч. 1 ст. 64 44-ФЗ. Заказчики указывают завышенные требования к товарам, работам или услугам вплоть до физико-химических свойств, требований к результатам испытаний, что, с точки зрения закона, неправомерно.

Яркий пример — дело № А40-48371/19 от 29.10.2019. В первой части заявки заказчик установил требования к товару — асфальтобетонной смеси, которую было необходимо приобрести исполнителю.

В списке требований фигурировал диаметр отдельных компонентов смеси — минеральных зерен, еще требовалось провести определенные испытания.

Поскольку закон не обязывает участников иметь товар в наличии для подачи заявки на участие в закупке, ФАС обратилась в суд с требованием признать условия заказчика неправомерными.

Нарушения в ценах контрактов

Противоречия в отношении цены контракта также нередко фигурируют среди нарушений 44-ФЗ. Одна из жалоб со стороны участника закупок на подобное нарушение вылилась в дело A40-188750/19.

В документации заказчик указал условия для исполнителей, не являющихся плательщиками налога на добавочную стоимость (НДС), в том числе находящихся на упрощенной системе налогообложения (УСН).

Для них расчетные работы предлагалось провести с учетом коэффициента перерасчета цены контракта, рассчитанной, как соотношение цены контракта, предложенной победителем, к начальной (максимальной) цене контракта, сформированной заказчиком без учета суммы НДС.

В ФАС усмотрели нарушение п. 2 ч. 6 ст. 83.1 44-ФЗ и сочли, что она ущемляет права участников закупок, в роли которых выступают любые юридические лица, вне зависимости от системы налогообложения. Суд позицию антимонопольного ведомства поддержал.

Еще одно нарушение, связанное с НДС, выявили на стадии заключения контракта (дело № А40-146460/19). Победитель закупок не являлся плательщиком налога на добавочную стоимость и попросил исключить из проекта контракта фразу «включая НДС», но получил отказ.

В типовых контрактах, разработанных органами исполнительной власти, предусмотрена вариативность цены: включая НДС (для плательщиков НДС) и без учета НДС (для тех, кто его не платит).

Сумма контракта от вида налогообложения участника не меняется. Следовательно, отказ заказчика — нарушение закона.

На это обстоятельство обратила внимание ФАС, суд позицию антимонопольщиков поддержал и обязал заказчика изменить проект контракта.

Нарушения при выборе способов проведения закупок

Процедуру закупок проводят несколькими способами. Наиболее популярны запрос котировок, электронный аукцион, открытый конкурс в электронной форме, закупки у единственного поставщика.

Но отдельные товары, входящие в так называемый аукционный перечень, можно закупать только путем проведения аукциона. В него, в частности, входят закупки на проведение работ по капитальному ремонту. Один из заказчиков не заострил внимания на такой детали и выбрал исполнителя путем проведения открытого конкурса в электронной форме. Итог — дело № А40-250900/19.

Это не единственное допущенное заказчиком нарушение. ФАС установила, что в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) нет ни проектной документации, ни сметы, а есть только акт, содержащий перечень дефектов по объекту, на котором предполагалось выполнение работ.

В суде пришли к выводу, что поскольку указанных документов нет и отсутствует информация о технических характеристиках, требованиях к безопасности, к результатам работ, определить потребности заказчика невозможно, а значит, нельзя и сформировать предложение по выполнению госконтракта. В итоге ФАС выдала заказчику предписание о необходимости аннулировать закупку.

Перед участием в госзакупках и решении спорных вопросов не забудьте изучить все нюансы Федерального закона № 44-ФЗ, а при необходимости получить необходимую юридическую консультацию. Напомним, что с 01.01.

2020 вступил в силу ряд изменений.

Теперь участникам закупок нужно обязательно регистрироваться в ЕИС, указывать страну происхождения товара, пользоваться новым перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов при закупке лекарственных средств.

обзор судебной практики от ФАС

Источник: https://goskontract.ru/kontrakt/uchimsya-na-chuzhikh-oshibkakh-sudebnaya-praktika-po-44-fz-za-4-kvartal-2019-goda

Вопросы адвокату
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: